Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мимический портрет человека




 

Внутренний мир человека отражается в его пове­дении и мимике. Этот мир можно осмыслить и интегрировать, выразив словами. Но при этом обяза­тельно присутствует эмоциональный фактор. Отра­жением внутреннего состояния человека является его деятельность — синтез разума и эмоций. Противобор­ство между чувствами и разумом, между мозгом и сердцем постоянно отражаются на лице человека в форме мимических реакций.

Понятие «мимика» может восприниматься как выра­жение лица в его движениях, в динамике. При всех различиях мимики, меняющейся в соответствии с эмоци­ональными воздействиями и физическими испытаниями, лицо остается зеркалом общего состояния человека, барометром его бытия. В мимике лица проявляется связь между духовной жизнью человека и его чувственной сферой. Это есть «немая речь» лица.

Заслуживает внимания утверждение о том, что больше всего следует доверять тому выражению мими­ки лица человека, которое наблюдается в первые минуты встречи с ним. Более того, доверять нужно первому взгляду, особенно брошенному украдкой, ибо он позволяет увидеть человека, находящегося как бы наедине с самим собой.

Изучение характеров и психологии поведения людей требует целенаправленной и объективной наблюда­тельности. На лице нередко удается уловить абсолют­но бесспорные переходы, от нормальных проявлений к явно патологическим, при этом чем экспрессивнее и непреднамереннее движения, тем в большей степени они выражают характер, темперамент, физическое и психологическое состояние, иначе говоря, создают прос­транственно-временной облик личности.

Не одни только отрицательные эмоции оставляют на лице свои следы. На выражение лица влияют также положительные переживания, олицетворяющие глубокие чувства любви, радость творческих сверше­ний, триумф заслуженных побед. Человек и его мимика формируются сопряженно. Вот почему по лицу можно судить о морально-нравственном состоянии лич­ности, о ее интеллигентности. По лицу в определен­ной мере можно судить о состоянии здоровья человека. Изменения рисунка морщин на лице, возникшие вслед­ствие различных заболеваний, часто придают мимике настолько специфический характер, что играют роль важных диагностических признаков.

Различают мимику верхней и нижней части лица. В верхней части лица доминирующую роль играют глазная и лобная мимика, в нижней — рото­вая мимика.

Глазная мимика включает не только непосредствен­но глазные яблоки, но и веки, ресницы, брови. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорче­ния. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания. По глазам оценивается степень эмо­циональной настроенности, уровень понимания проис­ходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх — придают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у человека, взор которого фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы омеги, сигнализируют о мучи­тельной попытке сосредоточиться, то однозначно мож­но говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов.

По движению глаз можно прочесть горе, удоволь­ствие, ярость, симпатию, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерениях собеседника, об этапах разговора, об уровне отноше­ний. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.        

При анализе выражения глаз учитываются их вели­чина, направление взора, состояние век, складок вок­руг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу придают лицу удивленное выражение. Женщины, вы­щипывающие брови с целью изменения их формы, но оставляющие нетронутыми медиальные их концы, сле­дуя моде, не предполагают, что придают лицу выраже­ние концентрированного внимания, любознательности, интереса к собеседнику. Ведь при удивлении также образуется подобная линия бровей. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в реше­ние сложной задачи. Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксирован­ного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть дела. Такой взгляд свидетельствует также о нетерпе­нии, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то кон­кретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, говорит об эмоциональной неуравнове­шенности, неподготовленности к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с холерическим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный: он то обращен вдаль, то вниз; брови сведены; на лбу образуются вертикаль­ные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Одна­ко дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться раскрытием рта. Человек как бы прис­лушивается к чему-то: в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

У человека не все черты лица правильные. Так, люди с большими выпуклыми глазами испытывают трудности, когда им приходится концентрировать вни­мание на близко расположенных предметах. Замече­но, что в подавляющем большинстве случаев глаза такого типа встречаются у лиц со строго вертикаль­ным лбом.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мыш­цы глаза на лице можно прочесть выражение гордос­ти, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокра­щением нижней прямой мышцы глаза. При этом глазные яблоки поварачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону. Сокраще­ние медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

При общении людей взгляд нередко отражает субординацию, социальные (классовые, служебные, национальные) коллизии и возрастные неравенства. Так, люди, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешен­ность порождает неустойчивость взгляда. Причина неустойчивости взгляда в данном случае не являемся следствием функциональных расстройств нервной системы.

В композиции лица человека присутствует прин­цип взаимозависимости «архитектурных блоков». К примеру, большие глаза сочетаются с уменьшением высоты лба, с неизбежным сужением переносицы, с более диффузной радиальностью мышц, расположен­ных в направлении сверху к верхней губе и углам рта.

Мимика — это интегральный процесс. Эмоцио­нальное состояние человека не может получить отра­жение только в какой-либо одной зоне лица. Если на лице появляется естественная улыбка, то состояние удов­летворения, радости, восторга одновременно отражается на всех чертах лица.

Существует различие в выражении глаз у мужчи­ны и женщины: способность смотреть в глаза собе­седника у мужчин выражена меньше, чем у женщин. Последние при аналогичных обстоятельствах способны дольше не отводить глаза от собеседника.

Следует учитывать этнические и национальные особенности мимики глаз, играющие роль в процессе общения. Пристальное разглядывание незнакомого чело­века считается у многих народов неприличным. Суще­ствуют даже запреты на откровенное рассматривание человека. Например, в Кении бытует обычай, требую­щий, чтобы зять и теща разговаривали, только находясь спиной друг к другу.

В нижней части лица рот занимает главное место в мимический выразительности. Он является общеприз­нанным экспрессивным центром лица. С его конфигу­рацией, положением челюстей, напряжением губ связаны многие выражения чувств и характера. При распознавании различных экспрессии лица   нужно прежде всего обращать внимание на состояние тонуса мышц рта. Считается, что люди с плотно сомкнутыми губами, с поднятой кверху нижней губой обязательно обладают волевым характером, такими его чертами, как настойчивость, решительность, смелость.

Ослабление тонуса жевательных мышц сопровож­дается отвисанием нижней челюсти, непроизвольным открытием рта. Такой признак характерен для людей с нарушенной психикой. Азартная увлеченность каким-либо зрелищем у некоторых людей ведет к торможе­нию волевых импульсов, происходит расслабление мышц, полуоткрытие рта. У страдающих алкоголиз­мом такой признак закрепляется в большинстве слу­чаев.

По выражению ротового ансамбля можно судить о некоторых оттенках мимики, носящих в известной степени нейтральный характер. Это мимика ожидания, принятия решения, служебная мимика, при которой еще не обозначились ни удовольствие, ни печаль. Искрив­ление губ в мимике презрения или брезгливости сочетается с расширением ноздрей и сморщиванием кожи носа. Мимика удовольствия сопровождается подня­тием углов рта, улыбкой, напряжением круговых мышц глаз, округлением век, расширением ноздрей, блеском глаз. В мимике страдания выражение глаз сочетается с искривлением губ, приоткрытием рта, дрожанием нижней челюсти.

В выражении печали средствами мимики различа­ют несколько ступеней.

Грусть сопровождается снижением тонуса мышц лица, рассеянным взором. Губы сомкнуты, углы рта умеренно опущены.

Горе усиливает описанную картину. Зубы стисну­ты, взор опущен, брови сведены, резко выделяется носощечная складка. Подбородок напряжен.

При плаче верхняя губа приподнимается, жеватель­ные мышцы расслаблены, в результате чего отвисает нижняя челюсть. Глаза зажмуриваются, и секретируется избыток слез. Длительно протекающий выдох время от времени прерывается глубоким вдохом в виде всхлипы­вания.

 

С хронической физической болью сочетается эмоция страха. Верхнее веко поднято, нос заострен, мимика ротового ансамбля заторможена, кожа лица бледная. Человек как бы прислушивается к тому, что происхо­дит в его организме.

Мимический статус человека не является твердо закрепленным. Он способен меняться под влиянием воспитания, физиологических дефектов, в результате тренировки. На него накладывают отпечаток этничес­кие нормы. Например, одним народам свойственна открытая улыбка, другим — скрытая. Исключение сос­тавляют экспрессии, вызываемые глубокими пережива­ниями, такими, как боль, печаль, радость, гнев, свойственные всем людям и происходящие по законам природы в результате мобилизации одних и тех же механизмов.

Хорошо изучено лицо слепых с характерной сгла­женной лобной мимикой. Для них типично напря­женное положение головы, поворот ее в сторону источников звука. У страдающих близорукостью обыч­но имеет место растерянное выражение лица и неуве­ренный взгляд. Довольно часто отмечается изменение положения головы при дефектах зрения: голова может быть приподнята, вытянута вперед, склонена вбок, несколько опущена.

Глухота придает лицу выражение, настороженности и напряженности при- выслушивании собеседника и наблюдении за движениями его губ. Врожденная немота принуждает прибегать к языку мимики и жестов. Голова этих людей может автоматически поворачи­ваться в сторону привлекательных запахов или нео­бычных предметов.

Не только физиологические дефекты, род занятий, но и психические нагрузки, стрессы способствуют образованию особых черт на лице: борозды и морщи­ны — свидетельства перенесенных страданий, гладкая кожа сохраняется у людей, проживших счастливую и спокойную жизнь.

