Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А) Понятие политической системы




 

В государственно-организованном обществе формируются и действуют разные социальные институты: политические партии, профсоюзы, различные политические движения и т.д. Возникает вопрос: чем эти социальные институты, которые также воздействуют на жизнедеятельность общества, отличаются от государства, что у них общего, как они взаимодействуют между собой.

Теория государства и права рассматривает политическую систему как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии и другие организации и движения, участвующие в общественной жизни, где главным является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

В данной сфере общественной жизни проявляются отношения различных социальных групп, наций. Общественные отношения тут как раз возникают по поводу власти и органично связанных с властью других социальных ценностей: суверенитета, свободы личности, самоуправления. Эти общественные отношения проявляются не сами по себе, а через организацию и деятельность разнообразных общественных организаций от партий до организации самоуправления, которые и образуют политическую систему. Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, суверенитета (государственного, экономического, национального), обеспечения свободы личности (прав и свобод человека и гражданина), организации самоуправления и т.п. порождают то качество жизни общества, которое называют политическим. Политика начинается там, где те или иные общественные образования, их действия и решения, т.е. та или иная деятельность государства, партий, иных организаций, затрагивает жизненные интересы множества людей.

“Политика”, “политические организации”, “политическая система”, “политические функции” – все это в современной теории государства понятия, которые в том или ином виде характеризуют отношения государства, социальных групп, партий, наций по поводу власти. Понятие и другие аспекты политической системы широко разрабатывались в марксистско-ленинской теории общества и тесно увязывались с классовой структурой общества и сущностью государства, с завоеванием и использованием государственной власти.

Необходимо отметить, что понятия “политическая система” и “политическая организация” не тождественны. “Политическая организация” - термин, который иногда употребляется как синоним понятию “политическая система”; во-вторых, употребляется как характеристика одного из элементов политической системы; в-третьих, используется для определения понятия “гражданское общество”, элементы которого не совпадают со структурой политической системы общества.

На марксистско-ленинском этапе отечественного обществоведения государству в политической системе отводилась роль главного орудия построения социализма, а коммунистической партии – роль руководителя, все остальные элементы системы объявлялись второстепенными. Такая характеристика носила свое отражение и в конституционном закреплении (Конституция СССР 1977 г; Конституция РСФСР 1978 г.).

Современные факторы, задающие тот или иной характер политической системе общества, не столько классовые, сколько социологические. Среди них не только организация государственной власти, не только собственно политические образования – партии, движения, их борьба за власть, за использование в своих целях институтов государства, в том числе армии, полиции, органов управления, средств массовой информации и т.п. К ним относятся потребность в наиболее эффективной организации экономической жизни общества, его стабильности, выгодном партнерстве с другими государствами, разумном соотношении интересов индивида и коллектива и т.д.

Современные социологические теории формируют несколько концепций существования общественной среды, и в связи с этим существуют и несколько политических систем. Первый вид социально-политической среды, при котором результаты труда сознательно распределяются особым слоем государственно-организованных людей – распределителями. Это чиновники, которые организуют производство, планируют обеспечение сырьем, распределяют продукцию, работы, услуги, устанавливают цены, размеры оплаты труда. Распределитель становится распорядителем, выступает от имени государства. Собственность в такой среде существует в государственной, общественной форме. Допускается личная собственность, а частная собственность ограничивается или искореняется. Благосостояние распределителя – распорядителя в подобном обществе зависит от его места в системе распределения, от его положения в разных организационно-властных структурах: правящей элите, номенклатуре, бюрократии. В такой ситуации место человека в системе управления, распределения зависит от родственных, клановых, политических связей. Политические системы, возникающие в такой среде, характеризуются преувеличением роли государства, его аппарата. Государственная власть неизбежно приходит к установлению тоталитарного режима.

Второй тип социальной среды формируется на рыночной экономике, на товарно-денежных отношениях. Положение человека в таком обществе определяется его имущественным состоянием, предприимчивостью, активностью, богатством. Политические системы в такой среде характеризуются ролью государства как организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной экономики. Государство берется обеспечивать права и свободы граждан, их безопасность их собственность. Оно имеет целью организовать социальную защищенность малоимущих слоев. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Такие системы получили наименование либерально-демократических.

