Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Точка «сто встреч» (байхуэй)




Форма 46. Вращение шара

Слегка приподняв туловище, повернуть его налево. Руки поднимаются до уровня ягодиц, как будто между кистями находится шар. Кисть правой руки движется влево и вверх, а левой — вправо и вниз. Ладонь правой руки направлена вниз, а левой — вверх. Правая рука находится над левой на расстоянии 20 см, как будто поддерживая шар. Взгляд устремлен на кисти. Мысленно держа между кистями шар, крутят его запястьями и пальцами по часовой стрелке. Крутя шар, поворачивают туловище слева направо. Во время этого поворота кисти совершают десять оборотов, после чего они должны находиться у живота справа. Взгляд устремлен на кисти. Ноги стоят неподвижно, чуть согнутые в коленях (рис. 140).

Форма 47. Вращение шара с поворотом туловища

Когда кисти дошли до правой стороны живота, одновременно повернуть их так, чтобы находящийся в них шар совершил полный оборот на 180°. Теперь левая рука находится над правой, ладони обращены друг к другу, а пальцы — в разные стороны. Затем крутят шар запястьями, руками и пальцами по направлению против часовой стрелки. Туловище в это время поворачивают влево (рис. 141). Крутят шар восемь раз с поворотом туловища влево, а затем еще два раза с поворотом вправо, то есть, снова развернувшись лицом вперед. Кисти рук остановить перед животом, ноги стоят в прежнем положении. Взгляд устремлен на кисти.

 Форма 48. Поднять ци

Туловище выпрямляют, одновременно поднимают руки вверх и опускают вниз, описывая дугу. Затем наклоняют туловище вперед, ноги выпрямлены. Точка сто встреч направлена вперед или вниз. Обе руки висят перед коленями с согнутыми внутрь запястьями. Пальцы рук растопырены и направлены друг к другу, расстояние между ними составляет 30 см, большие и указательные пальцы полностью растянуты. Представляют, как будто держат в руках большой тяжелый предмет. Затем, согнув ноги в коленях, мысленно напрягая силы, поднимают эту тяжесть до уровня груди. Руки напряжены, локти округлены. Тело одновременно поднимается. Взгляд устремлен вдаль. Ноги стоят на прежнем месте (рис. 142).

Форма 49. Влить ци

Охватывая ци, кисти продолжают поднимать до уровня лба ладонями к себе; руки сгибают в локтях, чтобы пальцы были направлены друг к другу на расстоянии 10 см. В этом положении медленно опускают руки, минуя голову, грудь, живот и останавливая на несколько секунд ладони перед животом. Далее руки расходятся и, наконец, свисают естественно по обе стороны тела. Взгляд устремлен вдаль. Ноги сохраняют прежнее положение (рис. 143).

                                              

Рис. 141. Вращение шара       Рис. 142. Поднять ци    Рис. 143. Влить ци с                                                                                               поворотом туловища

 Форма 50. Поднимание крыльев

Руки поднимают и протягивают вперед, расслабив запястья с ладонями, направленными вниз. После этого их медленно сгибают в локтях и опускают, также сгибая в запястьях. Кисти находятся выше плеч, а локти чуть шире плеч. Взгляд устремлен вперед. Кисти вслед за локтями опускают, затем поднимают и резким движением, раскрывая, толкают ладони прямо вперед, напрягая запястья. Пасти тигра при этом направлены друг к другу, а пальцы — косо вверх. Кисти находятся на уровне лба. Расстояние между большими пальцами составляет 10 см. Взгляд устремлен на кисти. Ноги сохраняют прежнее положение (рис. 144).

Форма 51. Переворачивание крыльев

Согнуть руки в локтях, собрать все пальцы в виде «клюва», направив вниз. Взгляд устремлен вперед. Ноги сохраняют прежнее положение (рис. 145).

Форма 52. Крылья за спину

Руки разводят в стороны, описывая дуги, опускают за спину до ягодиц и прикладывают к пояснице так, чтобы точка хэгу находилась напротив точки шэньшу. Ладони направлены кверху, пальцы — назад. Взгляд устремлен вперед. Ноги сохраняют прежнее положение (рис.146).

