Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дошкольные образовательные учреждения на селе




 

2000г.

2009г.

2010 г.

2010 г., %

к 2000г. к 2009г.
ü Число дошкольных учреждений, всего, тыс.   22,7   18,5   18,4   81,1   99,5
В том числе:          
самостоятельных 22,7 18,3 18,2 80,2 99,4
филиалов 0,246 0,25 100,2
В них:          
- мест, тыс. 1369,7 1222,1 1235,2 90,2 101,1
- детей, тыс. чел. 854,5 1070,2 1107,3 129,6 103,5
ü Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными учреждениями, %   36,4   41,1   н.д.   х   х
ü На 1000 детей в возрасте 1-6 лет приходится мест   584   469   н.д.   х   х
ü На 100 мест приходится детей (заполняемость)   62   88   90   145,2   102,3
ü Численность педагогических работников, тыс. чел.   122,7   113,4   115,0   93,7   101,4
ü Удельный вес педагогических работников, %          
имеющих образование:          
- высшее 17,3 26,5 28,6 х х
- незаконченное высшее 1,9 3,0 3,1 х х
- среднее специальное 77,6 67,7 65,6 х х
  в том числе педагогическое 68,5 60,5 58,5 х х
имеющих стаж педагогической работы:          
- до 5 лет 11,3 17,7 18,9 х х
- от 5 до 10 лет 14,9 11,9 12,3 х х
- от 10 до 15 лет 23,5 11,5 11,3 х х
- 15 лет и более 50,2 58,9 57,5 х х

 

Преобладающая часть сельских ДОУ (78,1%) – небольшие, имеют не более 75 воспитанников, 31,6% - от 76 до 150. Крупных ДОУ очень мало. Только 4,2% имеют от 226 до 300 детей и 2,1% - более 300.

Сеть самостоятельных ДОУ сократилась в 49 субъектах Российской Федерации, максимально в Республике Карелия (на 26%), в 10 регионах число ДОУ сохранилось на уровне 2009 г. и в 22 увеличилось, в наибольшей степени в Нижегородской области (на 19,8%).

По данным нашего опроса, территориальную доступность детского сада положительно оценили 55,2% сельских жителей, отрицательно – почти каждый пятый респондент, 22,1% дали неопределенный ответ – «не совсем» и 3,8% опрошенных затруднились ответить.

Дошкольным воспитанием и образованием в 2010 г. было охвачено 1107,3 тыс. сельских детей дошкольного возраста, или на 37,1 тыс. (3,5%) больше, чем в предыдущем году. Дети в возрасте до 3 лет составляли 38,7% воспитанников. На долю самостоятельных ДОУ приходилось 85,7% детей. Половина детей (50,6%) посещала небольшие ДОУ с численностью воспитанников до 75.

Заполняемость ДОУ выросла до 90 детей в расчете на 100 мест (против 88 в 2009 г.). Доля переполненных самостоятельных ДОУ, в которых на 100 мест приходилось более 100 воспитанников, достигла 29,9% (против 28,6% в 2009 г.), в том числе 19,9% учреждений были переполнены более чем на 20%, а 7,6% - на 31% и более.

В 2010 г. 265,1 тыс. сельских детей дошкольного возраста получили путевки в ДОУ, но еще 413,6 тыс. детей оставались на учете для получения места в детском саду. В связи с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости проблема дефицита мест в сельских дошкольных учреждениях будет обостряться, если ввод ДОУ не увеличится.

Преобладание традиционных детсадов в структуре ДОУ сохранилось, но их доля снизилась до 80,7% против 81,2% в 2009г. за счет увеличения удельного веса учреждений общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного из направлений развития детей и центров развития ребенка.

В 8,6% учреждений (включая филиалы) были организованы 4,9 тыс. групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Данное направление образования и воспитания детей дошкольного возраста пользуется все большим спросом: их посещало более 49 тыс. детей (в 2009 г. – 48,2 тыс.).

