Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проводил контроль работы __




Моменты, требующие внимания при контроле работы

Ведущий должен качественно провести предварительную подготовку: перед началом занятий измерить температуру, пульс, кровяное давление и пр. В процессе контроля необходимо собраться с мыслями, быть максимально внимательным, вносить четкие записи важнейших моментов в таблицу. Движения должны быть легкими, ни в коем случае не нарушающими покой. Не следует пользоваться обувью на кожаной подошве.

Обсуждение работы

Обучая цигун, необходимо своевременно отвечать на вопросы, возникающие в процессе занятий, относительно теории цигун и практических методов. Очень многие больные, приступая к практике цигун, из-за недостаточного понимания накапливают вопросы в ходе практики. Конечно, начинающие не могут мгновенно освоить цигун, однако ведущий должен разрешать возникающие у них проблемы, помогать им и давать относительно правильное представление о цигун. Например, некоторые считают, что цигун позволяет излечить сто болезней: какая бы болезнь ни была, стоит лишь позаниматься цигун — и «отбросится зародыш, заменятся кости», «отступит старость, вернется молодость». Поэтому возникает патологическое стремление к исцелению, и они торопятся добиться результатов, надеются на мгновенный терапевтический эффект. Тогда, естественно, могут возникнуть разочарования, а также возможны различные побочные явления.

Другие больные полагают, что чем метод сложней, тем лучше, и выискивают странные и удивительные техники, затрачивая массу психических сил на подбор способов, выискивание сокровенного, а в результате ничем не могут овладеть в совершенстве, устают от хлопот и не добиваются никакого эффекта. Отдельные больные считают, что болезнь у них застарелая и цигун нисколько не поможет, поэтому к занятиям относятся небрежно, не вкладывая душу, вместо этого стремятся принимать лекарства да ставить иглы и, конечно, не добиваются результатов.

Ведущий занятия по цигун должен наладить взаимопонимание с больными, вести с ними беседы на различные темы. Хорошо научиться постоянно улавливать их психическое состояние, разъясняя, как развивать оптимизм и решительно вести борьбу с болезнями. Что касается вопросов, связанных с методами, то необходимо своевременно на них отвечать, чтобы больные активнее накапливали практический опыт, рассматривая цигун в качестве оружия в борьбе с болезнями для обеспечения здоровья тела, решительно и неустанно добивались непрерывного получения практических результатов. Ведущий должен не только сам беседовать с больными, но и помогать им организовывать семинары обмена опытом. Это одна из эффективных форм, способствующих освоению цигун. Семинары могут быть масштабные и небольшие. На большой семинар привлекают относительно много людей для обмена опытом. Можно выбрать тех практикующих, которым достаточно доверяют, глубже проникших в суть, лучше овладевших методами, полных надежды на преодоление болезней. Пусть с основными сообщениями выступят больные, добившиеся определенного терапевтического эффекта и способные вдохновить других. Руководитель тоже может разъяснить некоторые общие вопросы. Малые семинары организуют по частным вопросам: конкретным болезням, этапам занятий, для обмена мнениями по возникающим вопросам. Участников не должно быть слишком много. Здесь обмениваются своими переживаниями и полученными сведениями. Ведущий тоже может отвечать на вопросы или привлекать всех к общему обсуждению каких-либо специфических проблем. Чтобы повысить качество семинара, нужно к нему подготовиться и заранее решить ряд проблем для достижения поставленной цели.

Обобщение полученного опыта

Истинное знание исходит из практики, и каждый больной, занимающийся серьезно, может получить душевный опыт разной степени. Некоторые длительно практикующие цигун по знаниям и способности разрешать проблемы могут превосходить руководителя, они — как живая книга по цигун, живое пособие для преподавания. В этом случае ведущий должен использовать предоставившуюся возможность подвести некоторые итоги. Обычно для этого пригодны следующие два способа.

Дневник практики. Обязать больных постоянно вести дневник, детально отражая в нем обстановку на занятиях. Например, какими методами овладеть легко, а какими — трудно, какие методы по ощущениям кажутся подходящими, что усвоено и прочувствовано на занятиц какие возникли вопросы и т. д. Можно также высказать собственное мнение о своей болезни и цигун, включить описание появившихся мыслей. Описывать можно каждое занятие или работу, проделанную за день, или вносить записи один раз в несколько дней, многословно или кратко, но обязательно конкретно. Такой дневник, с одной стороны, позволяет развивать точность оценок и дает материал для подведения некоторых итогов, а с другой стороны, помогает руководителю разобраться в реальной ситуации, избежать прагматизма. Он должен внимательно просматривать все дневники, анализировать их содержание и давать целенаправленные указания.

Отчет о практике. По прошествии определенного этапа самосовершенствования или лечения можно организовать системный обзор всего процесса практики, по возможности все записать, чтобы было удобнее вместе с руководителем обсудить следующий этап занятий. Содержание при подведении итогов в общем должно сводиться к следующему:

— изменения в течении болезни с начала занятий: какие болезненные проявления прошли, быстро или постепенно, какие еще сохранились;

— какие методики использовались последовательно, как они осваивались, какие встретились трудности или проблемы и как разрешились, что стало понятным в методологической области;

— взгляд в прошлом и сейчас на болезнь, возникающие мысли и отношение к цигун;

— мнения и предложения, которые больной считает необходимым высказать. В бывшей Шанхайской городской клинике цигун было собрано большое число подобных материалов. К сожалению, после десяти лет беспорядков [«культурной революции»] ныне можно обнаружить лишь два отрывка, содержание которых приводится ниже для сведения.

Случай первый

Мужчина, кадровый работник. Страдает неврастенией, попал в клинику в мае 1963 года. Проблемы, возникающие в процессе тренировочной работы, и их решение. Расслабление, успокоение (сунцзин) и избавление от беспорядочного мышления были первыми проблемами, с которыми я встретился в практике. Я последовательно воспользовался следующими методами.

В обычной деятельности необходимо соответствующее управление, нельзя слишком возбуждаться и волноваться.

Перед началом занятий нужно какое-то время (примерно 10 минут), чтобы выработать настрой на практику, отбросив всякую деятельность. Это означает не только оставить всякие занятия, но и мысленно тоже от всего отрешиться. Только успокоившись мысленно, можно расслабиться и только тогда добиться лучшего вхождения в покой.

Когда возникают беспорядочные мысли, не следует мысленно напрягаться, нужно лишь обратить внимание на три линии расслабления, и беспорядочные мысли уйдут. Но иногда они настойчивы, нелегко удаляются, и тогда можно, открыв глаза, взглянуть на парковый пейзаж или неподвижный предмет и, подождав, пока сознание сконцентрируется, продолжить практику.

Нежелательно следить за продолжительностью занятий. Если проделал два цикла и время еще осталось, можно немного позаниматься взращиванием, что не даст рассеяться вниманию во время практики.

Дыхание должно быть естественным, не следует чрезмерно растягивать выдохи и вдохи или насильственно дышать животом. В противном случае можно во всем теле почувствовать напряженность, расслабиться не удастся. Я на практике обнаружил, что длительность выдохов и вдохов, равномерность дыхания и брюшное дыхание возникают постепенно по мере занятий.

Проблема вхождения в покой и впадания в сон во время занятий. Как я понял в процессе практики, самое лучшее состояние для занятий — когда все тело расслаблено, а, кроме того, сознание погружается в глубокий покой, как будто существуешь и не существуешь, мысли присутствуют и отсутствуют — полусонное состояние.

В такое время внешние обычные движения и звуки не вызывают реакции, только проявляешь интерес к точкам, сохранению мысли и дыханию, но не засыпаешь. Подобное состояние иногда за время одного упражнения возникает несколько раз, а иногда переходит в сон. Я решил эту проблему следующим образом.

Когда появляется бессонница и сильная физическая слабость, то выполняю работу по расслаблению в лежачей позе, и если засыпаю, рассматриваю это как естественное явление, поскольку оно помогает восстановить физические силы и справиться с болезнью. Однако в ситуации, когда физических сил достаточно, нужно не засыпать на занятиях, сохранять состояние глубокого покоя, чтобы повысить эффективность практики. Чтобы сохранить покой и предотвратить впадение в сон, я использовал следующие методы.

Не пользовался положением лежа, а обычно сидел.

Погрузившись в покой, хранил сознание в точке, указанной врачом (в бьющем роднике (юнцюань), пупочном центре и идущем промежутке — синцзянь), следил за током крови или за входом и выходом дыхания (можно также сочетать с методом счета дыханий — считать выдохи, не считая вдохи).

С наступлением завершающего этапа практики можно посменно провести общее расслабление тела по трем линиям, хранение мысли, статическое взращивание и расслабление по трем линиям.

В подобных обстоятельствах общее расслабление тела, хранение мысли и статическое взращивание можно удерживать долго, что я и делал. Но должна быть естественность, недопустимо субъективно использовать мысли. Если подключается мышление, то покой нарушается. Только к тому времени, когда хотелось заснуть, временно переходил на расслабление по трем линиям, чтобы усилить очаги возбуждения и воспрепятствовать впадению в сон.

Проблема совмещения тренировки и взращивания. Когда работа по расслаблению доводится до определенного этапа, в практике может естественно возникнуть потребность во взращивании. Явление, сопровождающее первоначальное возникновение такой потребности, выглядит следующим образом. Во время расслабления по трем линиям проходят несколько точек внимания — и тут же автоматически останавливается движение вниз и впадаешь в очень спокойное состояние, когда деятельность мозга полностью прекращается. Пройдет сколько-то времени, прежде чем подумаешь о продолжении практики, но уже не вспомнить, до какого места только что провел расслабление. И так бывает несколько раз подряд, три линии тоже путаются. У меня не было опыта подобных ситуаций, поэтому я не знал, хорошо это или плохо, и обратился к врачу и другим практикующим. Они были согласны во мнениях: это хорошее явление, оно представляет собой вид потребности к взращиванию. Подобное состояние может побудить головной мозг и все тело лучше выполнять задачи саморегуляции, поэтому следует сохранять результат погружения в покой, занимаясь взращиванием. Если после возникновения потребности к взращиванию все же заниматься расслаблением по трем линиям, то не только не добьешься расслабления, но, наоборот, может сформироваться напряжение. Таким образом, я пришел к следующему выводу: расслабление по трем линиям — эффективный способ для достижения покоя на начальном этапе практики. Однако когда возникает потребность во взращивании, то нельзя продолжать заниматься тем же, нужно вместо этого расслаблять все тело, и тогда будет достигнут следующий этап в освоении метода. Благодаря сочетанию тренировки и взращивания, погружение в покой стало глубже, продолжительность статического взращивания постепенно возросла, проявления качественных изменений также участились.

Понимание, возникающее в процессе занятий. По мере обретения опыта в практике, постепенного овладевания методами, понимание принципов тоже постепенно углубляется, качество работы в состоянии глубокого покоя становится выше. В обычной работе часто ощущается нагревание рук и ног, урчание в животе, потепление ревматоидных суставов, онемение, боль, движение потоков в теле; после работы — успокоение - приятное состояние — как после массажа. В пояснице и позвоночнике, где всегда были ноющие боли, тоже ощущается разогрев и приятность. Когда работа налажена, сидящий человек ощущает покачивания и, кроме участка контакта ягодиц с табуретом, ничего не чувствует. Иногда как бы исчезают кисти, стопы, ноги. Особенно примечателен один случай в середине октября, когда я хранил мысль и вдруг заметил, что три-четыре раза ци-кровь прошла по телу, вверху и внизу, спереди и сзади (когда чуть усилил внимание, движение исчезло). Обычно после занятий ощущается, что голова чистая, душевное состояние спокойное, болезненные явления ослаблены. При хорошей работе и после освоения сочетания тренировки и взращивания понимание процессов в теле и сознании становится глубже.

Динамическая работа. С одной стороны, позволяет гармонизировать функции всего тела, с другой стороны, позволяет увеличить физическую силу, создавая хорошие условия для восстановления трудовых и творческих сил. Когда люди все время заняты напряженным умственным трудом, они не могут сразу перейти в спокойное состояние. В таком случае невозможно провести хорошую работу по расслаблению. Однако если заняться динамической работой, то можно добиться проявления статики в динамике (покоя в движении). Очаги возбуждения, вызванные динамической работой, подавляют очаги возбуждения, вызванные умственным трудом, в результате активность коры головного мозга эффективно регулируется. Поэтому по мере того как болезни проходят и телесные силы постепенно укрепляются, последовательно увеличивают динамическую работу, что помогает при лечении неврозов, а особенно для увеличения продолжительности ночного сна.

Кроме того, я также почувствовал, что, позанимавшись после динамической работы расслаблением и статическим взращиванием, можно увеличить в полтора раза регулирующее воздействие на функции организма. Поскольку динамическая работа стимулирует ускорение тока крови в теле, головной мозг успокаивается. Следовательно, после завершения динамической работы, в процессе расслабления или статического взращивания, с одной стороны, легче войти в покой, а с другой — в теле продолжает сохраняться и усиливаться действие, способствующее проходимости каналов и активному саморегулированию.

Случай второй

Мужчина, кадровый работник. Долгое время страдал гепатитом, имел опыт занятий цигун, в 1961 г. пробыл в клинике шесть месяцев.

О естественности ощущений. Прозанимавшись достаточно долго, после расслабления и успокоения всегда можно ожидать появления ощущений, которые допустимо разделять на сильные и слабые, а по месту и характеру они зависят от исходного состояния перед вхождением в покой и имеющейся патологии. Впоследствии они могут постепенно исчезнуть.

Возникновение ощущений большей частью концентрируется в зонах болезненных изменений и относящихся к ним каналам, их много в зонах привычной усталости и прилежащих каналах, они также связаны с избыточным возбуждением и напряжением в практике, то есть с психическим состоянием. Например, раньше, когда у меня были проблемы с желудком и кишечником, часто появлялись ци черного и желтого цвета, а теперь, при лечении гепатита, возникает ци лилового, красного и белого цветов и в области печени ощущается сперва боль, затем холод, онемение и зуд, а состояние печени улучшается. Эти ощущения во время занятий особенно заметны в каналах печени, желчного пузыря, селезенки. Когда настрой напряженный и возбужденный, ци концентрируется в области головы, желудка и печени, часто ци собирается в груди. Однако при спокойно-устойчивом настрое, после саморегулирования и улучшения состояния, ци опускается.

После возникновения ощущений я стремился к естественности, на слабые внимания не обращал, при сильных обращался к учителю. При этом нужно избегать удивления, страха или любопытства, которые мешают входить в покой и могут привести к побочным явлениям. Поскольку нагнетение переживаний приводит к возбуждению головного мозга и созданию напряжения, то в спокойное состояние долго не удается войти.

Некоторые ощущения, возникающие в практике, для удобства описания можно в общем разделить на следующие виды.

Движение по каналам. Проявляется на коже, каналах и точках, возможны ощущения тепла, холода, зуда, ломоты, тяжести, онемения, набухания, как будто ползают мурашки, проходит электрический ток, искры, возникают упругое движение, вибрация, от точечных к линейным и плоскостным.

Движение ци-крови. Проявляется в теле и по поверхности. Может быть как пластинка или комок, как обычная ци, ползет или протекает, может быть грубым и тонким, состояние непрерывно меняется: от устремленного до возбужденного, от беспорядочного до линейного, от собранного до рассеянного. В конце концов, это приводит к успокоению всего тела.

Цветовые ощущения. Возникали черный, желтый, красный, зеленый, белый, металлический и синий цвета, насыщенные и бледные по интенсивности.

Галлюцинации. Природные явления: красное солнце, голубое небо, белые облака, чистая вода и пр. Видения лиц посторонних людей, их движений и пр. Собственный образ, иногда разделенный на два, иногда соединяющийся воедино. Тело представлялось гладким, как яшма, а живот окрашенным кровью.

Обычная ситуация, когда течение ци в канале сопровождается током крови, но иногда движется или только ци по каналу, или только кровь. Движение ци-крови вызывает появление цветовых видений. При рассмотрении процессов, происходящих во время практики, становится очевидным, что подобные ощущения появляются и исчезают. Даже в течение выполнения одного упражнения происходит то же самое. Эти изменения можно разделить на три этапа: возникновение, прохождение, успокоение. То есть поток ци-крови заполняет канал, распространяется от точки к линии и площади, переходит по качеству от грубых и беспорядочных вибраций к тонким, обладает устойчивостью и постепенно рассеивается, по характеру кажется стелющимся, упругим и затихающим. Эти три этапа тесно связаны с изменениями мысли. Начинается движение после достижения мыслью некоторого успокоения, а когда ощущение потока ци выравнивается, мысль также продвигается вперед, достигая глубокого покоя.

Приступая к практике, проводят работу по расслаблению и налаживанию дыхания, при этом ощущается, что беспорядочность мышления уменьшается, ци опускается, все тело обретает относительное равновесие и пропадает видимость того, что голова тяжелее ног, а слюны выделяется слишком много. Это позволяет сказать, что этап начального успокоения наступил.

На первом этапе начинают сохранять мысль в пупке или печени. Посторонние мысли отсутствуют, тело уравновешено, ощущается тепло и онемение. Ци погружается в поле пилюли (даньтянь). Проявляется течение ци на слабое можно не обращать внимания, при сильном используют метод регулировки ци, добиваясь равномерности потока. В это время часто возникает излишняя устремленность или переживания удивления и страха. Когда равновесие достигается, голова становится чистой, а все тело — размягченным. Тогда может показаться, что находишься в чистой, тихой, прекрасной естественной среде, или, как будто, голубой или розовый шатер покрывает все тело, что очень приятно. Возможно, это наступает этап устойчивого успокоения.

Занятия продолжаются, во всем теле возникают очень приятные состояния. Иногда внезапно обнаруживаешь, что твое тело исчезло, только пупочный центр чуть движется. Или словно полностью смешиваешься с атмосферой, или от всего тела остается только кожный покров, а внутри — пустота и т. п. Когда нечто подобное возникает — об этом и не догадываешься, а когда осознаешь — данная область уже пройдена. Все это позволяет говорить о вступлении в силу этапа полного успокоения (цзин). После глубокого покоя еще могут возникнуть ощущения движения ци или мысли. Их особенность состоит в том, что они быстро приходят, так же быстро уходят, не нарушая успокоения. Так непрерывно идет развитие процесса вплоть до завершения работы.

Эти ощущения не вполне упорядочены и ритмичны, они приходят не каждый раз: то есть, то нет. Обычная ситуация, когда при глубоком покое их возникает мало, а на последнем этапе успокоения — довольно много.

Требования к занятиям цигун появляются в соответствии с их особенностями. Прежде всего, необходим покой ума, отсутствие беспорядочных мыслей и умиротворение, когда головной мозг ощущается чистым, а тело — расслабленным, устойчивым, потеплевшим, иногда возникают онемение, погружение, размягчение. Ци гармонична, значит, дыхание мягкое, ци погружается в поле пилюли, вызывая ощущение расширения груди и наполнения живота. Движения должны быть ровными — во внутренней и внешней работе требуется размеренность. Эти несколько пунктов взаимообусловлены. Так, расслабление тела и гармония ци достигаются при условии успокоения мыслей, однако и обратное тоже верно. Развивают их поочередно: не ждут успокоения мышления, чтобы только потом начать расслаблять тело, а понемногу работают со всеми составляющими. Однако успокоение — главное: если мышление неспокойно, то нечего и говорить о расслаблении. В процессе практики, до какой бы степени не были проработаны тело и ци, стоит только сбиться с верной установки в мышлении,как нарушится состояние в целом, что особенно четко проявляется при погружении в покой. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы.

1. Покой — главное. Успокоение мышления позволяет избавиться от семи чувств, которые непосредственно вредят пяти плотным внутренним органам и ци-крови. Это начальное решающее условие для расслабления тела и гармонизации ци. Выражения «сердце ровное, ци гармонична» и «дух спокоен, тело в покое» передают именно этот смысл.

2. Укрепить тело в движении. На основе покоя, расслабления и гармонизации нужно хранить мысль, вести и привлекать (даоинь), осваивать дыхательные техники с целью укрепления деятельности внутренних органов. Одновременно их сочетают с внешними движениями, чтобы развивать конечности и корпус, так как покой позволяет взращивать, но когда он оказывается в избытке — ослабевает тело, поэтому нужно двигаться. С другой стороны, хотя динамика позволяет окрепнуть, избыток физической активности истощает тело, поэтому необходимо сочетать динамику и статику.

3. Мысль ведет. В процессе практики необходимо использовать сознание, без чего не достичь покоя и расслабления. Однако нужно «использовать мысль, не используя сердце (душу)». Для хранения мысли, расслабления или регулирования дыхания подходит использование простых и легких мыслей, существование которых весьма относительно. Нельзя использовать сложные или тяжелые мысли, которые перегружают сознание, доводя до напряжения и возбуждения.

4. Ци служит основой. Под ци здесь понимаются функции различных внутренних органов человека. В физиологии тела возникают изменения, которые имеют собственные законы. Нужно воспользоваться известными законами для развития в направлении оздоровления. Мысли возникают естественным образом, а к их трансформации приводит практика, и нужно рассчитывать на постепенное совершенствование, а не ждать быстрыхрезультатов.

Два приведенных отзыва с различных позиций описывают практику цигун. Первый автор говорил в основном об овладении мастерством (гунфу), а второй сделал акцент на проблеме ощущений во время занятий. Оба описания имеют довольно высокую познавательную ценность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...