Рис. 144. Поднимание крыльев Рис. 145. Переворачивание Рис. 146. Крылья                                                               крыльев             за спину         

Форма 53. Полет с веером

Руки спускаются от точек шэньшу (На 1,5 цунь от средней линии под остистым отростком 2 поясничного позвонка.) мимо боков и поднимаются вперед и вверх до уровня плеч, ладонями вниз, пальцами вперед; руки слегка согнуты в локтях. Взгляд устремлен прямо вперед. Полет влево. Согнуть правую ногу в колене, перенести вес тела на левую ногу, правой ногой сделать маленький шаг вперед, слегка согнуть правую ногу в колене. Теперь наружная часть правой стопы касается земли. Одновременно с этим левую руку опускают, надавливая, потом останавливают ее перед животом — в 10 см от него. Правую руку поднимают вверх и вперед выше головы, туловище поворачивают направо. Взгляд устремлен на ладонь правой руки. Затем повторяются все движения вправо. Левый и правый «полеты» чередуются — всего семь раз (рис. 147).

Форма 54. Поворот

После того как совершен последний полет влево, туловище поворачивают к середине, ноги выпрямляют, руки вытягивают вперед (рис. 148). Обе руки начинают вибрировать кистями и предплечьями, туловище разом поворачивают вправо и назад на 180° на оси обеих пяток. Взгляд устремлен вперед.

Форма 55. Полет вверх

Когда все тело поворачивается, руки медленно поднимаются вверх, вибрируя. Ладони направлены вперед, пальцы — вверх. В это время правая нога должна быть впереди, пятка чуть приподнята, вес тела — на левой ноге. Взгляд устремлен прямо и вверх. Потом обе руки расходятся по обе стороны туловища и опускаются у бедер. В течение всего этого периода вибрируют руками (рис. 149).

 

      

  Рис. 147. Полет с веером    Рис. 148. Поворот  Рис. 149. Полет вверх

Форма 56. Полет через воду

Полет влево. Вес тела переносят на правую ногу, левой ногой делают шаг вперед, не опуская пятки на землю. Левая нога слегка согнута в колене. Одновременно обе руки поднимают вперед, вибрируя. Затем следует глубоко согнуть правую ногу, наклонить туловище вперед и повернуть его влево на 45°. При этом обе руки поднимают справа налево, вибрируя. Левую руку поднимают выше головы, ладонью от себя, большой палец направлен косо вниз. Правую руку протягивают влево и вперед на уровне груди ладонью вниз. Обе руки согнуты естественно. Взгляд устремлен на левую руку.

Полет вправо. Туловище поднимается. Упражнение повторяют в зеркальном отражении. Вес тела переносят на левую ногу, сильно согнув ее в колене. Правой ногой делают шаг вперед, не опуская пятку, слегка согнув ногу в колене. Наклонить туловище и повернуть его вправо на 45°. Одновременно с этим обе руки двигаются слева направо по дуге, вибрируя. Правую руку поднимают выше головы ладонью от себя, а большим пальцем — косо вниз. Левую руку вытягивают вправо и вперед на уровне груди. Обе руки естественно согнуты. Взгляд устремлен на правую руку.

 «Полеты» вправо и влево чередуются семь раз (рис. 150).

 Форма 57. Поворот (см. форму 54). 

Форма 58. Полет вверх (см. форму 55).

Форма 59. Поиски пищи

Левосторонняя форма. Тяжесть переносят на правую ногу, левой делают шаг вперед, передней частью ступни касаясь земли. Левая нога выпрямлена, правую сильно сгибают, туловище наклоняют вперед. Руки движутся махом с двух сторон вперед и вниз и потом в обратном направлении, то есть на себя и вверх. Пальцы левой руки при этом направлены направо, а пальцы правой руки — налево. Руки пересекаются над левым коленом. Левая рука проходит над правой. Взгляд устремлен вниз.