Третий вид социальной среды – смешанный, так называемая конвергенционная политическая система, она нестабильна, противоречива, недолговечна, превращается в иные системы. Такие системы возникают, когда существует переходный период от одной среды к другой. Например, своеобразный государственный капитализм (НЭП) и соответствующая политическая система в 20-х годах XX века в России. Для конвергенционных политических систем является характерным смешение многих политических институтов разного назначения и содержания:

- провозглашение свободы труда;

- передвижения и сохранение прописочной системы;

- провозглашение разделения властей и подчинение одной власти другой.

§ 3. Государство и общественные объединения

 

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Пели государство стремится к сотрудничеству с общест­венными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении впутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и ре­ально обеспечивает важнейшее право человека — право на объеди­нение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения об­щих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации нрав человека (1948) за­креплено: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собра­ний и ассоциаций. М и кто не может быть принуждаем вступать в ка­кую-либо ассоциацию» (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите нрав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с други­ми, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом,

б) необходимы в демократическом обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или об­щественной безопасности, предотвращением беспорядков и престу­плений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый име­ет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений. Отношения государства и общественных объединений носят

двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их дея­тельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных поли­тических кампаниях, в контроле за деятельностью государствен­ных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собра­ния, уличные шествия и т. д.

В литературе выделяют три главных направления сотрудниче­ства государства и общественных объединений:

информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

совместная деятельность государства и общественных объеди­нений в решении социально значимых проблем, например, избира­тельная кампания, охрана окружающей среды, охрана обществен­ного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

законотворчество и правотворчество: через депутатов и партий­ные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др. Государство же, в свою очередь, контролирует:

1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Оно может приостановить деятельность общественных объеди­нений или их ликвидировать, а также запретить (но решению суда).

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общест­венных объединениях» (с послед. изм. от 02.02.2006.) общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммер­ческое формирование, созданное по инициативе граждан, объеди­нившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения; а) добровольность созда­ния, формирования или вступления в уже существующее объедине­ние; б) самоуправление собственными делами, т.е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нару­шает законодательство; в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлече­ние прибыли из своей деятельности; г) инициатива граждан в соз­дании общественного объединения; только граждане или негосу­дарственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы; д) основа объедине­ния — общность целей и интересов.

В отличие от ранее действующего законодательства ныне обще­ственные объединения могут как регистрироваться, так и не реги­стрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общест­венное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих шести видовобщественных объединений:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Из названных видов только общественные организации и поли­тические партии основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица — российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица — обществен­ные объединения. Создаются общественные объединения по ини­циативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их чле­нов в 14 лет, а для детских организаций — 8 лет- Органы государ­ственной власти и местного самоуправления не могут быть учреди­телями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них — право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; уч­реждать свои средства массовой информации; иметь собствен­ность и др.

Среди обязанностей наиболее значительные — соблюдать зако­нодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, представлять регистрирующему органу годовые и квар­тальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей того органа на проводимые общественным объединением меро­приятия и др.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в дея­тельность общественных объединений, если они не нарушают зако­нов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддерж­ку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных про­грамм по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на вы­полнение государственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объеди­нений, решаются государством с участием соответствующих объе­динений или по согласованию с ними.

В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, на­рушения прав и интересов граждан, систематического осуществле­ния мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению прокуратуры или регистрирующего органа приостановлена на срок до шести меся­цев. Данное приостановление влечет для общественного объедине­ния следующие юридические последствия. Ему запрещается:

организовывать митинги, шествия, демонстрации;

принимать участие в избирательных кампаниях;

иметь СМИ;

использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекра­щена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

 

§ 4. Государство и политические партии

 

В политической системе политические партии играют сущест­венную роль. В государствах, где устанавливается многопартий­ность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много оп­ределений понятия «политическая партия». В них нередко подчер­кивается, что основное назначение партии - участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией яв­ляется любая политическая группа, принимающая активное уча­стие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возмож­ность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий — пред­ставлять интересы различных социальных групп и общностей. На­пример, в учебнике В.В. Лазарева и  С.В. Липеня по тео­рии государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая инте­ресы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществле­нии. Иногда в определении понятия «политическая партия» указы­вается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают па/1 достижением своих целей, имею­щих идеальный (модель общества) или материальный (личные вы­годы) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 ию­ля 2001 г. (с послед. изм. 26.04.2007.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование обществен­ного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведе­ние его до широкой общественности и органов государственной вла­сти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1) участие в политической жизни, в том числе в государствен­ном управлении;

2) стремление овладеть государственной властью и учрежде­ниями, реализующими государственную власть;

3) связь с избирательной системой - участие в выборах пред­ставительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индиви­дов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в разви­тии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, одна­ко, зависит от положения партии в политической системе — являет­ся ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и госу­дарство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: толь­ко государство непосредственно осуществляет государственную класть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия яв­ляется не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействиягосударства и партий заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных орга­нов государственной власти. Это предполагает, что все политиче­ские партии в той или иной степени участвуют в организации изби­рательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служат выборы.

В выборах могут участвовать, выдвигая своих кандидатов, и не­партийные организации, а также отдельные граждане путем само­выдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расхо­дами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирова­ние программ и т. д.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и се сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опреде­ленные возможности для такого влияния. Например, путем: а) уча­стия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются под­ходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подго­товки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давле­ния на государственные органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества ис­полнительных органов и правоприменительной деятельности госу­дарственных органон.

Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене су­ществующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления че­рез общественное мнение на исполнительные и правоохранитель­ные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управ­ления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство в свою очередь воздействует на политические пар­тии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов ста­тус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рам­ки их деятельности;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, напри­мер путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Консти­туционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообло­жение их предприятий; соблюдение запрета использовать политиче­скими партиями средств на предвыборную кампанию от иностран­ных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности пар­тий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в ко­торых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древ­ней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) 1! формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI- XVII вв.);

политические клубы (XVIII - XIX вв.);

современные массовые партии (Х1Х-ХХ вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организа­ции. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извле­чению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идео­логии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и ка­кие методы считает для себя приемлемыми;

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предприни­мательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, националь­но-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Кон­сервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870—1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционе­рами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо под­держивает ее материально, или участвует в проводимых ею собра­ниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от пер­вичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте стро­ят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правя­щие и оппозиционные - Правящая партия победила на выборах, по­этому имеет большинство мест в парламенте и своих представите­лей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские пар­тии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые — участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам: со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центрист­ские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социали­стической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаи­моотношения с другими партиями, политику по отношению к раз­личным слоям общества и т. д. Для построения типологий партий­ных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия — КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии — Республиканская и Де­мократическая, а в Великобритании — Консервативная и Лейбори­стская партии); многопартийные (например, в Германии и Фран­ции)- Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они — свидетельство противоречий в обществе и нали­чия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденциив развитии дея­тельности партий:

О повсеместное падение влияния партий на массы, что объяс­няется их отрывом от масс, неумением правильно определить стра­тегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из то­го, что партии выполняют конституционные функции, способствуют   формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответственном назначении политических партий, в том числе в обеспече­нии преемственности государственной политики. Российским Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в част­ности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий (ст. 32, 33).

По Закону от 31 июля 2001 г. политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое вправе самостоятельновыдвигать кандидатов в депутаты и на иные вы­борные должности в органах государственной власти.

Регистрирующие органы ведут контроль за соблюдением пар­тиями действующего законодательства, за соответствием их дея­тельности целям и задачам, зафиксированным в уставах партий. В отдельных случаях партии может быть вынесено письменное пре­дупреждениеоб устранении допущенных нарушений, а при невы­полнении этого предупреждения в суд направляется заявление о приостановлениидеятельности партии сроком до шести месяцев. Это решение выносит Верховный суд РФ. Аналогичные меры мо­гут быть приняты в отношении региональных отделений партии соответствующими органами субъекта Федерации.

Ликвидация партии возможна в двух случаях: 1) по решению высшего руководящего органа партии - съезда; 2) по решению Верховного суда РФ.

