Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИГРЫ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ (У ЦИНЬ СИ)




Игры пяти животных — древний динамический комплекс цигун, который составил врач Хуа То, живший в период династии Поздняя Хань (141—203 гг.), руководствуясь идеей предшественников о том, что «текущая вода не загнивает, дверные петли не ржавеют», и исходя из методов западноханьского периода, согласно которым медведем повисают и птицей вытягиваются, дикой уткой плескаются и обезьяной скачут, ушастой совой наблюдают и тигром всматриваются,—таким образом, подражая им, совершают движения пяти птиц и зверей: тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы (журавля). Этот комплекс обладает укрепляющим тело и изгоняющим болезни, продлевающим жизнь и способствующим долголетию действием.

В «Книге поздней династии Хань» («Хоу хань шу») среди биографий мастеров «искусства направлений» рассказывается про Хуа То, который говорил, посвящая своего племянника У Пу в этот комплекс, следующее: «Человеческое тело нуждается в движении, и если ты не будешь ему в этом способствовать, оно прекратит свое существование. Когда совершаешь колебательные движения, ци пищи легче усваивается, кровеносные сосуды становятся проходимыми, болезни не возникают. Так, дверные петли никогда не ржавеют. В древности святые ради ведения и привлечения медведем нависали и ушастой совой взирали, энергично растягивали поясницу и все тело, разрабатывали суставы, добиваясь замедления процессов старения. Я владею техникой под названием „игры пяти животных": тигр, олень, медведь, обезьяна, птица,— она тоже изгоняет заболевания, к тому же полезна для ног и стоп, служит для ведения и привлечения. В теле присутствует безрадостность, но когда начинаешь выполнять игру любого животного, возникает радость, выступает пот (поэтому наносят пудру), тело и плоть становятся легкими, удобными и хочется есть». Известно, что У Пу впоследствии занимался «более девяноста лет, слух и зрение стали у него ясными и острыми, а зубы все прочные».

Название «игры пяти животных» произошло от подражания пяти животным, среди которых четыре зверя и одна птица. Возможно, Хуа То исходил из сказанного в книге «Белый тигр: общий смысл», написанной Бань Гу во время Восточной Хань: «Цинь — общее название птиц и зверей». Конечно, в словаре «Эр я» звери и птицы поясняются раздельно: «Две ноги и перья — цинь; четыре ноги и шерсть — звери». Однако метод игры пяти животных в то время, видимо, не был записан. В «Другой биографии Хуа То» этот момент проясняется: «У Пу учился у То и освоил этот метод, когда Вэй Минди попросил его показать игры пяти животных. Пу годами уже стар, руки и ноги не могут друг за другом поспевать (огрубели), скоро ему исполнится девяносто лет, но он сохранил слух и зрение, зубы у него не выпали, пьет и ест он без ограничения». Видимо, тогда У Пу просто знакомил с методами игр пяти животных, а существовали ли записи — узнать невозможно. Что касается распространившихся позже и выправленных к настоящему времени различных комплексов игр пяти животных, то все они составлены на основе подражания и не соответствуют первоначальным движениям.

Самый ранний метод игр пяти животных встречается в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» Тао Хунцзина (456—536 гг.), жившего на 300 лет позже Хуа То, поэтому не обязательно основываться на методе Хуа То, но возможно, метод Тао Хунцзина был близок ему. Приведем описание этого метода, помещенное в «Семи заметках из облачного ящика».

Игра тигра. Четыре конечности отрываются от земли при выполнении трех бросков вперед и отступлении на три броска назад. Растягивают поясницу в длину, внезапно отходят, запрокидываются к небу — и сразу назад. Движения вперед и назад осуществляют по семь раз.

Игра оленя. Четыре конечности отрывают от земли, вытягивают шею и оглядываются назад через левое и правое плечо по три раза. Вытягивают ноги влево и вправо трижды и поднимают дважды.

Игра медведя. Запрокидывают назад прямой корпус, двумя руками хватываются под коленками, поднимают голову, склоняются к земле влево и вправо по семь раз. Отталкиваются от земли руками слева и справа от тела.

Игра обезьяны. Держит предмет и повисает, вытягивает и сжимает все тело вверх и вниз по семь раз. Ногами захватывает предмет и повисает, слева и справа по семь раз. Руки принимают форму крюков и надавливают на голову по семь раз.

Игра птицы. Обе руки принимают вертикальное положение, одна нога подогнута. Вытягивают руки поднимают брови, набираясь силы, вправо дважды семь раз (возможно, влево и вправо по семь). Сидя выпрямляют ноги, кисти оттягивают, стопы приподнимают, по семь раз. Вытягивают и поджимают руки каждую семь раз.

Данный метод (игры пяти животных) в «Даосском собрании» переименован в «Заклинание о взращивании жизни Величайшего старого князя», где, кроме отдельных слов, все остальное совпадает. Особенности метода — в подражании животным, приближенном к реальности, что трудновыполнимо и, как правило, не подходит для людей старых и ослабленных, поэтому последователи все более упрощали техники. В зависимости от предъявляемых требований возникло множество упражнений, сформировались жесткие и мягкие комплексы.

Древние методы игр пяти животных времен династии Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644—1911 гг.) по содержанию в основном совпадают, только при династии Цин добавили к движениям слова, сделав текст более конкретным.

Форма «тигр». Закрыть ци [остановить дыхание после вдоха], опустить голову воинственно, словно тигр напускает страх. Руки как будто поднимают тысячу цзинь [полтонны], потихоньку приподнимаются, не выпуская ци. С горизонтальным телом проглатывают ци, вводя  в живот, побуждая дух-шэнь и ци подняться и возвратиться вниз, чувствуя, как в животе будто гром гремит, возможно, до семи раз. Так двигаются, регулируя тело, ци и каналы — и сто болезней не возникают.

Форма «медведь». Закрыть ци. Как у медведя, тело заваливается на бок и поднимается, слева и справа качают ногами, спереди и сзади стоят устойчиво, чтобы ци звучала в боках, ребрах, костях, суставах. Также можно подвигать поясницей, удаляя опухоли, до 3—5 раз. Позволяет расслабить суставы и кости и дать им покой. Это также техника обогащения крови.

Форма «олень». Закрыть ци, опустить голову, сжать кулаки, как олень, вертеть головой и вилять хвостом, тело подтянуть к горизонтальному положению. Плечи выдаются, носки стоп подскакивают и брыкаются, пятки связаны с небесным столбом [шеей], все тело в движении. Можно выполнять до трех раз, но достаточно и одного раза в день, лучше всего сразу после пробуждения.

Форма «обезьяна». Закрыть ци, подражая обезьяне, лезущей на дерево. Одна рука будто сжимает плод, одна нога приподнята, и пятка заведена за другую ногу. Усиливая циркуляцию духа-шэнь и ци, проглатывают ци и вводят внутрь живота; когда начинает выступать пот, лишь тогда можно сменить позу.

Форма «птица». Закрывают ци, как летящая птица, поднимают голову, вдыхают ци хвостовыми воротами (копчиком) и обращают ее к макушечной пустоте. Обе руки наклоняют вперед, а голову откидывают назад, чтобы встречать дух-шэнь и пробивать энергетическое отверстие в макушке.

Игры пяти животных в описании современных авторов можно найти в изданиях последних лет. [Древние тексты помогут лишь тем, кто хорошо знает этот комплекс.]










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...