Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ




В процессе цигун, в основном при выполнении статической работы, возникает явление вибрации в теле, что обычно называют «внешними движениями» (вай-дун), а также «вибрацией» и «проявлением движений». Некоторым вначале это нравится, потом движения становятся более резкими, иногда даже неуправляемыми, в отдельных случаях теряется координация и возникают серьезные отклонения. Поэтому данной проблеме всегда уделялось серьезное внимание.

Состояния при внешних движениях

Эти состояния очень разнообразны и в основном бывают следующих видов.

Локальные движения и движения всего тела. Колеблются только голова, плечи, руки; подергиваются лишь мышцы лица; качается и дергается все тело вперед-назад и влево-вправо. Встречаются неожиданные и постоянные движения. Одни в процессе практики неожиданно дернутся и на этом все заканчивается, другие качнутся несколько раз, а третьи на протяжении всего занятия качаются, подергиваются. Быстрые и медленные движения. Одни движутся плавно и мягко, у других движения резкие и быстрые. Беспорядочные и закономерные движения. Бывают движения путаные: то одни, то неожиданно другие, неопределенные; в других случаях движения подчиняются закономерности, например: влево поворачиваются 36 раз, затем вправо 36 раз. Малые и большие движения. Одни сохраняют исходную позу и делают различные движения в малой области перемещения; другие уходят от начального положения, могут даже покинуть помещение, переворачиваться, подпрыгивать и т. п.

Обычные и виртуозные движения. Одни проявляют лишь движения, характерные для обыденной жизни, другие выполняют специфические движения, например: кружение, танцевальные па, иногда очень красивые. Так может проявляться в теле то, что ранее не находило выражения.

В апреле 1958 года в кабинете цигун Циндаоского санатория (провинция Шаньдун) собрали данные о внешних движениях. Ниже приведены два примера из этой подборки с целью ознакомления с конкретными состояниями.

Пример 1. Мужчина, страдал неврастенией и неврозом желудка; с 3 декабря 1957 года приступил к практике, занимался в основном работой по внутреннему взращиванию (нэйянгун), ежедневно 4—6 раз, каждый раз по 30—60 минут, доводил и до 100 минут. Через месяц занятий состояние значительно улучшилось. После занятий возникали неприятные ощущения в пояснице, зуд на лице, усиление урчания кишок, жажды, потоотделения, увеличения кислотности желудка и пр. На 80-й день, просидев 15 минут, почувствовал между бровями надавливание, тут же — непроизвольные движения, сначала малые: корпус стал раскачиваться вперед-назад, влево-вправо, затем большие: 170 поворотов в минуту, при этом рот пересыхал, после завершения движений приходилось выпивать много кипятка, потоотделение также возрастало, руки и ноги оставляли влажные отпечатки, которые долгое время не высыхали (на участках, куда помещали кисти и стопы во время занятий). После движений во всем теле возникало приятное ощущение, после ночного сна обычно выполнялся спонтанный самомассаж, ходил днем неустойчиво, как в трансе. Раньше бывала бессонница, но после практики наступило значительное улучшение. Однако после движений, наоборот, стал плохо спать, иногда за ночь всего один-два часа, кислотность желудка стала особенно высокой (раньше страдал пониженной кислотностью).

Пример 2. Мужчина, страдал гипертонией и атеросклерозом, половина тела не слушается в результате осложнения. В 1967 году позанимался работой по укреплению здоровья (цяньчжуангун), примерно через месяц начал двигаться. Садился на кровать, затем несколько десятков минут делал низкие поклоны сидя, обхватив колени, разводил стопы, ложился назад, бил кулаками, сворачивал кисти, по всему телу надавливал на точки, с силой нажимал на точку встреча инь (хуэйинь), обоими руками тянул пенис. Всего занимался динамической работой 24 дня. Осмотр врача показал, что в сердечной деятельности произошли большие изменения, органические функции восстанавливаются, давление крови ровное и устойчивое.

Конечно, в этих двух случаях движения возникали произвольно и произвольно прекращались, с точки зрения работы над собой они не могут считаться отклонениями. Если же начавшиеся движения не остановить, то это отклонения.

Дискуссия по поводу внешних движений

Обязательно ли нужно двигаться? Взгляды на эту проблему различаются. Бывший председатель даосского общества Чэнь Иннина в книге «Вопросы и ответы по лечению и взращиванию статической работой» указывает: «В древних трактатах, специально посвященных практике, говорилось только о внутренних вибрациях тела при тихом сидении и не указывалось на внешние движения тела. В то время изучающие статическую работу обычно исходили из принципа, что тело от начала до конца должно быть устойчиво и неподвижно. Если в это время движется рука или нога, то учитель непременно указывал, что совершается принципиальная ошибка, которую следует исправить». Действительно, в древности, занимаясь статической работой, не делали упор на внешние движения.

Современные мастера внешние движения объясняют принципом «предел статики рождает динамику». Однако имеется в виду внутренняя ци или внешнее движение, пока неясно. Отделение китайской медицины Шанхайского городского отдела здравоохранения зимой 1956 года пригласило более десяти мастеров цигун для обсуждения и изучения этого вопроса. Они тоже не сошлись во мнениях. Одни говорили, что движения — процесс, через который обязательно нужно пройти, другие возражали. Некоторые считали, что состояния у людей различаются: хорошо или плохо, когда двигаются, нельзя сказать однозначно, а следует исходить из конкретной ситуации занимающегося. Впрочем, было высказано мнение, к которому присоединились все: «Как бы ни различались конкретные обстоятельства, субъективные и чрезмерные устремления в практике недопустимы».

Часто исходят из оценки внешних движений, однако нельзя судить об их качестве однозначно. Чэнь Иннин в указанной книге отмечал: «Статическая работа выполняется до тех пор, пока движение тела не станет неуправляемым. Для разных людей результат может быть положительным или отрицательным, очень трудно говорить о единообразии. Изучая выполнение статической работы, имеют целью лечение болезней: болезнь прошла — хорошо, не прошла — плохо. Нельзя односторонне в качестве показателя хорошего или плохого рассматривать наличие или отсутствие движений».

Недопустимы чрезмерные устремления, они служат причиной формирования отклонений при внешних движениях. Подавляющее большинство людей, имеющих внешние движения, раньше из книг или рассказов других узнали, что в процессе практики могут возникнуть какие-то явления и ощущения, и ошибочно считают, что эти явления служат показателем эффективности занятий. Так, в некоторых книгах утверждается: внешние движения имеют определенный терапевтический эффект; они не могут нанести вред при лечении болезни; при достижении спонтанных движений конечностей обычно после занятий возникает особая легкость и приятные ощущения в теле. Такие утверждения оказывают сильнейшее влияние на занимающихся. В силу мощного стремления поскорее избавиться от болезней и укрепить здоровье сливаются воедино объективное влияние и субъективное желание. В результате приступают к практике с таким настроением, которое и служит основной причиной возникновения внешних движений.

Когда постоянно ожидают возникновения внешних движений, двигательный центр коры головного мозга непрерывно получает возбуждение, сформированное ожиданием. Как только при отработке успокоения большая часть коры затормаживается, эта зона естественно возбуждается и некоторые части тела начинают двигаться. Занимающийся считает, что добился успеха и еще больше концентрирует внимание на внешних движениях, тем самым еще больше возбуждая двигательный центр коры большого мозга, в результате внешние движения соответственно интенсифицируются до определенной степени, пока не возникнут неуправляемые явления. Итак, когда внешние движения не прекращаются — это отклонение.

Противодействие непрекращающимся внешним движениям

Безостановочные внешние движения приводят к тому, что занимающийся до конца дня не может успокоиться. При всякой попытке расслабиться возникают движения, сопровождающиеся неуправляемыми отклонениями. Когда возникает подобная ситуация из-за особого условного рефлекса коры головного мозга, причем довольно прочного, мгновенно избавиться от него не удается. Иногда проходит полгода и год, прежде чем постепенно практика приходит в норму, и надолго остаются следы этого явления. Конечно, большинство людей после кратковременных движений больше их не испытывает, и восстановление обычного состояния не составляет трудностей. Иногда пользуются правильными приемами: изменяют позу, особенно избегают позы со скрещенными ногами, открывают глаза, обращают внимание на внешние объекты. Хранение мысли не должно следовать за вибрациями, но смещаться, тогда вибрации прекратятся сами. Реальное образование отклонений случается редко. Для противодействия непрекращающимся внешним движениям, вызывающим отклонения, применимы следующие методы:

— прекращение практики, ликвидация напряженного мышления и настроя, поддержание осознания внешнего мира;

— попробовать расслабить все тело, чтобы снять напряжение мышц в отдельных участках тела;

— стоя выполнить надавливание (ань) вниз, с силой развести вытянутые пальцы, вывести напряжение всего тела в пальцы и довести до кончиков пальцев, затем, встряхнуть кисти;

— ведущий занятия предлагает попробовать расслабить все тело или надавить вниз стоя; если во время этого процесса управлять движениями не удается, можно воспользоваться методом внезапности, то есть резко ударить по спине или какому-либо предмету: резкий звук иногда приводит к нужному результату;

— ведущий может воспользоваться методом похлопывания;

— сочетать с иглоукалыванием, лечебным массажем туйна.

[Спонтанные движения подробно рассмотрены в книге «Парящий Журавль». Они возникают в больных или ослабленных местах и с выздровлением проходят.]

БЛУЖДАЮЩИЙ ОГОНЬ

Огонь — мысль, используемая в практике; при управления дыханием можно выделить фазы огня (хохоу). Так называемый блуждающий огонь (цзоу-хо) — отклонение, обычно вызванное использованием интенсивного мышления, изредка тяжелым дыханием, негодной «жареной» практикой. Причины его появления сводятся к следующим. «Фазы огня» древние разделяли на «гражданский» и «военный» огонь (вэньхо и ухо). Использование слабого мышления и мягкого дыхания называли «военным огнем»; он служит для инициации движения, а «гражданский огонь» — для согревания и взращивания. Обоими видами следует свободно пользоваться на занятиях, применять попеременно. Нужно соблюдать принцип совместимости тренировки и взращивания. Признавая только интенсивную тренировку, владеют лишь инициацией движений, что непременно приведет тело к еще большему неравновесию. Нарушается ситуация, описываемая в китайской медицине как «инь подравнивается, Ян скрывается», вплоть до того, что возникает ряд обстоятельств, при которых ян возвышается, а «возвышение есть вредоносность». Ци может ударить так, что в груди и животе возникнут набухание и боли, в голове — распирание и тяжесть, как бы обруч, и беспорядочная ци будет блуждать по телу. Или не прекращаются внешние движения, что может привести к таким явлениям, как вспышка гнева, с которой трудно сладить.

Исправление блуждающего огня заключается в погашении огня, отступлении огня и рассеянии огня.

Рекомендуется принять следующие меры:

— прекратить заниматься статической работой, силу внимания направить наружу, больше смотреть на внешние пейзажи, чтобы погасить огонь;

— повторять шесть целительных звуков, особенно «сюй», «кэ», «сы», чтобы рассеять огонь;

— подольше поделать упражнение взбаламучивая море, пить слюну, чтобы напитать инь и понизить огонь. Выполнить работу отступление огня (туйхогун), или какую-либо динамическую работу, например, восемь триграмм (багуа);

— ведущий выполняет похлопывание;

— иглоукалывание, массаж туйна;

— использовать слабительные средства для изгнания огня (сефа), охлаждающие средства для изгнания тепла, успокаивающие средства для поддержания сердца и стабилизации духа и другие лекарства китайской и западной медицины.

ВПАДЕНИЕ В НАВАЖДЕНИЕ

Так называемое наваждение — это видения, возникающие во время практики. Если разнообразные сложные образы принимают за истинные, то наступает смятение духа, вспышки сумасшествия, вплоть до психических заболеваний, или впадение в наваждение. Это наиболее серьезное отклонение в практике, встречающееся крайне редко.

Обстоятельства впадения в наваждение

Древние считали, что основная причина впадения в наваждение — нечистота самого занимающегося, который настойчиво вызывает состояние покоя, хотя еще не полностью избавился от беспорядочных мыслей. В процессе погружения в покой беспорядочные мысли отражаются и преобразуются в различные образы.

