Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОД «ПОХЛОПЫВАНИЯ» ПО ПЛОТНЫМ И ПОЛЫМ ВНУТРЕННИМ ОРГАНАМ




Метод «похлопывания» (пайцзи) по плотным и полым внутренним органам называют также воздействием на грудь или на переднюю часть тела, а поскольку действие разделяется на восемь этапов, его называют «восемь триграмм» (багуа). Это один из распространенных народных методов динамической работы. Его основное действие заключается в том, чтобы путем внешних ударов укрепить внутренние органы. Однако при похлопывании не следует прилагать слишком большую силу. Вначале нужно похлопывать слегка. Данный метод включает восемь операций, каждый участок похлопывают не более 7 раз, а каждый удар сочетают с выдохом через нос. Все действия выполняют стоя, необходимо следить за движениями, их числом и выдохами.

Подготовка к методу похлопывания. В положении стоя подобрать грудь и расслабить плечи, ци погрузить в поле пилюли (даньтянь), взгляд направлен вдаль, стопы составлены [пятки вместе, носки врозь], или стоят в позе не восьмерка, не гвоздь [см. ниже], одна кисть сжимается в кулак и рука вытягивается вперед вниз ровно, или же обе кисти помещают на участок, требующий похлопывания.

Метод похлопывания. Каждое похлопывание разделяется на два движения. Лежащая на нужном месте ладонь плавно поднимается, при этом делается вдох (высота подъема ладони определяется долготой вдоха), двигаться надо как можно медленнее.

Поднятая ладонь ударяет по тому месту, где она лежала, при этом делают выдох носом; движение более быстрое, при выдохе издается звук. Так закаливают внутренние органы, это также позволяет избежать поражения от ударов [умение держать удар].

Метод «восемь триграмм»

1. Похлопывание по области желудка. Левая стопа выдвигается как в позе не восьмерка, не гвоздь. [Поза восьмерки: пятки вместе, носки врозь, так как иероглиф «восемь» напоминает букву «л». В позе гвоздь одна стопа поперечна другой. Для принятия промежуточной стойки нужно стопы несколько расставить в стороны, носки развернуть и левую стопу параллельно самой себе выдвинуть вперед.] Левая кисть сжимается в кулак, образуя позу лесенка наравне со стопой. Правой ладонью похлопывают зону полости желудка под мечевидным выступом.

2. Похлопывание по морю ци. Правую стопу выдвигают в позу не восьмерка, не гвоздь, левую кисть сжимают в кулак, образуя положение лесенка наравне со стопой, левой ладонью похлопывают по точке море ци под пупком [цихай, на переднесрединном канале].

3. Похлопывание по толстой и тонкой кишке. Стопы ставят рядом, ладони одновременно похлопывают по сторонам живота (сбоку от пупка).

4. Похлопывание по левому легкому. Левую стопу выдвигают в позу не восьмерка, не гвоздь, левая кисть принимает положение как в п. 2, правой ладонью похлопывают по левому легкому (снаружи и выше левого соска).

5. Похлопывание по правому легкому. Выполняется симметрично.

6. Похлопывание по ребрам слева. Левую стопу выдвигают в позу не восьмерка, не гвоздь, левую кисть сжимают в кулак, поднимают его над головой, направляют вперед, левой ладонью похлопывают по ребрам (ниже на кулак от подмышечной впадины, или, сжав кулак и выпрямив большой палец, место точки большое объятие располагают напротив центра кулака). [Большое объятие, дабао, на канале селезенки, на груди.]

7. Похлопывание по ребрам справа. Выполняется симметрично.

8. Похлопывание по печени и селезенке. Ступни параллельны, пальцы рук расположены друг против друга на области печени и селезенки (по обе стороны от желудка), ладони одновременно похлопывают по этим участкам.

Примечания

1. После завершения упражнений 1—7 последовательно слегка похлопывают по тем же местам до 5—7 раз за один выдох для рассеяния. После завершения 8-го упражнения нужно слегка похлопать по туловищу и четырем конечностям: по груди животу (сверху до плечей, снизу до ягодиц), ребрам и диафрагме, плечам, локтям, кистям, ягодицам, коленям, ступням.

2. Стопы, кроме упражнений 3 и 8, когда их сводят параллельно (на ширине плеч, симметрично), располагаются в положении «не восьмерка, не гвоздь», то есть, расставленные буквой «л» [по-китайски — иероглиф «8»] в позе легкого отдыха. Затем одну ногу выдвигают немного вперед, так что пятка оказывается как раз напротив впадины задней ноги, отсюда и название: «не восьмерка, не гвоздь».

3. Кулак должен соотноситься со стопой, то есть когда выдвигается левая стопа, то именно левая кисть сжимается в кулак и вытягивается, так что кулак находится над одноименной стопой. Рука со сжатым кулаком образует лесенку и в локте выпрямлена.

4. Поза должна быть естественной, ци следует погружать в поле пилюли; ладонь похлопывает по напряженному животу. Страдающие опущением внутренних органов при похлопывании на выдохе должны следить, чтобы живот был напряжен, а анус подтянут.

5. В начале похлопывают ладонями, а через сто дней практики можно похлопывать кулаками. При этом безымянный палец, мцзинец, основание ладони и большой палец в месте контакта образуют округлую форму с полостью внутри.

РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ЦИ (ХЭЦИГУН)

Эта работа распространена в народе как комплексный метод, относящийся к динамической работе.

Постоянное исполнение позволяет расслабить суставы и кости, активизировать ци-кровь, укрепить организм. В связи с этим комплекс очень подходит здоровым людям для предупреждения заболеваний.

Работа по гармонизации ци состоит из двенадцати позиций. Выполнять ее можно в зависимости от состояния организма: полностью или выборочно. Каждое упражнение делают или 7 раз (если сочетают с выдохом, то ограничиваются этим числом), или 14, или 21 раз. В зависимости от физического состояния, но не насильственным образом, упражнения доводят не более чем до 36 раз. Во время выполнения нужно следить за естественностью, решительно избегать использования силы. Закончив одно упражнение, следует походить, похлопать по суставам. В случае дождя или ветра следует практиковать в помещении. При влажной погоде нужно сократить число повторов или совсем отменить тренировку. Благоприятнее всего занятия под солнцем на свежем воздухе.

ВЕРХНИЕ КОНЕЧНОСТИ

Первое упражнение: качание вперед и назад (старое название: «распахивать небо, вскрывать землю»). Исходное положение: встать прямо, стопы развернуть буквой «л», руки опустить по бокам, смотреть вперед. Левой ногой сделать шаг вперед, носок развернув вправо, так же, как правый; одновременно согнуть ногу в колене (коленная чашечка не должна выступать за кончик носка); правая нога смещается на шаг назад, выпрямляясь в колене, так что образуется шаг лук и стрела (гунцзяньбу), при котором передняя нога согнута, как лук, а задняя выпрямлена. Голову слегка вздергивают вверх, плечи опускают расслабленно, корпус удерживают вертикально, не отклоняя ни вперед, ни назад. Руки раскачиваются вверх-вниз, вперед-назад, пальцы естественно раскрыты и слегка согнуты, как будто что-то удерживают. При левом лукообразном шаге [когда выдвинута вперед левая нога], сначала делают мах правой рукой, при правом — левой. Левую стопу возвращают назад и, выставив вперед правую, продолжают упражнение. Плечи должны быть расслаблены, руки выпрямлены. Наверху пустота, внизу полнота. Ци опускается в даньтянь, не согласовываясь с дыханием. В положении тела должны быть представлены один лук и три стрелы: передняя нога, согнутая в колене,— лук, а задняя выпрямленная нога и две качающиеся вытянутые руки — три стрелы. Энергия-цзин приходится на коленную чашечку передней ноги, изгиб задней ноги и кисти. Стопы не должны располагаться на одной линии, иначе стойка будет неустойчивой, они должны находиться под углом по отношению к корпусу. Рука идет вверх — это раскрывание неба, а вниз — это вскрывание земли.

Второе упражнение: левый и правый вставной крюк (старое название: метеорит ловит крюком, или догоняет луну). Голова тянется вверх макушкой, плечи опущены вниз расслабленно, взгляд направлен вперед, грудь расправлена, живот подобран, пальцы ног хватают землю [немного упираются], пальцы рук собраны вместе, кончики пальцев направлены вверх. Левая рука поворачивается вперед, помещается параллельно груди крюк раскрывается в прямую ладонь, пасть тигра находится напротив правого плеча; правая рука остается крюком сзади. Теперь правая рука поворачивается и идет вперед, к положению - параллельно груди, крюк превращается в ладонь, пасть тигра находится напротив левого плеча. Одновременно левая рука направляется назад и превращается в крюк. Так повторяют, сменяя руки.

Это упражнение не совмещают с дыханием. Руки движутся, а голова неподвижна, все тело должно как бы подпирать снизу точку на макушке сто встреч (байхуэй), а сверху давить на точки бьющий родник (юнцюань). Скорость поворота кистей должна постепенно возрастать. Пасть тигра, находящаяся напротив плеча,— это луна, а пять пальцев, образующих крюк,— это метеорит.

Третье упражнение: толчок ладонью с выдохом (старое название: солнечная и лунная ладони). Исходное положение: стопы расставлены шире плеч, живот и плечи расслаблены, взгляд направлен вдаль, руки вытянуты горизонтально вперед, ладони отведены на себя таким образом, чтобы центры ладоней были обращены вперед. Руки и лицо поворачивают влево, при этом делается вдох. Когда левая рука вытянется влево на уровень плеча, правая оказывается горизонтально перед грудью, а когда пасть тигра находится напротив левого плеча, левое предплечье подтягивается и сразу выталкивается; правая рука также выталкивается, после чего немедленно отводится назад, и обе руки возвращаются в первоначальное положение. Одновременно с этим делают выдох через нос. Затем меняют направление и, поворачиваясь вправо, делают вдох, а при толкании — выдох.

Вдох делают, поворачивая руки и лицо, при этом корпус неподвижен. Перемещение кистей надо сочетать с течением ци: когда руки поворачиваются, делают вдох, когда толкают — выдох. Когда кисти поворачиваются в стороны, нужно уподобиться лицевой стороне веера: движение замедляется. Переднее предплечье вытянуто — это солнце, задняя кисть на уровне плеча — это луна.

После каждого из описанных выше упражнений для верхних конечностей следует похлопать по рукам сверху вниз, по передней и задней стороне по три раза, так что всего получается 12 раз. Похлопывая, следует прохаживаться, а не стоять.

НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ

Четвертое упражнение: пинки ногами влево, вправо и назад (старое название: левая и правая пинающие ноги). Исходное положение: расставить стопы на ширину кулака, руки свободно опустить. Пятки поочередно отводятся назад, в движении доходя до ягодиц, руками при этом машут вверх-вниз, вперед-назад. Когда левая пятка идет назад, левая рука тоже делает отмашку назад, а правая рука — вперед. И наоборот. Так повторяют непрерывно.

Движения не совмещают с дыханием. Пятками следует, по возможностц ударять по ягодицам. Размах рук определяется силой человека. Начинают упражнение медленно, затем скорость возрастает. Можно выполнять стоя на месте, а можно при ходьбе.

Пятое упражнение: левый и правый пинки с ударом (старое название: «внешний мах»). Исходное положение: стопы расставить на ширину кулака, руки опустить, центры ладоней направить вниз, а пальцы — вперед. Левая стопа выбрасывается наружу вверх, а левая ладонь сталкивается с ее внешним ребром; затем повторяют то же движение в правую сторону. Так выполняют поочередно.

Движения не совмещают с дыханием. В начале освоения упражнения можно центр ладони немного опускать вниз, навстречу стопе, а корпус слегка покачивать. Начинают медленно, затем скорость возрастает.

Шестое упражнение: отталкивание ногой с выдохом ци (старое название: «Куйсин отмечает первоначало»). Исходное положение: стопы расставлены на ширину плеч, кисти сжаты в кулаки, левый кулак нужно расположить слева от головы и повернуть в запястье тыльной стороной вперед, малым глазом кулака напротив точки пруд ветра (фэнчи); правый кулак поместить на уровне поясницы справа, тоже тыльной стороной вперед, а глазом кулака к пояснице. Плечевые части рук расположены почти горизонтально, предплечья вертикально, в целом фигура напоминает свастику. Лицо обращено вперед. Поднимая кулак, следует сделать вдох ци. Левый кулак повернуть вниз (прикрывающий кулак — гайцюань), правый кулак поднять вверх (вывернутый кулак — таоцюань), перед грудью они скрещиваются и проходят дальше, взаимно обмениваясь позициями. Одновременно с разворачиванием кулаков делают вдох и поворачивают лицо влево, закончив вдох и движение рук, поднимают левую ногу, причем носок направлен вперед. С выбрасыванием стопы вперед делают выдох. Поднятую левую стопу выбрасывают влево вовне, одновременно выдыхая ци носом. В правую сторону делают так же, как в левую: поднимают кулак, вдыхают, поворачивают голову, подгибают ногу, выбрасывают ее, выдыхают. Повторяют несколько раз, сменяя ноги.

Кулаки нужно сжимать плотно, при поднимании и опускании кулаков руки слегка напрягаются. При скрещивании перед грудью всегда прикрывающий кулак остается снаружи, а приподнятый — внутри. Поднимая ногу, нужно добиваться, чтобы бедро было горизонтальным. При выбрасывании ноги немного ее напрягают, нельзя, чтобы пятка задела за землю. После выброса нужно тут же встать устойчиво на землю. Кулак, направленный вверх и вбок, как бы держит кисть, а кулак, направленный вниз, как бы держит ковш, отсюда и название Куйсин (сказочный персонаж).

После каждого из описанных выше упражнений для нижних конечностей нужно похлопать по ногам. Похлопывают ноги, уложив их на любую поверхность, голову ни в коем случае не наклоняют. Если нет места, куда положить ногу, нужно поднять колено и похлопывать, стоя на одной ноге. Похлопывают сверху вниз, трижды проходя каждую ногу, всего шесть раз.

Поясница и корпус

Седьмое упражнение: развернутые ладони, скрещенные ноги (старое название: «левый и правый поклон храму»). Исходное положение: корпус удерживать вертикально, малый «л»-образный шаг, взгляд направлен вдаль, кисти поднять до уровня бровей, кончики пальцев смотрят друг на друга, центры ладоней направлены вниз. Левую кисть опускают вниз, обращают центр ладони вверх, тыльную сторону ладони прикладывают к внутренней стороне поднятой правой стопы. Затем левую ладонь поднимают до бровей, и центр ладони обращают вниз. Опускают правую ладонь, обращают ее центром вверх, прикладывают тыльную сторону ладони к внутренней стороне левой стопы. Так, действуя поочередно, прикладывают тыльную сторону ладони то к левой, то к правой стопам. Движения не следует совмещать с дыханием. Нужно постепенно увеличивать скорость. Можно слегка наклониться вперед.

Восьмое упражнение: осматривание влево и вправо (старое название: «носорог наблюдает луну»). Исходное положение: корпус удерживать вертикально, установить внешний «л»-образный шаг. Левая стопа выполняет перешагивание вперед, правая нога делает шаг назад. Колено согнутой ноги не выходит за носок, правая нога выпрямлена — образуется шаг лук-стрела. Кисти сжимаются в кулаки, левый снизу, предплечье стоит вертикально, локоть напротив колена, глаз кулака направлен на плечо; правый кулак поднят выше головы, помещен сверху над левым кулаком, глаз кулака тоже направлен на левое плечо; расстояние между кулаками составляет один кулак. Голова повернута влево, взгляд направлен назад, на левую пятку, затем делают несколько естественных выдохов и вдохов (примерно семь). Подбирают назад левую стопу и выдвигают правую; меняя направление, повторяют вправо.

Если не увидишь пятки, начиная освоение, не беда. Смотреть на пятку — это и есть наблюдение луны. Если занимаются вдвоем, выполнив упражнение наблюдение луны, можно, чтобы другой постукал слева и справа: сверху вниз по рукам до локтей и по ногам до стоп, туда и обратно дважды, затем сверху вниз поглаживают дважды.

