Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек как душевная и духовная реальность




 

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблю­даемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внут­ренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека — это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремле­ний и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже — вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить бу­дущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Именно эту особен­ность имел в виду Ф.Ницше, когда афористично говорил, что человек — это животное, способное обещать.

Человеческий субъективный мир — это мир сознания и са­мосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и само сознание, его схемы, механизмы, поня­тия и т.п. На этом уровне сознание при­нимает форм рефлексивного сознания. Но во всех этих случаях есть общая принципиальная черта — в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занима­ет позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М.Ше­лер: «Только человек — поскольку он личность — может возвы­ситься над собой как живым существом и, исходя из одного цен­тра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сде­лать предметом своего познания все, в том числе и себя самого».

В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по оп­ределению, осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Из­вестный австрийский врач и психолог В.Франкл в книге «Чело­век в поисках смысла» убедительно показал, какое важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его поис­ка. Он обосновал особое направление в психокоррекции — логотерапию, т.е. помощь человеку в обретении смысла жизни.

Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть — это внутренний судья человека, указывающий на под­линный мотив того или иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком, расходится с его нрав­ственными принципами, с его представлением о должном, чело­век испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть че­ловека как родового существа.

Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное, телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творче­ской и сознательной деятельности.

Реально же мы всегда имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его различные проявления в целостное представление, строим свое мнение о нем.                 

Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реально­сти межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность чело­веческой практики предполагает целостность познания человека.

Для психологического понимания человека указанное об­стоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность че­ловека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учени­ком на основе выделения лишь отдельных сторон его субъектив-  ности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формаль­ные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная дея­тельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.

Как возможна педагогическая практика, удерживающая це­лостность ребенка? Возможно ли целостное познание человека в науке и культуре?

 

Христианская антропология

 

Христианская антропология есть учение о целостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечности. Ис­точниками знаний и утверждений христианской антропологии шляются тексты Священного писания, опыт веры христианских подвижников, учение Отцов Церкви, работы богословов. Осо­бенностью религиозного учения о человеке является то, что оно не строится по канонам рационалистического знания — главное место в нем занимает вера.

Христианская антропология есть учение об отношениях Бога л человека: в диалог с Богом человек вступает как живая, уни­кальная личность со своими молитвами, мольбами, пережива­ниями, всем своим существом. Христианская антропология — это живой рассказ об истории отношений Бога с людьми; она избегает отвлеченных рассуждений, идеализации. В этом ее принципиальное отличие от научно-философской антропологии. «...Живое конкретное существо, вот этот человек, — писал Н.А. Бердяев, — выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, общего блага, бесконечного прогресса и пр. Это и есть христианское отношение к человеку».

По представлениям христиан человек был создан Богом в последний день творения мира — он есть венец творения. Бог создал человека по образу и подобию Своему. При этом образ Божий человеку дан, подобие же задано. Христианская антропо­логия разграничивает в человеке естественную (биологическую) и сверхъестественную (теологическую) сферы.

Особый интерес с точки зрения психологии представляет учение христианской антропологии о сущности человека. Чело­век трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап.Павел гово­рит: «... Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, со­ставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4; 12). Своею телесной жизнью человек ничем не отличает­ся от других живых существ; состоит она в удовлетворении по­требностей тела. Потребности тела многообразны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Человеческое тело ожив­ляется душой.

Душа есть жизненная сила человека. Душа есть и у живот­ных, но она у них была произведена одновременно с телом. У человека же, после создания его тела, Бог «вдунул в лицо его ды­хание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2; 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т.е. его дух. Хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу жи­вотных, именно благодаря ее сочетанию с духом, который от Бо­га. Душа человека является как бы связующим звеном между те­лом и духом, представляя собой как бы мост от тела к духу.

Душевные явления разделяются на три разряда: мысли, чув­ства и желания. Органом, с помощью которого душа произво­дит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным ор­ганом чувства принято считать сердце; оно же рассматривается как некий центр жизни человека. Желаниями человека руково­дит воля, которая не имеет своего органа в теле. Душа и тело тесно связаны между собой. Тело с помощью органов чувств дает те или иные впечатления душе, а душа в зависимости от этого управляет телом. Жизнь душевная состоит в удовлетворении по­требностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Жизнь человеческая не исчерпывается удовлетворением по­требностей тела и души. Над телом и душой стоит дух. Дух вы­ступает в роли судьи души и тела и дает всему оценку с особой, высшей точки зрения. Согласно христианской антропологии, дух проявляется в трех видах: страх Божий, совесть и жажда Бога.

Страх Божий — это благоговейный трепет перед величием Божьим и Его совершенством, неразрывно связанный с верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога. Совесть указывает человеку — живет он в Боге или в безбожии. Больная совесть понуждает человека искать встречи с Богом, и в момент встречи получать утешение, а в момент богооставленности испытывать угрызения совести. Бессовестный человек — это человек, отчужденный от Бога. Жажда Бога — это стремление искать Бога, проявляющееся в человеческой неудовлетворенности земным, преходящим, в стремлении духа к чему-то высшему, идеальному, к Богу- Проявления духа в человеке, согласно христианскому вероучению, должны быть руководящим началом в жизни каждого человека. Жить в общении с Богом, жить по воле Божьей и пребывать в любви Божьей — значит исполнять свое человеческое назначение на земле.

Христианская антропология представляет собой развернутое учение о человеке и одновременно — конкретную практику его жизни, в соответствии с законом Божиим и заповедями блажен­ства. Мы ограничились изложением общих представлений о человеке в христианстве и вовсе не касались учений о человеке в других мировых религиях.

 

 

Что такое субъективное? Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С.

70-73.

Образ предмета — это идеальная форма бытия пред­мета в голове человека. Возьмем простейший пример. При виде дерева в человеческом мозгу не появляется его физического отпечатка. Переживаемый образ дерева есть нечто идеальное; он несводим и.н к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к тем физиологическим процессам, которые совершаются в мозгу и лежат в основе этого образа.

Можно ли объективные физиологические процессы, направленные на продуцирование субъективных обра­зов, считать самими образами? Разумеется, нет. Они не являются сами по себе идеальными копиями отобра­жаемого объекта. Физиологические процессы — это ма­териальные носители субъективного образа.

 

ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ

 

Субъективное — значит принадлежащее субъ­екту, человеку или социальной группе любой степени общности. Поскольку образ субъективен (принадлежит субъекту), он неизбежно песет па себе печать отдельной личности или социальной группы, отражает свое­образие ее жизненного опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций. Образ не существует и не может существовать вис конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от со­стояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.

Говоря об объективности содержания наших ощуще­ний и восприятий, мы имеем в виду тот факт, что это содержание более или менее верно отражает предмет. Но мысль об объекте никогда не исчерпывает всего бо­гатства его свойств и отношений с другими объектами; оригинал богаче своей копии. Когда же говорится о субъективности образа, то имеется в виду прежде всего не только искажение действительности, по и то, что этот образ есть нечто идеальное. Понятно, что мысль о пред­мете и предмет мысли не одно и то же. Мыслимая вещь — это образ, а реальная вещь — это ее прообраз.

Образы вещей могут быть чувственными, нагляд­ными, визуально сходными со своим оригиналом, но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер — по содержа­нию, по типу связи компонентов.

Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Воспринимаемое ни­когда не воспринимается полностью. Всегда имеет место различение и отбор.

Наконец, понятие субъективности может иметь и отрицательный смысл — пристрастие, тенденциозность, утрированность, привнесение субъектом в образ чего-то от себя, произвольное примысливалие, ведущее к искажению реальной картины объекта: в том, что мы видим и слышим, как бы заключены и наши личные ин­тересы. Восприятие события есть не только реакция на ситуацию как таковую, но и на собственную интерпрета­цию этой ситуации. Примерами патологической субъ­ективности, болезненно пристрастного мышления явля­ются бредовое искажение действительности, а также иллюзии и галлюцинации. И содержание своего ощу­щения человек может привносить субъективное пред­расположение. Примером может служить художествен­ное творчество. Один и тот же ландшафт у разных ху­дожников, даже если его передать как можно точнее на полотне, все-таки будет отличаться один от другого не только в силу более или менее развитого умения худож­ников писать картины, но главным образом вследствие различного видения.

Абсолютизация специфики сознания как субъек­тивного образа порождает тенденцию противопостав­лять идеальное и материальное и доводить это противо­поставление до полного раскола мира на две субстан­ции. Противоположность материн сознанию, по Ленину, имеет абсолютное значение только в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первич­ным и что — вторичным. «За этими пределами опериро­вать с противоположностью материи и духа, физическо­го и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой». Дело в том, что идеальное — не субстанция, а функция определенным образом организованной материи. Мысль — не сверхъ­естественное начало, а естественное свойство высокоор­ганизованной материи, функция мозга. Мир явлений сознания есть нечто идеальное, а «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человече­скую голову и преобразованное в ней». Пересаживание разумеется, не означает перемещения материального состава самих вещей в вещество мозга. Этот процесс ха­рактеризует лишь факт отражения объекта субъектом, при этом активное отражение, предполагающее творче­скую переработку, преобразование внешних впечатле­ний и построение определенного замысла, цели, напра­вляющей чувственно-предметную деятельность. Маркс характеризует идеальное как внутренний образ, как цель. К сфере сознания относятся не только непосредст­венно данным субъектом переживаемые, но и объекти­вированные идеальные явления — зафиксированные в речи представления, мысли, чувства, а также произведе­ния музыкального, изобразительного искусства — сло­вом, весь мир культуры, взятый со стороны его идеаль­ного содержания.

Мысли, объективированные в системе речевых зна­ков, символики, приобретают но отношению к личности относительно самостоятельный характер и циркулируют как бы над личностными формами сознания в виде ду­ховной культуры. Реальным местом пребывания мыслей является голова, хотя они, образно говоря, как птицы, постоянно осуществляют полеты в воздухе социального взаимодействия людей. Мозг разрушается, а вырабо­танные им мысли порой остаются жить в веках. Но все эти мысли, идеи, чувства, волеизъявления имеют лишь относительно идеальный характер: они идеальны лишь в отношении с расшифровывающим их смысл субъек­том. Сами по себе знаки не несут идеального содержа­нии, а вызывают его в сознании человека, если ему известен «ключ» к их расшифровке.

Объективный, надличностный способ существования духовной культуры человечества и его могучее влияние на разум и чувства людей служил камнем преткновения для идеализма, прежде всего платоновско-гегелевскога типа. Именно при решении этой вековой проблемы объ­ективного бытия субъективного мира вырастали труд­ности в осмыслении природы идеального, приводившие порой к его абсолютизации, а затем к объективному идеализму. Надличностный, объективный способ существования духовного мира, форм общественного созна­ния — это исторически и онтогенетически производный способ существования. Прежде чем стать надличност­ным, идеальное возникает в мозгу индивида как субъ­ективный образ реальных вещей.

Определяя идеальное как субъективный образ объ­ективной реальности, обычно подчеркивают, что идеаль­ное есть не индивидуально-психологическое и тем более не физиологическое явление, а продукт и форма общест­венно-исторического духовного производства. В этой ха­рактеристике идеального верное сочетается с ошибоч­ным. Нельзя противопоставлять общественно-истори­ческое и индивидуально-психологическое, поскольку последнее является индивидуальной формой выражения общественно-исторического. Психика индивида в той мере, в какой она является отражением мира, идеальна.

Думается, что неточно определять идеальное как просто субъективный образ. Идеальное — это лишь од­но из свойств образа, отражения, а не сам образ, не само отражение. Идеальное и образ — не синонимы. Они от­носятся друг к другу как свойство и его носитель, хотя не в строгом словоупотреблении и могут выступать си­нонимично.

Кроме идеальности образ обладает и другими свой­ствами, такими, например, как адекватность, полнота воспроизведения, жизненная регулятивная функция и т. п.

 

 

Психология человека явленная в языке мимики, жестов и поз. Сухарев В. Этика и психология делового человека. - М., 1997 С. 17-42.

 

Язык тела является отражением самого естества человека. По этой причине" он не может лгать. Изменить или фальсифицировать этот язык на дли­тельное время человеку труднее, чем даже изменить свое мировоззрение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...