Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы происхождения государства




Содержание

Введение. 6

РАЗДЕЛ I. Введение в теорию государства и права. 9

Глава 1. Теория государства и права как наука. 9

§ 1. Предмет теории государства и права. 9

§ 2. Методология теории государства и права. 18

РАЗДЕЛ II. Энциклопедия государства и права. 25

Глава 2. Основные понятия о государстве. 25

§ 1. Основные теории происхождения государства. 25

§ 2. Формационный и цивилизационный подходы к происхождению государства. 28

§ 3. Понятие государства, его признаки и функции. 33

§ 4. Формы и методы реализации функций государства. 41

Глава 3. Формы государства. 43

§ 1. Форма правления. 43

§ 2. Смешанные формы правления. 46

§ 3. Форма государственного устройства. 54

§ 4. Межгосударственные объединения. 59

§ 5. Политический режим.. 63

Глава 4. Механизм государства. 73

§ 1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 73

§ 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 75

§ 3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата. 76

§ 4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства. 78

§ 5. Система органов государственной власти субъектов. 83

Российской Федерации. 83

Глава 5. Основные понятия о праве. 85

§ 1. Понятие права. 85

§ 2. Признаки права. 97

Глава 6. Источники права. 99

§ 1. Понятие “источник права”. 99

§ 2. Виды источников права. 102

§ 3. Правовая природа разъяснений закона высшими органами судебной власти. 117

Глава 7. Правовые системы.. 122

РАЗДЕЛ III. Теория государства. 135

Глава 8. Государство в политической системе общества. 135

§ 1. Государственная власть, ее легальность и легитимность. 135

§ 2. Политическая система общества. 142

§ 3. Государство и общественные объединения. 144

§ 4. Государство и политические партии. 147

§ 5. Государство и церковь. 152

Глава 9. Механизм государственного принуждения. 160

§ 1. Государственное принуждение. 160

§ 2. Правовая ответственность и государственное принуждение. 162

§ 3. Правонарушение и ответственность. 166

§ 4. Юридическая ответственность: принципы, виды.. 167

§ 5. Понятие и значение презумпции невиновности. 175

§ 6. Законность и правопорядок. 180

РАЗДЕЛ IV. Теория права. 183

Глава 10. Право в системе социального регулирования. 183

§ 1. Социальные и технические нормы.. 183

§ 2. Виды социальных норм.. 183

§ 3. Общее и особенное в социальных нормах. 185

§ 4. Право и мораль. 187

Глава 11. Нормы права: понятие, структура, виды.. 191

§ 1. Понятие о правовой норме. 191

§ 2. Структура норм права. 193

§ 3. Виды правовых норм.. 195

Глава 12. Правовые отношения. 198

§ 1. Понятие и структура правоотношений. 198

§ 2. Субъекты правоотношений. 204

§ 3. Объекты и содержание правоотношений. 212

§ 4. Виды правоотношений. 215

Глава 13. Юридические факты.. 217

§ 1. Понятие и виды юридических фактов. 217

§ 2. Презумпции, фикции, аксиомы, исключения. 218

§ 3. Дефектность юридических фактов. 232

Главва 14. Теория закона. 233

§ 1. Понятие и виды нормативных актов. 233

§ 2. Законодательная техника. Правовые понятия и терминология. 245

§ 3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 249

§ 4. Законотворческий процесс и его стадии. 256

§ 5. Систематизация нормативных актов. 267

§ 6. Функции права (закона): понятие и виды.. 269

Глава 15. Система права и система законодательства. 274

§ 1. Материальное и процессуальное право. 274

§ 2. Система права и система законодательства: 274

соотношение и взаимосвязь. 274

§ 3. Соотношение национального и международного права. 277

§ 4. Частное и публичное право. 279

§ 5. Система права в Российской Федерации. 282

Глава 16. Реализация права (закона) 285

§ 1. Понятие и формы реализации права (закона) 285

§ 2. Эффективность действия права (закона) 288

§ 3. Применение права (закона) как особая форма реализации. 289

§ 4. Правоприменительные акты, их структура и виды.. 294

§ 5. Пробелы в праве (законе). Аналогия. 296

§ 6. Юридические коллизии. 297

Глава 17. Толкование права (закона) 304

Глава 18. Правовое регулирование общественных отношений. 311

§ 1. Правовое регулирование и его предмет. 311

§ 2. Способы, методы и типы правового регулирования. 315

§ 3. Пределы правового регулирования. 316

§ 4. Виды правового регулирования. 318

§ 5. Правовые режимы.. 326

§ 6. Механизм правового регулирования. 327

Глава 19. Юридическая техника в правовом регулировании. 329

§ 1. Понятие и структура юридической техники. 329

§ 2. Правовые средства. 336

§ 3. Правовой эксперимент. 339

§ 4. Юридические конструкции. 341

РАЗДЕЛ V. Психология права. 347

Глава 20. Правосознание и правовая культура. 347

§ 1. Понятие и структура правового сознания. 347

§ 2. Правовая культура и правовое воспитание. 350

Глава 21. Правовой нигилизм и правовой идеализм. 356

Глава 22. Правомерное поведение. 365

РАЗДЕЛ VI. Философия государства. 367

Глава 23. Гражданское общество и государство. 367

§ 1. Понятие “гражданское общество”. 367

§ 2. Структура гражданского общества. 370

Глава 24. Правовое государство. 373

§ 1. Правовое государство: понятие и принципы.. 373

§ 2. Формирование правового государства в России. 381

Глава 25. Социальное государство. 385

Глава 26. Местное самоуправление. 391

РАЗДЕЛ VII. Философия права. 396

Глава 27. Социальная ценность права. 396

Глава 28. Право и закон. 399

§ 1. Соотношение понятий “право” и “закон”. 399

§ 2. Многообразие подходов к пониманию социальной сущности права. 401

Глава 29. Учение о правах человека. 407

§1. Понятие человека, гражданина, личности. 407

§ 2. Понятие “права человека и гражданина”. 410

§ 3. Виды прав человека и гражданина. 417

§ 4. Правовой статус личности. 427

§ 5. Суверенитет личности. 428

Глава 30. Принципы права. 435

РАЗДЕЛ VIII. Юридическая деятельность. 442

Глава 31. Понятие “юридическая деятельность”. 442

Глава 32. Юридическая практика в правовой системе общества. 444

§ 1. Понятие юридической практики. 444

§ 2. Структура юридической практики. 447