Девятое упражнение: скручивание поясницы с выдохом (старое название: раскачивание моря). Исходное положение: ноги расставить на ширину плеч, а плечи расслабленно опустить, кисти сжать в кулаки, взгляд направить вдаль. Поворачивание корпуса осуществляют с выдохом. Поворачиваются влево и одновременно делают выдох, правый кулак вращается вместе с телом, поднимается к положению перед лбом, глаз кулака искоса смотрит вверх; глаза обоих кулаков удерживаются на расстоянии напротив друг друга. Можно смотреться в зеркало, повернув корпус. Когда при скручивании обоими глазами увидят правую пятку, делают вдох, а дойдя до предела поворота,— выдох.

Поворачивая корпус, нужно максимально скручивать поясницу и ягодицы. Когда поворачивают тело, глядясь в зеркало, верхний кулак оказывается на уровне головы, нижний — на уровне поясницы. Ноги не сгибаются, поясница не лунообразная, взгляд от плеча направлен на пятку по прямой линии. Это упражнение напоминает дракона, резвящегося в воде, отсюда и название раскачивание моря.

После каждого описанного выше упражнения для корпуса нужно похлопать по пояснице. Выполнив седьмое упражнение корпус свободно раскачивают, причем руки болтаются, а слегка сжимаемые в кулаки Кисти закругляясь, ударяют тыльной стороной по копчику, всего 21 раз. Выполнив восьмое упражнение, раскачивают корпус вместе с руками, тыльной стороной левой кисти ударяют по пояснице справа спереди, а тыльной стороной правой кисти — слева спереди, всего 21 раз. Выполнив девятое упражнение, выполняют по 21 разу действия, которые осуществляют после седьмого и восьмого. Можно выполнять при ходьбе.

Тело в целом

Десятое упражнение: поддерживать небо, бросаться на землю (старое название: обращаться к небу, ставя курительную свечу). Исходное положение: ноги поставить на ширину плеч, руки поднять, кисти поместить на уровне бровей, большой палец отделить от остальных четырех, так что образуется глазница. Низкая стойка: согнуть колени и присесть; кисти опускаются по сторонам, ладони проходят ниже колен, причем их центры направлены вниз, а пальцы как бы захватывают что-то на земле, при этом делают вдох. Верхняя стойка: выпрямляют корпус и встают, поднимают руки поворачивают кисти в запястьях, обращая центры ладоней вверх и вперед, как бы поддерживая небо, и, запрокинув голову, смотрят в небо, при этом делают выдох. После выдоха кисти продолжают сохранять форму глазницы. Упражнение повторяют. Приседая, делают вдох, а выпрямляясь — выдох; движения можно ускорять. Вздымание рук вверх также называют «обращением к небу», «воскурением свечи» а приседание с сжиманием кистей — «ненавидеть землю без кольца».

Одиннадцатое упражнение: кулаки и плечи, выдох ци (старое название: «выдох, укрепляющий легкие»). Исходное положение: ступни составлены, плечи опущены, кисти сжаты в кулакц глаза кулаков смотрят вперед. Согнуть руки в локтях, сжать кулаки и приложить к плечам, глаза кулаков при этом обращены к плечам; одновременно делают выдох. Затем руки на вдохе опускают в первоначальное положение.

Двенадцатое упражнение: «скоблить землю», «переворачивать живот» (старое название: «переворачивание живота»). Исходное положение: расставить ноги на ширину плеч, скрестить Кисти вытянув их вперед по горизонтали, так что пальцы направлены вперед. Низкая стойка: согнуть ноги в коленях и присесть; кисти раздельно по сторонам как бы соскабливают что-то вниз, минуя колени, кончики пальцев направлены вниз, в это время делают вдох. Верхняя стойка: кисти с отогнутыми ладонями прикладываются к груди при этом корпус поднимается, а живот выпячивается на выдохе. Возвращаются в исходное положение и повторяют движения. Голову держать прямо, направив взгляд вдаль. Приседая, делать вдох, выпрямляясь — выдох. Движения можно выполнять быстро. После каждого описанного упражнения нужно немного походить, похлопывая по груди. То есть кладут одну кисть на другую (левую сверху) и похлопывают обеими руками точно по середине груди сверху вниз до живота, затем так же похлопывают по бокам груди и, наконец, опять по центру.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...