Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика национально-государственного устройства Российской Федерации




Конституцией Российской Федерации закреплено ее федеративное устройство (п. 1 ст. 65). Согласно ст. 65 Конституции, в ее состав входят в качестве самостоятельных субъектов республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа.

Российская Федерация суверенна и на своей территории самостоятельно осуществляет всю полноту власти, источником которой является многонациональный народ России. Но значительное количество и разнообразие видов субъектов Федерации требует четкости в разграничении полномочий между ними. “Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий” (ч. 3 ст. 11).

В соответствии с Конституцией, полномочия органов государственной власти в России распределены по трем уровням: одни полномочия отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, другие – к совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации, третьи – к ведению органов власти субъектов Федерации.

К компетенции Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции отнесены, например, конституционное и иное федеральное законодательство; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов власти; управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ единого рынка; внешняя политика и международные отношения, внешне-экономическая деятельность; оборона и безопасность и пр.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ст. 72 Конституции относит такие вопросы, как обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование и охрана окружающей среды; координация вопросов здравоохранения, социальной защиты, охраны материнства и детства; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство и пр.

В компетенцию субъектов РФ входят все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению РФ и не составляющие предмета совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 73 Конституции).

В соответствии с Конституцией РФ, входящие в ее состав субъекты по своему статусу различаются на следующие виды.

Республика в составе РФ самостоятельное национально-государственное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и конституцией республики, имеющее собственную систему высших органов власти (президент, парламент, правительство республики).

Край, область, город федерального значения территориальное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и уставом края, области или города федерального значения, имеющее законодательный (представительный) орган и местную администрацию (органы исполнительной власти).

Автономная область, автономный округ автономно-национальное образование, статус которого определяется Конституцией РФ и уставом данного субъекта Федерации. Поскольку автономный округ может входить в состав края или области, то его отношения с последним могут регулироваться договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ст. 66 Конституции).

 

§ 4. Межгосударственные объединения

 

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чис­том» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 — 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария — в 1815 — 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Еги­пет и Сирию, - в 1958 - 1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая аф­риканские государства Сенегал и Гамбию, - в 80-е гг. Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собствен­ные государственные органы, гражданство, конституцию, законо­дательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добро­вольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся го­сударств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финан­совые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфеде­рации;

9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация - временный союз государств, обычно неустой­чивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество на­ций, в настоящее время действует Содружество Независимых Го­сударств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равен­стве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитар­ной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам меж­дународного характера, проведение совместных внешнеполитиче­ских действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы госу­дарство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возмо­жен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым яв­ляется Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рам­ках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств — членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Координационно-консультативный комитет;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия но правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными,выполняют координирующие функции,все решения принимаются с общего со­гласия и чаще всего носят рекомендательныйхарактер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия рас­пределяются на основе долевого участия и устанавливаются специ­альными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевогоназначения, например Со­вет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Феде­рация.

Совет Европы— одна из авторитетных и представительных ор­ганизаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европей­ских государств, в то время как другие европейские международ­ные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейскаяорганизация, образован­ная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных доку­ментах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, напри­мер, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борь­бы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократиче­скими странами Европы, помощь государствам Центральной и Вос­точной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответст­вие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита нрав и свобод человека.

Принимая Россию и 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Сове­та Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а со­трудничество предпочтительнее конфронтации».

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы(ПАСЕ), наделен­ная консультативными функциями и уполномоченная решать лю­бые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету минист­ров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Имен­но ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делега­ции от всех государств членов Совета Европы. Количество пред­ставителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, - по 2. Эти представители избирают­ся или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия предста­вителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбива­ется на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров- главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуют­ся коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Евро­пы— консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достиже­нии европейского единства, налаживать межрегиональное со­трудничество, оказывать помощь новым демократическим госу­дарствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат,который состоит из 1200 со­трудников, содействующих работе органов Совета Европы, и воз­главляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

ЕвропейскийСуд, призванный обеспечивать исполнение Кон­цепции о защите нрав человека и основных свобод 1950 г. государ­ствами - участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе инди­видуальных жалоб физических лиц, групп лип или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстан­цией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкрет­ного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жа­лобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «спра­ведливое удовлетворение претензий» в форме финансовой ком­пенсации материального ущерба или материального вреда, а так­же возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приос­тановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может прово­дить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-треть­их, расширились возможности для прямого сотрудничества с евро­пейскими странами в гуманитарной сфере — науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших со­юзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвен­ция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европей­ская концепция о запрещении пыток и бесчеловечного или уни­жающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европей­ская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интегра­ционных процессах, присущих современному мировому сообщест­ву, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

 

§ 5. Политический режим

 

Для характеристики формы государства важное значение имеет политический режим – способ реализации государства, его назначение в обществе. Он состоит из методов осуществления государственной власти.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти практикуются в государстве, политический режим подразделяется на демократический и антидемократический.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

- свободно действуют различные партии, объединения, движения, за исключением тех, которые преследуют цель насильственного изменения основ конституционного строя, подрыв безопасности государства;

- не допускается господство какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

- наличие эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);

- личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права охраняются органами правосудия;

- личности предоставлена свобода в сфере экономической деятельности, что является основой материального благополучия общества;

- существует реальное разделение властей на три ветви (как в унитарных, так и в федеративных государствах);

- демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

- демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

Конечно, идеальных демократических форм политического режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, с большей долей уверенности можно обозначить вышеназванные черты демократического режима.

Что же касается признаков антидемократического тоталитарного режима, то здесь важно выделить следующее:

- подавление государством личности с помощью различных политических органов;

- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством;

- существование однопартийной системы с жесткой диктатурой (партия фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами);

- подавление политической оппозиции вплоть до физического уничтожения;

- реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола. В стране господствуют беззаконие и террор;

- всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса;

- монистическая структура власти (отсутствие деления на 3 ветви);

- игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств;

- не учитываются особенности религиозных убеждений населения. Либо полностью отрицается религиозное мировоззрение, либо отдается предпочтение одной из религий, при этом запрещаются и подавляются все неугодные религиозные течения[9].

Деспотический режим неограниченная власть. Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом. Деспоты возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением подданных своему деспоту. Для многих государств азиатского способа производства, с их общественной государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями, деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью. Деспотия держится на страхе (Страны Азии, Ближнего Востока).

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако, в отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, часто это сопровождается смещением законной власти с помощью государственного переворота. Следует учитывать, что понятие тирана имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. Власть является очень жесткой. Используется не только наказание за нарушения правил поведения, но и превентивное наказание с целью устрашения (Древняя Греция).

Тоталитарный режим является порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа. Тоталитарный режим допускает только одну партию.

Фашистский режим – крайняя форма тоталитаризма, характеризуемая националистической идеологией, представлением о превосходстве одних наций над другими. Фашизм основывается на расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение социальных задач. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. Для фашистского режима характерны опора на шовинистские круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, сращивание партий и профсоюзов с госаппаратом (Германия, Италия в 20-40 годах XX в.).

Авторитарный режим может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя отнести к режимам, где население реально участвует в управлении. Власть не контролируется и не формируется народом, хотя представительные органы существуют. Парламент штампует решения, выработанные правящей верхушкой (хунта). Элита предоставляет себе привилегии и льготы, иногда закрепляет их в законе. Руководство государства формируется, как правило, после военного переворота, во главе которого стоит лидер. В авторитарном государстве руководство и управление осуществляется централизованно. Провозглашается приоритет государства по отношению к личности, права личности игнорируются. Авторитарная власть культивирует фанатизм в массах, используя демагогию (Чили в период Пиночета).

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Основан на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. При данном режиме человек обладает собственностью, правами, свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации жизни. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. В таком государстве провозглашаются свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права не только декларируются, но и становятся реальностью. Допускается существование оппозиционных партий. Выборы – основной способ формирования власти. Система сдержек и противовесов способствует уменьшению злоупотребления властью.

Демократический режим это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Демократическое государство не только провозглашает права и свободы, но и гарантирует их реализацию. Народ является источником власти, представительные органы и должностные лица избираются на определенный срок. Критериями избрания являются политические взгляды человека, его профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический режим.

Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся повседневными атрибутами такого общества. Развивается система самоуправления, приветствуется общественная самоорганизация.

В государствоведении вопрос о понятиях и видах политического режима возник и рассматривается до сих пор, главным образом, в связи с формой государства. Воспринятое общей теорией государства и права понятие политического режима применяется в ограниченном толковании как один из элементов формы государства. При этом политический режим сводится к совокупности приемов и методов осуществления государственной власти, определенным структурным особенностям собственно государственного аппарата. Существуют и иные взгляды. В частности, высказывается мнение, что политический режим, в котором действительно находят свое выражение приемы и методы осуществления власти, характеризует не форму государства, а ее содержание. То есть политический режим выступает в данном случае как элемент, необходимый для выявления содержания государства и для характеристики его формы. В соответствии с другой точкой зрения конкретная совокупность общественно-политических институтов и отношений между ними характеризуются понятием политического режима. В связи с этим политический режим определяется как конкретная форма политической системы.

Вместе с тем сведение понятия политического режима только к методам осуществления власти, к одному из элементов формы государства, не полностью раскрывает его содержание. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в последние годы в государствоведении все большее распространение получают идеи о введении понятия государственного режима, причем политический режим по отношению к нему является понятием более широким. Ряд авторов проводят различие между государственно-правовым режимом, выражающим методы деятельности государственных органов и институтов, и политическим режимом, являющимся функциональной характеристикой всей политической системы в целом. Как представляется, эта точка зрения позволяет более полно раскрыть содержание понятия политического режима.

Политический режим представляет собой определенный порядок обеспечения эффективного функционирования политической системы общества и включает систему правовых и неправовых мер по созданию благоприятных условий для успешной деятельности общественно-политических институтов. Поэтому характеристика и содержание политического режима в концентрированном виде отражают функциональную сторону политической системы. Функциональная сторона выражается прежде всего в методах осуществления политической власти в обществе, в характере складывающихся в результате этого политических отношений между отдельными институтами политической системы. При этом методы осуществления власти, достижения ее целей оцениваются с точки зрения их демократичности или авторитаризма, социальной природы и способов реализации. Политический режим выражается в степени широты политических прав и свобод в обществе, правовом положении личности, характере политических отношений и связей между структурными элементами политической системы, а также в методах осуществления политической власти в обществе.

В то же время государственный режим – это функциональная сторона государственной организации, государственного механизма; он тесно связан с сущностью государства, характеризует его внутреннее содержание. И в силу этого государственный режим может рассматриваться как один из элементов формы государства наряду с формой правления и формой государственного устройства. При этом государственный режим есть одна из составляющих, один из элементов целого, каковым в данном случае является политический режим. Данное положение обусловлено прежде всего тем, что государство как важнейший и доминирующий структурный элемент политической системы играет в ней консолидирующую роль, а потому государственный режим составляет ядро политического режима. Формирование, установление и эволюция политического режима в конкретной стране происходят под воздействием объективных и субъективных факторов. Именно они предопределяют цели, задачи и назначение политического режима на конкретном этапе развития общества, систему мер и методов управления обществом, тактику их реализации.

К важнейшим объективным факторам можно было бы отнести исторические, политические, правовые, экономические, социально-психологические. Как правило, они имеют относительно долгосрочный характер и свое воздействие на политический режим проявляют в организации системы мер и методов руководства обществом, в характере политических отношений между отдельными институтами политической системы. Субъективные факторы хотя и не имеют такого определяющего значения и действуют относительно краткий период времени, но на эволюцию политического режима могут оказывать и оказывают непосредственное воздействие. К ним можно было бы отнести политико-идеологические взгляды и представления руководства страны, отношения между “группами давления” и лидерами страны и некоторые другие.

Во всех странах неизбежно вырабатываются две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод – метод “либерализма”, шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д. Практическая комбинация этих двух начал, преобладание первого или второго, свойственны правлению в различных исторических условиях и политической обстановке разных стран.

 

Схема 12. Государственно-политический режим

Политический режим является отражением функциональной стороны политической системы в целом, и потому его развитие и определенная эволюция объективно обусловлены структурными изменениями непосредственно в политической системе, сменой методов политического руководства обществом, а также возрастанием или снижением политической роли отдельных институтов системы. В этой связи эволюция политического режима в обществе может идти, как представляется, по таким линиям: изменение совокупности институтов в политической системе (уменьшение, увеличение); изменение характера связей и отношений между ними; изменение политической роли конкретного института в политической системе; расширение или сужение рамок основных политических прав и свобод.

Эволюция политического режима может проходить как по линии изменения совокупности институтов политической системы, так и по линии изменения характера связей между этими институтами, политической роли отдельных из них. Так, в период “первой республики” (1923-1960 гг.) в Турции президент являлся одновременно и лидером правящей партии, обладая при этом весьма широкими полномочиями и возможностями влиять на политическую жизнь в стране. В то же время конституция 1961 г. установила, что президент должен быть независимым, и существенно ограничила круг его полномочий. С другой стороны, разработанное и принятое в 40-50-е годы в западноевропейских странах законодательство о политических партиях и соответствующие статьи в конституциях преследовали цель укрепить политический механизм, поставив под более жесткий контроль государства деятельность политических партий и вместе с тем ужесточить юридические формы контроля за их деятельностью.

Основными общими критериями для квалификации отдельных политических режимов, как представляется, могут служить следующие:

- степень политический активности народных масс и поляризации сил в обществе;

- сравнительная роль политических партий, профсоюзов и общественных организаций в политической жизни страны, характер взаимоотношений между ними;

- объем полномочий и характер взаимоотношений между такими политическими институтами, как президент, парламент и правительство;

- степень регулирующей роли государства в политической системе;

- роль и место армии в политической системе, степень ее вмешательства в политическую жизнь и влияния на характер происходящих в стране событий.

С учетом этих критериев, по общему признанию, в различных странах выделяются в основном две главные разновидности политических режимов: режим демократии и авторитарный режим. Для демократического режима могут быть характерны следующие основные политико-правовые признаки: конституционное закрепление основных демократических прав и свобод, принятие некоторых мер правового порядка для их реализации (в то же время эти права и свободы носят, как правило, формально-декларативный характер и во многих случаях ограничиваются специальными законами); степень свободы образования политических партий, существование многопартийной системы (политический плюрализм), наличие легальной оппозиции: законодательно закрепленные и реально осуществляемые возможности для деятельности политических и общественных организаций, в том числе право на создание и деятельность партий; формальное признание принципа разделения властей – единственным законодательным органом считается парламент, и правительство несет ответственность перед ним.

В этой связи можно выделить ряд признаков, присущих авторитарным режимам: отсутствие каких-либо правовых гарантий или даже самой прокламации демократических прав и свобод, частичная или даже полная их ликвидация; запрет политических партий, кроме правящей (как правило, это реакционная правоконсервативная партия), или полное запрещение деятельности всех политических партий; запрещение прогрессивных партий и организаций; широкие репрессии в отношении представителей демократического движения, в первую очередь, против членов и сторонников либеральных партий; отказ от принципов парламентаризма путем резкого сужения полномочий парламента, а затем и ликвидация представительных учреждений; концентрация политической власти в руках главы государства или правительства; повышенная регулирующая роль государства в политической системе.

Поэтому существующие политические режимы в ряде стран можно было бы назвать конституционно-авторитарными, для которых характерно ярко выраженное стремление господствующих кругов к последовательному свертыванию основных институтов демократии. В связи с этим конституционно-авторитарный режим может проявляться в следующих признаках: прокламация в Основном законе некоторой суммы прав и свобод граждан (причем с большим числом оговорок и ограничений) и сохранение ряда элементов законности; продолжение практики проведения всеобщих выборов при сужении избирательных прав, значительное ограничение объема полномочий представительных учреждений; ограничение деятельности общественных и профессиональных организаций в законодательном порядке неполитической сферой; введение однопартийной системы и отчетливое проявление при этом тенденции к сращиванию партийного и государственного аппарата; представление конституцией возможностей для создания жестко централизованной системы органов управления, в результате чего происходит громадная концентрация власти в руках главы государства или правительства.

Конституционно-авторитарный режим можно рассматривать в качестве одной из разновидностей переходной, или промежуточной, формы политического режима, которая сочетает в себе элементы различных форм и предполагает условия для дальнейшей эволюции или перехода от одной формы к другой. Как правило, эволюция зависит, в конечном счете, от соотношения политических сил в стране.

В ряде стран, для которых характерны кризисные явления в экономической и политической жизни и – как следствие – нестабильность большинства институтов политической системы (например, большинство развивающихся стран Латинской Америки, некоторые страны Азии и Африки), конституционно-авторитарный режим в результате вмешательства армии заменяется на военно-диктаторский.

В условиях разных обществ содержание и направленность военно-диктаторского режима в большинстве случаев мало чем отличаются от авторитарного режима. В то же время для военно-диктаторских режимов характерны отмена конституций, конституционных прав и свобод, ликвидация представительных учреждений, запрещение любой политической деятельности, причем особо жесткий характер могут принять репрессии в отношении прогрессивных организаций.

Основы политического режима любой разновидности, как правило, имеют юридическое оформление, поддерживаются и обеспечиваются благодаря системе правовых мер. Доминирующее положение здесь занимает совокупность норм, регулирующих политические отношения и связи, которые возникают в процессе осуществления власти в обществе. Эти правовые нормы имеют большое значение, поскольку в них закрепляются основы политической системы, принципы функционирования ее институтов, характер взаимоотношений между ними, правовое положение личности, различных общественно-политических организаций и т.п.; создаются тем самым и правовые основы политического режима.

С этой точки зрения важнейшим нормативным актом является конституция. В частности, в конституциях, как правило, определяются содержание основных прав и свобод граждан, порядок возможного их ограничения. В достаточно подробной степени в них могут быть регламентированы основы создания и деятельности политических партий, общественных и профсоюзных организаций и т.п. Многие важнейшие черты политического режима закрепляются в тех положениях конституции, которые определяют структуру, объем полномочий и обязанностей президента, парламента и правительства. Причем именно в этой части конституции закладываются и определенные предпосылки для развития авторитаризма в политическом режиме путем усиления исполнительной власти за счет сужения полномочий власти законодательной. Вместе с тем конституция – не единственный правовой источник, которым устанавливается политический режим. Более четко его рамки определяются законодательством, регламентирующим деятельность политических партий, различных общественных организаций, избирательную систему и некоторые другие вопросы.

Большое значение для установления основ политического режима имеют положения конституции и раскрывающие их более детально законы, касающиеся порядка ведения и методов осуществления руководства обществом в условиях чрезвычайного положения. Как правило, именно эти законы о чрезвычайном или осадном положении обеспечивают правящим кругам широкие возможности для ужесточения политического режима без обращения при этом к парламентской процедуре. Кроме того, на содержание политического режима существенное влияние могут оказывать президентские указы, декреты, постановления правительства и некоторые иные нормативные акты.

Анализ системы правового регулирования и обеспечения политического режима позволяет заключить, что эта система создает основы для подведения под все аспекты режима правовой базы.

Таким образом, понятие политического режима в качестве функциональной стороны политической системы можно было бы определить как совокупность методов осуществления политической власти, складывающихся в результате этого политических отношений и связей между отдельными институтами политической системы, политических действий тех или иных слоев населения, имеющих достаточно устойчивый характер, а также системы социально-политических правовых норм. Содержание политического режима и его направленность определяются совокупностью правовых актов, содержащих политические, социальные, административные и иные нормы и правила, существующими политическими правами и свободами, правовым положением личности и институтов политической системы, отношениями между ними[10].

Таблица 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...