В 2010 г. дополнительные образовательные услуги предоставляли 323 образовательных учреждений (с филиалами) (в 2009 г. – 265). Контингент детей, получивших эти услуги, составил 23,4 тыс. (15,9 тыс.) Наиболее популярные услуги – кружки, секции, их посещали 57,8% общей численности детей, получающих платные услуги в ДОУ. Музыкально-ритмические занятия посещают 16%, занятия с логопедом – 4,5, занятия иностранным языком – 4,4% детей. Бесплатные занятия дошкольников в кружках, секциях постепенно вытесняются платными. Так, если за последний год общее число кружков сократилось на 2,4%, то платных – выросло на 48,3%.

Общая численность персонала детских дошкольных учреждений в 2010 г. увеличилась на 1 тыс. и составила 347 тыс. чел. Кроме того, было привлечено 18,2 тыс. внешних совместителей. Укомплектованность кадрами сельских ДОУ составила 98,7% (в 2009 г. - 98%). Дефицит кадров сельские ДОУ испытывают по следующим профессиям: педагоги-психологи (укомплектованность 89,9%), инструкторы по физической культуре (96%), учителя логопеды (96,1%), музыкальные работники (96,4%).

Укрепился педагогический состав сельских ДОУ. Численность педагогов увеличилась на 1,6 тыс., удельный вес имеющих высшее и неполное высшее образование составил 31,7% против 29,5% в 2009 г., педагогическое образование имели 85,3% педагогов (85,4). Доля педагогов со стажем работы до 5 лет выросла до 18,9%, от 5 до 10 лет – до 12,3% за счет сокращения доли педагогов со стажем педагогической работы более 10 лет. Основу персонала ДОУ по-прежнему составляют женщины, их доля в общей численности работников и педагогов осталась без изменений - 88,6 и 99%.

Возрастная структура педагогических кадров сельских ДОУ практически не изменилась. Три пятых общей численности педагогов составляют работники в возрасте 30-49 лет. Средний возраст педагогических работников –40,8 лет (в 2009 г. – 40,7 лет).

Условия воспитания и образования сельских детей дошкольного возраста в 2010 г. несколько ухудшились. Так, в связи с закрытием части ДОУ уменьшилась обеспеченность детей общей площадью (на 20,6%), удельный вес учреждений, имеющих персональный компьютер для использования детьми, физкультурный зал, закрытый бассейн. Вместе с тем, повысилась доля ДОУ, имеющих персональный компьютер, доступ к Интернет и электронную почту (табл. 4.2.2).

 

 

Материально-техническое оснащение дошкольных

Образовательных учреждений

 

2009 г.

2010 г.

село город
Приходится в среднем общей площади на 1 ребенка, кв. м   12,6   10,0   9,0
Удельный вес ДОУ, имеющих, %:      
ü музыкальный зал 46,6 46,6 90,0
ü физкультурный зал 27,3 26,3 55,8
ü закрытый бассейн 1,4 1,3 13,8
ü зимний сад 3,7 3,7 9,1
ü персональный компьютер 48,9 53,4 93,1
üперсональный компьютер для использования детьми   5,6   4,4   12,0
ü доступ к Интернет 11,1 13,7 56,5
ü адрес электронной почты 7,3 12,7 54,9

 

Отставание сельских ДОУ от городских по уровню комфортности, наличию специализированных помещений и оборудования не сократилось, а по некоторым позициям увеличилось, в частности, обеспеченности крытыми бассейнами, персональными компьютерами для детей, доступом к Интернет.

За последний год доля ДОУ, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, заметно сократилась, а имеющих все виды благоустройства выросла. При этом, однако, обеспеченность отдельными видами коммунальных удобств снизилась: удельный вес учреждений, не имеющих водопровода увеличился до 19,1%, центрального отопления – до 18, канализации – до 22,3%. Из 1235,2 тыс. мест в сельских дошкольных учреждениях 19,6% находятся в старых, построенных не по типовым проектам зданиях (табл. 4.2.3).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...