Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Имеющих долг по кредиту, ссуде или иным долговым обязательствам




(% ко всем домохозяйствам соответствующей категории)

 

Домашние хозяйства,

проживающие

в городской

местности

в сельской

местности

2009г. 2010 г. 2009г. 2010 г.
Удельный вес домохозяйств, имеющих долг по кредиту, ссуде   24,5   25,7   30,4   35,4
из них перед:        
ü банками 20,5 21,4 25,3 29,4
ü предприятием, на котором работают 0,5 0,7 0,5 0,4
ü другими организациями за товары и услуги (без участия банка)   2,1   2,2   2,3   3,2
ü частными лицами 4,1 4,1 5,7 6,4
ü иной вид задолженности 0,4 0,3 0,6 0,5

 

Притязания сельчан в области денежных доходов для обеспечения разных ступеней благосостояния (жить «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно») росли опережающим темпом по отношению к инфляции, составившей в 2010 г. 8,8%, однако, более медленно по сравнению с увеличением номинального объема среднедушевых располагаемых ресурсов. Рост стоимостных оценок горожанами очень хорошей, хорошей и удовлетворительной жизни опередил не только инфляцию, но и номинальное увеличение их располагаемых ресурсов, и темпы роста притязаний жителей села. В результате, если в 2009 г. стоимость очень хорошей жизни глазами горожан превышала представления об этом сельского населения в 1,6 раза (соответственно 66,4 тыс. руб. на члена домохозяйства и 40,7 тыс. руб.), то в 2010 г. – в 1,7 раза, повысившись до 79,1 тыс. руб. против 45,2 тыс. руб. на селе.

Аналогичным образом увеличился и разрыв в представлениях горожан и сельчан о стоимости хорошей и удовлетворительной жизни (табл. 3.4.5).

 

Уровень необходимых сельским и городским домохозяйствам

Денежных средств, чтобы жить очень хорошо,

Хорошо или удовлетворительно

(в среднем на члена домохозяйства в месяц, руб.)

 

Домашние хозяйства, проживающие

в городской местности

в сельской местности

2009г. 2010г. 2010г. к 2009г., % 2009г. 2010г. 2010г. к 2009г., %
Уровень денежных средств, необходимый для того, чтобы жить:            
ü очень хорошо 66393 79101 119,1 40700 45217 111,1
% к располагаемым ресурсам   478,7   486,3   х   483,5   446,4   х
ü хорошо 37563 44447 118,3 23426 26483 113,0
% к располагаемым ресурсам   270,8   273,3   х   278,3   261,5   х
ü удовлетворительно 21153 25316 119,7 13407 14755 110,1
% к располагаемым ресурсам   152,5   155,6   х   159,3   145,7   х
Справочно: располагаемые ресурсы   13869   16265   117,3   8417   10129   120,3

Удовлетворение потребности в «хлебе насущном» - главная проблема бедных семей и особенно крайне бедных, к которым относятся люди с доходами от 50% и меньше от величины прожиточного минимума. Поэтому в настоящее время в России инициирована и широко обсуждается идея прямой продовольственной помощи бедным слоям населения, которая давно практикуется в США, Канаде, Евросоюзе и ряде других стран.

В нашей стране общественная инициация продовольственной помощи малоимущим началась в 2008 г., когда резко подскочили цены на продукты питания. Депутаты от партии «Единая Россия» подготовили законопроект «О государственных продовольственных гарантиях и государственных продовольственных сертификатах». В 2010 г. к ним присоединились Общественная палата Российской Федерации, Ассоциация компаний розничной торговли, Зерновой союз России и союзы производителей мяса и молока. Общественная палата подготовила проект федеральной программы «Продовольственные карточки для бедных и развитие производства населением сельскохозяйственной продукции».

Оба эти документа объединяет одно выдвигаемое условие: сельскохозяйственная продукция, используемая на продуктовую помощь малоимущим, должна закупаться государством у отечественных сельхозтоваропроизводителей. Данное условие придает этому механизму защиты малоимущих особое значение в борьбе с бедностью на селе. Дело в том, что система продуктовой поддержки малоимущих окажет мультипликативное действие на снижение бедности в сельской местности. Она позволит не только адресно дотировать бюджет малоимущих семей, но и повысить доходы сельхозтоваропроизводителей и опосредованно заработную плату работников сельхозорганизаций: через увеличение спроса на отечественную сельхозпродукцию; обоснованное ценообразование; создание устойчивого государственного рынка ее сбыта.

Идея введения продовольственных талонов для малоимущих россиян в целях приобретения базовых продуктов питания вызвала неоднозначную оценку со стороны политологов, экспертов, общественности.

Мы сочли интересным выявить отношение к этому вопросу и жителей села, где концентрируется бедность. Опрос показал, что к идее продуктовой помощи относится положительно более половины респондентов (табл. 3.4.6).

 

Отношение сельского населения к введению продуктовых

Карточек для малоимущих, 2011 г.

 

Вариант ответа % от числа опрошенных
   
ü Безусловно положительно 21,5
ü Скорее положительно 32,9
ü Скорее отрицательно 14,2
ü Безусловно отрицательно 7,1
ü Затрудняюсь с ответом 24,3

 

Какими аргументами были мотивированы положительные ответы? Основные мотивы связаны с тем, что данный механизм позволяет оказать целенаправленную адресную продовольственную поддержку тех, кто в этом особенно нуждается. На эти мотивы указали от 37 до 52% опрошенных. Заметно меньше, но не мало, - 22% сторонников у аргумента, что введение продуктовых карточек поможет развитию отечественного сельского хозяйства (табл. 3.4.7).

Причины, по которым сельское население одобряет введение

Продуктовых карточек для малоимущих, 2011 г.

 

Вариант ответа % от числа тех, кто относится к введению карточек положительно
ü Продуктовые карточки позволят малообеспеченным людям лучше питаться   52,5
ü Получив карточки, граждане с низкими доходами будут обеспечены продуктами первой необходимости, а если бы им просто дали денег, то они скорее потратились бы не на еду, а на спиртное и табак   48,5
ü Продуктовые карточки обеспечат малоимущим людям определенную стабильность в питании в условиях роста цен на продукты     37,4
ü К малоимущим чаще всего относятся многодетные семьи. Введение продуктовых карточек обеспечит полноценное питание и сохранение здоровья детей в многодетных семьях   38,5
ü Введение продовольственных карточек поможет развитию отечественного сельского хозяйства   22,2
ü Введение продуктовых карточек позволит снять социальную напряженность на селе   14,6
ü Другое 1,2

Немало доводов и у противников нового механизма защиты малоимущих. При этом основная причина отрицательных ответов коренится в коррумпированности нашего общества. Более половины респондентов из числа не поддерживающих карточную идею высказывают опасение, что эти карточки будут раздавать не по прямому назначению и действительно нуждающимся они не достанутся (табл. 3.4.8).

 

Причины, по которым сельское население не одобряет










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...