§ 5. Государство и церковь

 

В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходе к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления административного и идеологического лидерства – городская община, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения. Поборник христианской церкви Августин Аврелий (354-430 гг.) полагал, что вне церкви нет правового порядка; государство, чуждое церкви, есть не что иное, как разбойничья шайка, ибо без церкви нет справедливости.

Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Отношение к церкви, к религии провозглашалось частным делом каждого гражданина.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1) государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.

В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской православной церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности:

А. В сфере экономических отношений – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская православная церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий.

Б. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства. В 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны было отпущено 31 млн. руб., т.е. столько же, сколько и министерству народного образования.

В. Церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения.

Г. В области политических отношений – право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Возглавлял Святейший синод обер-прокурор, который был светским чиновником, но обладал большими полномочиями, позволявшими ему вмешиваться во внутренние дела православной церкви, в том числе в назначение архиереев. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).

Д. В области религиозных отношений – союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

Е. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

Почти в 30 мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Пакистана, Марокко, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и др. закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама, мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, это не означает отделения религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, Правительственным меморандумом 1918 г. на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом “признанных обществ”, т.е. обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении “терпимой” религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению Министерства внутренних дел. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами. Переход из православия в какое-либо другое вероисповедание разрешался лишь в исключительных случаях. Согласно Уголовному уложению 1903 г. “совращение” в нехристианскую веру подлежало уголовному наказанию в виде тюремного заключения сроком до трех лет. Переход же в православие, напротив, не сопровождался никакими препятствиями и даже приветствовался.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что является признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

3) государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

4) церковь не выполняет каких-либо государственных функций;

5) церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство со своей стороны охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

Становление Советского государства основывалось на марксистском понимании свободы совести и теоретическом положении о сломе старой буржуазной государственной машины, что предполагало ликвидацию политических связей государства и церкви.

Декрет от 23 января 1918 г. лишил церковь экономической основы, установив, что все церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Имущество этих организаций объявлялось народным достоянием и переходило в государственную собственность. Местные и центральные органы государственной власти могли предоставлять религиозным обществам здания и предметы, предназначенные для богослужения, лишь в пользование. Советская власть лишила религиозные объединения и общества прав юридического лица. В области политических отношений декрет предусматривал, что все действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не должны сопровождаться какими-либо религиозными обрядами и церемониями. Отменялись религиозные клятвы или присяги.

В сфере юридической у церкви было изъято право регистрировать акты гражданского состояния. Она также лишалась государственного финансирования. Декрет закреплял отделение школы от церкви, т.е. граждане могли обучать своих детей религии и сами обучаться только в частном порядке.

Таким образом, церкви не отводилось никакого места в государственно-правовых отношениях. Свобода же совести трактовалась не только как свобода вероисповедания, но и как свобода атеизма.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 г. отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 г.), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, контроль учебников и учебных программ. Аналогичный контроль проводила и Португалия, в частности, за подбором миссионерских кадров, за программами миссионерских школ, а также регулируя посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18), каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу (единолично или сообща с другими публичным или частным порядком) в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц. В другом международно-правовом документе – Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г. провозглашено, что любая дискриминация людей на основе религиозных убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и осуждается как нарушение прав человека и его основных свобод.

Свобода совести представляет собой своеобразную точку пересечения интересов церкви и государства. В условиях отделения церкви от государства последнее, закрепляя свободу совести и вероисповедания как юридический принцип, выражает тем самым свое отношение к статусу религиозных организаций. Для церкви свобода вероисповедания служит средством представительства своих интересов как религиозной организации в политико-правовой сфере социальной жизни.

В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе.

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.

Конституция 1949 г. предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между нею и государственными структурами не могут быть решены другим путем (ст. 19).

Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Она вправе открыто порицать вредные, с ее точки зрения, действия со стороны государственной власти, и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.

Согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Федерация объявлена светским государством: “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства”. Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется Законом.