Правосторонняя форма. Туловище чуть поднимают, одновременно руки двигают махом в стороны. Тяжесть при этом переносят на левую ногу. Правой ногой делают шаг вперед, левую сгибают, туловище наклоняют вперед. Руки переводят с двух сторон махом вперед, потом они продолжают двигаться по дуге в обратном направлении, то есть к телу, пересекаясь над правым коленом, левая рука над правой. Так право и левостороняя формы чередуются семь раз (рис. 151).

                    

   Рис. 150. Полет через воду.                               Рис. 151. Поиски пищи

Форма 60. Поворот

После исполнения упражнения поиски пищи туловище поднимают, правую ногу выпрямляют перед левой, руки поднимают до уровня живота, согнув в локтях и расслабив запястья, при этом кисти свисают ладонями вниз. Расстояние между локтями шире плеч. Взгляд устремлен прямо вперед. На оси двух пяток тело поворачивают вправо на 180°, сохраняя прежнее положение обеих рук. Центр тяжести находится на левой ноге (рис. 152).

Форма 61. Поиски гнезда (левый, средний, правый, правый, средний, левый, средний)

Левый. Вес тела переносят на правую ногу, левой делают шаг вперед, передней частью ступни касаясь земли. Туловище слегка наклоняют налево. Одновременно помещают обе руки у левого бедра, разведя пальцы, пасть тигра должна быть округлой. Пальцы правой руки расположены напротив пальцев левой руки на расстоянии 3 см, ладони направлены вниз. Потом, мысленно напрягая запястья, давят ими вниз, спуская до левой ягодицы. Правую ногу слегка сгибают. Взгляд устремлен на кисти (рис. 153).

Средний. Выпрямить правую ногу, приподнять пятку, сместить центр тяжести на левую ногу. Расслабить запястья, сгибая руки в локтях, поднять их до уровня верхней части живота, одновременно поворачивая туловище вперед. Потом правой ногой делают шаг вперед, касаясь земли передней частью ступни. Энергично опускают руки надавливая, от уровня верхней части живота до уровня нижней его части. Левая нога слегка согнута. Взгляд устремлен на кисти.

Правый. Выпрямить левую ногу, поднять пятку, перенести вес тела на правую ногу. Расслабить запястья. Сгибая руки в локтях, поднять их до верхней части правого бедра, одновременно поворачивая туловище вправо. Левой ногой сделать шаг вперед, передней частью ступни касаясь земли. Правая нога слегка согнута. Мысленно энергично давить обеими руками вниз, опуская их до уровня правой ягодицы. Взгляд устремлен на руки.

Правый. Сместить центр тяжести на левую ногу, правой ногой сделать шаг вперед. Руки сохраняют прежнее положение.

Средний. Перенести вес тела на правую ногу, левой сделать шаг вперед, туловище повернуть вперед. Обе руки держать перед нижней частью живота, энергично надавливая (см. предыдущее описание среднего поиска).

Левый. Сместить центр тяжести на левую ногу, правой ногой сделать шаг вперед. Руки надавливают вниз возле левого бедра (см. предыдущее описание левостороннего поиска).

Средний. Вес тела перенести на правую ногу, левой сделать шаг вперед. Руки надавливают перед нижней частью живота (см. предыдущее описание среднего поиска).

                                                              

           Рис. 152. Поворот                                   Рис. 153. Поиски гнезда

 Форма 62. Поворот туловища с потряхиванием руками

После выполнения упражнения поиски пищи в седьмой раз, на оси пятки левой ноги повернуть тело влево на 90° (в направлении исходного положения), вес тела — на правой ноге. Одновременно правой ногой делают полшага влево и ставят ее на одном уровне с левой ногой на ширине плеч. Пятки ног приподняты. При этом руки вибрируя, поднимают с двух сторон вперед и вверх по дуге до уровня лба и чуть выше. Расстояние между локтями шире, чем расстояние между плечами. Ладони направлены внутрь (поворот тела и движения руками производятся одновременно). Взгляд устремлен прямо вперед (рис. 154).

