Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техническое состояние и коммунальное благоустройство сельских дошкольных образовательных учреждений




(%)

 

2001 г.

2009 г.

2010 г.

село город
Из общего числа дошкольных образовательных учреждений:        
ü требуют капитального ремонта 37,9 31,3 26,4 19,5
ü находятся в аварийном состоянии 1,9 2,2 1,4 1,0
ü имеют все виды благоустройства 63,7 72,9 75,1 96,6
не имеют:        
ü водопровода 19,9 14,6 19,1 3,4
ü центрального отопления 21,3 13,8 18,0 4,1
ü канализации 27,8 18,4 22,3 3,8

 

Среднее общее образование. В 2010 г. в сельской местности было введено общеобразовательных школ на 20,2 тыс. ученических мест, что на 3,3 тыс. (4%) меньше предыдущего года. К 2000 г. объем ввода составил 38%. Почти весь ввод сельских школ обеспечен за счет строительства, на реконструкцию и техническое перевооружение действующего фонда школьных зданий пришлось всего 4%.

Ввод школ вырос в большинстве федеральных округов, максимально в Северо-Западном (в 1,4 раза), Южном (2,9) и Уральском (4,6) ФО. В Центральном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах строительство и реконструкция школ в сельской местности сократились (на 44,4; 51,9 и 29,8% соответственно).

На начало 2010/2011 учебного года в сельской местности сеть учреждений, реализующих программы общего образования, состояла из 30,3 тыс. самостоятельных учреждений и 4 тыс. филиалов. Образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста насчитывалось 0,9 тыс., общеобразовательных учреждений и школ-интернатов – 32,9 тыс. и прочих – 0,48 тыс. Начальные школы составляли 16,6% общеобразовательных учреждений и школ-интернатов, основные – 28,3, средние - 54,2, другие (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи) – 0,9% (табл. 4.2.4).

Учреждения общего среднего образования на селе

(на начало учебного года)

 

2000/01

2009/10

2010/11

2010/11, %

к 2000/01 к 2009/10
Число учреждений, реализующих программы общего образования, – всего, тыс.     45,2     36,3     34,3     75,9     94,5
самостоятельных 32,2 30,3 94,1
филиалов 4,1 4,0 97,6
в них учащихся, тыс. чел. 6015,2 3853,5 3742,3 62,2 97,1
ü образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста     …     1,0     0,9     …     90,0
в них учащихся 16,2 16,0 98,8
ü общеобразовательные учреждения и школы-интернаты   45,1   34,7   32,9   72,9   94,8
в них учащихся 6015,2 3762,0 3657,7 60,8 97,2
 в том числе:          
- начальные 13,1 6,4 5,4 41,2 84,4
 в них учащихся 205,1 79,4 70,8 34,5 89,2
- основные 11,2 9,5 9,3 83,0 97,9
 в них учащихся 739,7 434,2 430,9 58,3 99,2
- средние 20,3 18,5 17,8 87,7 96,2
 в них учащихся 4977,0 3140,0 3048,7 61,3 97,1
ü прочие 0,5 0,5 0,48 96,0 96,0
в них учащихся 93,4 75,3 68,7 73,6 91,2
Численность учителей - всего, тыс. чел.   687,0   461,2   441,8   64,3   95,8
В том числе в общеобразовательных учреждениях   н.д.   448,5   430,0   …   95,9
Удельный вес учащихся, занимающихся во II, III смены, %   10,2   8,9   8,9   х   х
Удельный вес учителей, имеющих образование, %:          
- законченное высшее 70,8 75,1 76,2 х х
- незаконченное высшее 2,8 х Х х х
- среднее специальное 25,2 22,7 22,2 х х
в т.ч. педагогическое 22,7 20,0 19,5 х х
имеющих стаж педагогической работы:            
- до 2 лет 6,4 4,3 4,6 х х
- 10 лет и более 69,4 80,6 80,6 х х
в том числе свыше 20 лет 35,6 53,8 55,2 х х

 

За прошедший год сеть сельских общеобразовательных учреждений и школ-интернатов уменьшилась на 1,8 тыс. (5,2%), в том числе самостоятельных – на 1,7 тыс. (5,8%), филиалов – на 0,1 тыс. (2,4%). По-прежнему сокращение идет в основном за счет начальных школ, на них приходится 51% общего числа закрытых учреждений (с филиалами), на основные школы – 10,7%, средние – 34,7%.

По данным нашего опроса, проведенного в 2011 г., территориальную доступность начальной школы положительно оценивают 75,3% респондентов, основной – 73,3, средней - 69,8%. Не совсем доступны и недоступны начальные школы детям 20,7% опрошенных жителей села, основные школы – 22,5 и средние – 26,4%.

Сеть самостоятельных общеобразовательных учреждений сократилась в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, в девяти регионах она сохранилась на прежнем уровне (республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Тыва, Камчатский край, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа) и в трех (республики Кабардино-Балкарская, Чеченская и Забайкальский край) – увеличилась.

В 2010/2011 учебном году в сельских общеобразовательных учреждениях обучались 3742,3 тыс. учащихся, в том числе в начальных школах – 70,8 тыс., основных – 430,9 тыс., средних – 3048,7 тыс. По сравнению с 2009/2010 учебным годом численность учащихся уменьшилась на 111,2 тыс. (2,9%).

Общеобразовательные учреждения не посещали 16306 детей в возрасте 7-18 лет, что на 8,3% меньше, чем в предыдущем учебном году (табл. 4.2.5). Еще почти 5 тыс. учащихся по неуважительным причинам систематически пропускали занятия. Из числа учащихся, выбывших из учреждений, реализующих общеобразовательные программы, 7,2% не получили начального образования, 41,8 - основного среднего и 39,3% - среднего. В структуре причин непосещения школы заметно увеличилась доля не обучавшихся «по болезни»: 62,6% против 61,2% в 2009/2010 учебном году.

 

 

Численность сельских детей в возрасте 7-18 лет,

Не обучавшихся в образовательных учреждениях,

Их распределение по причинам непосещения этих учреждений

 

 

2009/2010

учебный год

2010/2011

учебный год

чел. % чел. %
Всего В том числе: üпо причинам болезни üникогда не учились üвыбыли из учреждений, реализующих общеобразовательные программы из них поступили на работу üвыбыли из учреждений начального профессионального образования üвыбыли из учреждений среднего профессионального образования Из общей численности не обучающихся выбыли по причинам материального положения родителей Численность обучающихся, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях 17778   10879 278   3870 1311   1398   1353     412     5823 100,0   61,2 1,6   21,8 7,4   7,9   7,6     2,3     х 16306   10212 173   3278 938   1430   1213     315     4975 100,0   62,6 1,1   20,1 5,7   8,8   7,4     1,9     х

 

Сокращение численности учащихся и реорганизация системы общеобразовательных учреждений на селе привели к структурным изменениям в их распределении по количеству учащихся. Наиболее заметно уменьшилось число малочисленных (малокомплектных) школ. Так, количество начальных школ (не более 40 учащихся) сократилось на 16,5%, в том числе с численностью обучающихся до 10 чел. на 19,8%, основных (не более 100 учащихся) – на 2,5 и средних (не более 400 учащихся) – на 4% (табл. 4.2.6). Также уменьшилось число крупных школ: начальных с численностью учащихся свыше 100 на 7,7%, основных – свыше 280 обучающихся – на 12,1% и средних – свыше 880 учащихся – на 17,2%. Сеть средних по численности учащихся школ выросла на 0,3-8,9%.

 

 

Распределение сельских общеобразовательных школ

Министерства образования и науки Российской Федерации

По количеству учащихся

(на начало учебного года)

 

2009/2010

учебный год

2010/20111

учебный год

2010/2011 учебный год к 2009/2011 учебному году, %

число школ % число школ %
Начальные школы - всего 7044 100,0 5914 100,0 84,0
в том числе с численностью обучающихся, чел.:          
до 10 4272 60,6 3425 57,9 80,2
10-20 1985 28,2 1764 29,8 88,9
21-40 561 8,0 502 8,5 89,5
41-100 135 1,9 139 2,4 103,0
свыше 100 91 1,3 84 1,4 92,3
Основные школы - всего 9487 100,0 9293 100,0 98,0
в том числе с численностью обучающихся, чел.:          
40 и менее 5215 55,0 5022 54,1 96,3
41-100 3787 39,9 3757 40,4 99,2
101-200 417 4,4 454 4,9 108,9
201-280 35 0,4 31 0,3 88,6
свыше 280 33 0,3 29 0,3 87,9
Средние (полные) школы - всего 18758 100,0 18076 100,0 96,4
в том числе с численностью обучающихся, чел.:          
100 и менее 7488 40,0 7204 39,9 96,2
101-200 6527 34,8 6232 34,5 95,5
201-280 1825 9,7 1736 9,6 95,1
281-400 1260 6,7 1242 6,9 98,6
401-640 1163 6,2 1167 6,4 100,3
641-880 379 2,0 399 2,2 105,3
свыше 880 116 0,6 96 0,5 82,8

1 С учетом филиалов и образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Средняя наполняемость сельских общеобразовательных школ повысилась до 126 учащихся против 120 в 2009 г. По начальным учреждениям она составила 25, основным - 52, средним – 173 ученика. Наполняемость классов осталась без изменения: начальных – 11, средних – 12, старших – 11 учащихся. Для сравнения, наполняемость начальных и средних классов в городских школах равняется 24 учащимся, старших – 22.

В 42 субъектах Российской Федерации средняя наполняемость классов сельских школ не превысила 10 учащихся. В среднем по пять учащихся обучалось в начальных школах Орловской и Смоленской областей и в старших классах Магаданской и Тульской областей. Максимальная наполняемость классов сложилась в Республике Ингушетия – в среднем 20 учащихся, в том числе в начальных – 19, в остальных – по 20 учащихся.

Удельный вес учащихся, занимающихся во вторую и третью смены, за прошедший год не изменился – 8,9%. По-прежнему в шести регионах данный показатель превышает 15% (республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Ямало-Ненецкий автономный округ). В одну смену обучаются сельские школьники только в Магаданской и Новгородской областях (табл. 4.2.7).

Сокращение сети сельских школ сопровождается уменьшением численности работников этих учреждений. Так, за последний год общая численность работников образовательных учреждений на селе снизилась с 1010,6 тыс. чел. до 948,5 тыс. (на 6,2%), в том числе учителей – с 461,2 тыс. до 441,9 тыс. (на 4,2%), из них учителей общеобразовательных учреждений и школ-интернатов – с 448,5 тыс. до 430 тыс. (на 4,1%). Неполную занятость имели 14,5% работников сельских образовательных учреждений, а вакансий насчитывалось почти 4,5 тыс. В учительских коллективах по-прежнему абсолютно преобладают женщины (более 2/5).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...