Согласно Закону, российские граждане, а также иностранцы и лица без гражданства пользуются правом на свободу вероисповедания как индивидуально, так и путем создания соответствующих общественных объединений. Это относится и к религиозным, и к атеистическим общественным объединениям. Закон провозглашает равенство всех религиозных объединений перед законом. Это означает, что ни одна религия, ни одно религиозное объединение не пользуется какими-либо преимуществами и не может быть подвергнуто каким-либо ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или религиозного мировоззрения и не оказывает ни одной из них предпочтения или поддержки. Это относится и к атеистическим организациям.

В Российской Федерации установлен регистрационный порядок создания религиозных объединений. Религиозное объединение может быть создано:

а) совершеннолетними гражданами;

б) в количестве не менее 10 человек;

в) имеющее устав (Положение), зарегистрированное в Министерстве юстиции РФ или его органах на местах (в зависимости от территории функционирования данной организации).

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов, отказ в регистрации возможен лишь в случае противоречия содержания учредительного документа действующему законодательству. Отказ может быть обжалован в суд.

За религиозными организациями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа, денежные средства, а также предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу). Надо отметить, что религиозные организации обладают в нашей стране исключительным правом создания такого рода предприятий.

Законом закреплено право религиозных объединений на совершение религиозных обрядов и церемоний в молитвенных домах и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в крематориях, на квартирах и в домах граждан. Граждане имеют право совершать и участвовать в религиозных обрядах в воинских частях, в лечебных учреждениях, в домах для престарелых и инвалидов, в детских домах и интернатах, в местах предварительного заключения и отбывания наказания, включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е. в уведомительном порядке.

Религиозные объединения, согласно Закону и во исполнение принципа отделения церкви от государства, не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления, в деятельности политических партий. Речь идет именно о религиозных объединениях. Например, они не пользуются правом выдвигать кандидатов в депутаты. Что касается членов религиозных организаций, то, как граждане они пользуются всеми конституционными правами и имеют право на личное участие в политической жизни, в том числе и входить в какие-либо политические партии, участвовать в выборах и т.д.

Религиозным организациям впервые в нашей стране (после советского периода правления) предоставлено право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительские организации, учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение. В этом отношении они приравнены к обычным общественным организациям. Таким образом, религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни нашего общества, как и любые общественные организации.

Важной новеллой является закрепление и гарантия тайны исповеди. “Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может допрашиваться или давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди граждан”.

В Законе провозглашен светский характер системы государственного образования. Это означает, что данная система не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Преподавание вероучений, религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях, частным образом на дому, при религиозных объединениях, а также факультативно, по желанию граждан в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях. Преподавание религиозно-познавательных и религиозно-философских дисциплин может входить в программу и государственных учебных учреждений, но не должно сопровождаться совершением религиозных обрядов, так как преследует лишь информационные цели.

Таким образом, можно видеть, что и в нашей стране, подобно многим современным зарубежным странам, нет полной изоляции церкви от государства. В ряде сфер установилось их сотрудничество, особенно это касается духовно-нравственной сферы.

В Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий. Его ведет, в частности, Министерство юстиции при регистрации религиозных объединений. Государственный контроль ведется и в отношении производственных предприятий, действующих при религиозных организациях. Если они получают прибыль от своей деятельности, то она подлежит налогообложению, как и прибыль любой другой организации. Не облагаются налогом, однако, имущественные и финансовые пожертвования, получаемые религиозными организациями от граждан, а также средства, отчисляемые от производственной деятельности на основе собственности религиозных организаций, на благотворительные и культурно-просветительские цели[19] .

 

Глава 9. Механизм государственного принуждения

§ 1. Государственное принуждение

Государственное принуждение,осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами, – физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях защиты личных, государственных или общественных интересов.

Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддержания в нем организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего.

Государственное принуждение возникает с появлением государства и составляет свойства любой политической власти, выступая одним из методов управления гражданским обществом. Государственное принуждение выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрало и которому следует то или иное лицо. Без принуждения практически не может обойтись ни одно государство[20].

Фактическим основанием применения государственного принуждения в подавляющем большинстве является правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества, государства правовые аномалии. Наступающая за правонарушением юридическая ответственность и является формой государственного принуждения.

