Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА XI ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ЦИГУН  




В ПРАКТИКЕ ЦИГУН занимающиеся могут встретить несколько проблем, и ведущий должен помочь в их разрешении. Это обычное явление, вызванное особенностями цигун. Среди этих проблем немало таких, которые, по мере углубления в практику, занимающиеся могут решить сами через осознание принципов и освоение методов. Но отдельные вопросы требуют, чтобы ведущий терпеливо и постепенно подводил к их пониманию, разъяснял суть возникающих трудностей, давал подробное толкование или конкретные указания. Проблем, связанных с практикой, очень много. Выделим десять разновидностей: позы, дыхание, правильное мышление, расслабление, погружение в покой, беспорядочные мысли, ощущения, течение ци, отклонения и распределение. Рассмотрим их по порядку.

1. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЗОЙ

В практике обычно используют следующие позы: сидя, лежа или стоя. Каждая из них имеет собственные особенности и назначение. Нужно уметь подбирать и использовать их в зависимости от конкретной ситуации.

Подбор и использование позы

Делается это в зависимости от течения болезни, состояния организма, внешних обстоятельств. Исходят обычно из реальных практических задач, нельзя позволять событиям идти своим чередом, а нужно следовать определенным правилам. Также нельзя отказываться от развития от грубого к тонкому путем тщательной проработки. Подбор и использование положений тела можно осуществлять с учетом следующих факторов.

Наличие и протекание болезни. При разных болезнях подбирают разные позы. Так, при язвенной болезни, опущении желудка и других дисфункциях селезенки и желудка, когда симптом заболевания в брюшной полости выражен отчетливо, следует пользоваться позами лежа или сидя. Положение лежа позволяет снять напряжение с области живота, уменьшить боль. Для гипертонии, глаукомы и неврастении характерны избыток энергии вверху и недостаток внизу, ян печени поднимается, симптомы в области головы очевидны — следует использовать главным образом различные стойки, чтобы создать внизу напряжение и провести ци-кровь от головы вниз. Это помогает смягчить излишнее давление вверху. Когда внутренние органы опущены, не хватает ци и крови, тело ослаблено — тогда в основном используют положение лежа.

Из-за многообразия недомоганий, а нередко и сочетаний нескольких заболеваний (например, опущение желудка и неврастения), можно с учетом состояния во время одного занятия воспользоваться методом смены сочетающихся поз, например, выполнять упражнения и сидя, и лежа, и стоя. Можно также подобрать для повседневной практики такие положения: встав утром, когда живот не вспучен, принять определенную стойку для улучшения болезненного состояния головы; через некоторое время после еды можно выполнить работу в положении лежа, а перед едой можно воспользоваться позой сидя.

Далее нужно иметь в виду следующее. В китайской медицине существует представление о том, что «одинаковые болезни — разное лечение, разные болезни — одинаковое лечение». Поэтому при одинаковых заболеваниях позы могут совпадать, а могут и отличаться; и при различных заболеваниях нередко можно воспользоваться одинаковыми позами. В общем, каждый случай требует особого подхода.

Состояние организма. Когда телесные силы человека не поддерживаются или наступает дряхлость, вызванная возрастом, лучше всего начинать с положения лежа. Если симптом болезни головы выражен отчетливо, и занятия лежа противопоказаны, можно воспользоваться положением сидя или полулежа. По мере постепенного укрепления телесных сил переходят к позам сидя и стоя. Крепкий организм позволяет с самого начала использовать позу сидя в качестве основной. Тем более, если есть симптом болезни в области головы и необходимо переходить к положению стоя.

Области концентрации сознания. Подбор соответствующей позы способствует сосредоточению внимания в определенных зонах. Древние говорили: «Идешь — собираешь дух-шэнь в бьющем роднике, стоишь — собираешь дух-шэнь на дне моря, сидишь — собираешь дух-шэнь в пурпурном дворце, лежишь — собираешь дух-шэнь в животе-кунь» (соответственно точки юнцюань, хайди, цзяньгун и низ живота). Практика показывает, что в стойках легко сконцентрировать сознание в точке бьющий родник; лежа горизонтально — в пупочном центре, точках бьющий родник и дадунь; лежа на боку или сидя ровно — в пупочном центре; при опорном сидении — в точке ворота жизни (минмэнь).

Этап практики. Пока привычка к занятиям еще не выработалась, чтобы было легче освоить расслабление, можно взять за основу положение лежа и сочетать его с опорным сидением. Когда осваивают брюшное дыхание, сначала для удобства можно взять за основу положение лежа на боку и сочетать его с ровным сидением, а потом переходить к ровному сидению. Позанимавшись определенный период, чтобы было легче сочетать практику с обыденной жизнью, можно взять за основу ровное сидение или наиболее подходящую стойку.

Погодные условия. При резком похолодании или ветре с туманом заниматься на открытом воздухе в положении стоя нехорошо, можно практиковать сидя в помещении. Когда в доме холодно зимой и трудно сидеть ровно, можно принять положение лежа или сидя ровно, прикрыть ноги пледом и больше уделять внимания методам динамической работы. Летом в изнуряющую жару при занятиях лежа тело покрывается потом, тогда переходят к ровному сидению и стойкам.

Привычки. Чтобы быстрее освоить необходимую позу для практики, можно учитывать привычные положения тела. Так, одним нравится лежать на боку, другим — вытянув ноги, третьим — сидеть, облокотившись, четвертым — сидеть или ходить. Если это не препятствует выполнению основных требований, то все подобные привычки можно использовать для занятий.

Различные потребности утром и вечером. Утром и вечером в повседневной жизни потребности неодинаковы. Утро — начало дня, вечер — завершение, поэтому к выбору позы также следует подходить по-разному. Утром нужно провести динамическую работу, а затем на открытом воздухе принять стойку, чтобы легче было пробудить головной мозг. Вечером обычно используют положение лежа, чтобы позанимавшись и настроившись на сон, можно было позволить себе уснуть.

Умение выдерживать позы

Чтобы сделать позы подходящими для соответствующих потребностей практики, нельзя действовать необдуманно. Так, некоторые больные, подбирая позу, проявляют крайнюю степень несознательности. Например, страдающие неврастенией нередко занижают свои реальные силы и обычно считают себя дряхлыми и немощными, а иные проявляют естественное стремление полежать не двигаясь, считая только это подходящим для себя. На самом деле положение лежа в их ситуации совсем непригодно, так как в большинстве случаев у них наверху полнота, а внизу пустота, болезненный синдром в области головы четко выражен. Наоборот, им следует использовать позы стоя или сидя, полезно двигаться. Если в определенное время использовать постоянные позы для занятий, то сначала из-за непривычки может возникать некоторая усталость, поэтому нужно пояснить занимающимся, что сохранение позы какое-то время может сделать ее удобной.

Несколько характерных вопросов

Принимая положение лежа на боку, обычно ложатся на правый бок. Лежать можно как на левом, так и на правом боку, но большинство людей предпочитает правый по следующим причинам. Сердце находится на левой стороне грудной клетки, поэтому в положении на левом боку создается давление на сердце, что ограничивает поток крови через него и кровообращение по всему телу, легко приводя к ощущению онемения. Содержимое желудка должно через привратник пройти в двенадцатиперстную кишку, и положение на правом боку соответствует направлению перистальтики желудка и кишки и помогает желудку быстрее освободиться, облегчая прием пищи и повышая аппетит. Однако это не абсолютное заключение. Есть люди, у которых положение на левом боку не вызывает подобных явлений, так что оно вполне допустимо. При некоторых заболеваниях, например, при активной форме туберкулеза, требуется, чтобы больная сторона оставалась внизу, что способствует ограничению проникновения туберкулезных микробов на другую сторону. В течение одного занятия можно сменять позы. Какую бы позу не сохраняли во время практики, всегда нужно, чтобы определенная группа мышц находилась в относительно напряженном состоянии, поэтому постепенно возникают явления некоторого утомления. Чаще это проявляется на начальном этапе, но и впоследствии иногда случается. Поэтому позу сохраняют, но можно и сменить ее. Пациенты, страдающие целым комплексом заболеваний, должны учитывать все аспекты своего состояния: во время одного занятия использовать две позы и выполнять упражнения поочередно.