§ 3. Типы (виды, подвиды) юридической практики. 450

§ 4. Функции юридической практики. 451

§ 5. Взаимодействие юридической науки и практики. 453

§ 6. Основные пути и направления совершенствования юридической практики. 456

Глава 33. Юридический процесс и процедуры.. 459

§ 1. Понятие “юридический процесс”. 459

§ 2. Стадии юридического процесса. 461

§ 3. Правовые процедуры.. 462

РАЗДЕЛ IХ. О некоторых нетрадиционных направлениях юридической науки и практики. 467

Глава 34. Социология права. 467

Глава 35. Юридическая антропология. 471

Глава 36. Юридическая конфликтология. 472

Словарь основных понятий теории государства и права. 475

Литература. 493

 

Введение

В системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Теория государства и права является одновременно и общественной наукой (т.к. объектами ее исследования являются государство, право, общество, человек, социальные отношения как общественные явления), и юридической (изучает только государственно-правовую сторону общественной жизни), и общетеоретической (выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права).

Изучая курс общей теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими, политологическими учениями, но и с отраслевыми юридическими науками. Теория государства и права выступает общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам, играет методологическую роль; обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических заключений; вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки.

Теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства, взаимосвязь с гражданским обществом. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности, юридической ответственности и др. Специально рассматриваются проблемы связи права и личности, правосознания и правовой культуры. Кроме традиционных тем предлагаются и такие, которые все активнее входят в содержание учебников, учебных пособий, курсов лекций: правовые средства, правовой режим, стимулы и ограничения в праве и т.д.

 

Схема 1. Предмет теории государства и права

 

 

Большое внимание уделяется уяснению основных принципов права, усвоению не только буквы закона, но и духа закона, умению правильно его толковать и применять. В условиях демократизации российского общества большое значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости. Приоритет в изучении курса отдается вопросам теории права (программой выделено большее количество часов для изучения), однако подчеркивается неразрывная связь права с государством.

Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права как науки. Чем масштабнее достижения в науке, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. Целью учебной дисциплины является доведение до обучаемых уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. Учебная дисциплина выполняет две основных функции: вводит студентов в юридическое образование (студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями юриспруденции, что ведет к лучшему владению отраслевыми науками); развивает у студентов абстрактное и аналитическое мышления, формирует политическую и правовую культуры.

 

Схема 2. Методология теории государства и права

 

 

В последнее время издано немало учебников, учебных пособий и курсов лекций по данной дисциплине. Предлагаемый нами методический комплекс по теории государства и права включает в себя собранную в системе всю необходимую учебно-методическую информацию для студентов, включая учебник, словарь основных юридических понятий и категорий, схемы и определения. Данный комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030501 – Юриспруденция), с рекомендациями УМУ КемГУ по составлению рабочей программы учебной дисциплины. Он может быть использован при подготовке студентов всех форм обучения, как для первых, так и для выпускных курсов.

 

 

РАЗДЕЛ I. Введение в теорию государства и права

Глава 1. Теория государства и права как наука

 

§ 1. Предмет теории государства и права

 

Любая научная деятельность представляет собой прежде все­го процесс познания действительности. Предмет науки — это то, что изучает наука, это крут тех явлений, исследованием ко­торых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Оха­рактеризовать этот предмет — значит показать, что конкретно изучает данная наука.

Что же является предметом теории государства и права?

Чтобы в этом разобраться, надо сначала договориться о не­которых главных принципах предстоящего анализа.

Первый такой принцип — признание объективности предме­та, изучаемого любой наукой. Факт объективного существова­ния государства и нрава очевиден. Они существуют в объек­тивной реальности современного общества, и законы их воз­никновения и развития выступают как проявление законов общественного развития.

Второй принцип исследования предмета теории государства и прана требует понимания того, что государство и право — это относительно самостоятельные, по тесно связанные друг с дру­гом социальные явления, которые обладают правовыми свойст­вами, собственными закономерностями формирования и эволюции. Необходимость знать эти объективные свойства госу­дарства и нрава, отличающие их от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функцио­нирования и развития как относительно самостоятельных об­щественных институтов сомнений не вызывает.

При этом, однако, надо иметь в виду, что названные зако­номерности по своему характеру могут быть общими, распространяющимися на все разновидности государства и права, или частными, относящимися лишь к их отдельным историческим типам.

Третий принцип исследования предмета теории государства и права требует признания того, что право и государство — слож­ные явления.

Даже беглый взгляд па право показывает, что оно охватыва­ет три уровня общественной жизни. Первый уровень - право­вые идеи, правовое сознание, второй - правовые нормы, и третий - общественные отношения, которые регулируются этими нормами.

Теория права изучает все три уровня права.

Во-первых, правовую идеологию, правовое сознание граж­дан как область представления людей о праве.

Во-вторых, правовые нормы, их содержание и форму, их тексты, виды, порядок принятия и применения.

В-третьих, общественные отношения, регулируемые правом, т. е. сферу действия правовых норм.

На основании результатов их изучения теория права обосно­вывает предложения по развитию и совершенствованию зако­нодательства. Появляются новые правовые идеи, которые могут и должны быть учтены законодательством.

Для каждого гражданина право выступает в первую очередь как гарантия определенного порядка в обществе, причем такого порядка, который общество само устанавливает, поддерживает и обеспечивает его функционирование. За пределами этого об­щего представления мнения о праве у разных людей расходят­ся. Для одних оно олицетворяет их положение в обществе, их права и обязанности, для других право связывается с действую­щими в обществе законами, для третьих — с защитой от пре­ступных посягательств. Все эти представления по-своему вер­ны, так как касаются различных сторон права. Право изучается целым комплексом юридических наук, именуемым правоведе­нием. Среди них и теория права — наука теоретическая, кон­цептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т. е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на се выводы, отраслевые юридические дисциплины, исследу­ют отдельные правовые отрасли законодательства: граждан­ское, уголовное, трудовое, процессуальное право и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне.

Так же обстоит дело и с государством. Дело в том, что госу­дарство - это механизм осуществления публичной власти, имеющий многоуровневую, иерархически организованную структуру, множество функций, большое многообразие форм и типов. К тому же оно тесно связано с правом, С помощью пра­вовых норм государство обеспечивает свою власть, управляет общественными отношениями. С другой стороны, правовые нормы устанавливают рамки и пределы деятельности государ­ства, в определенном смысле ограничивают пределы и полно­мочия государства.

Право и государство изучается целым комплексом паук, и не только юридических. В комплекс юридических наук входят такие дисциплины, как история государства и права, история политических учений. История государства и права изучает развитие государства и права в разных странах и у разных наро­дов. История политических учений исследует процесс развития теоретической государственно-правовой мысли. Наконец, в комплекс правоведения входит сравнительное право, сопостав­ляющее правовые системы отдельных стран. В правоведении нет главных, как нет и второстепенных, дисциплин. Будущему юристу необходима каждая дисциплина. В дальнейшем с уче­том избранной специализации юрист-профессионал будет уде­лять большее внимание одним дисциплинам и меньшее — дру­гим. Но для студента каждая дисциплина — необходимый со­ставной элемент юридического образования. Теории права и государства в силу ее концептуальной направленности принад­лежит центральное место в правоведении. В ходе изучения пра­ва и государства она служит своеобразным компасом.

В научной и учебной литературе предмет теории государства и права определяется неодинаково. Однако при существующих различиях все определения сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства и права — общие закономерности данно­го процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль

государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституцион­ность; законодательный процесс и его отдельные стадии; пра­вомерное поведение, правонарушение и юридическая ответст­венность.

Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, ко­торые непосредственно связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много, и они весьма разнообразны.

Так, теоретиками активно разрабатываются концепции «правового государства», «социального государства», естествен­но-правовые теории прав и свобод граждан и другие актуаль­ные в наше время проблемы.

Разумеется, основа предмета теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функциони­рования государства и права, ядро данной науки и учебной дисциплины — сохраняется на протяжении всего ее периода существования. Что же касается используемого при определе­нии общих закономерностей материала, а также различных «ча­стных» теорий, взглядов и представлений о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они постоян­но развиваются, сменяют друг друга и видоизменяются.

В зависимости от уровня, конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаи­модействия, их месте и роли в жизни общества.

Последнее меняется в зависимости не только от объектив­ных, но и от субъективных факторов. Например, все имеющие­ся в настоящее время споры о характере взаимоотношений го­сударства и права, а вместе с тем и о содержании теории госу­дарства и права как науки и учебной дисциплины носят не только объективный, обусловленный противоречивостью ис­следуемой материи, но и субъективный характер.

В частности, кроме традиционно сложившегося представле­ния о теории государства и права как единой науки и учебной дисциплины высказываются мнения относительно необходи­мости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины — теорию государства со своим собствен­ным предметом и теорию права; подчеркивается приоритетная роль права перед государством; высказываются суждения о це­лесообразности рассмотрения теории государства и права как составной части особой науки — политологии и введения само­стоятельной дисциплины под названием «Общая теории пра­ва», которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиаль­ную часть, теоретическую основу.

Однако при решении вопроса о характере соотношения го­сударства и права нужно исходить не из умозрительных заклю­чений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодейст­вия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических ус­ловий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются.

Чрезвычайно важным является и то, что государство и пра­во, будучи неразрывно связанными между собой и взаимодей­ствуя друг с другом, выступают как относительно самостоятель­ные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоян­но оказывают активное воздействие друг на друга.

Государство в лице уполномоченных на то своих органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблю­дение. Иными словами, государство оказывает прямое воздей­ствие на право. В то же время право оказывает обратное воз­действие на государство. Оно связывает государственные орга­ны конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности.

Из всего этого следует, что государство и право не могут ис­кусственно разрываться, а, следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее их познание возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины — теории государства и права.

К предмету теории государства и права прямо относится ис­следование формы государства и права: назначение государства как аппарата публичной и принудительной власти и права как нормативного фактора общественной жизни, обладающего го­сударственной обязательностью, общие закономерности по­строения системы органов государства и права; функции госу­дарства и права, методы их осуществления, формы и пределы воздействия государства и права на общественную жизнь, в том числе на экономическую и политическую ее сферы.