Не образует состава правонарушения уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей. Но поскольку его поведение ущемляет права и свободы других лиц или организаций, то оно признается нежелательным в обществе, аномальным. И естественной формой реакции общества на такое поведение является применяемое в отношении данного лица государственное принуждение – принуждение к исполнению возложенных на человека, но не выполненных им юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца и передача ее собственнику и т.д.).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и иными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности: таможенные досмотры, досмотры ручной клади в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы, и др.

Принуждение, осуществляемое государством, если оно основано на праве, имеет ряд особенностей.

 

1. Государственное принуждение служит защите интересов граждан, государства, общества. Его непосредственными целями являются: пресечение противоправного результата; предупреждение противоправных деяний и иных нежелательных последствий, связанных с действием непреодолимых стихийных и технических сил; восстановление или возмещение ущерба; привлечение правонарушителей к юридической ответственности и их наказание.

2. Государственное принуждение является вспомогательным, дополнительным (вторичным) методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения. Он представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном следовании требованиям правовых предписаний. По мере развития общества, углубления и расширения демократии роль убеждения как метода государственного управления и метода реализации юридических норм будет неуклонно возрастать.

3. Государственное принуждение в обществе осуществляется в закрепленной нормативными правовыми актами в процедурной (процессуальной) форме. В этих актах, в частности, установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, право граждан на защиту. Чем четче и полнее регламентирована процедура применения государственного принуждения, тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью со стороны должностных лиц. Известна правильная по своей сути фраза: “Дешевое правосудие дорого обходится обществу”. Дешевым правосудие и весь процесс применения государственного принуждения становится при недостаточной разработке процедурной формы, ее примитивности, а порой и отсутствии (разумеется, с учетом и других факторов). Не случайно вопиющие нарушения законности, имевшие место в нашей стране в период массовых репрессий, были связаны с упрощением процессуальной формы, с грубейшими нарушениями процедурного порядка применения государственного принуждения. Развитие и совершенствование процессуальной формы в правоприменительной деятельности – одно из важнейших условий формирования Российского правового государства.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

а) предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно-правовых мероприятий – осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуация из районов стихийного бедствия и др.);

б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения – задержание правонарушителя, арест преступника, изъятие у него орудий преступления и т.д.);

в) правовосстановление, т.е. восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление права на жилую площадь, восстановление доброго имени и др.);

г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определенных лишений (лишение свободы, штраф и др.);

д) меры социальной защиты (объявление чрезвычайного положения для спасения людей в условиях наводнения, землетрясения, урагана и т.д.).

Виды государственного принуждения:

 

а) предупреждение правонарушений (приостановление работы неисправного транспортного средства и др.);

б) пресечение правонарушений (задержание правонарушителя, арест преступника и др.);

в) восстановление ранее нарушенных прав граждан (возвращение похищенного имущества, восстановление прав на жилую площадь и др.);

г) юридическая ответственность (лишение свободы, штраф и др.);

д) меры социальной защиты.

§ 2. Правовая ответственность и государственное принуждение

 

Для правовой науки и практики очень важно выяснить соотношение и взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения, их общие и отличительные черты. Тем более, что в литературе они нередко либо отождествляются, либо, напротив, противопоставляются.

Юридическая ответственность чаше всего определяется через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается лишь в негативном аспекте. В результате вся проблема ответственности сводится в основном к борьбе с преступностью.

Между тем государственное принуждение применяется только при реализации негативной (ретроспективной) ответственности как вспомогательное средство, которое нельзя распространять на все разновидности ответственности.

Необходимо иметь в виду, что, в условиях демократизации государственно-правовой и общественной жизни страны, совершенствования законодательства, механизма его действия, значение позитивной ответственности возрастает, в то время как сфера использования принуждения сужается.

В государстве, где законы имеют конструктивную силу, способствуют развитию свободы, предприимчивости, инициативы, граждане заинтересованы в сознательном и добровольном их соблюдении, проявляют действительно ответственное отношение к правовым предписаниям. И чем полнее отражены в законах интересы граждан, и чем надежнее они защищены, тем меньше совершается правонарушений, а стало быть, снимается сама необходимость привлечения к ответственности.

Юридическая ответственность – это не всегда реакция государства на противоправное деяние. Свидетельством, что ответственность и государственное принуждение – несовпадающие понятия, служит тот факт, что момент привлечения к ответственности правонарушителя и применение к нему мер государственного принуждения расходятся во времени. Установление вины и привлечение к ответственности предшествуют государственному принуждению.

Принуждение к соблюдению норм права есть следствие принудительного привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя, свойственный ретроспективному аспекту рассматриваемой проблемы. Личность и степень ее вины устанавливаются ранее, затем определяется вид ответственности, к которому привлекается правонарушитель, и только после этого следуют меры государственного принуждения.

На практике иногда меры государственного принуждения применяются вне зависимости от юридической ответственности. Например, задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения, принудительное лечение и др.

При рассмотрении соотношения правовой ответственности и государственного принуждения можно сделать выводы:

во-первых, они могут совпадать на определенных этапах реализации, но ставить между ними знак равенства нельзя;

во-вторых, в правовой ответственности демократического общества государственное принуждение не является главным элементом. Таковым выступает осознанная убежденность большинства граждан в необходимости соблюдения законов, глубокая личная ответственность за состояние законности и правопорядка в стране, за перспективу общественного развития, создание правового государства;

в-третьих, правовая ответственность в ее позитивном и ретроспективном проявлениях находится под защитой государства. И если позитивная расширяется и укрепляется, то вторая в дальнейшем будет сужаться.

Ответственность за правомерное поведение каждого субъекта права есть не только нравственно-политическая, но и правовая категория, которую необходимо развивать, совершенствовать и укреплять. Преувеличение роли принуждения в 30-40-е годы нашло отражение и в правоведении. Свидетельством этого является господствующий в юридической науке долгое время взгляд на принуждение при определении права как на совокупность норм, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Тесную взаимосвязь юридической ответственности и санкции правовой нормы отмечают многие авторы. Вместе с тем в литературе наблюдается и тенденция разграничения этих понятий. Считается, что санкция представляет собой элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для правонарушителя, она существует в правовой норме как потенция, превращаемая в действительность лишь при правонарушении. Следовательно, санкция правовой нормы существует всегда, а правовая ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы.

Критикуя мнение, что гражданско-правовая ответственность есть прежде всего санкция за правонарушение, справедливо указывается, что ответственность при нарушении норм гражданского права предполагает определенного рода отношения между правонарушителем и потерпевшим, а при нарушении норм уголовного права – между правонарушителем и государством.

Правовую санкцию же, представляющую собой элемент правовой нормы, никак нельзя назвать подобным отношением. Установление санкции за нарушение предписаний еще не порождает отношений ответственности, возникновение их связано с наличием определенного юридического факта. Правовая ответственность по сравнению с санкцией более емкая и многогранная категория. Она реализуется главным образом в правомерных поступках, а не при правонарушениях. Ответственное поведение и последствия нарушения нормы права – понятия не тождественные. В этой цепи взаимосвязей принудительные санкции есть лишь одна из форм государственного воздействия на правонарушителя.

Юридическая ответственность определенным образом соотносится с различными формами государственно-правового воздействия на участников правоотношений. Ее социальное назначение не только в том, чтобы вызвать положительные, созидательные для развития общества поступки. Главное – профилактическое, превентивное применение. До наступления вредных последствий имеет место внешнее проявление ответственности. Юридически значимый поступок оценивается в зависимости от его качественных характеристик. Лишь после оценки приходят определенные последствия.

Предварительными условиями последствий являются совершение поступка и его оценка. Следовательно, юридическая ответственность взаимосвязана со всеми частями нормы права, а не только с последствиями, которые должны наступить для лиц, нарушивших предписания данной нормы. Отношение личности к установленному правилу поведения и качественная оценка поведения могут быть различны: ответственными или безответственными, положительными или отрицательными.

Если поступок субъекта правоотношения правоверен и свидетельствует об ответственном поведении личности, то возникают положительные оценки и последствия для личности (одобрение, поощрение, награда и т.п.), что характерно для позитивного аспекта юридической ответственности.

Концепция полож










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...