Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТНОШЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ




История вопроса. Отношение и действие. Определение понятий. Психическая жизнь человека и ее структура. Виды отношений. Характер отношений. В.Н. Мясищев о связи психических процессов и отношений. Развитие отношений человека в онтогенезе. Вопросы педагогики и психологии отношений. Роль отношений человека в психотерапии. Основные понятия: отношение, действие, деятельность, восприятие, память, мышление, внимание, психосоматика, психические процессы, состояния, свойства, отношения типа «я—ты», отношения типа «я—он», отношение активное, отношение пассивное. Отношение и действие

Психология отношений не получила пока достаточного освещения в психологической литературе.

Нет ее пока в программах педагогических, да зачастую и психологических вузов.

Вместе с тем система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является

наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд

других ее компо-

184 нентов, таких, как характер, темперамент, способности. Восприятие человеком действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, безусловно, всегда фиксируют особенности объективного мира. Но на всех этих психических процессах личности постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого эта личность является. В центре направления, называемого психологией отношений, лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная.система субъективно-оценочных отношений к действительности. И если деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, то психология отношений складывалась в основном в сфере психологической практики (клинической и терапевтической). Не отрицая великую роль деятельности, которую постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастера, В.Н. Мясищев подчеркивал, что сама по себе деятельность — игра, учение, труд — для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам. Дискуссия, состоявшаяся в 70-е годы между московской («деятель-ностной») и ленинградской («отношенческой») школами, показала, что «отношение никак нельзя свести к действию (или деятельности), более того, оно во многом противоположно действию». Так, отношение: не имеет цели и не может быть произвольным; не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки; оно скорее состояние, чем процесс; не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и возникает в действии. По словам Е.О. Смирновой, отношение может быть и источником действия, и его продуктом. Но может и не быть, так как не всегда отношение выражает себя во внешней активности. С другой стороны, ярко выраженное отношение можно пережить и к отсутствующему или вовсе не существующему предмету, который есть только в сознании субъекта.

То обстоятельство, что ярко выраженное отношение можно пережить и к вообще не

существующему предмету (или явлению),

185


используется в ряде психотерапевтических техник, в частности в русле нейролингвистического программирования: человека просят представить ту ситуацию, в которой он хотел бы находиться, просят мысленно войти туда, как бы осмотреться, прислушаться, ощутить свое состояние там, взять те ресурсы, которые у него там, в той ситуации есть и привнести их в свою реальную жизнь. Случай из консультативной практики

Девушка 18 лет заявляет, что она хотела бы иметь более гармоничные отношения с матерью.

«Представьте себе, — говорит консультант, — что вы уже имеете эти отношения. Представьте как можно четче образ тех отношений, которые вы хотели бы иметь. Войдите мысленно в ту ситуацию, всмотритесь в нее, прислушайтесь к тому, что там звучит или не звучит. Обратите внимание на то, что отличает ситуацию реальную от той, которую вы хотите иметь и создали сейчас в своем воображении. Чем вы там отличаетесь от себя реальной? Возьмите эти качества с собой, в свою реальную жизнь». Психическая жизнь человека и ее структура

Психическая жизнь человека, в представлениях В. Н. Мясищева, есть некоторое целое, в котором с научных позиций можно выделить отдельные стороны и аспекты: психические процессы, отношения, состояния и свойства.

Психические процессы — последовательность изменений психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром, начиная от деятельности мышления и кончая двигательными реакциями.

Состояние — общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс. Состояние может быть возбужденное, подавленное, вялое, деятельное, утомленное и т.д. Психологические отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. По мнению В.Н. Мясищева, психические процессы, состояния и психологические отношения — три основных момента в характеристике деятельности человека. Так, процесс деятельности всегда развивается на определенном функционально-динамическом фоне состояния и по уровню своей активности определяется отношением к объекту как к задаче или цели деятельности. Свойства же обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. 186

Отношение. Виды отношений. Характер отношений

Понятие отношение возникает там, отмечает В.Н. Мясищев, где есть субъект и объект. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью. Психологические отношения человека в развитом виде представляют собой «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

Понятие психического отношения отражает, по В.Н. Мясищеву, внутреннюю сторону связи человека с действительностью. Оно содержательно характеризует личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности.

Деятельность и поведение, пишет В.Н. Мясищев, одной и той же личности в каждый данный момент определяются ее отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности, т.е. из всей объективной общественно- исторической действительности.

При всем многообразии отношений, которые связывают человека со всеми сторонами действительности, В.Н. Мясищев выделяет три основные категории этой действительности: а) явления природы и мир вещей; б) люди и общественные явления; в) сам субъект, личность. Восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Рассуждая таким образом, В.Н. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми.

Само слово «отношение» в русском языке, пишет Е.О. Смирнова, является отглагольным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит. Следовательно, оно подразумевает наличие субъекта, объекта и содержания. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.). Поэтому отнести можно только то, что уже есть у субъекта, что уже является своим (или присвоенным).

Между тем отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. По мнению Е.О. Смирновой, 187


субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений. А потому предстоит большая работа по построению концепции развития отношений и по разработке методов их исследования. В поле внимания Е.О. Смирновой — не отношения человека с миром вообще, а межличностные отношения и их становление в раннем онтогенезе.

Е.О. Смирнова говорит о двух типах отношений: «я—ты», «я—он», которые основаны на двух внутренне противоречивых началах. В отношения типа «я—он» другой является для человека внешне противопоставленным существом, определенным через совокупность конкретных свойств и качеств. Эти качества могут быть познаны, оценены и использованы в своих интересах. В отношениях «я—ты» другой принципиально не сводим к каким-то конечным, определенным характеристикам, он причастен к субъекту, слит с ним изнутри; он может быть только субъектом общения.

Как вы думаете, каким должен быть тип отношений в системе общения воспитатель—ребенок в свете психологии отношений?

Потребности, эмоции, интерес, убеждения — виды отношений человека к окружающей действительности.

Потребности — одна из сторон отношения. В.Н. Мясищев определяет ее как конативную (от латинского слова «сопаге» — стремиться, домогаться) тенденцию овладения. Эмоциональное отношение — вторая сторона отношений. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражде,антипатии. Интерес — еще один вид отношений.

Оценочные отношения — сопоставление действий и поступков человека с образцами. Убеждения — представления о том, какова фактически существующая действительность и какой она должна быть.

Мотив как основание действия, решения или усилия является, по В.Н. Мясищеву, не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимость и т.д.

Психическое отношение, по словам В.Н. Мясищева, выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Активность личности характеризуется прежде всего наличием полярных отношений к действительности — интереса или безразличия. В свою очередь избирательно направленная активность определяется положительным отношением (стремлением, любовью, увлечением, уважением, долгом) или отрицательным отношением (антипатией, антагонизмом, враждой). Очевидно, что характеристика личности не 188 может ограничиться только стремлениями или положительными тенденциями. По В.Н. Мясищеву, эта характеристика должна быть дополнена освещением ее безразличных и отрицательных отношений.

О связи психических процессов и отношений. Развитие отношений

Качества психических процессов, по мнению В.Н. Мясищева, определяются наличием или отсутствием активного отношения человека к тому, что воспринимается, запоминается, обсуждается и т.д.

Восприятие — непосредственная чувствительная и элементарная форма отражения действительности. Многообразие и прочность восприятия имеют место при активно- положительном отношении. И напротив, восприятие отличают бедность и непрочность при безразличном отношении человека к его содержанию. Избирательность восприятия связана с тем, что различные объекты и их стороны имеют разное значение для человека. «Известные примеры этого представляет мать, спящая при шуме и пробуждающаяся при легком движении ребенка...». Мышление и восприятие отражают объективную действительность. Однако мышление отражает эту действительность в понятиях. Субъективная сторона мышления — индивидуальный характер суждений. «По поводу одного и того же факта или события суждения людей могут оказаться различными в зависимости от того, что и как воспринимается, что и как становится предметом суждения, какое значение приписывается тем или иным сторонам объекта или факта». Общеизвестна зависимость памяти от интереса или эмоционального отношения, отмечает В.Н. Мясищев. Запас наших знаний основан на способности накопления фактов, сведений и т.д. Бесконечное же разнообразие запаса знаний у различных людей зависит не только от особенностей опыта, но и от неодинаковой прочности фиксации усвоенного материала как в смысле количества, так и в смысле содержания. Избирательность памяти обусловлена отношением личности. События и факты запоминаются тем прочнее, чем больше впечатления они производят на человека.

Внимание — это сосредоточенность психической активности. Заинтересованный ребенок весь «захвачен» интересным предметом, рассказом, делом. «Внимание голодного неотразимо привлекается запахом пищи. Человеку с потребностью в чтении не оторваться от книги. Увлеченный работой человек поглощен ею. Он ничего не слышит, не видит, не чувствует голода и усталости». Источником внимания В.Н. Мясищев называет избирательное отношение личности к различным сторонам действительности в процессе деятельности. 189


Известно, что воля и внимание, пишет В.Н. Мясищев, являются процессами, регулирующими и направляющими нашу деятельность. Но именно отношение определяет характер волевого усилия. В.Н. Мясищев приводит пример из исследований А.Г. Ковалева. Он касается попыток учителя исправить почерк школьника. Эти попытки, как отмечает В. Н. Мясищев, оказываются бесплодными, если ограничиваются лишь повторными упражнениями, и, наоборот, они дают успешный результат, когда за хорошо написанный текст ученик получает поощрение, изменяющее его отношение к своему почерку и задаче исправления. Однако в какой форме это поощрение может выражаться, В. Н. Мясищев не уточняет.

Какое значение имеют связи между особенностями функционирования психических процессов (мышлением, восприятием, памятью, вниманием и т.д.) и отношением человека к действительности для практики воспитания и обучения ребенка? Что мы должны иметь в виду при организации и проведении занятий, воспитательных мероприятий? Не стоит ли сначала сформировать у ребенка надлежащее отношение к тому или иному качеству или форме поведения и лишь затем закреплять их в поведении ребенка? Приведите примеры.

Сила педагога, считает В.Н. Мясищев, в том, чтобы правильную точку зрения сделать точкой зрения ребенка, правильное отношение — его отношением.

В сущности, вопрос о развитии человека, по мысли В.Н. Мясищева, неразрывно связан с формированием его отношений. Наблюдения и естественно-экспериментальные исследования данного вопроса показывают, что на безусловно-рефлекторной основе рано начинает обнаруживаться избирательная реактивность условно-рефлекторного характера. Первоначальный период возрастающей и проявляющейся в разных областях избирательности В.Н. Мясищев назвал предотноше-нием, т.е. еще не сформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности. Лишь с какого-то момента в процессе развития ребенок становится сознательным, т. е. сознательно относящимся существом. Так, овладев в известной мере речью, он находится в такой фазе, когда не только реагирует избирательно на те или иные обстоятельства жизни, но и выражает речью свое отношение.

В 2 года можно отметить еще не устойчивые, но вполне определенные реакции, сопровождаемые словами «хочу — не хочу», «интересно — неинтересно», «люблю — не люблю». Смысл реакции ребенка находится в соответствии со смыслом этих слов.

С двух-, трехлетнего возраста ребенок уже демонстрирует четко выраженные и достаточно определенные избирательные отношения, среди которых ярче всего выступают отношения к родителям, к детям, воспитателям, к играм. Некоторые свойства отношений в этом возрасте выступают уже как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. На данном воз- 190

растном этапе отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием переходящего эмоционального состояния. Характер и уровень развития отношений в этом возрасте определяются прежде всего взрослыми (родителями и воспитателями). Изменение положения ребенка в школьном возрасте влечет за собой обогащение опыта и многообразие отношений. Новый момент в структуре этих отношений — наличие внесемейных обязанностей и обязательный учебный труд. Структура отношений здесь определяется требованиями объективной необходимости.

Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждения и идеалов характеризует развитие отношений в старшем школьном возрасте. Вопросы педагогики и психологии отношений

Воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное, справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ребенку, а ребенок — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, откровенностью, искренним или показным отношением.

Взаимоотношения, существующие между воспитателем и ребенком, играют существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь являются результатом этого взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, могут укреплять, разрушать, реорганизовывать отношения. В условиях свободного взаимодействия воспитателя и ребенка могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются. Роль отношений человека в психотерапии

Источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально- бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д. 191


Значительное место в профилактике психического здоровья В.Н. Мясищев отводит вопросу о «соматическом состоянии». Это вызвано тем, что психика, свойства личности играют важную роль в предупреждении соматических заболеваний и укреплении физического здоровья. Например, известно, что возникновение такого соматического заболевания, как гипертония, зависит от нервно-психического перенапряжения.

Однако, считает он, возникновение перенапряжения и его фиксация зависят от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруднениях, от самообладания, от правильной самооценки и объективной критической оценки обстоятельств. Наша справка

Лазурский Александр Федорович (1874—1917) — русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» — психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров.

Мясищев Владимир Николаевич (1892— 1973) — отечественный психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности. Ядро личности, по В.Н. Мяси-щеву, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Данная теория составляла основу исследований В.Н. Мясищева в области медицинской психологии.

Смирнова Елена Олеговна — доктор психологических наук, зав. лабораторией психического развития детей дошкольного возраста Психологического института РАО. Словарь понятий

Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

Отношение (в психологии) в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить пространственные отношения, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего и т.д. Особый тип отношений — отношения общественные.

Психология отношений — направление отечественной психологии, основанное А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым. Условно-рефлекторный — рефлекс, образующийся при сближении во времени первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. 192

Формы проведения практических занятий по теме «Отношенческая психология о закономерностях детского развития»

Цель: усвоение учащимися категориального аппарата, понимание и осознание основных закономерностей формирования системы отношений ребенка с окружающим миром. Вариант 1. Семинар

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите теоретический материал, познакомьтесь с рекомендуемой литературой. Выпишите ключевые понятия, в которых описана проблематика детского развития в русле отношенческой психологии. Сформулируйте основные положения данного направления психологии. Запишите их. Приведите примеры из сферы ваших профессиональных интересов, практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

а) категория «отношение» в психологии;

б) отношенческая психология в ряду основных направлений психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология);

в) система отношений человека с окружающим миром и ее развитие.

Очень важно при обсуждении каждого вопроса заслушать несколько вариантов ответов. Важно,

чтобы прозвучали точки зрения нескольких студентов, ведь каждый из таких ответов — не что

иное, как отношение к изучаемому материалу.

Вариант 2. Научная конференция

«Специфика детского развития с позиции

психологии отношений»

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите внимательно теоретический материал и рекомендуемую литературу. Познакомьтесь с работами В.Н. Мясищева, в которых речь идет о методологии и методике конкретного психологического исследования: «Принципы и методы исследования характера»; «Методы исследования способностей и одаренности»; «Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений (краткий план)».

Разработайте программу исследования и составьте характеристику личности на основе принципов теории отношений. Определитесь с

7. О. А. Шаграева

193


количеством детей, особенности развития которых вы хотели бы изучить. Обработайте полученный материал. К каким выводам вы пришли?

Ход занятия

Занятие проводится в форме конференции. Каждый участник конференции рассказывает о своем опыте работы.

Подводя итог проделанной работе, ответьте на вопросы: какими !

достоинствами обладают предложенные в русле психологии отношений принципы и методы изучения психики ребенка? С какими трудностями вы столкнулись и как разрешили их? Вариант 3. Тренинг личностного роста

Как подготовиться к практическому занятию                      I

Прочтите теоретический материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, которые в отношенческои психологии описывают закономерности детского развития. Из прочитанных текстов выберите положение (цитату), содержание которого вам совершенно не понятно. Выпишите его в тетрадь.

Ход занятия

Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре в течение 20—30 минут идет обсуждение положений отношенческои психологии. Участники беседы обмениваются мнениями по поводу его воз- ; можного содержания и смысла. По окончании отведенного времени каждый из участников диалога должен найти нового партнера и рассказать ему о том, какой разговор состоялся в предыдущей паре: какие именно положения обсуждались; какие вопросы и проблемы удалось решить; какие вопросы остались не разрешенными.

К каким выводам вы пришли в ходе занятия? Что позитивного для вас было на нем? Где можно использовать полученные знания? Вариант 4. Коллоквиум

Как подготовиться к практическому занятию

Предметом специального рассмотрения и обсуждения станут работы Е.О. Смирновой «Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе» и В.Н. Мясищева «Личность и труд аномалийного ребенка».

Подготовьтесь к индивидуальному собеседованию по прочитанным работам с преподавателем. Для этого выпишите основные понятия, к которым обращается и которые использует автор статьи. Кратко запишите содержание каждого из понятий. Сформулируйте основные 194

положения, имеющие непосредственное отношение к практике воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.

Ход занятия

Занятие проходит в форме индивидуального собеседования каждого студента с преподавателем. Кданной форме собеседования можно привлечь других преподавателей или студентов старших курсов. Важно сохранить форму индивидуального собеседования, чтобы каждый из учащихся мог иметь возможность высказать свое мнение и показать свои знания.

В процессе обсуждения статей ответьте на следующие вопросы: что нового вы узнали, работая над статьями? Что показалось вам знакомым? Где полученные знания можно использовать? Вариант 5.Тренинг «Рефрейминг смысла и рефрейминг контекста»

Как подготовиться к занятию Прочтите небольшой текст.

«Люди всегда и во всем ищут смысл. Однако смысл любого события зависит от того, в какую рамку представления о мире и о себе вы его помещаете. Когда вы меняете рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, ваши реакции и поведение также меняются. Способность помещать события в различные рамки дает человеку больше свободы и больше возможности. "Рефрейминг" как раз и является понятием, обозначающим трансформацию смысла события, той или иной формы поведения, поступка, состояния, настроения и т.д.

Рефрейминг — это не способ смотреть на мир через розовые очки так, чтобы все вокруг стало "на самом деле" хорошим. Проблемы не исчезнут сами по себе, с ними все равно придется что-то делать, но чем больше у вас будет способов по-разному посмотреть на них, тем легче их будет разрешать.

Существуют два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания (смысла)»1.

Рефрейминг контекста предполагает поиск того контекста, в котором данное поведение является вполне подходящим. Например, человек говорит: «Я слишком глуп». Но ведь, безусловно, можно найти контекст, в котором это качество окажется чрезвычайно полезным. Таким контекстом является ситуация обучения. «Зато тебе легко учиться», —

1 О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. — Челябинск, 1998. — С. 150. 7* 195


можем мы сказать ему в ответ. «Я слишком болтлива», — говорит молодая девушка. «Зато тебе не приходится слушать глупую болтовню других». Вы слишком застенчивы? Тогда спросите себя, в каких ситуациях это качество кажется вам полезным?

Содержание опыта — это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему значение, какое вам нравится. Научитесь изменять фокус своего внимания. В этом и состоит рефрейминг содержания (смысла) опыта. «В этой жизни все ужасно. А я похожа на паровоз, который замер на месте и никак не может сдвинуться с места», — говорит психотерапевту женщина. «Но что плохого в том, что паровоз, у которого впереди открылось много путей и дорог, на мгновение задумается, прежде чем определит, в каком направлении ему двигаться дальше», — вопрошает терапевт. Ход занятия Образуйте пары.

Возьмите себе в партнеры человека из вашей группы, с которым вы общались крайне редко, а может быть, и вовсе пока не разговаривали. Сядьте друг против друга. Возьмите в руки по небольшому листочку бумаги. Каждый из вас на своем листочке напишет личное качество, которое его до сих пор беспокоило. Начните фразу словами: «Я слишком». Например: «Я слишком болтлива», «Я слишком застенчива», «Я слишком требовательна к другим» и т.д. Произнесите друг другу написанные фразы и обменяйтесь листочками. На листочке вашего клиента, сразу после слов «Я слишком...», запишите: «Зато...». А далее сформулируйте положение, которое позволило бы придать новый смысл качеству, заявленному вашим партнером. Теперь ваша задача будет состоять в том, чтобы подойти к 10 разным людям и попросить написать их для вашего партнера по одному рефреймингу. Каждого из студентов вы просите дать рефрейминг, записанному качеству вашего партнера. Но кто является вашим партнером, говорить не следует. Можно лишь сказать о том, какого пола ваш партнер: мужского или женского. Листочек вашего партнера вы не должны потерять. Тот, кто принимает из ваших рук листочек, должен прочесть качество, прочесть варианты рефреймингов, записанных до него, и предложить свой вариант рефрейминга. После записи вам должны вернуть листочек вашего партнера. После того как на листочке будет написано десять вариантов рефрейминга, вы возвращаетесь в свои пары. Садитесь. Ваш клиент произносит свою фразу вслух. А вы в ответ зачитываете ему первый вариант рефрейминга. Он произносит вслух свою фразу второй раз. 196

А вы в свою очередь зачитываете ему второй вариант рефреиминга. И так все десять раз. Теперь поменяетесь ролями. Вы клиент, а ваш партнер — консультант. Повторите упражнение теперь в вашу сторону. Возьмите листочки и сохраните tc вашими собственными качествами и рефреймингами на них) их в качесгве талисмана.

Какой эффект на вас оказало даннс'е упражнение? Как изменилось ваше отношение к качеству, которое д£ сих пор вы называли в качестве собственного недостатка? Ответы на э™ вопросы обсудите в группе. Вопросы для самопроверки

1. Что такое «психология отношений»?

2. Дайте определение понятию «отношлние>>-

3. Назовите известные виды отношений-

4. Чем отношение отличается от дейст#ия?

5. Назовите виды отношений.

6. Какие этапы развития отношений в детском возрасте выделил В.Н. Мя-сищев?

7. Чем отношения типа «я—он» отливаются от отношений типа «я—ты». Какова позиция Е.О.Смирновой по этому допросу?

8. Сформулируйте педагогическое зналение основных положений психологии отношений.

9. Как учитывается характер отношение человека с миром в русле психотерапии?

10. Как бы вы определили место психологии отношения в ряду других направлений зарубежной и отечественной психо/огии'

Литератора

БодалевА.А. В.Н. Мясищев и психолЮ™я отношений // Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, }995. — С. 5—14.

Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 1994.

— №6. — С. 5—15.

Мясищев В.Н. Психология отношений---- м- Воронеж, 1995.

Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка // Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, 1995. — С.171 —193.

Мясищев В.Н. Методы исследования способностей и одаренности / / Мясищев В.Н. Психология отношений.

— М.; Воронеж, 1995. — С. 326—337.

Мясищев В.Н. Принципы и методы исследования характера// Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, 1995. — С. 218—254.

Мясищев В.Н. Составление характерна™™ личности на основе принципов теории отношений (краткий план) // /Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, 1995. — С. 338—43 ' ОКоннорДж., СейморДж. Введение в нейролингвистическое программирование. — Челябинск, 1998. — С. 150.


Глава четвертая

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...