Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Гуманистическая психология как направление психологии. Категории гуманистической психологии. Теория личности К. Роджерса. Поле опыта. Самость и идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Условия ценности. Социальные отношения. А. Маслоу об иерархии потребностей. Человек как представитель биологического вида. Связь между сознанием и телом. Основные понятия: здоровый организм, физическое, психическое, внутренние сигналы, сознание и тело, трансценденция. Гуманистическая психология — направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Предмет изучения гуманистической психологии — целостный человек в его высших специфических проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.п. Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х годов XX века, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека, как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. А. Маслоу пишет, что существуют три основных психологических течения, три группы психологов. Первая — это бихевиористы, объективисты, позитивисты, механицисты. Вторая — группа, основанная на психоанализе 3. Фрейда. Третья группа — это психологи гуманистического направления, ученые, которые не приняли взгляды двух первых групп. Гуманистическая психология как направление психологии. Категории гуманистической психологии Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е годы приобрела большой вес и получила название «третья сила» в западной психологии. 143 Основные принципы гуманистической психологии. 1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности; О какой целостности идет речь? Что такое «целостность»? Как вы понимаете эту категорию? 2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; Приведите примеры. 3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя является главной психологической реальностью; Подумайте и приведите примеры. О какой открытости говорит А. Маслоу? Как вы понимаете «человек открыт миру»? 4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; Как вы понимаете выражение «единый процесс становления и бытия человека»? Приведите примеры. 5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; Согласны ли вы с этим положением? Приведите доказательства, что это так. 6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; Очень важное положение. Приведите к нему примеры из практики повседневного общения человека с другими людьми. 7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Хочется сказать: «Да!» Не правда ли? А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, В. Сатир, Ш. Бюлер — представители гуманистической психологии. В настоящее время наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с психоанализом и необихевиоризмом. Поле опыта — «феноменальное поле» — содержит все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно осознанию. Оно — частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности. Слова и символы включаются в мир реальности. Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. За каждой категорией гуманистической психологии — обобщение той реальности, в которой существует человек. Познакомьтесь с понятиями и найдите их место в реальном мире. Приведите примеры «поля опыта», «самости», «самости идеальной», «конгруэнтности» и т.д. Идеальная самость — это представление себя таким, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает 144 наибольшую ценность для себя. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, — один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, — признак душевного здоровья. Такое принятие, по мысли К. Роджерса, не есть покорность, сдача позиций. Это лишь способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека, — одно из препятствий личному росту. Конгруэнтность — степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различие между реальным опытом и его осознанием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение, опыт и содержание сознания более или менее соответствуют друг другу. Неконгруэнтность имеет место, когда есть различие между содержанием сознания, опытом и сообщением об опыте. «Как дела?» — спрашиваем мы человека. «Нормально», — отвечает он, низко опустив плечи и тяжело вздохнув. Такое состояние нашего собеседника мы назовем неконгруэнтным. Ибо его реальный опыт не соответствует содержанию сообщения. Существует фундаментальный аспект человеческой природы, считает К. Роджерс, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. В каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически. Рост возможен и является центральным для структуры организма. Что препятствует росту и здоровому развитию ребенка Что может выступать в качестве препятствия росту? Как вообще происходит, что ребенок начинает отставать в своем развитии? Ведь, согласно одному из тезисов гуманистической психологии, человек есть активное, творческое существо; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации. К. Роджерс объясняет механизм возникновения данного явления. По мнению К. Роджерса, основным препятствием для развития точного восприятия и реалистического осознания себя выступает некое «условие ценности». Как только ребенок начинает себя сознавать, отмечает К. Роджерс, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. Любовь настолько важна для ребенка, что он начинает руководствоваться в своем поведении не столько тем, что поддерживает и усиливает его организм, сколько вероятностью получения материнской любви. Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь и одобрение независимо от того, является ли 145 это для него самого здоровым. Дети могут действовать против своих собственных интересов, а в результате приходят к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворить или умиротворить других. По сути, здесь имеет место отрицание самости, явление, получившее название в концепции К. Роджерса «условие ценности». Так, человек набирает определенные состояния, отношения и действия, которые, как он полагает, делают его более ценным. Но в той мере, как они выдумываются, эти отношения и действия являются областью личной некогруэнтности. Как вы понимаете эти слова К. Роджерса? Что они значат для вас? Как может измениться позиция педагога, если это положение гуманистической психологии он возьмет в качестве руководства к действию? Ранние отношения могут быть конгруэнтными. Но могут служить и источником формирования условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими, считает К. Роджерс. Основной барьер, мешающий общению между людьми, — это естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или группы. Какое место в жизни человека вообще и в вашей собственной жизни занимают эти тенденции — судить, оценивать, одобрять или не одобрять? Один из принципов психологического консультирования — безоценочное восприятие клиента и его проблем. Так, рекомендуется ориентироваться на нормы клиента, а не на общепринятые нормы поведения в той или иной ситуации. Как вы думаете, можно ли практику безоценочного восприятия другого человека перенести в ситуацию повседневного общения людей? В практику педагогического общения? А. Маслоу о связи между сознанием и телом Без всяких оговорок можно говорить, пишет А. Маслоу, что здоровый организм ясно и четко сообщает нам о том, что он считает для себя важным, что он склонен выбрать или какое положение дел считает желанным для себя. Все это А. Маслоу называет «биологическими ценностями», «инстинктоподобными ценностями». Организм имеет, по А. Маслоу, гораздо более сильную тягу к здоровью, росту и биологическому успеху, нежели мы могли себе представить. Эта тенденция выражает стремление организма к автономности и независимости, она антиавторитарна по своей сути, потому следует научиться не вмешиваться в изучаемые явления и процессы. А. Маслоу считает, что подобной позиции обязательно следует придерживаться, когда мы имеем дело с человеком, и особенно с ребен- 146 ком. Такая позиция означает доверие к заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту и самоактуализации, здесь делается акцент на спонтанности и самостоятельности организма, отрицаются предсказуемость результата и внешний контроль. Такая позиция предполагает нашу веру в то, считает А. Маслоу, что свободная воля человека гораздо важнее, чем его предсказуемость. Мы верим во внутренние силы сложного организма, каковым является человек. Верим в то, что каждый человек стремится к полной актуализации своих возможностей, а вовсе не к болезни, страданиям или смерти. Любой человек охотнее предпочитает ощущать здоровье, нежели испытывать боль. Какие идеи А. Маслоу в этом тексте вам показались важными и интересными? Как вы думаете, действительно ли организм обладает «врожденной мудростью»? Есть ли у вас доказательства? Из дневника матери «Хочу рассказать о своем открытии. Я была молодой матерью. Теперь я это понимаю. Но тогда мне казалась, что я слишком умна. Все у меня в жизни удается. Но как, — думала я, — передать свою мудрость детям? Все мои попытки не приносили желаемых результатов. Я говорила ребенку: "Ты должен поступать так-то и так-то". Но когда он именно так и поступал, я видела, что ничего из этого не выходило, что ребенку это мое навязанное поведение приносило лишь разочарование и большие неудобства в жизни. Теперь я поняла, что мои дети тоже могут быть мудрыми. Им просто не надо мешать. Они найдут тот выход, который будет комфортным именно для них, в соответствии с той реальностью, в которой живут они». Между психическим и физическим здоровьем человека существует синергетическая взаимосвязь. Большинство психиатров, а также многие из психологов и биологов сейчас вынуждены признать, что практически многие болезни, а может статься все без исключения, можно отнести к разряду психосоматических или организмических. То есть если серьезно и глубоко заняться изучением «соматического» заболевания, то неизбежно всплывут его интрапсихические, ин-траперсональные и социальные детерминанты. Если посмотреть на проблему под этим углом зрения, даже перелом кости должен считаться психосоматическим, или, вернее сказать, «социосоматическим», заболеванием. Ибо, по словам А. Маслоу, биологи, врачи и медики-исследователи, желающие облегчить человеческие страдания и боль, обязаны учитывать психологические и социальные факторы, вызывающие их. Все говорит в пользу того, что работа над сознанием нового, здорового человека, работа над расширением его резервов, например при 147 помощи психиатрической терапии, может повысить сопротивляемость болезням и как следствие увеличить продолжительность его жизни, считает А. Маслоу. Об иерархии потребностей А. Маслоу выделяет две группы потребностей: потребности фундаментальные (базовые) и метапотребности. Иерархия фундаментальных (базовых) потребностей, по А. Маслоу, выглядит следующим образом: — физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.); — потребность в безопасности (стабильность, порядок); —■ потребность любви и принадлежности (семья, дружба); — потребность в уважении (самоуважение, признание); — потребность самоактуализации (развитие способностей). «Высшая природа» человека опирается на его «низшую природу», нуждается в ней как в основе. Без такой основы она терпит неудачу. Для большинства людей высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы как ее опоры. Ранее называемые потребности доминируют в иерархии потребностей, а значит, должны удовлетворяться прежде те, которые следуют за ними. Рост, по А. Маслоу, возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому что удовлетворение «низшего» становится скучным. Всем известно, что недостатки в питании приводят к заболеванию, которое традиционно называют «авитаминозом». Но точно так же подобного рода депривации в сфере высших потребностей (метамотивационных потребностей) вызывают у человека болезни духовного, или философского, или экзистенциального плана. И это тоже своего рода авитаминоз. Метамотивационные потребности — высшие ценности: потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде. Невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, такие, как потребность в безопасности, любви, уважении, самоуважении, идентичности и самоактуализации, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Однако, отмечает А. Маслоу, даже люди, в полной мере удовлетворяющие свои базовые психологические потребности, люди, которых с полным основанием можно отнести к разряду самоактуализирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру,красоте, справедливости, порядку, законности и прочим высоким ценностям, эти люди также могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне. Неудовлетворение этих высших, мета- 148 мотивационных, потребностей или утрата человеком ценностных ориентиров приводят к расстройствам, которые А. Маслоу называет общей, или частичной, метапатологией. Возникновение неврозов, как и целого ряда других нарушений, А. Маслоу связывает с затуханием у человека «внутренних сигналов» или их полным исчезновением. Либо человек не улавливает их, либо они становятся для него непонятными. Восстановление внутреннего «Я» непременно должно включать в себя восстановление чувствительности к этим сигналам и способности понимать их. Человек должен знать, что он любит и что он не любит, кто ему нравится и кто не нравится, что приносит ему радость, а что вызывает у него неудовольствие, когда ему принимать пищу, когда отправляться ко сну, когда отдыхать. Человек, лишенный внутренних подсказок, человек с безголосым «Я», вынужден искать указаний на стороне. Так, например, он ест не тогда, когда чувствует аппетит, а когда ему велят часы. В своем поведении он руководствуется часами, правилами, календарями, расписаниями, записной книжкой, а также намеками и подсказками своего окружения. Невротик болен не эмоционально — он заблуждается интеллектуально. Так, было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди намного лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Именно поэтому они намного более способны воспринимать сам объект, а не собственные желания, надежды, страх и тревоги, свои или разделяемые их группой теорий предрассудки. Психотерапия Областью практического приложения гуманистической психологии являются гуманистическая педагогика и социально-психологический тренинг, одним из основателей которого стал К. Роджерс. В недрах гуманистической психологии возникло еще одно направление практической психологии, назвавшее себя «нейролингвистическое программирование». К. Роджерс назвал свою форму терапии «терапией, центрированной на клиенте», что означало трактовку индивида, обратившегося за помощью к терапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функции консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой 149 клиенту легче организовать свой внутренний мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования. Хороший психотерапевт не навязывает свою волю пациенту, он направляет все свои усилия на то, чтобы помочь ему, пациенту, с трудом выражающему свои чувства, плохо осознающему себя, обнаружить то, что происходит в нем. Психотерапевт помогает ему понять, чего хочет он, пациент, к чему он стремится, что он считает хорошим и полезным для себя. В такой позиции нет намека на диктат, на миссионерство, на наставничество. Эта позиция основывается на вере в то, что большинство людей изначально, биологически тянутся к здоровью, а субъективного ощущения человеком своего благополучия (в рамках психологической консультации) вполне достаточно, чтобы понять, что «хорошо» для этого конкретного человека. Наша справка Бюлер Шарлотта (1893—1974)— австрийский и американский психолог. Человеческая жизнь, по Ш. Бюлер, характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. Маслоу Абрахам Харольд (1908— 1970) — американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку, анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. Роджерс Карл Репсом (1902—1987) — американский психолог, один из лидеров в гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Сатир Верджиния — американский психолог, основоположник семейного консультирования, продолжатель гуманистического направления в психологии. Франкл Виктор Эмиль — австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Словарь понятий Гуманизм — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения. 150 Даосизм — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Нейролингвистическое программирование — новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. Потребности метамотивационные — высшие ценности: потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде. Психотерапия — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Феномен — то же, что явление. Формы проведения практических занятий по теме «Гуманистическая психология о закономерностях детского развития» Цель: усвоение категориального аппарата гуманистической психологии и исследование ее возможностей в теории и практике воспитания ребенка. Вариант 1. Семинар Как подготовиться к практическому занятию Прочтите рекомендуемую литературу в доступном вам объеме. Можно выйти за рамки предлагаемого списка литературы и прочесть то, что оказалось в поле вашей досягаемости. Что показалось вам ценным в данном материале? Какие открытия вы сделали для себя? Что показалось вам уже знакомым? Что нового вы приобрели для себя как специалист в области обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста? Что приобрели для себя как личность, что вы уже стали замечать в практике общения с другими людьми? Сформулируйте ответы в письменной форме. Ход занятия На обсуждение выносятся следующие вопросы: а) ключевые понятия гуманистической психологии; б) принципы построения процессов обучения и воспитания в русле гуманистической психологии. 151 В данном случае вполне приемлема традиционная форма проведения семинара, когда все его участники высказывают собственное мнение и собственные суждения по каждому из предложенных вопросов. Вариант 2. Психологическая консультация Как подготовиться к практическому занятию Тщательно изучите одну из работ А. Маслоу или К. Роджерса. Выпишите и научитесь произносить основные категории гуманистической психологии, с которыми вы встретились в процессе работы. Сформулируйте основные положения. Обратитесь к своему опыту, к той реальности, в которой вы живете. Какие вопросы вашей профессиональной деятельности вас беспокоят? Что беспокоит вас в своем собственном поведении, в поведении ребенка? В поведении близких вам людей? Подготовьтесь озвучить их на практическом занятии — вынести на обсуждение с тем, чтобы приблизиться к его решению. Ход занятия Занятие начинается с ответа на вопрос, который адресует слушателям преподаватель: «Какие вопросы вы выносите сегодня на обсуждение? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?» После того как выдвижение вопросов закончено, слушатели разбиваются на подгруппы, в зависимости от выбранного вопроса. Подгруппа работает над тем, чтобы дать объяснение возникновению той или иной проблемы (конфликта, особенностей психики ребенка или взрослого, той или иной форме поведения), а также предложить возможные пути ее решения с позиции гуманистической психологии. Следует специально следить за тем, чтобы участники разговора, психологической консультации, оставались в понятийном и феноменальном пространстве гуманистической психологии. Вариант 3. Групповая дискуссия Как подготовиться к практическому занятию Прочтите внимательно одну из рекомендованных работ психологов, представляющих гуманистическую психологию. Подумайте над тем, к какому философскому течению можно отнести данное направление. К какой группе философских воззрений? Как решается в гуманистической психологии проблема соотношения биологического и социального? Как можно определить позицию гуманистической 152 психологии во взглядах на движущие силы развития? Где полученные знания можно использовать? Ответы на поставленные вопросы сформулируйте в письменном виде. Ход занятия Группа слушателей разбивается на подгруппы, каждая из которых формулирует свое мнение относительно группы вышеперечисленных вопросов. Свое отношение можно сформулировать и к тому мнению, согласно которому социальная платформа гуманистической психологии основана на «утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений». По истечении времени, отведенного на обсуждение, группы рассказывают о том, как проходило обсуждение и к какому выводу участники данной подгруппы пришли. Что позитивного было для вас на этом занятии? Вариант 4. Научная конференция на тему «Идеи гуманистической психологии на современном этапе» Как подготовиться к практическому занятию Обратитесь к психологическим журналам («Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Психолог в детском саду», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал прикладной психологии», «Семейная психология и семейная психотерапия» и др.). Остановитесь на каком- либо одном издании. Просмотрите публикации за последние год-два (см. приложение III). Выберите те из них, в названии которых есть упоминание самой гуманистической психологии или ценностей, ею преследуемых, и которые покажутся наиболее значимыми для вас лично (см., например: Белорусова С.А. Когда болит тело, а плачет душа //Семейная психология и семейная психотерапия. — 1998. — № 2. — С. 33—36; ГиппенрейтерЮ.Б. О чувстве самоценности ребенка / /Семейная психология и семейная психотерапия. — 1998. — № 2. — С. 115—122). Безусловно, здесь угадывается идея, которую А. Маслоу обозначил как «связь между сознанием и телом»; «связь между психическим и физическим»; «создание хорошего общества». Систематизируйте прочитанный материал, определив сферы действительности, в которых достаточно активно и продуктивно используются идеи, высказанные в русле гуманистической психологии. 