В предмет науки входят также особые свойства, черты, при­знаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, правовые и государственно-властные отношения, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства. Речь идет о таких категориях, как формы правления и формы государственного устройства, поли­тический (государственный) режим и государственный аппарат. Сюда же относятся и такие явления, как, например, правоотно­шения и реализация права, правопорядок и законность, право­вые системы и формы права и т. п. Особый этаж категорий тео­рии государства и права составляют представления людей о го­сударстве и нраве. Другими словами, в предмет теории права и государства включена та часть общественного сознания, кото­рая связана с правом, опосредуется им.

Расположенные в определенном логическом порядке, скре­пленные причинно-следственной связью, все эти понятия и ка­тегории, собственно, и образуют систему научно-теоретических знаний о государстве и праве, правовой культуре.

Изучение этой системы знаний помогает понять роль госу­дарства и права по отношению к другим явлениям обществен­ной жизни, совершенствовать их функции в обществе и, нако­нец, использовать право и государство в целях преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценно­стей.

В предмет теории государства и права входят также такие вопросы, как метод пауки, место ее в системе других юридиче­ских и общественных наук, происхождение государства и пра­ва, понятие и сущность государства, понятие и сущность права, типология государства и права и ряд других.

Теория государства и права рассматривает и такие вопросы, как социальная ценность и источники права: право и нравст­венность, правосознание и правовая культура, нормы права; правовые и нормативные правовые акты, система права и сис­тема законодательства; правотворчество, реализация права, правовые системы, право в системе нормативного регулирова­ния общественных отношений, проблемы правопорядка и юридической ответственности: понятие, признаки правового государства.

Таким образом, предметом теории государства и права явля­ются закономерности возникновения, функционирования государ­ства и права как главных явлений общественной жизни, их соци­альная и политическая сущность, их содержание и формы, юриди­ческие отношения и связи, характерные черты правового сознания и правовой культуры.

Разумеется, все эти процессы рассматриваются теорией го­сударства и права в динамике. Жизнь постоянно выдвигает для исследования новые явления и расстается с отжившими. Сло­жившаяся проблематика науки регулярно пополняется новыми направлениями исследования. Без этого основные тенденции развития государства и права понять невозможно. Появление нового собственно и составляет прогресс теории государства и права. Причем нередко новое в праве появляется «на стыке» с предметами других паук в сфере экономики, политики, обще­ственного сознания и т. п.

Происходит своеобразное взаимопроникновение, гибриди­зация как естественных, так и общественных наук, и порой очень сложно, да, по-видимому, и невозможно, четко обозна­чить их «пограничные» районы. Объяснить это можно тем, что в действительной жизни общественно-социальные и политиче­ские процессы полностью взаимосвязаны и взаимообусловле­ны, и лишь изучающие их науки, исходя из специфических критериев, о чем речь пойдет дальше, условно выделяют их в определенные области и отрасли.

Теория государства и права в системе общественных наук. Теория государства и права - одна из важнейших отраслей системы знаний об обществе, изучаемого десятками наук, кото­рые, как правило, делятся на три группы:

естественные (физика, химия, математика и т. п.);

общественные (философия, социология, экономика и т. п.);

технические (инженерные, прикладные).

Теория государства и права входит в группу общественных наук, изучающих социальные отношения в обществе. Многие из общественных наук тесно связаны между собой, поскольку имеют общий объект исследования - государство и право. Право же не только изучает, но и регулирует общественные от­ношения в самых различных областях человеческой деятельно­сти и среди самых различных субъектов общества.

Как совокупность знаний и представлений о наиболее об­щих закономерностях возникновения, развития и функциони­рования государства и права теория государства и права харак­теризуется рядом черт.

Во-первых, теория государства и права — это гуманитарная (общественная) наука, потому что изучает общественные явле­ния — государство и право.

Во-вторых, теория государства и права - это политико-юридическая наука. Ее политико-юридический характер выте­кает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство — явление политическое, право — явление юриди­ческое.

В-третьих, теория государства и права — это единая наука о государстве и нраве.

В-четвертых, теория государства и права — это наиболее об­щая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. По­следние изучаются и другими юридическими науками, кото­рых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права зани­мается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникно­вения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен ее общий характер.

В-пятых, теория государства и права — это фундаменталь­ная юридическая паука. Являясь наиболее общей наукой о го­сударстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Ее задачей являет­ся формирование основополагающих, фундаментальных зна­ний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, теория государства и права — это мето­дологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится, прежде всего, фи­лософия. Однако кроме философии подобную роль могут вы­полнять и некоторые другие пауки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

Рассмотрим теперь, как соотносятся между собой теория го­сударства и права и другие общественные науки.

Методологическим фундаментом теории государства и права является философия,которая, как известно, изучает наиболее общие закономерности общественного развития. В философии (а более конкретно — в ее специальном отделе — философии права) рассматриваются такие предельно общие и широкие проблемы, как социально-философская сущность государства и права, пути ее познании, явление и сущность, целое и часть, общее, особенное и отдельное в государстве и праве, содержа­ние и форма государства и права, система государственной организации и права и т. д. Однако такие закономерности есть и в развитии государства и права. На основе достижений философской нау­ки могут быть вскрыты сущность права и государства, опреде­ленные закономерности их трансформации, механизма функ­ционирования и т. д.

Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, с тем чтобы, опираясь на данные и выво­ды науки, определить роль государства и права в развитии об­щества в целом. Однако одновременно на философской основе разрабатываются и конкретные категории юридических наук. Таким образом, философия служит методологическим ориен­тиром для всех юридических и в целом общественных наук.

Большое значение для взаимного обогащения и развития имеет взаимодействие теории государства и права и социологии.Как известно, социология — это наука об обществе как о цело­стной системе и о взаимодействии различных социальных ин­ститутов, процессов и групп. Разумеется, она не может обойти такие важнейшие элементы общественной жизни, как государ­ство и право. Ее отличие от теории права и государства - в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изу­чению права и государства.

Объектом изучения социологии являются генезис, сущность, функциональное назначение государства и права. Социология оставляет в стороне правовые формы организации государст­венной власти, правовые методы регулирования общественных отношении и т. д. Социология, а точнее социология права (одна из отраслей социологии), рассматривает государство и право как одну из социальных подсистем, как важнейший социаль­ный институт. Это означает, что государство и право изучается прежде всего в аспекте интересов, ценностей и норм, действий и взаимодействия личностей, социальных групп и общества в целом.

Тесно связана теория государства и права с политологией.Однако если политология видит свою главную задачу в изуче­нии сущности и форм политики, политических процессов, по­литических партий, движений и т. д. то теорию государства и права интересует правовой статус этих общественных явлений.

Существует определенное взаимодействие теории государст­ва и права и экономической науки.Экономическая наука изучает сами экономические отношения людей, отношения производ­ства, обмена, распределения, всю их совокупность. Теория го­сударства и права — только закономерности правового регули­рования таких отношений.

Таким же образом обстоит дело и с историей.История изу­чает развитие событий во времени, этапы развития общества. Для нее главное — конкретные события, анализ их причин и последствий. Для теории же конкретные факты — только мате­риал для обобщений, ее основное дело — выявить закономер­ности, преломляющиеся в конкретно-исторической практике.

Таким образом, государство и право изучаются не одной нау­кой, а комплексом общественных наук.Связано это с разносто­ронней деятельностью многочисленных органов и учреждений государства. Государство занимается экономикой, управлени­ем, политикой, духовной сферой. Все это сферы интересов конкретных наук — управленческой, экономической, полити­ческой, социологии и т. д. Полное представление о государстве дает только взгляд на него с разных сторон, анализ социаль­ных, политических, экономических и иных факторов, которые определяют назначение, функции и роль в обществе и государ­ства, и права.

Теория государства и права в системе юридических наук. В системе юридических наук теория государства и права зани­мает такое же место, как философия в системе обществоведческих паук, т. е. является базовой, фундаментальной для всех от­раслей юридических наук.

В современном правоведении комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в пауке схеме делится на следую­щие группы:

общетеоретические и исторические науки(теория права и го­сударства, история политических и правовых учений, полито­логия);

отраслевые(конституционное право, административное пра­во, государственное и муниципальное управление, граждан­ское, уголовное, трудовое право и т. д.);

специальные юридические дисциплины(организация суда и прокуратуры, криминология, прокурорский надзор).

Каково же место теории государства и права в системе юри­дических наук? Это место определяется особенностью подхода теории государства и права к изучению государственно-право­вых явлений.

Во-первых, теория государства и права изучает государст­венно-правовые явления целиком, в комплексе. Другие юриди­ческие науки исследуют лишь отдельные аспекты государства и права. Например, наука конституционного права изучает кон­ституционные основы государства и права, гражданское право изучает в основном правовые основы имущественных отноше­ний, административное — правовое регулирование управленче­ских отношений и т. д. Таким образом, большинство юридиче­ских наук изучает государство и право только с определенных позиций.

Предмет теории государства и права охватывает все основ­ные юридические признаки государства и права, взятые в един­стве и взаимодействии.

Во-вторых, теория государства и права вырабатывает общеправовые категории, которые в дальнейшем используются дру­гими юридическими науками. Отраслевые пауки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учетом своей от­раслевой специфики. Таким образом, теория государства и пра­ва формирует основы юридического мировоззрения.

В-третьих, теория государства и права изучает общие зако­номерности возникновения и развития государственно-правовых явлений: понятие, сущность, типы, формы, функции, структуру, механизм, исторические тенденции и перспекти­вы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности на базе теоретического и эм­пирического материала, накопленного отраслевыми науками.

Отраслевые юридические науки носят во многом практиче­ский характер, используя выводы теории государства и права как основу для научных исследований в своей сфере. Таким об­разом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.

В-четвертых, большинство юридических наук изучает госу­дарственно-правовые явления на примере конкретного госу­дарства - Российской Федерации или зарубежных стран. В отличие от них у теории государства и права в центре вни­мания — общетеоретические правовые категории. Это универ­сальная наука, в основе которой — анализ всех без исключе­ния государственно-правовых явлений в общемировом мас­штабе.

В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимо­связи, генезис, развитие, общие проблемы и перспективы. Та­ким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

Структура теории государства и права органично объединяет два блока — общую теорию государства и общую теорию права. Имеется ряд факторов, позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:

единые категории, такие как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;

общий генезис; государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

общие закономерности развития государства и права;

соответствие исторических типов государственных и право­вых систем;

государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.

Таким образом, теории государства и права для отраслевых и специальных юридических наук является методологической основой.

Действующая в настоящее время классификация юридиче­ских наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, включает следующие разделы:

теория и история права и государства, история правовых учений;

конституционное право, муниципальное право;

гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право;

трудовое право, право социального обеспечения;

 аграрное право, экологическое право;

уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право;

уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность;

международное право, европейское право:

судебная власть, прокурорский надзор, организация право­охранительной деятельности, адвокатура;

административное право, финансовое право, информацион­ное право;

гражданский процесс, арбитражный процесс.

Существуют и иные классификации. Некоторые из них, на­пример, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а хозяйственно-правовой цикл — хозяй­ственное право, земельное право, трудовое право и др., отделя­ют от гражданско-правового цикла семейное право и др.

Почему возникают различные точки зрения на эту пробле­му — понятно. Любая структура юридических наук не может полностью отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни и науки. Потребности практики, углубле­ние специализации научного знания вызвали к жизни такие от­расли, как космическое, атомное, компьютерное право. Появ­ление глобальных проблем, угрожающих самому существова­нию человечества, заставило ученых заняться разработкой экологического, природоохранительного права. Развитие ры­ночных отношений, появление новых субъектов права, расши­рение сферы гражданского оборота, расширение прав граждан побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым, бюджетным правом и т. п. Потребности жизни рас­ширяют фронт исследования не только отраслевых правовых наук, но и теории государства и права. В рамках этой теории все слышнее голос таких важных разделов науки, как филосо­фия права, социология права, лежащие на стыке исследований разных наук и активно претендующие на широкие теоретиче­ские обобщения.

Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и не­посредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действую­щее право, то теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных всех юридических наук приводит к их вза­имному обогащению.

Таким образом, теория государства и права — это одна аз об­щественных наук, изучающая закономерности возникновения госу­дарства и права, их типологию, сущность, формы и функции, а также правовые отношения и правовое сознание.

 

§ 2. Методология теории государства и права

 

Значение методологии в познании права и государства. Всякое научное исследование предполагает определение не только предмета исследования, но и приемов, средств и способов ре­шения той или иной научной задачи. Под методом научного исследования понимаются те приемы и способы, которые ис­пользуются в науке для познания ее предмета и получения на­учного результата. Учение о методах научною познания назы­вается методологией.

Древние греки, введя в научный оборот понятие метода, хотели подчеркнуть важность способа исследо­вания явлений природы, человеческого общества, вселенной. Они видели н методе подхода к изучаемым объектам планомер­ный путь научного познания и установления истины. На рубе­же Нового времени Фрэнсис Бэкон сравнивал метол с фона­рем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современную эпоху большие требования предъявляются к метолу. Он должен быть подлинно научным, т. е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться всознании субъекта.

Теорию права и государства нельзя рассматривать как соб­рание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развиваю­щаяся теория.

Поиск новых и обогащение арсенала существующих средств помогает теории государства и права решать важнейшую зада­чу — сводить в единую систему все знание о своем предмете. Системный характер теории государства и права проявляется в тех ее функциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовой реальности. Обогащение методологиче­ского багажа теории идет и за счет специальных и частных ме­тодик отраслевых дисциплин. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундамен­тальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических познаний осмысливать свой пред­мет изучения.

Как отдельные методы, так и методология в целом опреде­ляются предметом самой науки. Это объективный фактор. Од­нако важную роль играют и субъективные факторы. Они за­ключаются в способности исследователя использовать по сво­ему выбору методы исследования предмета.

К числу исследовательских принципов, общих для всех со­циальных наук (включая, естественно, теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.

Основной смысл принципа всесторонностиисследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать госу­дарственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимо­связи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предпола­гает также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзмав исследовании государства и нрава оз­начает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящею состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексностив изучении государст­ва и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других обществен­ных наук — философии, социологии, политэкономии, полито­логии. В юридической литературе в связи с широким использо­ванием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться «философизации» или «социологизации» государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социоло­гическим или любым другим исследованием.

Теория определяет для исследования те грани правового опыта, которые являются актуальными, существенными для развития общества и науки, а методы определяют пути реше­ния поставленных проблем.

Разумеется, между предметом и методом не существует не­преодолимых барьеров. Для решения той или иной научной задачи достигнутые методологические рубежи могут быть ба­зой новой теоретико-познавательной конструкции. Л любые вновь открытые явление, закон науки перерастают в принцип исследовании, в знание того, как добиться желаемого резуль­тата.

Основные методы в изучении государства и права. В любой науке выделяют общенаучные и частнонаучные методы иссле­дования.

Общенаучные методы— это самые общие подходы к иссле­дованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками. Прежде чем приступать к любому познавательному процессу, следует определиться по некоторым вопросам, имею­щим принципиальное значение: реально ли существует объек­тивный мир, действуют ли в нем какие-либо закономерности, познаваемы ли они и т. п.

В качестве общенаучных методов, или методологической ос­новы исследования, выступает определенное философское на­правление. Современные отечественные научные исследования базируются, как правило, на материализме и диалектике. Мето­дологической основой юридических исследований могут слу­жить и иные философские направления: неокантианство, нео­гегельянство, определенная религиозная идеология, позити­визм, экзистенционализм, утилитаризм и т. д.

Материализм —это философское направление, которое ис­ходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не со­творена, существует вечно. Сознание, мышление — это свойст­во материи; как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Диалектика —это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеоб­щим методом познания и требует учитывать в процессе позна­ния окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируют­ся законами диалектики (единства и борьбы противоположно­стей, перехода количества в качество, отрицание отрицания), а также категориями диалектики — понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и фор­ма, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, единичное, особенное и общее и др.).

На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право — это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном разви­тии, существующие не сами по себе, а в тесной связи с эконо­мическими, политическими, духовными условиями жизни об­щества, с природой человека. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономер­ности можно познавать.

Таким образом, самые общие методологические предпосыл­ки для исследования государственно-правовых явлений сводят­ся к следующему:

государство и право как реально существующие явления мо­гут быть объектом научного анализа;

изучая государство и право, следует учитывать их постоян­ное развитие, момент изменчивости. К примеру, при анализе современной правовой системы Российской Федерации необ­ходимо представлять, что так было не всегда, что эта право­вая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, су­ществовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой сис­темы — только определенный этап ее развития, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.

Следовательно, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма. Изучая государство и право, надо учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами обществен­ной жизни, между экономическими, политическими, правовы­ми, культурными, демографическими, национальными процес­сами. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать го­сударственно-правовые явления, ориентируясь на юридиче­скую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего, для обслуживания потребностей практики, именно в этом — значимость и ценность любой научной теории. И в конечном счете истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным.

Философские направления, выступающие в качестве мето­дологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются раз­личные приемы сбора, обработки, осмысления научной инфор­мации, так называемые частнонаучные методы исследования - это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования.

Частнонаучными рассматриваемые ниже методы называются весьма условно, поскольку они имеют применение во многих науках, причем не только в гуманитарных. Это название не столько подчеркивает вообще частный характер разнообразных способов научного освоения действительности, сколько харак­теризует отношение последних к методологической основе, к так называемым общенаучным методам, к диалектико-материалистическому подходу. Существуют и иные классификации ме­тодов. Популярным, в частности, является их деление на всеоб­щий диалектико-материалистический метод, методы, общие для наук, но специальные но отношению к всеобщему, и част­ноправовые методы.

Конкретно-социологические методыисследования применя­ются в основном на этапе сбора научной информации. Это: на­блюдение (объектами наблюдения в теории государства и права могут служить юридическая практика, государственные учреж­дения и т. д.); опрос, анкетирование, интервьюирование; экс­перимент и т. д.

Теория государства и права относится к общественным нау­кам, и к исследованию се предмета очень часто возможно приме­нить лишь абстрактное мышление. Абстракция в самом общем виде представляет собой мысленный образ, который создается о каком-либо предмете, явлении с использованием различных операций. Один из важнейших методов, которые использует тео­рия государства и права, — логический. Логикаэто наука о приемах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, срав­нение, моделирование и др.)- законы логики (тождества, проти­воречия, исключенного третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действи­тельности.

Анализпредставляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтезэто логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении врамках целого знания, полу­ченного в результате исследования отдельных элементов этого целого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знание о праве в целом).

Индукция — это форма умозаключения от частного к обще­му. Индукция — метод получения общего знания о классе объ­ектов на основании исследования отдельных представителей этого класса.

Дедукция — это такой логический прием, при помощи ко­торого на основании знания общего приходят к знанию част­ному.

Моделирование —мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Эта операция позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абст­рагироваться от их конкретных, случайных свойств. Например, в курсе теории государства и права изучается пеня те «государ­ство». Такого явления — абстрактного государства - в реаль­ной действительности не существует, сечь только конкретные государства - Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция и т. д. Выработка общих понятий имеет огромное значение для постижения сущности, для поиска опти­мального варианта развития государственно-правовых явлений. Из общего диалектического подхода прямо следует необходи­мость применения исторического метода в научном исследова­нии. Любое явление или процесс имеет свою историю разви­тия; с использованием данного метода это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях.

Структурно-функциональный методоснован на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структу­ру и в то же время сами входят в качестве составного элемента у другую, более общую структуру. В ходе структурно-функцио­нального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, дается их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи.

Системный подход— это направление в методологии науч­ного познания, в основе которого лежит рассмотрение объек­тов как систем, которое ориентирует исследования на раскры­тие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход включает в себя также и структурно-функ­циональный метод, однако здесь упор делается, прежде всего, на исследование взаимодействия объекта как целостной системы с внешней средой.

Данный метод связан с понятием системы как определенной формы организации. В качестве системы могут рассматриваться государственные органы или их составные части (парламент­ские системы, системы судебных органов), избирательное пра­во, институт гражданства и другие правовые институты и поня­тия.

Сущность системного метода состоит в анализе общностей и особенностей тех или иных проявлений, в выявлении функцио­нальных задач ее частей.

Не все объекты научного юридического исследования под­лежат количественным измерениям. Однако, если такое воз­можно, во многих случаях цифры говорят красноречивее лю­бых логических доказательств. Недаром говорится, что цифры не правят миром, но показывают, как он управляется. Поэто­му в теории государства и права для изучения фактического состояния определенных явлений, процессов, выявления тенденций их развития используются статистические методысбора информации, математические методы обработки дан­ных, выражающих количественные изменения в юридической жизни.

Все эти так называемые частнонаучные методы исследова­ния, как уже отмечалось, имеют общий характер, поскольку в той или иной степени используются всеми общественными науками. Все методы связаны между собой и применяются, как правило, не по отдельности, а в различных сочетаниях друг с другом, что зависит от объекта исследования.

На основе этих методов каждая наука вырабатывает свою методологию, в рамках каждой науки складываются особые традиции исследования своего предмета. Есть особенности и в методологии юридических паук, поэтому принято считать, что здесь сложился особый специальный юридический метод. Суще­ствуют и более частные особенности методологии теории госу­дарства и права, обусловленные спецификой теоретического знания, необходимостью формулирования и разработки общих понятий, классификаций, юридических конструкций, концеп­ций и т. д.

Эффективность тех или иных исследовательских средств во многом зависит от избранного подхода в изучении государства и права, а он может быть различным.

Многообразие государственно-правовою развития в мире вполне естественно породило широкий спектр политико-пра­вовых доктрин, теорий, научных направлений, эмпирических и теоретических исследований.

Из большого многообразия методов исследований, сущест­вующих в науке (диалектика и метафизика, материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм, монизм, дуализм или плюрализм и т. д.), в отечественной науке по-прежнему широ­ко применяются материализм, диалектика, историзм.

Основные черты диалектического методарассмотрение явлений в их взаимной связи и обусловленности, и движении и изменении, обновлении и развитии; в превращении постепен­ных количественных изменений в коренные качественные из­менения, наступающие путем закономерного скачкообразного перехода из одного состояния в другое; и свойственных явлени­ям внутренних противоречиях, в борьбе противоположностей, в борьбе между старым и новым, отживающим и нарождающимся. Многое из этой методологии может быть использовано и сейчас. Например, анализ позволяет путем выделения состав­ных частей правовых явлений глубже понять их существо, а синтез дает возможность представить явление в его целостно­сти, в единстве и взаимной связи его частей.

В процессе познания диалектика использует свои категории как инструменты проникновения в существо явления: качество и количество, форма и содержание, сущность и явление также нужны для понимания существа теоретико-правовых процес­сов, как и в других пауках.

Проблема методологического обновления, вставшая перед теорией государства и права в последние годы в связи с прин­ципиальными изменениями существа государственности, тре­бует, с одной стороны, критической оценки достигнутого, а с другой — творческого подхода, конструктивности, взаимо­действия различных теоретических школ и направлений.

Как известно, в советский период в государственно-право­вых исследованиях методология опиралась только на классовый подход, на догматизированное отношение к наследию класси­ков марксизма-ленинизма.

Ориентир исключительно на классовый подход, понимание государства как классовой организации подавления не позволя­ли уяснить его главную функцию как средства управления, уст­ранения противоречий, гармонизации общественных отноше­ний. В праве всемерное подчеркивание его классовой стороны как «возведенной в закон воли господствующего класса» по су­ществу отрицало его понимание как средства согласования противоречивых интересов, как условие компромисса различ­ных социальных групп.

Между тем фундаментальная теория государства и права, использующая весь арсенал методологических средств, являет­ся важным условием успешного творческого развития государ­ственности и правовой системы, совершенствования общественных отношений, выработки новых форм взаимодействия го­сударственных и общественно-гражданских структур.

В настоящее время в связи с интеграцией нашей страны в мировое сообщество и необходимостью приведения отечест­венного законодательства в соответствие с международными государственно-правовыми нормами большое значение приоб­ретает метод комплексного исследования.

Комплексный анализ предполагает двоякий подход: с пред­метной и методологической сторон. С предметной стороны комплексный подход означает охват исследованием не только основной проблемы, но и производных от нее задач, т. е. одно­временное решение всего комплекса взаимосвязанных про­блем. Так, новые правила в области реализации российскими гражданами своего конституционного права свободного пере­движения затрагивают системы различных правовых отраслей (в основном, административно-правового характера) и порож­дают необходимость их согласования, нацеливания на единый конечный результат.

С методологической стороны комплексный анализ означает решение той или иной задачи с позиции не одной, а несколь­ких паук.

Новые рубежи теоретической и практической мысли, новые возможности науки и техники помогают исследователям вос­пользоваться другими методами познания, к которым относят­ся математические, математико-статистические, кибернети­ческие и т. п. методики.Эти методы показали свою эффектив­ность в конкретных исследованиях права и государства, но требуют серьезной технической оснащенности исследователя как компьютерной техникой, так и серьезным математическим аппаратом, ускоряющих обработку трудоемкого и разнообраз­ного количественного материала. Логико-математические и статистические методы являются достижением научно-техниче­ской революции и опираются на определенные статистические закономерности, количественные показатели. Подобная мето­дика предполагает высокий уровень теоретических и историче­ских исследований государственно-правовых явлений и про­цессов. При этом она существенно их дополняет и обогащает.

Разумеется, выбор конкретного метода прямо зависит от предмета и задач исследования, но чаще всего в настоящее вре­мя используется системный метод, который позволяет изучать государство, право, политику как комплексный процесс, про­слеживать их причинно-следственные связи.

В целом, набор методов, имеющихся в распоряжении совре­менной теоретико-правовой науки, при умелом выборе методов исследования и способов их использовании позволяет обеспе­чить ее высокую практическую результативность, систематизи­ровать и оценить накопленные фактические данные, сделать прогноз на будущее.

 

РАЗДЕЛ II. Энциклопедия государства и права

Глава 2. Основные понятия о государстве

§ 1. Основные теории происхождения государства

 

Теорий происхождения государства несколько, все они отражают представления о таком сложном социальном явлении, как государство. Казалось бы, истинной может быть только одна теория. Однако такой подход не верен. Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно в общей характеристике этих теорий, часть из которых зародились в глубокой древности, наряду с критическим отношением выделять и то положительное, что они содержат.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис “вся власть от Бога”. Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала определенные реальности, а именно: теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма и т.д.). Следует отметить, что при оценке этой теории необходимо учитывать освящение власти, что придавало ей авторитет и обязательность. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к освоению земельной собственности (феодализм). На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светским (государством). В это же время появляется и развивается учение широко известного ученого богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, и истоки этой власти выводили из форм семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи – патриарха. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие получила в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера “Патриарх”. Современное состояние научных знаний позволяет увидеть и в данной теории рациональное зерно, поскольку способ производства, основанный на земледелии в раннеклассовых обществах, приводит к созданию большой семьи (община).

Договорная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции – Руссо, в России – Радищев, которые утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в ес










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...