Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы происхождения государстваСтр 1 из 41Следующая ⇒
Содержание Введение. 6 РАЗДЕЛ I. Введение в теорию государства и права. 9 Глава 1. Теория государства и права как наука. 9 § 1. Предмет теории государства и права. 9 § 2. Методология теории государства и права. 18 РАЗДЕЛ II. Энциклопедия государства и права. 25 Глава 2. Основные понятия о государстве. 25 § 1. Основные теории происхождения государства. 25 § 2. Формационный и цивилизационный подходы к происхождению государства. 28 § 3. Понятие государства, его признаки и функции. 33 § 4. Формы и методы реализации функций государства. 41 Глава 3. Формы государства. 43 § 1. Форма правления. 43 § 2. Смешанные формы правления. 46 § 3. Форма государственного устройства. 54 § 4. Межгосударственные объединения. 59 § 5. Политический режим.. 63 Глава 4. Механизм государства. 73 § 1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 73 § 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 75 § 3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата. 76 § 4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства. 78 § 5. Система органов государственной власти субъектов. 83 Российской Федерации. 83 Глава 5. Основные понятия о праве. 85 § 1. Понятие права. 85 § 2. Признаки права. 97 Глава 6. Источники права. 99 § 1. Понятие “источник права”. 99 § 2. Виды источников права. 102 § 3. Правовая природа разъяснений закона высшими органами судебной власти. 117 Глава 7. Правовые системы.. 122 РАЗДЕЛ III. Теория государства. 135 Глава 8. Государство в политической системе общества. 135 § 1. Государственная власть, ее легальность и легитимность. 135 § 2. Политическая система общества. 142 § 3. Государство и общественные объединения. 144 § 4. Государство и политические партии. 147 § 5. Государство и церковь. 152 Глава 9. Механизм государственного принуждения. 160 § 1. Государственное принуждение. 160 § 2. Правовая ответственность и государственное принуждение. 162 § 3. Правонарушение и ответственность. 166 § 4. Юридическая ответственность: принципы, виды.. 167 § 5. Понятие и значение презумпции невиновности. 175 § 6. Законность и правопорядок. 180 РАЗДЕЛ IV. Теория права. 183 Глава 10. Право в системе социального регулирования. 183 § 1. Социальные и технические нормы.. 183 § 2. Виды социальных норм.. 183 § 3. Общее и особенное в социальных нормах. 185 § 4. Право и мораль. 187 Глава 11. Нормы права: понятие, структура, виды.. 191 § 1. Понятие о правовой норме. 191 § 2. Структура норм права. 193 § 3. Виды правовых норм.. 195 Глава 12. Правовые отношения. 198 § 1. Понятие и структура правоотношений. 198 § 2. Субъекты правоотношений. 204 § 3. Объекты и содержание правоотношений. 212 § 4. Виды правоотношений. 215 Глава 13. Юридические факты.. 217 § 1. Понятие и виды юридических фактов. 217 § 2. Презумпции, фикции, аксиомы, исключения. 218 § 3. Дефектность юридических фактов. 232 Главва 14. Теория закона. 233 § 1. Понятие и виды нормативных актов. 233 § 2. Законодательная техника. Правовые понятия и терминология. 245 § 3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 249 § 4. Законотворческий процесс и его стадии. 256 § 5. Систематизация нормативных актов. 267 § 6. Функции права (закона): понятие и виды.. 269 Глава 15. Система права и система законодательства. 274 § 1. Материальное и процессуальное право. 274 § 2. Система права и система законодательства: 274 соотношение и взаимосвязь. 274 § 3. Соотношение национального и международного права. 277 § 4. Частное и публичное право. 279 § 5. Система права в Российской Федерации. 282 Глава 16. Реализация права (закона) 285 § 1. Понятие и формы реализации права (закона) 285 § 2. Эффективность действия права (закона) 288 § 3. Применение права (закона) как особая форма реализации. 289 § 4. Правоприменительные акты, их структура и виды.. 294 § 5. Пробелы в праве (законе). Аналогия. 296 § 6. Юридические коллизии. 297 Глава 17. Толкование права (закона) 304 Глава 18. Правовое регулирование общественных отношений. 311 § 1. Правовое регулирование и его предмет. 311 § 2. Способы, методы и типы правового регулирования. 315 § 3. Пределы правового регулирования. 316 § 4. Виды правового регулирования. 318 § 5. Правовые режимы.. 326 § 6. Механизм правового регулирования. 327 Глава 19. Юридическая техника в правовом регулировании. 329 § 1. Понятие и структура юридической техники. 329 § 2. Правовые средства. 336 § 3. Правовой эксперимент. 339 § 4. Юридические конструкции. 341 РАЗДЕЛ V. Психология права. 347 Глава 20. Правосознание и правовая культура. 347 § 1. Понятие и структура правового сознания. 347 § 2. Правовая культура и правовое воспитание. 350 Глава 21. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 356 Глава 22. Правомерное поведение. 365 РАЗДЕЛ VI. Философия государства. 367 Глава 23. Гражданское общество и государство. 