Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое знание в преданиях и текстах о человеке




И обществе

В космогонических (о сотворении мира) мифах, например ветхозаветных (имеющих прототипы в еще более древних повериях Востока), содержатся в своеобразно превращенной форме, в частности, психологические сведения: о важной роли замысла, мысли, речи (в одной из версий мир создавался "по слову"), о проектировании предметного целого по некоему мысленному образу и подобию, о явлении удовлетворенности субъекта соде­янным (сотворил и "увидел, что это хорошо"), о чередовании занятости и отдыха (шесть дней творить, работать, а на седьмой — отдыхать). В мифах есть идея важной роли взаимопонимания в совместной работе (неудача со строительством вавилонского столпа при утрате общепонятного языка), об эмоциональных со­стояниях, побуждениях, смыслах деятельности (характеристики благоволения, гнева, требование трудиться в поте лица, т.е. с приложением волевых усилий, не служить мамоне, т.е. богатст­ву, "брюху", чувственным потребностям и т.п.).

Деловая необходимость и назначение указанных донаучных форм существования душеведческих сведений в том, что они суть исторически конкретные способы общественного закрепления полезного опыта психологических открытий, обобщений, сведений, ориентирующих людей в сложной реальности жизнеобеспечения, в деловых качествах людей, в организации труда и его смысле, в ор­ганизации общения. Ссылки на высшие силы, на божество, тра­дицию, мудрость предков — это есть еще и способ придать све­дениям необходимую авторитетность, эмоциональную припод­нятость над обыденностью и сделать их таким образом хороши­ми регуляторами повседневного поведения.

Донаучное знание не следует обесценивать как непременно недоброкачественное. Оно относительно истинно и практично (ведь и собственно официальная наука не чужда локальных мо­делей и даже заблуждений, тупиков в развитии).

Если обратимся, например, к летописному своду, именуе­мому "Повесть временных лет" (первая половина XI в.), то здесь встретим и психологические характеристики субъектов деятельности ("бяху мужи мудри и смыслени, и нарицахуся по­ляне", "... И възлюби место, и сруби градок малъ, и хотяше сести с родом своим..." и др.). Здесь описан процесс принятия госу­дарственного решения на основе двухсерийного эксперимента по изучению личности военачальника.

Когда "одоле Святослав и бежаша грьци" (греки. — Е. К.), 24 царь их согласно тексту летописи созвал своих бояр и сказал: "Что створимъ, яко не можемъ противу ему стати?". Бояре посоветова­ли "искусить" (испытать, Е. К.) Святослава, послав ему золото, дорогие ткани — проверить, склонен ли он к драгоценностям ("Любезнивъ ли есть к злату, ли паволокам?"). И послали к Свято­славу "мужа мудра", наказав (дав инструкцию непосредственному экспериментатору): "Глядай взора и лица его и смысла его". Ока­залось, что Святослав, оказался к дарам сравнительно равноду­шен; не глянув, велел их убрать ("не возре на ня, и повеле схоронити"). Тогда эксперимент был продолжен, и один из бояр посо­ветовал: "Искуси и (его, Е. К.) еще, поели ему оружье". Когда принесли Святославу оружие, он принял его с явным удовольст­вием ("Он же, приим, нача хвалити, и любити, и целовати :       (приветствовать, Е. К.) царя"). В итоге "экспериментаторы" приходят к заключению, что этот "муж" таков, что лучше не воевать с ним, а платить дань ("Лют ее мужъ хощет быти, яко именья не брежеть, а оружье емлеть; имися по дань").

Существовали ли описываемые события в реальности — это вопрос гражданской истории. В нашем контексте существенно другое: для писавшего "Повесть временных лет" ясна неслучайная зависимость между свойствами личности и деятельностью челове­ка. Если угодно — идея единства психики и деятельности, кото­рую мы встретим и в современных работах по психологии, даже в словарях (см. Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 84). Для автора "Повести" существуют и специальные приемы, методы изучения ("искушения") личности. И знание о личности кладется в основу прогноза общественных событий, настолько важных, что принимается ответственное и нелегкое решение предложить лю­бую дань ("еже хощеши" — какую хочешь).

Особого рассмотрения заслуживают труды М.В. Ломоносова (по Полн. собр. соч., М-Л., 1950—1957). Выделим пять направлений.

1) Построение эмоционально насыщенных образов целей и смыслов деятельности. Система смыслов деятельности включает при этом такие компоненты —"умножение счастья человече­ского рода", "слава и польза отечества", "вечное удовольствие отечества", преодоление тягостных состояний — "умаление ску­ки", "облегчение работ", "увеселение" от нахождения истины, страсть "насыщать свой дух приятностию самого дела" и многое подобное.

2) Вопросы самостоятельной волевой регуляции работы. На­пример, говоря о рудоискателях. М.В. Ломоносов отмечает: "При искании жил не надлежит скоро от дела отставать, когда кто нескоро до руд дойдет". Вместе с тем, говоря о трудящемся — будь то академик или плотник, — он рассматривает его как человека, которому обязательно что-то оставляется на его собст­венное "произволение" и "рассуждение".

3) Вопросы проектирования средств и условий деятельности. Так, предлагая соединить все подразделения Академии наук в один "корпус" (быть может, "городок"), он приводит психологи­ческие доводы:

мастеровые люди ради (из-за. — Е. К.) дальнего расстоя­ния приходить не могут в надлежащее время или, хотя и придут, однако усталые и отдыху требуют...

А когда профессора

друг от друга в опытах взаимной помощи требуют, то для (из-за. — Е. К.) разделения по разным в знатном расстоя­нии квартирам того чинить не могут, (т. 10, с. 195-196)

4) Вопросы проектирования больших систем с учетом психо­логических особенностей людей. Новый "Регламент" Академии Наук он начинает с понятий, которые в наши дни давно и прочно отнесены к разделу психологического профессиоведения, а именно:

1. прежде установления и распоряжения (расположения по "ряду", порядку. — Е. К.) академических членов (членов Академии, ее работ­ников — £ К.) должно определилась первейших персон сего общест­ва требуемые качества, дабы оных достоинствоЛ1, знанием и рачением вся академическая система в добром и порядочном движении обращалась (т. 10, с. 138-139)

Качества "первейших персон" выводятся из тех функций, ко­торые предписываются проектом работнику. Они, с одной сто­роны, дифференцируются в зависимости от профессии, от места человека в проектируемой системе, с другой, — предполагаются качества, общие для многих или всех работнике» Академии. Кроме того, качества разделяются и но другому основанию указано, какие из них обязательны, какие желательны, какие нежелательны. Наконец, показаны как бы зоны целесообразного взаимного пересечения (расширения) профессиональных профилей. Например:

 

"... достоинство главное (члена Академии. — Е. К.) состоит в довольном знании своей науки, которая он профессор, но притом, чтобы такой не совсем чужд был и неискусен в дру­гих, сродных с его профессиею науках... физик должен при­том иметь изрядное знание в химии..."

"анатомик, будучи притом физиолог, должен давать аз физики причины движения животного тела, а поелику м — разуметь химию и в ботанике лекарственные травы (т. 10, с. 139-140). "Юрист должен быть притом историк и политик...", (т. 10, с. 140)

 

"Ориентальных языков профессор -искусен в древней греческой истории и восточных народов" (т. 10, с. 140)

 

Обще от всех академиков неотменно требуется знание хотя элементарных наук математических" (т. 10. с. 141)... "5 прочем во всех должно смотреть, чтобы они были честно­го поведения, прилежные и любопытные люди. (гл. 10. с. 141 )

5) Вопросы оптимизации межлюдских отношений. Идеи об этом высказываются Ломоносовым по поводу любого дела, будь то проверка кунсткамеры, постройка зданий или работа в лабо­ратории. Например, часты указания такого рода:

 Академик разбирающийся С древностях, еврейских, греческих, римских и северных народов... с историографом, сно­сясь, могут подавать один другому доброе взаимное вспоможиние". (т. 10, с. 149}

 

Упражнение.

Обсудите психологическое знание, скрытое в пословицах: "Назначили осла кузнецом, он первым делом себя подко­вал" (армянск.); "Горька работа, да хлеб сладок" (русск.); "Свои гуси каждому кажутся лебедями" (англ.).

Задание.

Выделите из Устава вашего учебного заведения слова и выражения, в которых можно усмотреть психологическое содержание. Попробуйте также проанализировать Кон­ституцию страны.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...