Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
Дж. Гевирц об отношениях между матерью и ребенком как особой форме научения. Социальная стимуляция. Любовь как результат научения. Диа-дический подход к анализу поведения в концепции Р. Сирса. Практика ухода за ребенком и формирование зависимого поведения. Основные понятия: стимуляция среды, инструментальное научение, подкрепление, социальная мотивация, привязанность, зависимое поведение, диа-дический подход, поведение, аверзивность, депривация, привация. В американской психологии считается, что теории социального научения — это самое значительное направление в исследовании детей. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Работа Дж. Гевирца называется «Влияние нормальной стимуляции, привации и депривации на формирование социальной мотивации и привязанностей. Анализ с позиции научения». В своем исследовании Дж. Гевирц рассматривает процесс формирования социальных мотивов и привязанностей у человека. В основе этого процесса, как подчеркивает Дж. Гевирц, лежит интенсивное, непрерывное взаимодействие между младенцем и воспитывающей его средой. По мнению Дж. Гевирца, чтобы понять, как развивается социальная мотивация у человека как в нормальных условиях, так и в условиях дефицита стимуляции, недостаточно сосредоточить свое внимание лишь на том, какая именно стимуляция или какое ее количество воздействовало на младенца. Необходимо учитывать обстоятельства, при которых данная стимуляция воздействует на младенца. Например, является ли эта стимуляция функциональной и создает ли она в совокупности с его поведением эффективные условия для научения. Если стимуляция чрезмерна, ее побуждающий характер снижается — еще одно положение Дж. Гевирца. Мы расскажем, когда и где столкнулись с этой ситуацией. Мы изучали особенности психического развития детей в разных типах семей. В соответствии с методами, разработанными Ш. Бюлер и Г. Гетцер для детей двух лет, предлагалось следующее задание: на спинку стула кладется печенье и предполагается, что ребенок попытается влезть на стул, соблазнившись лакомством, а мы, экспериментаторы, зафиксируем, достаточно ли развита его моторная сфера. В одной из семей этот прием не сработал. Произошло это потому, что сладости постоянно стояли на столе (конфеты, печенье, пряники). Так было принято в этой семье. 136 В этом положении Дж. Гевирца мы найдем объяснение и тому факту, что многократное повторение детям одного и того же указания или наставления в конце концов прекращает действовать в качестве побуждающего к определенному поведению стимула. «Алеша, пойдем домой», — говорит бабушка своему внуку. Алеша, не обращая внимания, продолжает играть в песочнице. Он уже привык к этим словам бабушки. Произнося их, бабушка каждый раз сама остается на месте, как будто ей самой не хочется идти домой. И в душе она рада, что ребенок позволяет ей это сделать. О стимулах и социальной стимуляции В поле внимания Дж. Гевирца — социальные стимулы, которые формируют поведение ребенка с первых мгновений жизни. Социальные стимулы — это сигналы, поступающие из социальной среды в ответ на то или иное поведение младенца. Подкрепление является основным процессом, при помощи которого возникает и сохраняется определенная форма поведения. Поэтому данное понятие является, с позиции Дж. Гевирца, центральным для любого анализа влияний среды на развитие индивида. Огромное многообразие стимулов могут функционировать в качестве подкрепления. Кроме тех, что удовлетворяют лишь органические потребности ребенка (пища, вода и т.д.), в качестве подкрепления может выступать и удаление аверзивной ситуации, условной или безусловной. Простые ответные реакции воспитателя, обращенные к ребенку (например, она может отвечать ему мимикой, голосом, поведением), также являются подкрепляющей стимуляцией. Улыбка и плач младенца функционируют как социальные пусковые стимулы для врожденных паттернов поведения взрослых. Плач ребенка может говорить взрослому о проблемах, которые младенец может испытывать. Улыбку же ребенка мать или воспитательница интерпретируют как проявление любви к ним. Подкрепление может осуществляться путем еще не до конца понятых изменений параметров среды, таких, как изменения в направлении новизны или сложности. Дж. Гевирц рассматривает ситуацию частой смены воспитателей в домах ребенка. Он обращает внимание на то обстоятельство, что чрезвычайно важно соблюдать преемственность в действиях педагогов. Причем эта преемственность должна начинаться уже с внешнего вида: лучше, если воспитатели будут похожи друг на друга чисто внешне (прически, цвет волос, одежда и т.д.). Схожими должны быть и системы поощрения и наказания детей. Тогда ситуация смены воспитателей не будет драматична для детского развития. 137 Любовь как результат научения Далее Дж. Гевирц считает, что такие комплексы, как потребность в любви, не есть врожденная потребность. Она формируется при жизни. У каждого человека есть свое представление о любви. На первый взгляд утверждения Дж. Гевирца достаточно наивны. Но давайте подумаем, а может, так оно и есть? Вспомните, что нам частенько приходится видеть и слышать в окружающем нас мире. Иногда жены говорят: «Мой муж не любит меня, потому что он не выносит мусор» или «...потому что он подолгу задерживается на работе», или «...потому что часто ездит в командировки» и т.д. С вашей точки зрения, эти доводы жен кажутся убедительными? Возьмем другой пример. Мы любим собственного ребенка. Ведь мы его кормим, одеваем. Провожаем в школу или детский сад, рассказываем ему массу интересных вещей, советуем почитать ту или иную книгу. Но как на самом деле относится к нам ребенок? В чем должна проявляться любовь родителей с его точки зрения? Знают ли родители наверняка? С позиции Дж. Гевирца, поведение младенца и матери является подкрепляющими стимулами для поведения друг друга. Например, ситуация плача ребенка для матери чрезвычайно аверзивна. Желая прекращения такой реакции, мать подходит к малышу. Она производит с ним некоторые манипуляции. Плач ребенка прекращается, и это служит своеобразным подкреплением для матери, чтобы в следующий раз она еще и еще раз подходила к малышу. Если она это делает, то все больше и чаще подмечает изменения, происходящие в ребенке. Эти изменения — своеобразное вторичное подкрепление поведению матери. Желая видеть их, она будет рядом с ребенком. Так ребенок «научает» мать любить малыша или, по крайней мере, подходить к нему чаще. Диадический подход к анализу поведения в концепции Р.Сирса Р. Сире предложил диадический подход к анализу поведения и психики ребенка: поведение ребенка зависит от поведения второго члена диады (матери, отца, воспитателя). Предмет его исследования — зависимые формы поведения человека. С позиции Р.Сирса, зависимость — непременный атрибут жизни каждого человека. Она влияет на форму и качество отношений одного человека с другими людьми. Зависимость — своеобразная мотивационная основа нашего поведения. Вот только проявляться она может по-разному. Среди них — зрелые и незрелые формы. К зрелым формам отнесена, по сути, лишь одна — поиск положительного внимания: поиски похвалы, стремление присоединиться к 138 группе путем предложения совместной деятельности, реальное прерывание текущей деятельности группы. К незрелым — четыре: — поиск отрицательного внимания, проявляющийся в том, что ребенок привлекает к себе внимание разрушительной, агрессивной деятельностью (противодействует указаниям, правилам, обычаям и требованиям, игнорируя их, отказываясь от их выполнения или поступая наперекор им); — прикосновение или удерживание (неагрессивное прикосновение к другим, задерживание их, схватывание); — пребывание поблизости (следование за одним ребенком или группой детей, учительницей или пребывание рядом с ними); — поиски ободрения, утешения, расположения (извинения, просьбы разрешения, защиты, помощи, руководства), даже если в этом нет нужды. К исследованию Р. Сире привлекал семьи, имеющие детей четырехлетнего возраста, посещавших детский сад. Именно там и было организовано наблюдение за особенностями поведения. За каждым малышом наблюдали в течение определенного времени. Возникновение той или иной формы зависимого поведения в репертуаре малыша Р. Сире связывал с практикой ухода за ребенком в первые годы жизни. Сведения о практике ухода за ребенком были получены путем опроса матерей и отцов. Проанализировав набор действий матери и отца, Р. Сире выделил более 200 составляющих, из которых соткана практика родительского ухода. Но проведенное исследование показало: лишь часть из них имеет непосредственное отношение к формированию того или иного вида зависимого поведения. Принципиальными в данном случае оказались: доля участия родителя того или иного пола в уходе за ребенком, наличие требований и терпимое (в терминологии Р. Сирса — «нетерпимое») отношение к агрессивному проявлению малыша. Каждое из этих положений требует пояснения. Доля участия родителя того или иного пола в уходе за ребенком: высокая доля участия отца в уходе за девочкой повышает вероятность того, что у девочки может быть выработана незрелая форма зависимого поведения, названная «поиск отрицательного внимания». Наличие разумных требований родителей к ребенку повышает вероятность формирования такого поведения, как «поиск положительного внимания». Терпимое отношение к агрессивным проявлениям ребенка на практике выглядит так: в ходе свободной беседы, наблюдения за тем, как ведут себя другие, мы, родители или воспитатели, говорим малышу о своем негативном отношении к агрессивным проявлениям кого бы то ни было. Но если это агрессивное поведение демонстрирует ребенок, мы его не наказываем. 139 Что осталось за рамками повествования К сожалению, очень мало работ представителей теорий социального научения издается на русском языке. На вопрос о том, почему это происходит, ответ дать трудно. Однако в работе Л.Ф. Обуховой вы найдете подробное описание исследований последнего времени. Анкета Р. Сирса, позволяющая получить информацию о практике ухода за ребенком в дошкольном детстве, переведена на русский язык и опубликована в книге Л.Ф. Обуховой, О.А. Шаграевой «Семья и ребенок: психологический аспект детского развития». Наша справка Халл Кларк Леонард (1884—1952) — американский психолог. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма. Словарь понятий Аверзивный — вызывающий дискомфорт. Депривация (deprivation, или соотв. privation — потеря) — лишение чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Зависимый — находящийся в зависимости от чего-нибудь; находящийся в подчиненном положении, зависимости. Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Паттерны — поведенческие комплексы. Подкрепление положительное — любая стимуляция, которая, непосредственно следуя за определенной реакцией, систематически повышает некоторый индекс этой реакции, называется положительным подкрепляющим стимулом, или просто положительным подкреплением. Стимул (от лат. stimulus— остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. Формы проведения практических занятий по теме «Основные положения теорий социального научения» Цель: усвоение категориального аппарата теорий социального научения, использование выявленных закономерностей в практике обучения и воспитания ребенка. Вариант 1. Тренинг личностного роста Как подготовиться к занятию Из предложенного в теоретическом материале текста выберите одно из положений Дж. Гевирца. Внимательно прочтите его. Как вы его 140 понимаете? Где в своей профессиональной деятельности вы встречались с проявлением этой закономерности? Где знание такой закономерности можно использовать? Ход занятия На практическом занятии вам предстоит рассказать о результатах проделанной работы. Выслушав сообщения своих коллег, задайте им вопросы, чтобы уточнить для себя еще раз положения Дж. Гевирца. Вариант 2. Научная конференция на тему «Формы зависимого поведения и их проявления в дошкольном возрасте» Как подготовиться к занятию Разработайте план наблюдения: внесите в него единицы поведения ребенка, которые могут свидетельствовать о наличии определенной формы зависимого поведения. В условиях дошкольного учреждения проведите наблюдение за поведением детей во время прогулки или свободной игры. Не забудьте о требованиях, предъявляемых к наблюдению как методу исследования. Определите формы зависимого поведения у детей вашей группы. Обработайте полученные результаты. Подготовьтесь сделать сообщение о результатах исследования на практическом занятии. Ход занятия На занятии заслушиваются доклады студентов о проделанной работе. Высказываются мнения «за» и «против» тех или иных положений теорий социального научения. Сформулируйте свое отношение к концепциям данного направления. Вариант 3. Научное исследование «Формы зависимого поведения и их проявления в дошкольном возрасте» Как подготовиться к занятию Ответьте письменно на ряд вопросов. Что значит для вас выражение «испытывать симпатию к другому человеку»? О каком конкретном человеке вы хотели бы вести речь? О родителях? О ребенке? О муже? О жене? Как вы понимаете, что вы испытываете симпатию к 141 кому-либо? Как вы понимаете, что симпатию испытывают по отношению к вам? Опишите это понимание в категориях «вижу», «слышу», «чувствую». Что конкретно вы видите, когда испытываете симпатию? Что конкретно вы слышите, когда испытываете симпатию? Что вы при этом чувствуете? Ход занятия Обратитесь с подобными вопросами к вашим коллегам, предварительно подготовив опросные листы. Опросите ваших коллег, соберите и обработайте полученные результаты. На какие группы вы могли бы разложить имеющиеся представления ваших коллег о сути чувства симпатии? Вопросы для самопроверки 1. В чем коренное отличие позиции социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека? 2. Назовите представителей теорий социального научения. 3. Назовите основные понятия концепций данного направления. 4. Как бы вы сформулировали достоинства и недостатки теорий социального научения? 5. Что такое формы зависимого поведения? 6. Перечислите формы зависимого поведения, выделенные Р. Сирсом. 7. В чем суть диадического подхода к анализу психики ребенка? 8. Что такое «социальные стимулы»? 9. Приведите примеры социальных стимулов. 10. В чем прикладное значение теорий социального научения? 11. Что показалось вам полезным для практики воспитания ребенка-дошкольника во взглядах Дж. Гевирца и Р. Сирса? 12. Что осталось непонятным? Литература Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.— С. 103—132. Gewirtz J. A learning analyses of the effects of normal stimulation privation and depravation on the acquisition of social motivation and attachment // Foss B.M. (ed.). Determinants of infact behavior. — N. Y., 1961. Sears R. Your ancients resisted: a history of child psychology // Heterington I. N. (ed.). Reviek of child development research. — Chicago, 1975. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |