Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЕНОМЕН ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА




 

Внутренний мир называют также субъективным, подчерки­вая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный че­ловек.

Существует еще одно обозначение внутреннего, субъектив­ного мира человека — психологический мир. Все эти понятия в данном контексте являются синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внутреннего мира пользуются также понятием «душевная жизнь человека». Душевная жизнь человека или его внутренний (субъективный) мир— это специфическая область науки психологии.

Для осознающего себя человека наличие внутренней жиз­ни — первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жиз­ни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и не­посредственным доказательством его су­ществования в мире. Например, знаме­нитое «Cogito erqo sum» («Мыслю — следовательно, существую») француз­ского философа Р.Декарта указывает, что мышление — единственный критерий достоверности собственного существования.

Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат многообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, котором он живет, он имеет представление об окружающем, онимает и объясняет природный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззрение: картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.

Но образ мира у человека отличается от образа мира, созднного в естествознании и обществоведении. И не потому, что данного индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы, представления и мысли, о выражению психолога А.Н.Леонтьева, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении субъективный мир человека» имеется еще один оттенок: человеческое восприятие внешнего мира — это живое, эмоционально крашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внеш­ний фон.

В психиатрии описано состояние пациентов, образно на­званное «эмоциональной тупостью». Оно проявляется в том, что больные не испытывают никаких желаний и чувств. Когда боль­ные представлены сами себе, то они бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной инициативе ника­ких действий, в том числе по удовлетворению своих органиче­ских потребностей.

Именно наличие высших чувств — стыда, раскаяния, совес­ти, любви и т.д. — отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума человека стала непреодолимой пре­градой на пути создания искусственного интеллекта, воспроиз­водящего мышление человека. «Умные» машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оп­тимальные, реализовать сложнейшие программы, но они не спо­собны чувствовать и переживать.

Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, ко­торый объясняет сложность человеческого поведения, — это об­ласть человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы че­ловеческого поведения, активность его устремлений.

Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознатель­ном волевом поведении он осуществляет власть над собой, под­чиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе.

Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины кото­рых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побу­дительная причина которых нам недостаточно ясна.

Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности.

Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим. Он дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что состав­ляет его личный, субъективный опыт. Но, может быть, психоло­гический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью яв­лений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего являет­ся внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как скла­дывается человеческая субъективность?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...