153 Ход занятия Форма проведения занятия традиционна: составляется список выступающих, избирается ведущий, заслушиваются выступления. Вариант 5. Коллоквиум по работам А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, В. Франкла Как подготовиться к практическому занятию Необходимо прочесть любую из работ К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, В. Сатир. Задайте систему основных понятий и феноменов, изученных автором. Какие идеи вам кажутся чрезвычайно важными и актуальными с позиции психолого-педагогической практики? Какие из них необходимо взять на вооружение родителям и воспитателям? Ход занятия Аудитория разбивается на пары в случайном порядке. Собеседники подробно рассказывают о прочитанном друг другу, делятся открытиями и сомнениями, задают друг другу вопросы и совместно на них отвечают. Можно коллоквиум провести и в форме индивидуального собеседования преподавателя (или группы преподавателей) и студента (студентов) по кругу изученных студентами проблем в ходе самостоятельной работы с первоисточником. Вариант 6. Социально-психологический тренинг Упражнение 1. Базовые пресубпозиции НЛП Как подготовиться к практическому занятию Познакомьтесь с базовыми пресубпозициями НЛП. 1. Карта — это еще не территория. 2. Сознание и тело — это части одной и той же кибернетической системы. 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. 4. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Опыт организуется и струк- 154 турируется благодаря действию репрезентативных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух) и кинестетической (виды ощущений, которые связаны с соматовисцеральной нервной системой, а также с вкусовой, обонятельной и вестибулярной системами). 5. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает. 6. Не бывает поражений, существует только обратная связь (реакция). 7. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент. 8. Любое поведение имеет позитивную интенцию; любое поведение привязано к первоначальному окружению. 9. Каждый из нас располагает ресурсами, которые необходимы нам для достижения своих целей; мы создаем свой собственный реальный мир. 10. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу. Проверьте действительную эффективность данных предположений: действуйте, исходя из той предпосылки, что они верны, и определите получаемый эффект. Подберите для иллюстрации каждой из базовых пресубпозиции один-два анекдота, поговорки, пословицы, наблюдения из жизни. Ход занятия На занятии могут быть обсуждены предложенные НЛП базовые пресубпозиции. Как вы их понимаете? Подведите итог и расскажите о том, как вы проверяли действенность данных положений. Разбейтесь на небольшие подгруппы, расскажите в подгруппе анекдоты, пословицы и поговорки, случаи из жизни, иллюстрирующие какую-либо из базовых пресубпозиции. Отберите из них те, которые покажутся вам наиболее интересными. Расскажите эти истории другим подгруппам. Пусть они угадают, какую пресубпозицию вы имели в виду. Упражнение 2. «Игра в алфавит» Никакой специальной подготовки эта работа не требует. Это упражнение можно сделать самостоятельно. Вспомните неприятную для вас ситуацию. Теперь отвлекитесь от нее на время выполнения упражнения «Алфавит». 155 Перед вами алфавит (см. приложение IV). Под каждой буквой стоит обозначение руки, которую необходимо отводить в сторону тогда, когда произносится та или иная буква (Л — левую, П — правую, В — вместе). Так, говорим «А» и поднимаем левую руку, говорим «Б» и поднимаем правую руку, говорим «Г» и одновременно с этим поднимаем обе руки вместе. Необходимо делать это упражнение до тех пор, пока вы не научитесь его делать автоматически. А теперь мысленно вернитесь к той конфликтной ситуации, о которой вы вспоминали накануне. Как изменилось ваше восприятие той ситуации? К какому положению гуманистической психологии мы могли бы отнести выявленную закономерность? Где можно использовать знание этой закономерности? Вопросы для самопроверки 1. Каковы главные ценности гуманистической психологии? 2. Назовите основные понятия данного направления психологии. 3. Каких представителей гуманистической психологии вы можете назвать? 4. Каковы принципы гуманистической психологии? 5. Раскройте содержание категории «поле опыта». 6. Что такое «самость»? 7. Как в гуманистической психологии понимают категорию «конгруэнтность»? 8. Каков механизм возникновения препятствий росту и здоровому развитию ребенка? 9. Какие качества приписывает А. Маслоу здоровой личности? 10. В чем суть даоистической позиции? 11. Что вам известно о связи психического и физического в русле гуманистической психологии? 12. Назовите две группы потребностей по А. Маслоу. 13. Что такое «метапотребности»? 14. Что такое внутренние сигналы? Какова их роль в жизни человека? 15. В чем суть основных принципов психотерапии в русле гуманистической психологии? Литература Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. — М., 1999. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998. — С. 205—220. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. Маслоу А. Мотивация и личность / / Райгородский Д.Я. Психология личности: В 2 т. — Самара, 1999.—Т. 1. —С. 391— 416. 156 О'КоннорДж., Сеймор Дж. Введение в неиролингивистическое программирование. — Челябинск, 1998. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. — М., 1997. Райгородский Д.Я. Психология личности: В 2 т. — Самара, 1999. — Т. 1. —С. 349—442. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? // Райгородский Д.Я. Психология личности: В 2 т. — Самара, 1999. — Т. 1. — С. 363—378. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. Глава третья ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 631. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |