Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН (1812 - 1870)




 

Основные проблемы:

– философия реализма;

– русский социализм.

 

А.И. Герцен родился в Москве и был «незаконнорожденным» сыном помещика И.А. Яковлева и уроженки Штутгарта Луизы Гааг. Окончил физико-математическое отделение Московского университета. В 1834 г. за участие в университетском кружке (изучали теории Сен-Симона и Фурье) был арестован и выслан (Пермь, Вятка, Владимир). После возвращения из ссылки жил в Москве, занимался литературной работой. Выступал с критикой славянофилов. В 1847 г. уехал за границу и больше на родину не возвращался. В 1852 г. поселился в Лондоне, где основал типографию и начал издавать журнал «Полярная звезда», затем «Колокол» для борьбы с самодержавием и крепостничеством. Главные философские сочинения: «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы».

Уже в первых студенческих статьях Герцен, признавая некоторые положения идеализма (духовное начало мира, божественность души человека), критикует его за недооценку чувственного познания, за подведение фактов науки под свои гипотезы.

Герцен основательно изучает историю философии, особенно немецкую классическую философию. Философии, по мнению Герцена, «по праву действительно принадлежит центральное место в науке, которым она вполне может воспользоваться, когда перестанет требовать его, когда откровенно победит в себе дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность» [2, т. 1, с. 227]. «Философия есть единство частных наук; они втекают в нее, они – ее питание; новому времени принадлежит воззрение, считающее философию отдельною от наук; это последнее убийственное произведение дуализма… Дуализм, составляющий славу схоластики, носил в себе необходимым последствием расторжение на отвлеченный идеализм и отвлеченную эмпирию… и у него по той и другой стороне ничего не оставалось или, хуже, оставались призраки, принимаемые за действительность, философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, – призрак, метафизика, идеализм. Эмпирия, довлеющая себе вне философии, – сборник, лексикон, инвентарий, или, если это не так, она неверна себе» [2, т. 1, с. 228-229].

Принципиальный порок идеализма Гегеля заключается, по Герцену, в стремлении поставить мысль перед природой как первичное, подавить логикой природу и историю, понять их «как прикладную логику». В гегелевской системе идеализм достиг высшей точки. Мышление возведено в ней на такую высоту, что история философии не может сделать ни одного шага вперед, не отказываясь от идеализма.

Но материализм, по Герцену, тоже однобоко подходит к проблеме бытия и мышления. Материалисты-метафизики говорят лишь о внешней стороне мира, но не могут объяснить сущность сознания. «Вообще материалисты никак не могли понять объективного разума, и от того, само собой разумеется, они ложно определяли не только историческое бытие мышления, но и вообще отношение разума к предмету, а с тем вместе и отношение человека к природе. У них бытие и мышление или распадаются, или действуют друг на друга внешним образом» [2, т. 1, с. 386].

Если идеализм видит и признает только всеобщее, родовое, сущность, «разум человеческий, оторванный от всего человеческого», то материалисты, по Герцену, отрицают сознание как нечто качественно отличное от материи и не могли объяснить, что такое «мысль». Идеализм и материализм, – делает вывод Герцен, – две противоположности, которые должны быть преодолены для достижения истины.

В вопросах теории познания Герцен также ведет критику материализма и идеализма, раскрывая односторонность эмпиризма и рационализма. Себя он называл «реалистом» и блестяще пользовался диалектическим методом при решении конкретных философских вопросов. Так, например, трактовка им принципа единства бытия и мышления фактически совпадает с материалистическим. «История мышления – продолжение истории природы, а законы природы – осознанные законы бытия».

Фейербах, который оказал большое влияние на взгляды Герцена, был знаком с его произведениями и высказывал их автору глубокое уважение.

Герцен открыто выступил с критикой религиозного учения о сотворении мира. Религия, по Герцену, – это узда для народа, мешающая видеть, что творится на земле и заставляющая поднимать взоры к небесам. Вместе с тем, мыслитель (в духе Фейербаха) был не согласен с просветительским пониманием религии только как результата обмана невежественных людей. Он подчеркивает те причины существования религии, которые в наше время называют «психологическими корнями». «Религия, – пишет он, – устремляется в другой мир, в котором также улетучиваются страсти земные; этот другой мир не чужд сердцу; напротив, в нем сердце находит покой и удовлетворение… религия имеет собственно две категории: всемирная личность божественная и единичная личность человеческая» [2, т. 1, с. 164]. Но сравнивая религию и атеизм, Герцен выбирает безбожие.

Герцен выступает в социальной философии как сторонник социалистической идеи, но его социализм, по выражению Н.А. Бердяева, «был индивидуалистическим» [14, с. 92]. Вообще, все философские размышления Герцена одухотворены мыслью, что личность является основной ценностью, что вне личности, без ее участия в обществе невозможно никакое движение. Считая себя западником, он, прожив многие годы в Европе, разочаровался в ней. Он увидел в Европе ослабление и исчезновение личности. Средневекового рыцаря заменил мелкий лавочник. «Как рыцарь был прообразом мира феодального, так купец стал прообразом нового мира; господа заменились хозяевами». «Под знаменем мещанства все перемешалось в Европе. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, гуманные нравы – нравами чинными, вежливость – чопорностью, гордость – обидчивостью, парки – огородами, дворцы – гостиницами, открытыми для всех (т.е. для всех, имеющих деньги)». Все хотят «казаться вместо того, чтобы быть». Скупости имущих мещан противопоставляется зависть мещан неимущих [9, с. 263].

Герцен начинает защищать особые пути России. Он пишет: «Мещанство – окончательная форма западной цивилизации, ее совершеннолетие» [2, т. 2,
с. 394]. Спасение от этого «торжествующего мещанства» мыслитель видит в русской общине и крестьянстве. Русский мужик, по его мнению, более личность, чем западный буржуа, хотя бы он был крепостным. Он соединяет в себе личное начало с общинным. Личность противоположна эгоизму; она возможна лишь в общинности. Его социальный идеал – добровольная общинная организация мелких собственников, обладающих материальной независимостью. Западные теории коммунизма Герцен отрицал, видя в них проекты общества, совершенно неспособного к развитию из-за полного равенства и поглощения личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...