Выражение лица должно быть естественным. Следует расправить межбровье, мягко улыбаться, глаза слегка прикрыть или свесить занавески, ни в коем случае не прилагая усилия, прикрыть рот, не прикусив язык, соединить зубы. Это полезно для расслабления всего тела.

2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ

Хорошее освоение дыхательных техник благоприятно для проведения занятий, быстрого выздоровления и восстановления. При неправильном же использовании дыхания могут проявиться побочные явления, нарушающие функции организма по борьбе с болезнями и мешающие нормальному проведению занятий. Древние говорили по этому поводу: «Противостоящая ци подобна затаившемуся тигру». Чтобы овладеть дыханием, нужно обратить внимание на следующее.

Недопустимо неумеренное усердие

Все дыхательные техники в цигун соответствуют требованиям излечения с учетом состояния организма и протекания болезни. Поэтому занимающийся должен, основываясь на указаниях ведущего, исходить из конкретной ситуации в данный момент для подбора соответствующего метода дыхания. Если проявлять настойчивость в овладении способами дыхания, не соответствующими собственным нуждам, то от них будет только вред, а не польза.

Только успокоив сердце, можно гармонизировать ци

При любом способе дыхания всегда следует исходить из расслабления тела и спокойного настроения, когда обмен веществ в организме находится в устойчивом состоянии и дыхание тоже может постепенно перейти к закономерной мягкой форме. Выражения древних: «Сердце спокойно — ци гармонична, сердце вспыльчивое — ци всплывающая» — основаны на соответствующем опыте. Естественно регулируемое дыхание служит основой для дальнейшего совершенствования, способствует расслаблению и успокоению. Наоборот, если дух не спокоен, а тело не расслаблено, и при этом приступают к освоению определенного метода дыхания, то цели никогда не достичь, сердце и чувства станут беспокойными, дыхание грубым и беспорядочным, возникнут побочные явления.

Нужно исходить из естественности и мягкости

Этот принцип сочетают с требованиями «не растягивать, не торопиться», «не забывать, не помогать», «обязательно легко и гармонично», только тогда будет польза для успокоения сознания и расслабления тела. Овладев этими основными требованиями — естественностью и мягкостью,— постепенно переходят к освоению глубокого и долгого дыхания, что позволяет получить относительно хорошие результаты. Если же с самого начала отбросить этот базовый принцип и, не соблюдая законы дыхания, упрямо заниматься замедлением дыхания с задержками, то психика не сможет успокоиться, возникнет возбуждение в дыхательном центре и недостаток кислорода в коре головного мозга, что приведет к снижению соответствующих функций. Дыхание неизбежно станет принужденным, настроение тоскливым, в груди появится боль, и сердце не сможет успокоиться.

Глубокое и долгое брюшное дыхание осваивается постепенно

Оно формируется в сочетании с использованием ряда эффективных способов на фоне постоянной практики с постепенным продвижением, ни в коем случае недопустимо исходить из субъективных устремлений. Уже говорилось, что хранение мысли в пупочном центре облегчает освоение брюшного дыхания. Расслабление тела также способствует этому: «Внутри живота расслаблено — чистая ци взлетает». Обычно в положении лежа легко расслабить мышцы живота и перейти к брюшному дыханию. В стойках нижняя часть живота довольно напряжена, что помогает освоить обращенное дыхание животом.

Такие способы, как следование дыханию — лишь временные

Такие способы, как следование дыханию, подсчет дыхательных циклов, слушание звука дыхания, наблюдение за характером тока воздуха, помогают успокоиться, облегчают погружение в глубокий покой, а также очень полезны для того, чтобы, «регулируя мягкость, входить в тонкость; привлекая короткое, добиваться длинного». Они помогают сделать дыхание закономерным. Однако все это лишь временные меры, и после хорошего овладения комплексным методом их отбрасывают. Если в течение всей практики пользоваться ими в качестве основных, то возникнут препятствия при вхождении в покои и дыхание станет более напряженным.

На начальном этапе не следует задерживать дыхание

Задержкой после вдоха или выдоха на начальном этапе не следует пользоваться произвольно, необходим определенный этап формирования глубокого и долгого брюшного дыхания, после чего вопрос об их применении рассматривается снова. Продолжительность задержки не должна быть слишком велика. Если заниматься задержкой дыхания на начальном этапе или выдерживать ее слишком долго, это может привести к стесненному дыханию вплоть до комка и других неприятных ощущений в грудной клетке и даже боли и головокружения.

 

Погружение ци в поле пилюли

В цигун и других практиках часто рассматривается проблема погружения ци в поле пилюли. Некоторые говорят, что вдохнуть глоток ци и провести его в низ живота — это и есть погружение ци в поле пилюли (даньтянь). Для вдоха можно воспользоваться ртом или носом, но входящий воздух может дойти только до легких, где происходит замена кислорода углекислым газом, и в низ живота он пройти не может. Выражение «погружении ци в поле пилюли» подразумевает лишь использование сознания для проведения выдохов и вдохов, при котором ощущается, будто бы воздух вводят в живот под пупок. Речь идет лишь об определенном представлении при сочетании дыхания с сознанием; фактически же это глубокий и долгий вдох, сопровождающийся ожиданием. Благодаря такому вдоху, который заставляет диафрагму ильно опуститься, возникает ощущение погружения воздуха вниз, что обычно и называют «погружением ци в поле пилюли». Так, в «Энциклопедии древней и современной медицины» говорится: «Выдохии вдохи должны быть очень мягкими и глубоко входить в поле пилюли».

Поскольку при брюшном дыхании можно заставить диафрагму максимально подниматься и опускаться, то, когда дыхание четко прослеживается и по характеру является мягким и медленным, перемещение диафрагмы также существенно, деятельность легких возрастает и объем проходящего воздуха увеличивается. Ци легких становится крепче. Так как опускание диафрагмы на 1 см увеличивает объем легких на 250—300 мл, то вводимого воздуха становится больше. Это способствует мягкому и медленному выдоху, что обычно называют «совершенством средней ци». Актеры и певцы, овладевшие этим методом, во время выступлений подолгу тянут высокие ноты, и звук их голоса передается очень далеко, поскольку они используют для пения ци поля пилюли.

3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Проблемы использования сознания в цигун главным образом связаны с тем, как отрегулировать устойчивость сердца, когда имеют место всплывание, погружение, распущенность и нетерпение.

Всплывание, погружение, распущенность и нетерпение

Это четыре вида патологических фаз сердца. Ситуации, к ним относящиеся, и способы их разрешения состоят в следующем.

       Всплывание (фу). Беспорядочных мыслей много, сердце как будто полощется, тело тоже неспокойно. При этом следует привести в порядок сердце, направляя ци вниз путем сосредоточения внимания на пупочном центре. Если остановить хаотичное мышление — тогда удается успокоиться.

       Погружение (чэнь). В груди теснение, голова как бы свисает вниз. При этом необходимо сосредоточить внимание на кончике носа, чтобы оно сконцентрировалось и не рассеивалось.

       Распущенность (куань). Сердечная воля рассеянно беспорядочна, состояние подавленности или течет слюна изо рта. Нужно собрать тело, отрегулировать позу, повысить внимание, сконцентрировать его в одном месте.

       Нетерпение. Иногда слишком торопятся, отчего голова пухнет и в груди возникает напряжение. В этом случае следует рассеять мысли, расслабить тело и представлять, что ци течет вниз.

Внутренний взор, сохранение мышления и созерцание образов

Эти три метода использования сознания почти одинаковы, но есть и различия.

       Внутренний взор (нэйши) также называют «сохранением взора» (цуньши) или «освещением внутреннего обращенным созерцанием», когда прикрывают глаза и осматривают какую-то часть своего тела. Живший при танской династии Ли Цюань, комментируя приписываемый Хуанди «Трактат об иньском знаке» («Инь фу цзин»), указывал на механизм в глазах. В древности некоторые мастера считали, что тело человека — инь, и только глаза относятся к ян. Внутренний взор способен активизировать внутренние органы и ци-кровь в теле. При этом возможно возбуждение.

       Сохранение мышления (цуньсян) — тоже внутренний просмотр тела с закрытыми глазами, но объект рассмотрения всегда воображаемый, и в этом состоит его отличие от внутреннего созерцания. Впервые этот ментод предложил даос Сыма Чэнчжэнь, живший при династии Тан, в книге «Тайный сын неба» («Тянь инь цзы»).

       Созерцание образов (гуаньсян) также называют «медитативным созерцанием» (чаньгуань). Это метод буддийской Тайной школы (мицзун). Сунь Сымяо во времена Танов в книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренных случаев» также приводит этот метод. Это более сложный метод воображения, при котором внешняя среда и внутренний организм объединяются, конкретнее о нем говорилось выше.

Хранение и сублимация духа-шэнь

Хранением шэнь (цуньшэнь) называют помещение мысли в какое-то место внутри или вне тела при условии избавления от беспорядочного мышления и при успокоении сознания. Шэнь — мышление. Сублимация шэнь (ниншэнь) также требует избавления от беспорядочного мышления, успокоения сознания, но после этого мысль помещают в теле, обычно только в «поле пилюли», что называют «сублимировать ци и ввести в пещеру ци (цисюэ)», тогда как при хранении шэнь можно направить мысль на какой-то участок тела или обратить внимание на что-то вне тела. Когда обращают внимание вовне, это обычно называют «собирать внешние виды». Таковы различия между двумя методами. В целях успокоения сознания сублимация духа-шэнь обладает явными преимуществами.

В древности мастера считали, что в работе с цзин, ци и шэнь (воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями) следует заниматься энергиями прежнего неба, то есть в данном случае — изначальной шэнь (юаньшэнь). На основе естественного успокоения сознания плавно помещают шэнь в определенное место и, храня или сублимируя шэнь, занимаются только изначальной шэнь — только тогда будет эффект. Что касается удаления беспорядочных мыслей и хранения мысли, здесь всегда добавляется что-то субъективное, следовательно, занимаются лишь энергией шэнь последующего неба. Эффективность при этом мала. Практически нет необходимости делать между ними различие, так как они друг друга стимулируют и только на основе избавления от беспорядочного мышления, успокоения сознания, хранения мысли может возникнуть состояние сублимации шэнь.

Обращение мысли или мышления и их удержание

Это три искажения, которых нужно избегать при работе с мыслью в цигун. Для освоения осознания необходима легкость, а это все проявления тяжести в использовании сознания. Если, уделяя внимание определенной части тела, требуют, чтобы время хранения мысли было длительным, область — четкой, сосредоточение — жестким, возникает обращение мысли (чжои) или обращение мышления (чжосян). Под обращением мышления иногда подразумевают лишь хранение мышления или наблюдение за образами.

Удержание (чжичжо) — одностороннее акцентирование в практике, сознательное вызывание каких-то явлений, иногда — общее название для обращения мысли и мышления. Для всех трех искажений характерны морщины на лбу, неприятные ощущения в голове, набухающие боли и прочие побочные явления.

При использовании мысли нужно выполнять следующие требования: как бы иметь мысли и все-таки не иметь, как бы хранить сознание и все-таки не хранить, «пользоваться мыслью, но не пользоваться силой-ли». Привлечение мысли «с перебором», или указанные выше три искажения, и есть применение силы-ли. Чтобы понять разницу между мыслью и силой, требуется опыт. Древние говорили: «Нельзя посредством сердца хранить, нельзя без мысли устремляться — это обращение мышления. Без мысли устремляться, значит упорствовать в пустом. Когда есть мысль и нет мысли — это мастерство (гун-фу)». Начинающие обыкновенно подумают о направлении внимания и тут же бросают, так что или объект мышления относительно неопределенный, или время сосредоточения слишком краткое.

Произнесение слов или фраз про себя

В использовании мышления произнесение слов и фраз про себя позволяет вывести сознание к единому, расплавить беспорядочные мысли, а также уменьшить сонливость. Мысленное произнесение соответствующих слов и выражений, например «расслабляюсь и успокаиваюсь», позволяет скрытно вести организм к расслаблению и успокоению. Так, выражение «тело выздоравливает» (шэньти цзянькан) включает в себя смысл ведения.

Однако для клинических целей выражения не должны быть слишком длинными, так как это приводит к перегрузке сознания, при которой голова пухнет или болит. Кроме того, поскольку произнесение сочетают с дыханием, длинные выражения могут растянуть выдохи и вдохи, что приводит к теснению в груди, сердце начинает прыгать, дыхание или сдавливается, или подгоняется, сердце и чувства впадают в состояние излишнего волнения.

4. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССЛАБЛЕНИЕМ

Расслабленность (сун) и расслабление (фансун) — главные условия занятий цигун, выполнять которые необходимо во время всей практики от начала до конца. По существу, это вид активной деятельности, а вовсе не бездействие.

Расслабленность (сун) — это некое ненапряженное состояние. Все тело при этом пустое (сюй), не полное (ши), как бы распущенное, никуда не устремленное. Рассматривая с позиции мастерства, это некое постижение, которое нельзя понимать как рассеяние.

Расслабление (фансун) — это требование, о котором говорят в случае напряжения, полноты. Занимающийся, особенно больной, нередко входит в напряженное состояние по следующим причинам:

— патологическое напряжение: проявление болезненного состояния при некоторых заболеваниях;

— напряжение, вызванное настроем: волнение по поводу болезни, беспокойство о том, что выполняет упражнения плохо или что занятия не помогут;

— напряжение, вызванное практикой: одеревенелая поза, жесткое растягивание выдохов и вдохов, использование слишком сложных мыслей, насильственное вызывание ощущений, стремление воспользоваться силой - ли.

Следовательно, в практике обязательно нужно использовать расслабление для ликвидации напряженных состояний, обнаружение которых и есть расслабленность. Расслабление — базовое требование в статической и динамической работе.

Необходимость постоянной отработки расслабления

Упор на расслабление в цигун всегда поддерживался в древних источниках, относящихся к ведению и привлечению (даоинь), выплевыванию и набиранию (туна) и т. п. Современная работа (фансунгун), где подчеркивается важность отработки расслабления (ляньсун) — драгоценный опыт, полученный обобщением древних методик в 1957 году в бывшей Шанхайской городской клинике цигун-терапии, в особенности почерпнутый из двух курсов лекций, проведенных в 1956 году Цзян Вэйцяо, заведующим Шанхайской амбулаторией китайской медицины, внесшим большой вклад в дело развития цигун.

Работа по расслаблению, с одной стороны, играет особую роль в оздоровлении, укреплении тела и излечении болезней, с другой стороны, — это базовый метод в различных видах статической практики. Требование расслабления необходимо выполнять всегда, во всем процессе занятий, независимо от вида цигун и метода. Таковы факты и наблюдения, полученные за двенадцать лет клинической практики. Сделаем некоторые дополнительные пояснения, указывающие на причину важности расслабления.

К сфере применения цигун-терапии большей частью относятся, в терминах китайской медицины, «болезни внутреннего поражения» (нэйшанбин), вызванные избытком семи эмоций: радости, гнева, тоски, размышлений, скорби, страха, испуга. Когда психически-эмоциональная деятельность превышает нормальные физиологические пределы, например, длительное время продолжается раздражение каким-либо фактором или внезапно происходит психологическая травма, это может привести к перенапряжению, в результате которого в теле нарушается гармония инь-ян, ци-крови, функции внутренних органов, и возникает болезнь.

Поскольку семь эмоций и внутренние органы тесно связаны между собой, в «Простых вопросах», в главе «Великая теория явлений, соответствующих инь и ян», указывается: «Гнев вредит печени, радость — сердцу, размышление — селезенке, тоска — легким, страх — почкам». Поскольку ци и кровь тесно связаны между собой, в главе «Теория возникновения боли» сказано: «Гнев — ци поднимается, радость — ци замедляется, печаль — ци исчезает, страх — ци опускается, испуг — ци путается, размышление — ци связывается». Поскольку человек представляет собой единое целое, то внутренние органы также влияют друг на друга, особенно велико влияние сердца на другие органы, как о том сказано в «Линшу», в главе об устных вопросах: «Сердце — господин пяти плотных и шести полых внутренних органов, поэтому печаль, скорбь, беспокойство и тоска заставляют сердце сильнее биться, а когда сердце движется, то внутренние органы колеблются». Поскольку семь эмоций тесно связаны с инь-ян, может сложиться ситуация, когда непропорционально возрастет уровень инь или ян. Например, гнев поражает печень, при этом ци вместе с кровью поднимается вверх и возникает ряд болезненных состояний, вызванных избытком ян в печени.

Ситуаций, рассмотренных выше, достаточно для того, чтобы пояснить изменения, вызываемые семью эмоциями и приводящие к неравновесию между напряжением и расслаблением. Эмоции часто создают избыток энергии, превышающий предел допустимого напряжения. Следовательно, работа по расслаблению дает хороший эффект при гипертонии, язвенной болезни, неврастении и других заболеваниях, вызванных указанными причинами.

Рассмотрим данный вопрос с точки зрения мастерства в практике. Только при хорошем овладении расслаблением можно освоить другие методы работы. Если говорить о связи между расслаблением и вхождением в покой, то только при расслаблении возможно спокойствие. Если говорить о связи расслабления с позами, то только расслабленные позы можно удерживать долго. Если говорить о связи расслабления с дыханием, то только при наличии расслабления можно избежать нежелательных явлений, когда направленный поток ци тут же иссякает, а объединение ци приводит к поражению органов. Если говорить о связи расслабления с использованием мысли, то только расслабление позволяет избежать таких отклонений, как обращение мысли и мышления и их удержание. Если говорить о связи расслабления с беспорядочным мышлением, то только при условии расслабления можно не подавлять беспорядочные мысли, а изгонять и рассеивать их. Если говорить о связи расслабления с циркуляцией внутренней ци, то только при расслаблении можно избежать такого искажения, как блуждающий огонь (цзоу-хо), вызванного избытком воинского огня (у-хо). Если говорить о связи расслабления с внешними движениями, то, только расслабив тело, можно двигаться безостановочно. Проблема рассмотрена здесь лишь в общих чертах, однако этого достаточно для понимания важности расслабления в статической работе. Расслабление, успокоение, естественность — програмные требования цигун, причем расслабление возглавляет этот список и имеет самый широкий смысл. В целом работа по расслаблению и расслабление — вид осознанной активной деятельности, а не произвольная попытка «порасслабляться». Особенно важно расслабление для европейцев, у которых мышцы и мысли находятся в постоянном напряжении и которые умеют расслабляться только с помощью алкоголя и наркотиков, то есть, попусту растрачивая запасы внутренней энергии.

Освоение расслабления

       Расслабление не может быть абсолютным. Когда во время занятий ощущается, что тело расходится и тянется, как шелковая вата; руки и ноги теплеют, ци проходит в четыре конечности; мышцы слегка вибрируют, корпус колеблется, руки и ноги неизвестно куда направляются; радость и лень в теле, словно плывешь по водной поверхности без всякого напряжения; в положении тела ощущается устойчивость, а голова очень легкая — все это различные проявления расслабления, которые можно распределить по следующим трем уровням.

       Расслабление слабое. Руки и ноги плавно покачиваются, в голове легкость, в теле не осталось участков с неприятными ощущениями.

       Расслабление раскрытое. В дальнейшем расслабление доходит до определенной части тела, где ощущается, что плоть как будто раскрывается, остается лишь костная рамка, на которой свободно лежат мышцы, а ток крови циркулирует вверх и вниз по всему телу и даже можно почувствовать его движение.

       Расслабление чистое. Наконец, все тело становится как будто расплавленным, нет никакой скованности, это состояние сохраняется долго-долго, беспорядочные мысли полностью отсутствуют, чувствуются невыразимые радость и покой.

       Представление о различных видах расслабления приобретается в процессе занятий. После определенной продолжительности практики могут возникнуть разные ощущения расслабления, поэтому не нужно стремиться добиваться чего-то конкретного или выдвигать себе какие-то требования.

Причины недостижимости расслабления

1. Неустойчивое настроение, плохое проведение подготовительной работы, особенно когда выполняется слишком много других дел перед практикой, так что во время занятий беспорядочных мыслей относительно много, что и мешает процессу расслабления.

2. Однонаправленное вызывание каких-то ощущений расслабления, что, наоборот, ведет к напряжению.

3. Местные заболевания, например гипертония, неврастения, астма, болезни головы, кишечника, желудка, суставов, глаз (глаукома), печени и пр. В таком случае указанные области расслабить нелегко.

4. Существует определенная связь с принимаемой позой. Так, сложно освоить расслабление таких участков, как спина и ягодицы, в положении лежа, нижних конечностей — при ровном сидении и пр.

Что делать, если не удается расслабиться

Когда освоить расслабление не удается, нужно понять следующее.

Овладение мастерством требует процесса накопления опыта. Продолжая занятия, можно естественно прийти к освоению, поэтому необходимо следовать общему ходу событий, нельзя ничего навязывать и жестко требовать от себя во время определенной работы известной степени расслабления.

Расслабление — метод, а не цель. Местное напряжение нередко представляет собой отражение очага заболевания. Нужно исходить в основном из осознания всего тела и, опираясь на это, можно сдвинуть и ликвидировать местное напряжение. Если успеха добиться не удается в силу особых причин, можно провести следующие мероприятия.

Напряженные участки перед статической работой побольше массировать и похлопывать. Если не расслабляется область головы, то сначала похлопывают по голове и поглаживают (мо) шею. Не расслабляется живот — в первую очередь поглаживают живот; не расслабляется поясница — потирают (ца) поясницу; не расслабляется область печени — поглаживают бока и делают медленный выдох ци. В процессе практики можно воспользоваться мысленным произношением слова «расслабиться» (сун), обращаясь к данной области, аможно рукой легко надавливать (ань) на напряженный участок, стремясь его расслабить.

Моменты, требующие внимания при расслаблении

При расслаблении нужно следить, чтобы не возник противоположный эффект — напряжение. Если использование мысли слишком насильственное, тем более необходимо, чтобы расслабление достигало мельчайших участков, особенно когда задерживают дыхание и стремятся продлить время задержки, так что возникает складка между бровей и прочие побочные эффекты. В подобных ситуациях можно воспользоваться следующими методами для их ликвидации:

— выполнять расслабление только всего тела;

— медленно открыть глаза и рот и медленно выдохнуть;

— легко похлопать по голове, погладить (мо) шею или сделать массаж определенных участков головы, например макушки, точек великий ян (тайян), ушей, за ушами щек и пр.;

— повращать глазами;

— хранить мысли в больших пальцах ног.

5. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОГРУЖЕНИЕМ В ПОКОЙ  

Вхождение в покой (жуцзин) — один из важнейших компонентов цигун. Насколько справишься с этой задачей, настолько сможешь решить прочие проблемы. Это условие требует постоянного внимания и постоянно стоит перед ведущим занятия.

Понятие вхождения в покой

Вхождение в покой означает погружение в процессе практики цигун в спокойное и расслабленное приятное состояние, возникающее при сосредоточении внимания в условиях бодрствования, но прерванности связи с внешним миром. При этом во внешнем облике человека появляются признаки расслабления, вызванные отсутствием напряжений на лице и в других мышцах, дыхание становится ровным, устойчивым, легким, медленным, кора головного мозга пребывает в активном состоянии самоторможения, что полезно для регулирования функций вегетативной нервной системы и способствует восстановлению нормальных функциональных связей между головным мозгом и внутренними органами, к тому же защищает от внешних раздражителей. В китайской медицине считается, что успокоение действительно служит активным укрепляющим фактором, позволяющим истинной ци, находящейся в теле человека, противостоять болезням. В «Простых вопросах», в главе «Истинная теория верхнего древнего неба», указывается: «Спокойствие и невозбудимость, пустота и отсутствие — истинная ци следует этим путем». В главе «Теория рождения ци и прохождения неба» сказано: «При чистоте и спокойствии мышцы закрыты и сопротивляются; ни сильный ветер, ни другое воздействие повредить не смогут».

При вхождении в покой из-за того, что кора головного мозга заторможена не до полного успокоения и остановки, она уже находится не в фазе бодрствования, но и не в фазе засыпания, а в некоем особом состоянии, которое не может быть выражено, поскольку мысли отсутствуют, а в сознании установилась тишина и беспредметность. Также нельзя назвать это глубоким сном, поскольку сохраняется осознание практики. Для занимающегося полное исчезновение контроля над практикой равносильно потере весел в плавании на лодке. Неосознанность может привести к серьезным отклонениям, это нужно иметь в виду.

Уровни вхождения в покой

Вхождение в покой возникает в относительно хороших условиях, после качественного овладения практикой, поэтому приходит с опытом. Можно сказать, что оно возникает в процессе сознательного установления, формируясь в состоянии безмыслия. Поскольку уровни развития занимающихся разные и ситуации на занятиях тоже не совсем похожие, то успокоение может быть глубоким или поверхностным, зачастую представляя собой отражение понимания целей практики. В общих чертах можно выделить три уровня вхождения в покой: начальный, средний и высший.

Начальный уровень. Поза естественная и удобная, дыхание мягкое, беспорядочных мыслей в сознании относительно мало и при появлении они легко изгоняются. В процессе практики случается один-два коротких периода, когда ощущается полное отсутствие мыслей, состояние спокойное и приятное. Таково вхождение в покой начального уровня.

Средний уровень. Он достигается на основе начального уровня. Внешние звуковые помехи слышишь и словно не слышишь, тело в легком расслаблении, использование мысли произвольное, дыхание очень мягкое, возникают приятные ощущения легкости, тяжести, тепла, мурашек и пр.

Высокий уровень. Достижим только на основе среднего уровня. Мелкие помехи не находят отражения, дыхание становится мягким, глубоким и долгим, как бы исчезающим, мысли используются произвольно, собственное существование представляется относительным, ощущаются глубокие изменения, весь организм пребывает в состоянии опустошенности, легкого расслабления, раскачивания и всплывания, в голове чистота и ясность. По завершении работы, кажется, будто совершил омовение, на душе приятно, испытывается моральное удовлетворение.

Конечно, эти состояния покоя не могут полностью воспроизводиться на каждом занятии; одни возникают редко, другие — часто, а иногда они перемежаются. Они также не могут точно соответствовать ожиданиям. Здесь у каждого свой опыт.

На что следует обратить внимание

Главное — избегать усилий. Так как устремленность, по сути, представляет собой умственную деятельность, некое возбужденное состояние, они непременно отрицательно повлияют на вхождение в покой и сохранение этого состояния. Если в процессе вхождения в покой возникают приятные ощущения и хочется продлить их, то, наоборот, переживание может прекратиться. Первоначальное заторможенное состояние покоя отбрасывается и разрушается очагом возбуждения, созданным такой попыткой, и все труды пропадают даром. Мы должны естественно сохранять первоначальное состояние. Без чрезмерных устремлений можно скорее достичь заданной цели.

Некоторые проблемы

Вхождение в покой имеет непосредственную или косвенную связь с проблемами, разрешение которых способствует возникновению этого состояния.

Подготовительная работа. Подготовительная работа хорошо помогает вхождению в покой. Поскольку мы, не занимаясь практикой, обычно сосредоточиваем внимание на труде, учебе, бытовых делах, а во время занятий требуется концентрация на собственном теле, то необходим определенный процесс создания настроя на практику, на который затрачивается 5—10 минут или несколько больше. Это позволяет уменьшить беспорядочное мышление, облегчает возможность хранить мысли на определенном участке и таким образом входить в покой. В «Трактате о сходном» («Лэйцзин») сказано: «Всегда в начале регулирования ци настоятельно рекомендуется успокоить тело и гармонизировать энергию, что не приводит к борьбе между мыслью и ци. Если нет успокоения и гармонии, то останавливаются и, подождав, продолжают заниматься». Нужно как следует провести подготовку, иначе растянется основная практика.

Настрой. Перед началом занятий и в процессе практики радость и вера облегчают вхождение в покой. Уныние и подавленность наоборот затрудняют успокоение. В книге «Входные ворота медицины» («Исюэ жумэнь») сказано: «Сердце чистое, дух радостный — не требуешь покоя, но сам успокаиваешься».

Внешняя обстановка. Спокойная внешняя обстановка облегчает вхождение в покой, это очень полезное условие. Поэтому лучше, если есть возможность заниматься в тишине. Однако воздействий внешней среды полностью избежать не удается и, войдя в покой, занимающиеся очень легко ощущают внешние звуки. Поэтому нужно развивать умение «из шума извлекать покой», и окружение сможет постепенно стать подходящим. Только после относительно длительного периода практики можно в сравнительно неспокойной обстановке достигать глубокого покоя.

Состояние здоровья. Симптомы болезни в той или иной степени могут влиять на вхождение в покой. Например, головокружение и распирание головы у страдающих неврастенией, боли в животе, метеоризм, повышенная кислотность — характерные случаи. Поэтому кроме внимания к овладеванию тонкостями практики нужно использовать соответствующие средства для улучшения состояния организма, что играет важную роль при вхождении в покой.

Позы. Нужно обязательно находиться в удобном положении, не нарушая законы жизни, что способствует концентрации сознания и вхождению в покой. Неестественная поза ведет к усталости, и это мешает успокоению.

Дыхание. Когда дыхание мягкое и естественное, в покой входить легко. Насильственное и грубое дыхание наоборот этому препятствуют. При освоении неподходящей дыхательной техники тоже нелегко успокоиться. Но когда все-таки удается войти в покой, можно обратиться к счету или слушанию дыхания и другим способам, способствующим изгнанию беспорядочных мыслей. При династии Цин в книге «Медицинские речи из Цуньцуньчжая» Чжао Цзинчу писал: «Дыхание регулируется — сердце устойчиво, сердце устойчиво — дыхание регулируется».

Психологический тип. От типа личности вхождение в покой тоже очень зависит. Основными психологическими типами человека можно считать следующие четыре: возбужденный, активный, спокойный и подавленный. В «Линшу» приводится подробная систематизация 25 человек по инь-ян, включающая пять типов людей, относящихся к великому ян (тайян), малому ян (шаоян), равновесию инь-ян, малому инь (шаоинь) и великому инь (тайинь). В клинической практике часто случается, что обстановка и методика одинаковы, но результаты вхождения в покой очень разные. Причина может заключаться в психологическом типе, поэтому лучше всего использовать различные методы руководства. Однако выделение психологических типов — сравнительно тонкая и сложная проблема, требующая длительного  анализа и обобщения. Например, лицам с неврастенией и с возбужденным характером нелегко успокоиться. Конечно, психологический тип можно изменить, и практика цигун по существу представляет собой один из методов изменения типа личности.

6. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С БЕСПОРЯДОЧНЫМ МЫШЛЕНИЕМ

Сознание на занятиях сконцентрировать нелегко, возникают различные мысли, создавая для начинающих одно из самых больших препятствий. Они чувствуют, что в обычной жизни мыслей мало, однако только примешь позу, как налетает их великое множество. Сердце — обезьяна, мысли — кони, они неуправляемы. Когда мыслей становится больше, а мышление беспорядочнее, успокоиться невозможно. В процессе практики нужно постепенно научиться избавляться от них.

Виды занятий

Возникающие мысли нарушают сосредоточение и осознание. Обычно на занятиях люди непременно думают, перебирая в уме различные мысли, которые бывают трех типов.

Ровные мысли (чжэн нянь). Ведут работу по успокоению сознания, что позволяет обратить сердце (душу) к единой мысли, поза при этом удобная и приятная, дыхание мягкое и равномерное. Ровные мысли предшествуют вхождению в покой, только после хорошего овладевания этим методом может постепенно возникнуть глубокое спокойствие. Ровные мысли называют «истинными мыслями» (чжэнь и), или «пустотой и покоем» (сюйцзин). Подразумевается, что в сердце нет объектов, и мысли не возникают. В книге «Чистый смысл природы и жизни» («Син мин гуй чжи») говорится: «Нет в сердце вещей — это пустота, мысли не возникают — это покой». Ровные мысли называют еще «желтой бабой» (хуан по), или «свахой». Имеется в виду, что для продвижения в практике опираются на ровные мысли в качестве посредника.

Беспорядочные мысли (цзанянь). Во время занятий возникают беспорядочные мысли, связанные с деловыми встречами или бытовыми ситуациями, одни раньше никогда не возникали, другие возникали очень давно. Когда говорят, что присутствуют мысли и покой не наступает, а сознание отправляет «малых посланцев» - речь идет об этом.

Негативные мысли (энянь). Во время практики бестолково размышляют, путано думают, обсуждают разные дела, которые вызывают возбуждение, досаду, страх, гнев, раздражение и беспокойство. Негативные мысли встречаются редко, а если и возникают, то обычно достаточно прекратить статическую работу, поделать немного динамических упражнений или переключить внимание, постепенно избавляясь от нежелательных мыслей.

Как противостоять беспорядочному мышлению

Существуют два основных вида беспорядочных мыслей. Первый — когда думают то об одном, то о другом, лихорадочно и бестолково: только подумают о своей работе, как внезапно перескакивают на искусство, бытовые проблемы и т. д. Это рассеянно-беспорядочные мысли (саньлуань). Второй вид — когда в практике проявляется смута и погружение: то пробуждение, то вдруг потеря сознания, иногда в сочетании с мыслями первого вида. Это сумеречно-погруженные мысли (хуньчэнь). Для противодействия беспорядочному мышлению обоих видов необходимо учитывать следующие четыре момента.

— Четкость мышления. На занятиях всегда могут возникать мысли без перерывов; это обычное явление. Мы не можем требовать, чтобы совсем не было мыслей. Однако не бывает и такого, чтобы всё занятие мышление было беспорядочным.

— Настрой должен быть только оптимистическим. Выполнил подготовительную работу полностью, обратился сердцем к практике — и беспорядочное мышление естественно уменьшится.

— Противодействие беспорядочному мышлению не подразумевает утомительного и жесткого подавления. Речь лишь о том, как успешнее избавиться от них, когда они возникают. В книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренных случаев» сказано: «Обычный человек не может не иметь мыслей, следует постепенно оставлять и исключать их».

— Относительно малое число беспорядочных мыслей или возможность успешно их удалять при появлении — тоже одно из постижений спокойствия. В противном случае: «Требуя спокойствия, наоборот, неспокоен», — ведь требование, по существу, это один из видов беспорядочных мыслей.

Конкретные методы удаления беспорядочных мыслей

Когда на занятиях беспорядочных мыслей много, можно временно воспользоваться следующими методами.

Подсчет дыханий. [Метод описан в главе V.] Подождав, пока сознание успокоится, продолжают занятие. В книге «Важные секреты при разном строительстве» указывается: «Считают или выходы, или входы дыханий, от одного до десяти, от десяти до ста, обратив сердце к счету, не позволяя ему рассеиваться. Если сердце и дыхание взаимоопираются, беспорядочные мысли не возникают, тогда можно остановиться и не считать, позволяя идти процессу естественно».

Созерцание внешнего. Открывают глаза и ненапряженно всматриваются в какой-либо предмет на расстоянии дальше одного метра (картину на стене и т.п.). Можно также последовательно смотреть на ряд предметов. Подождав, пока беспорядочные мысли исчезнут, снова закрывают глаза и продолжают занятия.

Счет. Открыв глаза, внимательно смотрят на какой-то предмет и считают от одного до десяти, затем закрывают глаза и опять считают от одного до десяти, снова открывают глаза и т.д. Это способствует успокоению.

Сохранение мыслей. В качестве объекта наблюдения берут естественный пейзаж, например: лазурное небо, прекрасный цветок, зеленый лес и т.п., вытесняющий беспорядочные мысли. Когда относительно успокаиваются, возвращаются к прерванным занятиям.

Созерцание кончика носа. Обоими глазами смотрят на кончик носа две-три минуты. Нужно как бы смотреть и не смотреть одновременно, избегая усилий. Если видится слой белого цвета, это нормально.

Внезапный удар. Неожиданно хлопают рукой по бедру, прерывая развитие беспорядочного мышления, затем продолжают занятие. Когда предыдущие методы не дают эффекта, можно воспользоваться этим.

7. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАКЦИЯМИ НА ОЩУЩЕНИЯ

В процессе практики цигун, поскольку внимание сосредоточено внутри тела или даже на отдельном органе, связи организма с внешним миром ослабевают, соответственно повышается чувствительность к внутреннему. Практикуют в особом бодрствующем состоянии, поэтому возникают определенные самоощущения, отличающиеся от обычных, которые называют «тактильным движением» (чудун).

Ощутимая ситуация

Различные ощущения, возникающие в теле в процессе занятий, приводятся в книге «Остановка и созерцание для начинающих»: боль, зуд, холод, тепло, легкость, тяжесть, шероховатость, скользкость — всего восемь тактильных ощущений. Кроме того, говорится о восьми мягких тактильных ощущениях: вибрация, опирание, холод, жар, всплывание, погружение, жесткость, мягкость. Всего получается 16 типов ощущений. В июле 1960 года исследовательская группа Шанхайской городской клиники цигун-терапии, состоящая из слушателей второго курса по китайской медицине для западных врачей, провела обследование ста пациентов, занимающихся цигун, и проанализировала их отзывы. Отчеты об ощущениях больные писали сами, их никак не информировали; описанные реакции никак не инициировались и тем более не направлялись, о них не расспрашивали, поэтому содержание отчетов довольно субъективно и соответствует истине. Однако всегда непросто избежать утечки сведений, поэтому общие статистические данные все же относительно грубые.

Среди 100 занимающихся 90 находились в стационаре, а 10 лечились амбулаторно. Максимальная продолжительность занятий составляла полгода, большинство практиковало цигун два-три месяца. Болезни были разные, включая язвы. На занятиях главной была работа по расслаблению (фансунгун) в сочетании с брюшным дыханием и хранением мысли в пупочном центре. Больные сделали следующие предварительные выводы об ощущениях.

Первая группа, имеющая некоторые особые ощущения на занятиях. Например, подергивание мышц — 4 случая, ощущение жара — 66 случаев, легкости — 21 случай, онемения — 19 случаев, холода — 18, зуда — 15, напряжения — 9, тяжести — 6 случаев. Все участки ощущений локальные, будь то дрожь или потепление. Участки возникновения холода чаще всего расположены на кистях и стопах. Эти ощущения возникали на короткое время, а потом исчезали или присутствовали постоянно. Они могли появляться в начале, в середине или в конце занятий.

Вторая группа, отмечающая после занятий физиологические изменения внутри тела. Например, звучание в животе — 32 случая, выступание пота — 30, ощущение голода — 27, увеличение слюноотделения — 8 случаев. Некоторые считают подобные ощущения эффектами, принимая их за терапевтическое воздействие.

Третья группа, проявлявшая в начале занятий недоверие к практике или реакцию плохого освоения методики. Например: голова пухнет — 28 случаев, головокружение — 11, теснение в груди — 20, смутное погружение, сонливость — 18, ноющие боли в пояснице — 12, застопоривание ци — 4 случая, сердцебиение — 8 случаев, вздутие живота — 5, беспокойство на сердце — 4 случая.

Причины возникновения ощущений и правильное отношение к ним

О причинах возникновения ощущений смотрите статью «Анализ клинических явлений во время практики цигун - терапии ста больными» Сюй Шэнханя и других членов указанной выше исследовательской группы.

Чтобы разобраться в причинах, нужно разобраться в состоянии ЦНС в процессе практики. Прежде всего, рассмотрим состояние на занятиях в период от успокоения до погружения в глубокий покой. Кора головного мозга вступает в фазу самоторможения, однако отдельные ее участки следят за дыханием, мысленным произнесением слов и хранением мысли, поэтому сохраняются отдельные зоны возбуждения, и самоторможение коры не распространяется на нее в целом. Кроме того, методы цигун осваиваются самим занимающимся, и все требования к их выполнению проходят через его осознание, активное регулирование, и процесс внутреннего торможения по глубине не может достичь состояния, характерного для сна или гипноза. Поэтому в процессе занятий деятельность коры от начала до конца сохраняется в фазе, промежуточной между возбуждением и торможением. Кора головного мозга, находясь в указанном состоянии, хотя и не может распознавать, как в бодрствующем состоянии, раздражения периферийных рецепторов, однако способна отчетливее воспринимать раздражения, изначально относительно слабые, а также обрабатывать сильные возбуждения как слабые, отчего и возникают различные ощущения. Возможно, что мелкая пылинка или даже ползущее насекомое попали на кожу, а ощущается зуд на большой поверхности тела. Аналогично мельчайшие раздражения в теле, воспринимаемые внутренними и внешними рецепторами, могут передаваться в соответствующие нервные узлы и четко распознаваться занимающимся, так что нетрудно понять, откуда у нас такое разнообразие ощущений: жар, холод, ломота, набухание, зуд, онемение. Если расслабление и хранение мысли в пупочном центре освоены хорошо, в корпусе или конечностях ток крови усилился, то появляется ощущение жара. Если хранение мысли в поле киновари и брюшное дыхание освоены хорошо, возможно, в теле возрастает микродоза морфиеподобных веществ и появляется онемение или зуд. Когда осваивают дыхательные техники, особенно с концентрацией на выдохе, в теле могут возникнуть ощущения распираний, увеличения, утяжеления. Наоборот, при концентрации на вдохе ощущаются сокращение и легкость. Бывает, что из-за неудобной позы мышцы устают сокращаться и возникают ощущения ломоты и холода. Исследователи принципов цигун доказали, что изменение электрического потенциала кожи в точке хранения мысли, увеличение объема тела, рост проницаемости кровеносных сосудов и величины тока крови представляют собой материальную основу возникновения этих ощущений. [Здесь не рассмотрены нематериальные источники ощущений: поток ци недостаток или избыток энергии, вызывающие ощущения холода и жара, энергетического поля и пр.] К ощущениям в практике цигун нужно относиться правильно.

1. В практике основное — ощущение всего тела, например, успокоение, удовольствие, легкая расслабленность, радость, снятие усталости, слабости и симптомов. Локальные реакции вторичны. В клинической практике было обнаружено, что между локальными ощущениями и оздоровительным эффектом нет никакой абсолютной связи.

2. Ряд чувственных реакций возникает на занятиях в ответ на физиологические изменения в теле при саморегуляции или как локальные ощущения — все это естественные явления. Их возникновение большей частью вызвано сложными и переменчивыми причинами в отсутствии строго определенных закономерностей (по крайней мере, на данный момент нет полного их понимания), поэтому необходимо относиться к ним сдержанно и спокойно, не следует исходить из субъективных оценок, хорошо или плохо, которые могут привести к отрицательным последствиям. Посчитаешь хорошим — вызовешь субъективные произвольные устремления. Посчитаешь плохим — вызовешь опасение, страх, подавленность. В результате внимание окажется целиком захвачено ощущениями, что совершенно нежелательно для практики.

3. Когда на занятиях возникают какие-то ощущения, не рассеивайте силу внимания, пусть все идет естественно. Продолжайте сохранять спокойствие и проводить практику в соответствии с избранным методом. Не следует смотреть на ощущения как на что-то хорошее или плохое, показатель высокого или невысокого качества. [Не совсем так: ощущения говорят о том, что происходит в организме. Не надо концентрироваться на них, но надо анализировать после занятий.]

Меры, принимаемые в случае проявления некоторых реакций на занятиях

При возникновении реакций, напоминающих болезненные состояния, вызванных плохим освоением методов, можно принимать следующие меры.

Распирание в голове. Обычно это вызвано напряженностью, сильным стремлением добиться результата, вплоть до слишком усложненного мышления. Можно выполнить расслабление всего тела, воспользоваться звуком «сюй» и работой отступление огня. Звук «сюй»: носом вдыхают, ртом выдыхают, во время выдоха, стянув губы, мысленно повторяют «сюй» 36 раз.

Работа отступление огня: садятся ровно, ноги вытягивают вперед, не допуская сгибания в коленях, носки ступней направляют вверх, пятки касаются земли, руки естественно лежат на бедрах, взглядом ненапряженно следят за большими пальцами ног в течение нескольких минут. Каждое утро и вечер выполнять по разу.

Головная боль. Если возникает только во время занятий, то причиной может быть слишком усложненное мышление, отчего в области головы образуется центр напряжения. Следует легче использовать мысль, языком касаться верхнего нёба, воспользоваться работой отступление огня или методом хранения мысли в больших пальцах ног. Лечь навзничь, закрыть глаза и обратить внимание на большие пальцы ног. Можно обращать внимание на оба пальца сразу, а можно попеременно то на левый, то на правый в течение нескольких минут. Теснение или боль в груди. Вызывается слиянием ци (бинци). Можно выполнить звук «кэ» (кэци), потереть грудь и бока, выполнить «сюйци», хранить мысли в точках три версты на ногах (цзу-сань-ли).

Звук кэ: носом вдыхают, ртом выдыхают, во время выдоха раскрывают рот и мысленно произносят «кэ» 36 раз.

Боли в боках. Если во время занятий и после их окончания чувствуется боль в обоих боках, это вызвано излишним усилием при дыхании. Можно облегчить дыхание, расслабить данные участки, потереть (мо) бока и выполнить «сюйци».

