Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ




Начинающим требуется усиленное руководство и контроль за выполнением всех действий. При обучении необходимо больше давать практических примеров, сочетать теорию с комментариями; в зависимости от уровня подготовленности давать подробные или упрощенные пояснения, углубленные или поверхностные, добиваясь полного освоения метода; постоянно прислушиваться к реакции и мнению занимающихся, следить, поняли ли они пояснительные схемы, действуют ли согласно указанным методам, какие проблемы возникают на занятиях и прочее. При этом следует вести подробные записи, чтобы были основания для последующих рекомендаций.

Общее требование к обучению работе: используемые термины необходимо объяснять; изложение метода не должно быть слишком отвлеченным; рассказ о действии цигун должен иметь основание; формулировки принципов должны быть точными; доклады об экспериментах — достоверными.

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ  

Проводить занятия означает: помогать как можно быстрей овладеть методом, сконцентрировать сознание, снизить беспорядочность мышления, успокоиться. Иногда требуется собирать сведения о клинической картине, смягчение которой укрепляет веру в результативность занятий.

Возможный состав группы

— начинающие, не сведущие в практических методах;

— прозанимавшиеся какое-то время, однако, плохо овладевшие методом ощущений или отвлекающиеся на беспорядочные мысли, имеющие сложности с концентрацией и успокоением;

— лица, у которых на занятиях возникает особая реакция на появляющиеся ощущения, в силу чего они находятся в напряженном состоянии;

— пациенты с некоторыми болезненными отклонениями, на которых занятия оказывают плохое влияние (например, боли в зоне желудка, головные боли и астма, повышенное кровяное давление);

— просто желающие грамотного руководства работой.

Методы руководства работой

В зависимости от обстоятельств различают коллективное и индивидуальное руководства.

Коллективное руководство работой. В основном используется с начинающими, которых можно собрать вместе и обучать по единой методике. Ведущий непосредственно направляет их действия, давая рекомендации в устной форме, но можно использовать аудио и видеозаписи.

Индивидуальное руководство работой. Поскольку появляется возможность в зависимости от конкретной болезни и состояния организма подбирать позы, дыхательные техники и объекты сосредоточения внимания под непосредственным руководством преподавателя, то эффективность практики повышается.

Моменты, требующие внимания при руководстве работой

Ведущий должен провести психологическую подготовку, чтобы добросовестно и ответственно проводить занятия; подготовить место и необходимые предметы. При обнаружении у занимающегося нарушений в позе, дыхании, выражении чувств, движениях и т.п., их исправляют сразу или после завершения упражнения, давая необходимые наставления.

КОНТРОЛЬ РАБОТЫ  

Это важное звено руководства занятиями цигун. Контролируя работу, можно сразу показать, как выполнять данную технику правильно, и сделать вывод о конкретном продолжении занятий, чтобы выбрать подходящую возможность для повышения уровня преподавания и набирания опыта самим ведущим.

Виды контроля работы

Общий контроль: в процессе практики два-три раза просматривают выполнение той или иной техники каждым занимающимся.

Контроль ключевых моментов: динамическое наблюдение за занимающимся в процессе выполнения им различных действий; отслеживание возникающих в работе состояний и фиксация их в журнале.

Методы контроля и фиксирования

Контроль бывает четырех видов: зрительный, слуховой, тактильный, опросный.

Зрительный. Смотрят, правильная и расслабленная ли поза у занимающегося: начинают с головы, последовательно проводя взгляд через грудь, живот, поясницу и спину к четырем конечностям. Проверяют в положении сидя, прямо держат голову или подняли ее, запрокинув лицо, или опустили, согнув шею. Запрокидывание головы легко приводит к спертости дыхания, а наклон вперед — к сонливости. Смотрят, вздернуты плечи или свешены. Вздернутые плечи легко вызывают напряженность. Грудь выпячена или вобрана. Выпяченная грудь создает неудобство при дыхании. Поясница изогнута или выпрямлена. Изогнутость в пояснице может привести к ноющим болям в спине. Следить, поставлены ли ноги ровно, иначе они могут занеметь. Положение лежа на спине должно быть удобным и естественным, а в позе на боку нужно наклонить голову, подобрать туловище, изогнуть поясницу.

Контролируют выражение лица, которое должно быть расслабленным и естественным, без складок у бровей и пр. Обнаружив напряжение, можно двумя руками легонько похлопать по плечам, приводя к расслабленности. Желательно проследить за степенью успокоенности. В неспокойном состоянии нередко веки и ресницы подрагивают, глазное яблоко ходит кругами, возможно, в области точки великий ян [тайян, что также означает солнце] кровеносные сосуды выступают четко; часто глотают слюну, движут конечностями. Следят за глубиной дыхания: равномерно сменяется его состояние или внезапно то ускоряется, то замедляется; как используется сила и ци, не слишком ли резко выполняется динамическая работа; соответствует ли частота дыхания подвижности, нет ли небрежности.

Слуховой. Слушают звук дыхания, определяя его качество: легкий, тихий, равномерный или грубый, грязный, неравномерный.

Тактильный. В основном контролируют рукой живот при брюшном дыхании. Позволяет проследить за описанной выше дыхательной техникой.

Опросный. Когда практикующий завершает выполнение, спрашивают, как проходила работа, достигалось ли состояние глубокого покоя, какова была степень спокойствия или беспорядочности мышления, возникали ли ощущения и т. д. При опросе нужно следить за формой и методом, на начальном этапе ведения занятий больше говорят о конкретных ситуациях.

После проведения контроля работы необходимо записать результаты обследования, особенно важнейшие моменты, и сопутствующие обстоятельства. Содержание таблицы контроля и способ ее заполнения в основном могут быть следующими (см. таблицу).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...