Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ




 

Понятие о психике человека

 

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейроизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов в среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека преврат­ись в мощный аппарат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительности. Психика - субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятель­ность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика - это система субъективных образов действи­тельности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действи­тельностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для че­ловека сигналом их значения и смысла.

Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, по­рождаемую общественным, способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики - психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции дея­тельности.

Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действитель­ности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, вос­приятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объек­тов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность прису­щих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фото­графических отражений, а их активного построения. В процессе по­строения образа существенную роль играют двигательные, биомеханиче­ские процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечи­вает систему движений. Психические образы дают возможность схемати­зации, концептуализации действительности.

Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты возможного развития дей­ствительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

    

Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интер­претируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда - как буква В." Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

 

Психика - субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней отно­сятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психиче­ской организацией, нашими знаниями и потребностями. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2). ■

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы информационные модели, схемы, в которые включа­ются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значе­ние для его деятельности.                                  

В регуляции поведения человека, его психических состояний сущест­венную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произ­вольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от те­кущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непо­средственные воздействия среды. И это создает неограниченные возмож­ности внутренней. психической саморегуляции человека.

Рис 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велико, что мы "видим" даже несуществующие грани треугольников.

 

Итак, психическое отражение, психический образ - не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необ­ходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность чело­веческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического" образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регу­лировать свою деятельность - значит организовать ее не на основе непо­средственных инстинктивных побуждений, а на основе социально задан­ных требований и условий. Сознание - способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности, деятельность - человеческий способ овладения действительностью средством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты - обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи и явля­ется отражательно-регуляционным механизмом приспособительного поведе­ния живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты - индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание - высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Зако­номерности психики - закономерности перехода внешнего взаимодейст­вия с предметами в психический образ и психического образа в регули­руемое им действие.

4. Психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе он: явление идеальное - она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

 

2. Классификация психических явлений

 

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно он подразделяются на три группы:

• психические процессы;

• психические состояния;

• психические свойства личности.                                                     

 

 

Психические процессы (Целостные акты психической деятельности, отличающаяся отражательно-регуляционной спецификой)   - познавательные: ощущения, восприятие, мышление, воображение, память - эмоциональные - волевые

 

Психические состояния (текущее своеобразие психической деятельности, психических процессов), обусловленное содержанием (Объектом) деятельности и его личностной значимостью: МОТИВАЦИОННЫЕ: актуализироанные потребности и их модификации: установки, интересы, желания, стремления, страсти ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, стресс, аффект, фрустрация ВОЛЕВЫЕ: инициативность, решительность, целеустремленность, настойчивость и др. УРОВНИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНИМАНИЕ)   ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ: Психопатии, неврозы, Акцентрации характера и др. Психические свойства личности (типичное для индивида своеобразие его психической деятельности): ТЕМПЕРАМЕНТ – индивидуальные способности психической деятельности обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики) НАПРАВЛЕННОСТЬ – иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок СПОСОБНОСТИ – психофизиологические регуляционные возможности проявляющиеся в конкретных видах деятельности ХАРАКТЕР – обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, поведенческий склад личности    

 

Регуляция деятельности

 

 

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологи­ческую модификации психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляцион­ной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психиче­ских явлений.

 I. Психические процессы - отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психи­ческих явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процесса - активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направ­ленных на его познание и взаимодействие с ним.               

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощу­щение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые и 3) эмоциональные.                                   

Психическая деятельность человека - это совокупность по­знавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние - временное своеобразие психической дея­тельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние - текущая модификация пси­хической деятельности человека, представляющая собой относи­тельно устойчивую интеграцию всех психических проявлений че­ловека при определенном его взаимодействии с действительно­стью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные - основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, реши­тельности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности - психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

 

 

Феноминология внутреннего мира человека. Слободчиков В.И., Исаев Е И. Психология человека. М., 1995. С. 36J38.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...