Набухание живота, ломящая боль в брюшных мышцах. Вызывается наличием мысли, ударяющей в живот, чрезмерным усердием при брюшном дыхании. Временно прекратите брюшное дыхание, сделайте массаж (мо) живота, мысль храните в точках три версты на ногах.

Сердцебиение. Вызывается избыточным выдыханием ци. Можно хранить мысль в точках «юнцюань» (бьющий родник) или «чжунчун» (центральный удар).

Ломота в пояснице, боль в спине. Возможно, причина в неправильно принятой позе сидя. Прежде всего, проверяют правильность позы, затем можно обеими руками потереть (ца) поясницу и выполнить динамическую работу для этой области.

Опорожнение кишечника. Случается у некоторых больных, занимающихся в позе лежа на боку. Можно воспользоваться методом хранения мысли в пальцах ног.

Озноб. Возможная причина — слабость организма и недостаток тепла в теле. Можно перед занятиями попить горячей кипяченой воды, а когда почувствуется холод, воспользоваться методом дыхания носом: следить за выходами и входами воздуха через нос, на выдохе мысленно произносить звук «сун» («расслабляюсь»), а на вдохе — «цзин» («успокаиваюсь»).

Перегрев поля киновари. Вызывается слишком длительным хранением мысли в поле киновари и слишком тяжелым использованием мысли. Можно выполнить работу отступление огня.

Жар. Если ощущается перегрев тела, горячая ци ударяет вверх и вызывает беспокойство, это говорит об избытке тепла; можно выполнить работу по понижению огня (сяхогун), заключающуюся в следующем. Сначала смотрят на кончик носа, затем обращают внимание на точку центр запаха пота (тань-чжун, между сосками - «Тань-чжун [VC.17] — это „море Ци"... Если в „море Ци" образуется избыток, возникают чувство переполнения в грудной клетке, грубое дыхание и покраснение лица. Если в „море Ци" образуется недостаток, возникают нехватка воздуха и нежелание разговаривать».),

затем — на колени, на каждое примерно по две минуты, после чего смотрят на точки «дадунь» (на больших пальцах ног) примерно восемь минут, затем закрывают глаза и хранят мысль в точках «дадунь» примерно четыре минуты.

8. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЦИ

В последние годы появилось несколько сообщений об использовании внешней ци (вайци) для лечения болезней: «Цигун-терапия доставкой ци», «Цигун излучательной формы» или «Дистантный цигун» и несколько исследований, касающихся внешней ци.

Лечение болезней с помощью внешней ци в древнем цигун именовалось «испусканием ци» (буци). В «Книге династии Цзинь» рассказывается о магической технике: «Постигающие Путь и взращивающие ци, достигая избытка в достаточности, могут соединять ци с человеком, что называется испусканием ци». Здесь же сама возможность лечить данным способом болезни людей характеризуется как «пустая». «Испускание» (бу) имеет еще смысл «давать», выражение «буци» точно отражает суть этого метода.

Испускание и доставка ци

Метод испускания ци в древности был известен сравнительно мало, поэтому записей о нем немного. Кроме преданий о магической технике в «Книге Цзинь» упомянем еще несколько.

В книге «Семь заметок из облачного ящика» приводится «Волшебный метод господина Хуань Чжэня по приему внутрь истинной ци», где сказано: «Все желающие, чтобы испускающаяся ци соединилась с человеком и излечила болезнь, сначала должны, опираясь на больное место пяти плотных внутренних органов человека, который находится перед ними, набрать направленную ци и, распространяя, ввести в его тело. Пусть больной обратится лицом к основному направлению, успокоит сердце, утихомирит мысли и начнет соединяться с ци и поглощать ци. Чертовы напасти сами сбегут, вредоносная ци навсегда отрежется».

В записках Су Дунпо «Лес стремлений Дунпо» приводятся два случая испускания ци. Один — из «Книги Цзинь», где сообщается о колдовской технике Син Лина (в некоторых записях его называют Вэй Сюй), который лечил мать Люй И: «Ноги матери Люй И были парализованы десять с лишним лет. Лин лечил их, отправив мать сидеть в нескольких шагах от него, закрыв глаза, в спокойствии. Вскоре говорит: помогите встать госпоже, которая сидит. Возражают: госпожа десять лет как приобрела болезнь, как можно в спешке заставить подняться? Лин говорит: попробуйте помочь встать. Два человека поддержали и поставили. Наконец, перестали поддерживать и сбылось — смогла ходить. Постигающие Путь и взращивающие ци достигая избытка в полноте, могут присоединять ци к человеку».

Второй случай произошел с Ли Жочжи, современником Су Дунпо. Ли вылечил его среднего сына: «Даос Ли Жочжи из пригорода умел испускать ци а мой средний сын Дай был хилым и много болел. Жочжи сел напротив и выполнил испускание ци. Дай почувствовал в животе, будто солнце осветило и стало тепло-тепло. Этот Жочжи когда-то встретил обретшего Путь чужеземца, который под пиком горы Хуа поведал об этом способе».

В книге «Собрание Пэн Бибу» сообщается: «При Юанях [монголах] И Фэнтоу ложился, упираясь ногами в больного, ударом ци лечил болезни людей». Отметим, что И Фэнтоу — юаньский даос, его первоначальное имя Цюй Чжэнь — написал ряд книг, в том числе «Трактат отшельника о закрывании и открывании августейшего предела».

В книгах «Восемь писем о следовании жизни» и «Важные заклинания сходных совершенствований» приводится песенное заклинание испускания ци, противостоящей болезням: «Совершенствующиеся в Пути и подолгу прилежащие воспроизведению энергии образуют в теле зародышевое дыхание. Всегда, когда у других есть болезнь, обследуют плотные и полые внутренние органы и узнают ее наименование. Страждущий обращается к княжеской ци (ванци) и очищает сердце. Мысль не должна быть легкой, поскольку передают истинное, побуждая ци к глотанию, чтобы набрать ее несколько раз и соединить вместе. Создают мышление, способствующее разрушению, что быстро позволяет избавиться от болезненных настроений. Нечисть, как ни странно, сама сбежит и скроется, болезнь получит разрешение и завершение».

В «Набросках истории Цинов» (маньчжуров) описывается, как Тянь Фэнчи своей спиной упирался в спину больного и лечил болезни. Тянь Фэнчи — специалист по воинским искусствам, хорошо знавший ведение и привлечение (даоинь), жил южнее реки Янцзы в годы Канси-Юнчжэн (1662—1735 гг.).

В индийской йоге известна так называемая пулуна (на санскрите прана), смысл ее в том, чтобы наложением рук лечить болезни путем передачи ци, что сходно с китайским испусканием ци. Кроме метода «наложения рук» существуют различные способы безконтактного воздействия.

В древних материалах о цигун, в записях о доставке ци (юньци), последней придается иной смысл, чем испусканию ци (буци), причем специально оговаривается использование внутренней ци. В общем, выделяются следующие три разновидности.

1. Доставка ци во все тело. В книге «Об источниках и последствиях болезней», в начальных двух статьях, посвященных лечению «последствий высыхания, вызванного ветряным искажением», сказано следующее: «Ровно опираются на стенку и не дышат, водят ци от головы до конца ступней, исцеляются от фурункулов, грыжи, синдрома ветра, отклонения, вызванного искушением, и разных ветряных онемений конечностей... Прислоняют спину ровно, разворачивают ступни и пальцы, затемняют сердце, привлекают ци с верха головы, думают о достижении десяти пальцев ног, ступней и центров подошв. Можно привлекать трижды семь раз, пока центры ступней не получат ци, что называют: наверху привлекают в «глиняный шарик» (нивань), внизу доводят до «бьющего родника» (юнцюань). Большой и малый небесные круги в технике внутренней пилюли у даосов тоже относятся к одному из видов доставки ци во все тело.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...