Следовательно, фантастические образы представляют собой в основном то, что занимающийся обычно видит, слышит, обдумывает, ожидает. Бывает также, что они связаны не напрямую с сознанием и мышлением или связаны с необычными желаниями.

Ситуация наваждения описана в книге У Шоуяна, жившего при династии Мин: «Иногда видят необычное, иногда слышат необычное, иногда радостное, иногда страшное, иногда внушающее доверие, иногда в сердце возникают сумасбродные идеи, иногда раздуваются зловещие силы наваждения». В «Сборнике Чжун Люя о передаче Пути» приведено десять наваждений: шесть разбойников, счастье, богатство, шесть чувств, взаимная любовь, бедствие, мудрость, военные действия, женские радости, женская красота. В книге «Остановка и созерцание для начинающих» наваждения подразделяются на четыре вида: буйство мозга, иньский вход в мир, смерть, чертов дух.

Кроме того, приведены довольно конкретные примеры: «Создающие состояния и следующие чувствам, возможно, создают отца, мать, братьев и сестер, разные формы и образы стоящего Будды, любимых мужчин и женщин, зажигающих сердце человека. Создающие состояния в нарушении чувств, возможно, создают формы тигров, волков, львов, ракшасов, различные устрашающие образы, пугающие прохожих. Создающие состояния, не нарушающие и не следующие чувствам — обычные дела, занимающие человеческое сердце, приводящие к потере сосредоточенности и стабильности, и потому называют наваждениями. Или же создают жуткие звуки, ци зловонных запахов, неприятные вкусовые ощущения, различные состояния горестей и радостей, затрагивающих тело человека, все это дело наваждений. Разновидностей их много, обо всем не скажешь». Очевидно, что никакие из самых разных фантастических образов не имеют материальной основы. Но они показывают, где витает мысль человека и характеризует состояние его ума.

Правильное отношение к наваждениям

Впадение в наваждение всегда вызвано верой в реальность галлюцинаций. Относиться к ним следует противоположным образом: делать установку на неверие, не обращать на них внимания. В книге «Истинные законы небесных святых» приводится три отрывка из замечаний древних. В «Трактате из сорока девяти глав» говорится: «Не борись с наваждениями, приходят — сами обратят назад копья». Дин Линъян говорил: «Перед любым состоянием не следует поднимать сердце на ненависть или любовь». Юй Юйу говорил: «Пусть у них тысяча изменений и тьма превращений — сердце ничуть не движется, и тьма вредоносностей сама отступит». В Минскую династию ВаньШанду в своем дневнике «Вопросы гостей в кабинете слушания сердца» также указывал: «Всегда, когда появляются образы, это пустой обман, искажения собственного сознания. Если сердце не запутано, и смотрят, словно не видят, тогда они сами собой уничтожаются, не оставив места наваждениям». Лучший метод, характеризующий отношение к видениям, известен как выражение:

«видишь поражающее — не поражайся, это поражающее само поразится» (то есть потерпит поражение).

 

 

Выправление впадения в наваждение

Можно попробовать воспользоваться следующими методами:

— прекратить практику, воспользоваться методом внешнего похлопывания;

— если пострадавший в сознаниц можно провести разъяснительную работу;

— иглоукалывание, массаж туйма;

— при психических нарушениях — соответствующее лечение. Можно воспользоваться указанием Чжан Шиваня, жившего при Цинской династии приведенным в книге «Сообщения господина Чжана о медицине»: «Впадение в наваждение, ходячий огонь: воспользоваться строящим центр супом из астрагала или пополняющими сердце пилюлями небесного князя. Давать больше или меньше в качестве лекарства». В суп, строящий центр, входят: астрагал, ветки корицы, белая гортензия, сырой имбирь, чеснок, мальтоза (солодковый сахар). Пилюли небесного князя, пополняющие сердце (тянь ван бу синь вань), имеют следующий состав: даншэнь (разновидность жэньшэня), шалфей, пахима (лекарственный гриб), пятивкусник (плод китайской магнолии), многомлечник японский, мандариновый стебель, зоря, спаржа, fructus schisandras, зезифора, radix oxiopogonis, semen biotae, сырой radix rehmannitae.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...