Форма 63. Спокойный сон и возврат ци

Руки опускаются, вибрируя, мимо лица, груди — до живота. При этом делают полное глубокое приседание до упора, сгибая ноги в коленях. Пятки приподняты. Пальцы разведены естественно, пасть тигра округлая. Поставить руки по обе стороны пупка друг против друга на расстоянии 3 см от пупка. Туловище чуть подано вперед. Голова наклонена (с закрытыми или полузакрытыми глазами). Это положение сохраняется около 30 секунд. Мысли сосредоточены в нижнем поле пилюли (нижнем даньтянь) (рис. 155).

                                      

Рис. 154. Поворот туловища         Рис. 155. Спокойный сон и возврат ци

    с потряхиванием руками  

Рис. 156. Заключительное движение

Форма 64. Заключительное движение (собирание позы)

Открыв глаза, медленно поднять голову и корпус в вертикальное положение. Выпрямить ноги, приземлить пятки. Руки опустить по сторонам, затем медленно поднять до уровня лба, ладони направив к себе, после чего опустить вниз мимо груди и живота и оставить, естественно выпрямленными, по бокам.  Все мысли сосредоточить в поле пилюли. Приблизить правую ногу к левой, но не соединять. Взгляд направлен прямо вперед. Расположение полей пилюли, согласно данной методике, следующее.

Верхнее поле пилюли: чуть выше точки зал печати (интан), внутри. В широком смысле — от точки «центр запаха пота» (таньчжун, между сосками) до точки сто встреч (байхуэй, на макушке).

Среднее поле пилюли: вблизи точки «центр запаха пота». В широком смысле — от центра запаха пота до пупка.

Нижнее поле пилюли: на 1,3 цуня ниже пупка. В широком смысле — от пупка до паха (рис. 156).

ГЛАВА X ОБУЧЕНИЕ ЦИГУН  

ЗДЕСЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ, как обучать практикам цигун, чтобы ученики успешно овладели основными навыками, и проводить клиническую работу, достигая при этом предусмотренного результата. Эта непростая задача вынуждает исходить из реальных обстоятельств каждого занимающегося, его насущных потребностей и способностей к последовательному освоению. При обучении нужно отчетливо представлять себе степень освоения практикующими преподаваемых им методов и ситуацию, складывающуюся на практических занятиях. Все это требует, с одной стороны, наблюдения за точностью и правильностью овладения техниками, а с другой — требует учета реального состояния практикующих, изменений клинической картины, условий занятий, психологических и прочих особенностей с целью принятия решений и конкретных рекомендаций. Таково центральное звено в проведении занятий по цигун. Ведущий должен всем сердцем и всеми мыслями настроиться на служение больным, всегда исходить из их потребностей, всеми способами помогать им, вдохновляя на победу над болезнью; он должен постоянно заботиться о благоприятном психологическом климате в группе.

Обучить работе (цзяогун) значит объяснить методику, необходимую ученику. Это начальный этап преподавательской деятельности. Перед обучением работе над собой необходимо всесторонне изучить течение болезни занимающегося и его индивидуальные особенности. Выяснить, не занимался ли он цигун раньше, а если занимался, то какими именно практиками, как строились его занятия, каковы ощущения возникали, что он освоил и воспринял, встречались ли трудности и как они разрешались и т. п. Выявить взгляды на цигун занимающегося и его потребности. Все это нужно учесть и соответственно использовать.

Методов обучения работе два: коллективный и индивидуальный. Методически это могут быть уроки или беседы, занятия на площадке и объяснение поз и движений по схемам. Для начинающих можно воспользоваться коллективным методом, подчеркивая следующее:

— действие цигун и важные моменты при выполнении упражнений;

— основные принципы цигун;

— средства цигун-терапии;

— классические примеры результатов, полученных практикующими цигун;

— конкретные методы и моменты, требующие внимания.

Для занимающихся цигун в зависимости от степени освоения тренировочной работы и наличия сложных проблем даются следующие указания:

— всесторонне разъясняют основные задачи практики;

— отвечают на имеющиеся вопросы, исправляют поверхностное представление о цигун;

— в зависимости от ситуации дают конкретные указания: как принимать позу, хранить мысль, дышать, расслабляться и успокаиваться, двигаться.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 390.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...