Чтение мимики лица и ответное выражение своих чувств мимикой — важнейший аспект контакта лю­дей при общении. Мы внимательно следим за реакциями собеседника, как за своеобразными маяками в стихии трудного разговора. Здесь часто важнее по­чувствовать, чем понять.

Нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов: он говорит одно, а его мимика и весь рисунок поведения свидетельствуют о том, что он не верит своим словам. По этой причине наиболее ответственные деловые контакты, в особенности при недостаточном личном знакомстве партнеров, как пра­вило, осуществляют при непосредственных встречах, а не по телефону. Своевременная улыбка, тон беседы, мимика и жесты, выражение уверенности в себе, расположенности к общению — все это способствует установлению тесных деловых контактов.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следу­ющим образом. При выражении удивления брови подняты, глаза расширены, кончики губ опущены вниз, рот приоткрыт. В случае страха брови приподняты и сведены над переносицей. В гневе брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты. При выра­жении отвращения брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней. При печали брови сведены, глаза потух­шие, часто уголки губ слегка опущены. Признак счастья— глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, любовь, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции — печаль, гнев,

раздражение, отвращение. Левая сторона лица гораз­до чаще выдает эмоции человека. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, а отрицательные — ярче видны на левой половине.

Улыбка чаще выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Однако нередко она может отражать совсем иные мотивы, и нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмер­ная улыбчивость способна служить проявлением бо­лезненной потребности в одобрении или угодничества перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой   маской, надетой на лицо человека.

Смех бывает радостным, веселым, беззаботным, ненавидящим, издевательским, злорадным, ядовитым, вымученным, искусственным, горьким и сладким. Смех с упором на «а» (ха-ха) является открытым, идущим от сердца, облегчающим, полным согласия с окружающим миром. Смех с упором на «е» (хе-хе) — не слишком приятный, напоминающий что-то блею­щее, вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения. Смех с упором на «и» (xu-xu) отражает скрытность, хитрость, смесь иронии и злорадства. Типичен для молодых девушек. Смех с упором на «о» (хо-хо) является хвастливо-угрожающим, с некоторым протестом, сомнением. В основе — издевательский и протестующий. Смех с упором на «у» (ху-ху) больше похож не на настоящий смех, а на скрытый страх, боязливость. Характерен для людей с предрассуд­ками.

Смущенная улыбка обычно внезапно появляется и так же внезапно исчезает, граничит с гримасой. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнования.

Кривая улыбка — с одной стороны улыбка, с другой — опущенный уголок рта — характеризует внутреннее противоречие: сдержанность, сознательно скрываемую за ее деланной веселостью. Можно наб­людать, например, когда начальство рассказывает анекдот, над которым подчиненные по службе долж­ны смеяться.

Беззвучное примитивное оскаливание зубов ха­рактерно для людей, у которых примитивные побуждения стоят намного выше разумного мышления и воли. Наблюдается при злорадстве как реакции на несчастье других.

Сладкая улыбка типична для ханжей, сентимен­тальных людей, а также для льстецов.

 

 

Сухарев В. А.

«Бесстыжие глаза» и «блуждающий взгляд»

 

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех видов человеческой комму­никации. Если искушенные собеседники в состоянии сдерживать эмоции с помощью жестов и движений, то контролировать реакции своих зрачков уже мало кто способен. Они непроизвольно расширяются и сужа­ются и тем самым честнейшим образом передают информацию о вашей реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки увели­чиваются в четыре раза по сравнению с их нормальным* состоянием. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, зрачки сужаются. Поэтому, когда вы разговариваете со своим партнером или клиентом, необходимо научиться смотреть на его зрачки. Этим прие­мом пользуются опытные бизнесмены и предп­риниматели. К примеру, китайские и турецкие купцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его глаз расширя­ются.

Взгляд не только безошибочно выражает состояние и внутреннюю сущность человека, но и оказывает мощное психологическое воздействие на собеседника. Бессловесный «язык» взгляда так же индивидуален, как и сам человек, и так же переменчив. Взгляд может нас взволновать, захватить, восхитить, приковать, но с другой стороны — оттолкнуть, разочаровать, ввести в угнетенное состояние. По глазам в известной мере можно распознать состояние души человека. Не слу­чайно говорят о мягких, нежных или твердых, проница­тельных, жалящих глазах; о глазах пустых, отсутствующих, тупых, сверкающих, радостных и воз­бужденных, гневных или грустных, страдающих, сме­ющихся или плачущих.                                                            

До сих пор не находит полного объяснения вопрос о том, как же достигается столь широкое разнообра­зие взгляда и его переменчивость при едином анатоми­ческом строении глазных яблок человека и окружающих тканей. Физиологический взгляд — это, по сути, комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск роговицы, положение бровей, век, лба, а также длительность самого взора и его направленность. Держать под контролем весь этот комплекс психофи­зиологических реакций и управлять им удается далеко не каждому. Можно сказать, что управление и владение взглядом — это своего рода искусство. Не случайно западные имиджмейкеры придают огромное значение постановке взгляда.

При деловом разговоре рекомендуется направ­лять взгляд на воображаемый треугольник на лбу вашего собеседника. В таком случае пос­ледний будет чувствовать, что вы настроены оптимистично, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Таким образом вы можете контролировать ход беседы при помощи глаз.

Ниже приводится одна из классификаций видов взглядов и их связь с особенностями личности человека.

Прямой взгляд чаще всего свидетельствует о заинтересованности человека и уважительном отноше­нии к собеседнику. Он говорит о том, что собеседни­ки общаются как бы на равном уровне, признавая себя равноправными партнерами, которым нечего утаивать друг от друга. Это часто наблюдается при обсуждении чистого знания, которое не нуждается в скрытности. Прямой заинтересованный взгляд нередко служит глав­ным визуальным оружием политического деятеля высо­кого уровня. Кроме того, такой взгляд сигнализирует об уверенности в себе и прямом характере. Такое по­нятие, как «бесстыжие глаза», подразумевает, что человек, произнося явную ложь, не отводит взгляда. Если повнимательнее присмотреться к «бесстыжим глазам», то можно обнаружить, что взгляд концентрируется не на глазах собеседника, а чуть выше, в области переносицы или левой брови.

Взгляд прищуренным глазом служит для недо­верчивого контроля, причем его подоплека может скрываться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Прищуривая глаза, часто хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои собственные. Этот взгляд производит неприятное, холод­ное впечатление.

Блуждающий взгляд, в отличие от фиксирован­ного взгляда, который выражает непосредственный конкретный интерес, констатирует либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие. Очень часто блуждающие глаза говорят о неуверенности из-за боязливости, слишком большой скромности или робос­ти, о постоянной внутренней готовности быть наказан­ным за что-либо. Типичен при знакомстве, когда твердый взгляд одного никак не может поймать взгляд другого.

Взгляд усиленно раскрытых глаз обычно исполь­зуют, чтобы вызвать доверие к себе. Нередко его можно прочесть на лицах продавцов и коммивояжеров, пытающихся всучить покупателю некачественный товар.

Косой взгляд обычно служит для тайного наблю­дения за своим окружением и вызван в первую очередь неуверенностью в себе на людях. Такой взгляд характерен как для молоденькой девушки, впервые пришедшей на дискотеку в чересчур открытом платье, так и для кинозвезды, преследуемой беззастенчивыми фотокорреспондентами.' Взгляд сбоку, углами глаз, час­то расценивается как недоверие, скепсис. Такой взгляд может быть следствием некоторых ревматических заболеваний мышц век или же глухоты, при которой ухо поворачивается к партнеру, а взгляд, естественно, оказывается боковым.

Взгляд «глаза в глаза» следует считать серьез­ным душевным испытанием. Такой взгляд можно наб­людать у влюбленных и детей. В сфере эротики он выражает символическое овладение и пылкую отдачу и приводит к рефлекторному расширению зрачков, когда взгляды как бы погружаются друг в друга.

В случае прикрытых, «занавешенных» глаз,

когда веко более или менее расслабленно свисает вниз и закрывает верхнюю часть глаза, окружающее касается человека лишь отчасти. Такие глаза встреча­ются при сильном утомлении, вплоть до истощения, при явной скуке, при полной отрешенности в момент близости с сексуальным партнером, при душевной инертности и тупости. Полное раскрытие глаза оказы­вается невозможным также при параличе мышцы — открывателя века.

Если взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера, то это может выводить из равновесия собеседника: вызывающее невнимание партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух, обычно рассматривается как подчеркнутое неуважение. В таких случаях возможны агрессивные реакции со стороны партнера.

Взгляд глаз, направленный в пространство, говорит о том, что перед вами задумчивый, погружен­ный в мир собственных интересов человек. Иногда этот взгляд также используют и в тех случаях, когда кому-то хотят показать, что он для вас — пустое место.

Знаменитый итальянский антрополог и криминалист Чезаре Ломброзо ошибочно- считал взгляд ис­подлобья присущим в основном преступникам и дегенератам. На самом деле это — одна из наиболее древних и простых мимических реакций. Он одинако­во доступен многим людям в соответствующей обста­новке.

Взгляд сверху вниз при откинутой назад голове означает высокомерие, презрение, чувство превосход­ства. Он может быть обусловлен и разницей в росте собеседников.

Взгляд в пол выражает страх и желание прервать контакт.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, рассматривается как вторже­ние в сферу личных переживаний. Даже слишком пристальный взгляд многими воспринимается как приз­нак враждебности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...