367 § 1. Понятие “гражданское общество”. 367 § 2. Структура гражданского общества. 370 Глава 24. Правовое государство. 373 § 1. Правовое государство: понятие и принципы.. 373 § 2. Формирование правового государства в России. 381 Глава 25. Социальное государство. 385 Глава 26. Местное самоуправление. 391 РАЗДЕЛ VII. Философия права. 396 Глава 27. Социальная ценность права. 396 Глава 28. Право и закон. 399 § 1. Соотношение понятий “право” и “закон”. 399 § 2. Многообразие подходов к пониманию социальной сущности права. 401 Глава 29. Учение о правах человека. 407 §1. Понятие человека, гражданина, личности. 407 § 2. Понятие “права человека и гражданина”. 410 § 3. Виды прав человека и гражданина. 417 § 4. Правовой статус личности. 427 § 5. Суверенитет личности. 428 Глава 30. Принципы права. 435 РАЗДЕЛ VIII. Юридическая деятельность. 442 Глава 31. Понятие “юридическая деятельность”. 442 Глава 32. Юридическая практика в правовой системе общества. 444 § 1. Понятие юридической практики. 444 § 2. Структура юридической практики. 447 § 3. Типы (виды, подвиды) юридической практики. 450 § 4. Функции юридической практики. 451 § 5. Взаимодействие юридической науки и практики. 453 § 6. Основные пути и направления совершенствования юридической практики. 456 Глава 33. Юридический процесс и процедуры.. 459 § 1. Понятие “юридический процесс”. 459 § 2. Стадии юридического процесса. 461 § 3. Правовые процедуры.. 462 РАЗДЕЛ IХ. О некоторых нетрадиционных направлениях юридической науки и практики. 467 Глава 34. Социология права. 467 Глава 35. Юридическая антропология. 471 Глава 36. Юридическая конфликтология. 472 Словарь основных понятий теории государства и права. 475 Литература. 493
Введение В системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности. Теория государства и права является одновременно и общественной наукой (т.к. объектами ее исследования являются государство, право, общество, человек, социальные отношения как общественные явления), и юридической (изучает только государственно-правовую сторону общественной жизни), и общетеоретической (выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права). Изучая курс общей теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими, политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Теория государства и права выступает общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам, играет методологическую роль; обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических заключений; вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки. Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства, взаимосвязь с гражданским обществом. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности, юридической ответственности и др. Специально рассматриваются проблемы связи права и личности, правосознания и правовой культуры. Кроме традиционных тем предлагаются и такие, которые все активнее входят в содержание учебников, учебных пособий, курсов лекций: правовые средства, правовой режим, стимулы и ограничения в праве и т.д.
Схема 1. Предмет теории государства и права
Большое внимание уделяется уяснению основных принципов права, усвоению не только буквы закона, но и духа закона, умению правильно его толковать и применять. В условиях демократизации российского общества большое значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости. Приоритет в изучении курса отдается вопросам теории права (программой выделено большее количество часов для изучения), однако подчеркивается неразрывная связь права с государством. Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права как науки. Чем масштабнее достижения в науке, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. Целью учебной дисциплины является доведение до обучаемых уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. Учебная дисциплина выполняет две основных функции: вводит студентов в юридическое образование (студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями юриспруденции, что ведет к лучшему владению отраслевыми науками); развивает у студентов абстрактное и аналитическое мышления, формирует политическую и правовую культуры.
Схема 2. Методология теории государства и права
В последнее время издано немало учебников, учебных пособий и курсов лекций по данной дисциплине. Предлагаемый нами методический комплекс по теории государства и права включает в себя собранную в системе всю необходимую учебно-методическую информацию для студентов, включая учебник, словарь основных юридических понятий и категорий, схемы и определения. Данный комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030501 – Юриспруденция), с рекомендациями УМУ КемГУ по составлению рабочей программы учебной дисциплины. Он может быть использован при подготовке студентов всех форм обучения, как для первых, так и для выпускных курсов.
РАЗДЕЛ I. Введение в теорию государства и права Глава 1. Теория государства и права как наука
§ 1. Предмет теории государства и права
Любая научная деятельность представляет собой прежде всего процесс познания действительности. Предмет науки — это то, что изучает наука, это крут тех явлений, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Охарактеризовать этот предмет — значит показать, что конкретно изучает данная наука. Что же является предметом теории государства и права? Чтобы в этом разобраться, надо сначала договориться о некоторых главных принципах предстоящего анализа. Первый такой принцип — признание объективности предмета, изучаемого любой наукой. Факт объективного существования государства и нрава очевиден. Они существуют в объективной реальности современного общества, и законы их возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Второй принцип исследования предмета теории государства и прана требует понимания того, что государство и право — это относительно самостоятельные, по тесно связанные друг с другом социальные явления, которые обладают правовыми свойствами, собственными закономерностями формирования и эволюции. Необходимость знать эти объективные свойства государства и нрава, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов сомнений не вызывает. При этом, однако, надо иметь в виду, что названные закономерности по своему характеру могут быть общими, распространяющимися на все разновидности государства и права, или частными, относящимися лишь к их отдельным историческим типам. Третий принцип исследования предмета теории государства и права требует признания того, что право и государство — сложные явления. Даже беглый взгляд па право показывает, что оно охватывает три уровня общественной жизни. Первый уровень - правовые идеи, правовое сознание, второй - правовые нормы, и третий - общественные отношения, которые регулируются этими нормами. Теория права изучает все три уровня права. Во-первых, правовую идеологию, правовое сознание граждан как область представления людей о праве. Во-вторых, правовые нормы, их содержание и форму, их тексты, виды, порядок принятия и применения. В-третьих, общественные отношения, регулируемые правом, т. е. сферу действия правовых норм. На основании результатов их изучения теория права обосновывает предложения по развитию и совершенствованию законодательства. Появляются новые правовые идеи, которые могут и должны быть учтены законодательством. Для каждого гражданина право выступает в первую очередь как гарантия определенного порядка в обществе, причем такого порядка, который общество само устанавливает, поддерживает и обеспечивает его функционирование. За пределами этого общего представления мнения о праве у разных людей расходятся. Для одних оно олицетворяет их положение в обществе, их права и обязанности, для других право связывается с действующими в обществе законами, для третьих — с защитой от преступных посягательств. Все эти представления по-своему верны, так как касаются различных сторон права. Право изучается целым комплексом юридических наук, именуемым правоведением. Среди них и теория права — наука теоретическая, концептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т. е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на се выводы, отраслевые юридические дисциплины, исследуют отдельные правовые отрасли законодательства: гражданское, уголовное, трудовое, процессуальное право и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне. Так же обстоит дело и с государством. Дело в том, что государство - это механизм осуществления публичной власти, имеющий многоуровневую, иерархически организованную структуру, множество функций, большое многообразие форм и типов. К тому же оно тесно связано с правом, С помощью правовых норм государство обеспечивает свою власть, управляет общественными отношениями. С другой стороны, правовые нормы устанавливают рамки и пределы деятельности государства, в определенном смысле ограничивают пределы и полномочия государства. Право и государство изучается целым комплексом паук, и не только юридических. В комплекс юридических наук входят такие дисциплины, как история государства и права, история политических учений. История государства и права изучает развитие государства и права в разных странах и у разных народов. История политических учений исследует процесс развития теоретической государственно-правовой мысли. Наконец, в комплекс правоведения входит сравнительное право, сопоставляющее правовые системы отдельных стран. В правоведении нет главных, как нет и второстепенных, дисциплин. Будущему юристу необходима каждая дисциплина. В дальнейшем с учетом избранной специализации юрист-профессионал будет уделять большее внимание одним дисциплинам и меньшее — другим. Но для студента каждая дисциплина — необходимый составной элемент юридического образования. Теории права и государства в силу ее концептуальной направленности принадлежит центральное место в правоведении. В ходе изучения права и государства она служит своеобразным компасом. В научной и учебной литературе предмет теории государства и права определяется неодинаково. Однако при существующих различиях все определения сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства и права — общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, которые непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много, и они весьма разнообразны. Так, теоретиками активно разрабатываются концепции «правового государства», «социального государства», естественно-правовые теории прав и свобод граждан и другие актуальные в наше время проблемы. Разумеется, основа предмета теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, ядро данной науки и учебной дисциплины — сохраняется на протяжении всего ее периода существования. Что же касается используемого при определении общих закономерностей материала, а также различных «частных» теорий, взглядов и представлений о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они постоянно развиваются, сменяют друг друга и видоизменяются. В зависимости от уровня, конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества. Последнее меняется в зависимости не только от объективных, но и от субъективных факторов. Например, все имеющиеся в настоящее время споры о характере взаимоотношений государства и права, а вместе с тем и о содержании теории государства и права как науки и учебной дисциплины носят не только объективный, обусловленный противоречивостью исследуемой материи, но и субъективный характер. В частности, кроме традиционно сложившегося представления о теории государства и права как единой науки и учебной дисциплины высказываются мнения относительно необходимости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины — теорию государства со своим собственным предметом и теорию права; подчеркивается приоритетная роль права перед государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения теории государства и права как составной части особой науки — политологии и введения самостоятельной дисциплины под названием «Общая теории права», которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу. Однако при решении вопроса о характере соотношения государства и права нужно исходить не из умозрительных заключений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодействия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических условий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются. Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связанными между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга. Государство в лице уполномоченных на то своих органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами, государство оказывает прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности. Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно разрываться, а, следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее их познание возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины — теории государства и права. К предмету теории государства и права прямо относится исследование формы государства и права: назначение государства как аппарата публичной и принудительной власти и права как нормативного фактора общественной жизни, обладающего государственной обязательностью, общие закономерности построения системы органов государства и права; функции государства и права, методы их осуществления, формы и пределы воздействия государства и права на общественную жизнь, в том числе на экономическую и политическую ее сферы. В предмет науки входят также особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, правовые и государственно-властные отношения, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства. Речь идет о таких категориях, как формы правления и формы государственного устройства, политический (государственный) режим и государственный аппарат. Сюда же относятся и такие явления, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. п. Особый этаж категорий теории государства и права составляют представления людей о государстве и нраве. Другими словами, в предмет теории права и государства включена та часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им. Расположенные в определенном логическом порядке, скрепленные причинно-следственной связью, все эти понятия и категории, собственно, и образуют систему научно-теоретических знаний о государстве и праве, правовой культуре. Изучение этой системы знаний помогает понять роль государства и права по отношению к другим явлениям общественной жизни, совершенствовать их функции в обществе и, наконец, использовать право и государство в целях преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. В предмет теории государства и права входят также такие вопросы, как метод пауки, место ее в системе других юридических и общественных наук, происхождение государства и права, понятие и сущность государства, понятие и сущность права, типология государства и права и ряд других. Теория государства и права рассматривает и такие вопросы, как социальная ценность и источники права: право и нравственность, правосознание и правовая культура, нормы права; правовые и нормативные правовые акты, система права и система законодательства; правотворчество, реализация права, правовые системы, право в системе нормативного регулирования общественных отношений, проблемы правопорядка и юридической ответственности: понятие, признаки правового государства. Таким образом, предметом теории государства и права являются закономерности возникновения, функционирования государства и права как главных явлений общественной жизни, их социальная и политическая сущность, их содержание и формы, юридические отношения и связи, характерные черты правового сознания и правовой культуры. Разумеется, все эти процессы рассматриваются теорией государства и права в динамике. Жизнь постоянно выдвигает для исследования новые явления и расстается с отжившими. Сложившаяся проблематика науки регулярно пополняется новыми направлениями исследования. Без этого основные тенденции развития государства и права понять невозможно. Появление нового собственно и составляет прогресс теории государства и права. Причем нередко новое в праве появляется «на стыке» с предметами других паук в сфере экономики, политики, общественного сознания и т. п. Происходит своеобразное взаимопроникновение, гибридизация как естественных, так и общественных наук, и порой очень сложно, да, по-видимому, и невозможно, четко обозначить их «пограничные» районы. Объяснить это можно тем, что в действительной жизни общественно-социальные и политические процессы полностью взаимосвязаны и взаимообусловлены, и лишь изучающие их науки, исходя из специфических критериев, о чем речь пойдет дальше, условно выделяют их в определенные области и отрасли. Теория государства и права в системе общественных наук. Теория государства и права - одна из важнейших отраслей системы знаний об обществе, изучаемого десятками наук, которые, как правило, делятся на три группы: естественные (физика, химия, математика и т. п.); общественные (философия, социология, экономика и т. п.); технические (инженерные, прикладные). Теория государства и права входит в группу общественных наук, изучающих социальные отношения в обществе. Многие из общественных наук тесно связаны между собой, поскольку имеют общий объект исследования - государство и право. Право же не только изучает, но и регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности и среди самых различных субъектов общества. Как совокупность знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права теория государства и права характеризуется рядом черт. Во-первых, теория государства и права — это гуманитарная (общественная) наука, потому что изучает общественные явления — государство и право. Во-вторых, теория государства и права - это политико-юридическая наука. Ее политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство — явление политическое, право — явление юридическое. В-третьих, теория государства и права — это единая наука о государстве и нраве. В-четвертых, теория государства и права — это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен ее общий характер. В-пятых, теория государства и права — это фундаментальная юридическая паука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Ее задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве. Наконец, в-шестых, теория государства и права — это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится, прежде всего, философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие пауки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Рассмотрим теперь, как соотносятся между собой теория государства и права и другие общественные науки. Методологическим фундаментом теории государства и права является философия,которая, как известно, изучает наиболее общие закономерности общественного развития. В философии (а более конкретно — в ее специальном отделе — философии права) рассматриваются такие предельно общие и широкие проблемы, как социально-философская сущность государства и права, пути ее познании, явление и сущность, целое и часть, общее, особенное и отдельное в государстве и праве, содержание и форма государства и права, система государственной организации и права и т. д. Однако такие закономерности есть и в развитии государства и права. На основе достижений философской науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования и т. д. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, с тем чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить роль государства и права в развитии общества в целом. Однако одновременно на философской основе разрабатываются и конкретные категории юридических наук. Таким образом, философия служит методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. Большое значение для взаимного обогащения и развития имеет взаимодействие теории государства и права и социологии.Как известно, социология — это наука об обществе как о целостной системе и о взаимодействии различных социальных институтов, процессов и групп. Разумеется, она не может обойти такие важнейшие элементы общественной жизни, как государство и право. Ее отличие от теории права и государства - в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изучению права и государства. Объектом изучения социологии являются генезис, сущность, функциональное назначение государства и права. Социология оставляет в стороне правовые формы организации государственной власти, правовые методы регулирования общественных отношении и т. д. Социология, а точнее социология права (одна из отраслей социологии), рассматривает государство и право как одну из социальных подсистем, как важнейший социальный институт. Это означает, что государство и право изучается прежде всего в аспекте интересов, ценностей и норм, действий и взаимодействия личностей, социальных групп и общества в целом. Тесно связана теория государства и права с политологией.Однако если политология видит свою главную задачу в изучении сущности и форм политики, политических процессов, политических партий, движений и т. д. то теорию государства и права интересует правовой статус этих общественных явлений. Существует определенное взаимодействие теории государства и права и экономической науки.Экономическая наука изучает сами экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения, всю их совокупность. Теория государства и права — только закономерности правового регулирования таких отношений. Таким же образом обстоит дело и с историей.История изучает развитие событий во времени, этапы развития общества. Для нее главное — конкретные события, анализ их причин и последствий. Для теории же конкретные факты — только материал для обобщений, ее основное дело — выявить закономерности, преломляющиеся в конкретно-исторической практике. Таким образом, государство и право изучаются не одной наукой, а комплексом общественных наук.Связано это с разносторонней деятельностью многочисленных органов и учреждений государства. Государство занимается экономикой, управлением, политикой, духовной сферой. Все это сферы интересов конкретных наук — управленческой, экономической, политической, социологии и т. д. Полное представление о государстве дает только взгляд на него с разных сторон, анализ социальных, политических, экономических и иных факторов, которые определяют назначение, функции и роль в обществе и государства, и права. Теория государства и права в системе юридических наук. В системе юридических наук теория государства и права занимает такое же место, как философия в системе обществоведческих паук, т. е. является базовой, фундаментальной для всех отраслей юридических наук. В современном правоведении комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в пауке схеме делится на следующие группы: общетеоретические и исторические науки(теория права и государства, история политических и правовых учений, политология); отраслевые(конституционное право, административное право, государственное и муниципальное управление, гражданское, уголовное, трудовое право и т. д.); специальные юридические дисциплины(организация суда и прокуратуры, криминология, прокурорский надзор). Каково же место теории государства и права в системе юридических наук? Это место определяется особенностью подхода теории государства и права к изучению государственно-правовых явлений. Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Другие юридические науки исследуют лишь отдельные аспекты государства и права. Например, наука конституционного права изучает конституционные основы государства и права, гражданское право изучает в основном правовые основы имущественных отношений, административное — правовое регулирование управленческих отношений и т. д. Таким образом, большинство юридических наук изучает государство и право только с определенных позиций. Предмет теории государства и права охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии. Во-вторых, теория государства и права вырабатывает общеправовые категории, которые в дальнейшем используются другими юридическими науками. Отраслевые пауки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учетом своей отраслевой специфики. Таким образом, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения. В-третьих, теория государства и права изучает общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений: понятие, сущность, типы, формы, функции, структуру, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности на базе теоретического и эмпирического материала, накопленного отраслевыми науками. Отраслевые юридические науки носят во многом практический характер, используя выводы теории государства и права как основу для научных исследований в своей сфере. Таким образом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук. В-четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства - Российской Федерации или зарубежных стран. В отличие от них у теории государства и права в центре внимания — общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе. В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис, развитие, общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права. Структура теории государства и права органично объединяет два блока — общую теорию государства и общую теорию права. Имеется ряд факторов, позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это: единые категории, такие как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях; общий генезис; государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин; общие закономерности развития государства и права; соответствие исторических типов государственных и правовых систем; государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Таким образом, теории государства и права для отраслевых и специальных юридических наук является методологической основой. Действующая в настоящее время классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, включает следующие разделы: теория и история права и государства, история правовых учений; конституционное право, муниципальное право; гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право; трудовое право, право социального обеспечения; аграрное право, экологическое право; уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право; уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность; международное право, европейское право: судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; административное право, финансовое право, информационное право; гражданский процесс, арбитражный процесс. Существуют и иные классификации. Некоторые из них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а хозяйственно-правовой цикл — хозяйственное право, земельное право, трудовое право и др., отделяют от гражданско-правового цикла семейное право и др. Почему возникают различные точки зрения на эту проблему — понятно. Любая структура юридических наук не может полностью отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни и науки. Потребности практики, углубление специализации научного знания вызвали к жизни такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Появление глобальных проблем, угрожающих самому существованию человечества, заставило ученых заняться разработкой экологического, природоохранительного права. Развитие рыночных отношений, появление новых субъектов права, расширение сферы гражданского оборота, расширение прав граждан побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым, бюджетным правом и т. п. Потребности жизни расширяют фронт исследования не только отраслевых правовых наук, но и теории государства и права. В рамках этой теории все слышнее голос таких важных разделов науки, как философия права, социология права, лежащие на стыке исследований разных наук и активно претендующие на широкие теоретические обобщения. Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению. Таким образом, теория государства и права — это одна аз общественных наук, изучающая закономерности возникновения государства и права, их типологию, сущность, формы и функции, а также правовые отношения и правовое сознание.
§ 2. Методология теории государства и права
Значение методологии в познании права и государства. Всякое научное исследование предполагает определение не только предмета исследования, но и приемов, средств и способов решения той или иной научной задачи. Под методом научного исследования понимаются те приемы и способы, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата. Учение о методах научною познания называется методологией. Древние греки, введя в научный оборот понятие метода, хотели подчеркнуть важность способа исследования явлений природы, человеческого общества, вселенной. Они видели н методе подхода к изучаемым объектам планомерный путь научного познания и установления истины. На рубеже Нового времени Фрэнсис Бэкон сравнивал метол с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современную эпоху большие требования предъявляются к метолу. Он должен быть подлинно научным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться всознании субъекта. Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Поиск новых и обогащение арсенала существующих средств помогает теории государства и права решать важнейшую задачу — сводить в единую систему все знание о своем предмете. Системный характер теории государства и права проявляется в тех ее функциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовой реальности. Обогащение методологического багажа теории идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических познаний осмысливать свой предмет изучения. Как отдельные методы, так и методология в целом определяются предметом самой науки. Это объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета. К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая, естественно, теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности. Основной смысл принципа всесторонностиисследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагает также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах. Принцип историзмав исследовании государства и нрава означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящею состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Содержание принципа комплексностив изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии. В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться «философизации» или «социологизации» государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием. Теория определяет для исследования те грани правового опыта, которые являются актуальными, существенными для развития общества и науки, а методы определяют пути решения поставленных проблем. Разумеется, между предметом и методом не существует непреодолимых барьеров. Для решения той или иной научной задачи достигнутые методологические рубежи могут быть базой новой теоретико-познавательной конструкции. Л любые вновь открытые явление, закон науки перерастают в принцип исследовании, в знание того, как добиться желаемого результата. Основные методы в изучении государства и права. В любой науке выделяют общенаучные и частнонаучные методы исследования. Общенаучные методы— это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками. Прежде чем приступать к любому познавательному процессу, следует определиться по некоторым вопросам, имеющим принципиальное значение: реально ли существует объективный мир, действуют ли в нем какие-либо закономерности, познаваемы ли они и т. п. В качестве общенаучных методов, или методологической основы исследования, выступает определенное философское направление. Современные отечественные научные исследования базируются, как правило, на материализме и диалектике. Методологической основой юридических исследований могут служить и иные философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и т. д. Материализм —это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление — это свойство материи; как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей. Диалектика —это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания), а также категориями диалектики — понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.). На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право — это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, существующие не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему: государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа; изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости. К примеру, при анализе современной правовой системы Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы — только определенный этап ее развития, что в этом развитии существуют и определенные тенденции. Следовательно, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма. Изучая государство и право, надо учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего, для обслуживания потребностей практики, именно в этом — значимость и ценность любой научной теории. И в конечном счете истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным. Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования - это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. Частнонаучными рассматриваемые ниже методы называются весьма условно, поскольку они имеют применение во многих науках, причем не только в гуманитарных. Это название не столько подчеркивает вообще частный характер разнообразных способов научного освоения действительности, сколько характеризует отношение последних к методологической основе, к так называемым общенаучным методам, к диалектико-материалистическому подходу. Существуют и иные классификации методов. Популярным, в частности, является их деление на всеобщий диалектико-материалистический метод, методы, общие для наук, но специальные но отношению к всеобщему, и частноправовые методы. Конкретно-социологические методыисследования применяются в основном на этапе сбора научной информации. Это: наблюдение (объектами наблюдения в теории государства и права могут служить юридическая практика, государственные учреждения и т. д.); опрос, анкетирование, интервьюирование; эксперимент и т. д. Теория государства и права относится к общественным наукам, и к исследованию се предмета очень часто возможно применить лишь абстрактное мышление. Абстракция в самом общем виде представляет собой мысленный образ, который создается о каком-либо предмете, явлении с использованием различных операций. Один из важнейших методов, которые использует теория государства и права, — логический. Логика — это наука о приемах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.)- законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности. Анализпредставляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтез — это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении врамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого целого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знание о праве в целом). Индукция — это форма умозаключения от частного к общему. Индукция — метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса. Дедукция — это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному. Моделирование —мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Эта операция позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных свойств. Например, в курсе теории государства и права изучается пеня те «государство». Такого явления — абстрактного государства - в реальной действительности не существует, сечь только конкретные государства - Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция и т. д. Выработка общих понятий имеет огромное значение для постижения сущности, для поиска оптимального варианта развития государственно-правовых явлений. Из общего диалектического подхода прямо следует необходимость применения исторического метода в научном исследовании. Любое явление или процесс имеет свою историю развития; с использованием данного метода это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Структурно-функциональный методоснован на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру и в то же время сами входят в качестве составного элемента у другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, дается их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи. Системный подход— это направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход включает в себя также и структурно-функциональный метод, однако здесь упор делается, прежде всего, на исследование взаимодействия объекта как целостной системы с внешней средой. Данный метод связан с понятием системы как определенной формы организации. В качестве системы могут рассматриваться государственные органы или их составные части (парламентские системы, системы судебных органов), избирательное право, институт гражданства и другие правовые институты и понятия. Сущность системного метода состоит в анализе общностей и особенностей тех или иных проявлений, в выявлении функциональных задач ее частей. Не все объекты научного юридического исследования подлежат количественным измерениям. Однако, если такое возможно, во многих случаях цифры говорят красноречивее любых логических доказательств. Недаром говорится, что цифры не правят миром, но показывают, как он управляется. Поэтому в теории государства и права для изучения фактического состояния определенных явлений, процессов, выявления тенденций их развития используются статистические методысбора информации, математические методы обработки данных, выражающих количественные изменения в юридической жизни. Все эти так называемые частнонаучные методы исследования, как уже отмечалось, имеют общий характер, поскольку в той или иной степени используются всеми общественными науками. Все методы связаны между собой и применяются, как правило, не по отдельности, а в различных сочетаниях друг с другом, что зависит от объекта исследования. На основе этих методов каждая наука вырабатывает свою методологию, в рамках каждой науки складываются особые традиции исследования своего предмета. Есть особенности и в методологии юридических паук, поэтому принято считать, что здесь сложился особый специальный юридический метод. Существуют и более частные особенности методологии теории государства и права, обусловленные спецификой теоретического знания, необходимостью формулирования и разработки общих понятий, классификаций, юридических конструкций, концепций и т. д. Эффективность тех или иных исследовательских средств во многом зависит от избранного подхода в изучении государства и права, а он может быть различным. Многообразие государственно-правовою развития в мире вполне естественно породило широкий спектр политико-правовых доктрин, теорий, научных направлений, эмпирических и теоретических исследований. Из большого многообразия методов исследований, существующих в науке (диалектика и метафизика, материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм, монизм, дуализм или плюрализм и т. д.), в отечественной науке по-прежнему широко применяются материализм, диалектика, историзм. Основные черты диалектического метода — рассмотрение явлений в их взаимной связи и обусловленности, и движении и изменении, обновлении и развитии; в превращении постепенных количественных изменений в коренные качественные изменения, наступающие путем закономерного скачкообразного перехода из одного состояния в другое; и свойственных явлениям внутренних противоречиях, в борьбе противоположностей, в борьбе между старым и новым, отживающим и нарождающимся. Многое из этой методологии может быть использовано и сейчас. Например, анализ позволяет путем выделения составных частей правовых явлений глубже понять их существо, а синтез дает возможность представить явление в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе познания диалектика использует свои категории как инструменты проникновения в существо явления: качество и количество, форма и содержание, сущность и явление также нужны для понимания существа теоретико-правовых процессов, как и в других пауках. Проблема методологического обновления, вставшая перед теорией государства и права в последние годы в связи с принципиальными изменениями существа государственности, требует, с одной стороны, критической оценки достигнутого, а с другой — творческого подхода, конструктивности, взаимодействия различных теоретических школ и направлений. Как известно, в советский период в государственно-правовых исследованиях методология опиралась только на классовый подход, на догматизированное отношение к наследию классиков марксизма-ленинизма. Ориентир исключительно на классовый подход, понимание государства как классовой организации подавления не позволяли уяснить его главную функцию как средства управления, устранения противоречий, гармонизации общественных отношений. В праве всемерное подчеркивание его классовой стороны как «возведенной в закон воли господствующего класса» по существу отрицало его понимание как средства согласования противоречивых интересов, как условие компромисса различных социальных групп. Между тем фундаментальная теория государства и права, использующая весь арсенал методологических средств, является важным условием успешного творческого развития государственности и правовой системы, совершенствования общественных отношений, выработки новых форм взаимодействия государственных и общественно-гражданских структур. В настоящее время в связи с интеграцией нашей страны в мировое сообщество и необходимостью приведения отечественного законодательства в соответствие с международными государственно-правовыми нормами большое значение приобретает метод комплексного исследования. Комплексный анализ предполагает двоякий подход: с предметной и методологической сторон. С предметной стороны комплексный подход означает охват исследованием не только основной проблемы, но и производных от нее задач, т. е. одновременное решение всего комплекса взаимосвязанных проблем. Так, новые правила в области реализации российскими гражданами своего конституционного права свободного передвижения затрагивают системы различных правовых отраслей (в основном, административно-правового характера) и порождают необходимость их согласования, нацеливания на единый конечный результат. С методологической стороны комплексный анализ означает решение той или иной задачи с позиции не одной, а нескольких паук. Новые рубежи теоретической и практической мысли, новые возможности науки и техники помогают исследователям воспользоваться другими методами познания, к которым относятся математические, математико-статистические, кибернетические и т. п. методики.Эти методы показали свою эффективность в конкретных исследованиях права и государства, но требуют серьезной технической оснащенности исследователя как компьютерной техникой, так и серьезным математическим аппаратом, ускоряющих обработку трудоемкого и разнообразного количественного материала. Логико-математические и статистические методы являются достижением научно-технической революции и опираются на определенные статистические закономерности, количественные показатели. Подобная методика предполагает высокий уровень теоретических и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов. При этом она существенно их дополняет и обогащает. Разумеется, выбор конкретного метода прямо зависит от предмета и задач исследования, но чаще всего в настоящее время используется системный метод, который позволяет изучать государство, право, политику как комплексный процесс, прослеживать их причинно-следственные связи. В целом, набор методов, имеющихся в распоряжении современной теоретико-правовой науки, при умелом выборе методов исследования и способов их использовании позволяет обеспечить ее высокую практическую результативность, систематизировать и оценить накопленные фактические данные, сделать прогноз на будущее.
РАЗДЕЛ II. Энциклопедия государства и права Глава 2. Основные понятия о государстве § 1. Основные теории происхождения государства
Теорий происхождения государства несколько, все они отражают представления о таком сложном социальном явлении, как государство. Казалось бы, истинной может быть только одна теория. Однако такой подход не верен. Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно в общей характеристике этих теорий, часть из которых зародились в глубокой древности, наряду с критическим отношением выделять и то положительное, что они содержат. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис “вся власть от Бога”. Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала определенные реальности, а именно: теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Следует отметить, что при оценке этой теории необходимо учитывать освящение власти, что придавало ей авторитет и обязательность. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к освоению земельной собственности (феодализм). На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светским (государством). В это же время появляется и развивается учение широко известного ученого богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, и истоки этой власти выводили из форм семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи – патриарха. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие получила в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера “Патриарх”. Современное состояние научных знаний позволяет увидеть и в данной теории рациональное зерно, поскольку способ производства, основанный на земледелии в раннеклассовых обществах, приводит к созданию большой семьи (община). Договорная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции – Руссо, в России – Радищев, которые утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в ес |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 404. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |