Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Мышление ребенка как предмет изучения генетической психологии Ж. Пиаже. Основные понятия концепции. Стадии развития интеллекта. Основные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Научные диалоги: Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — П.Я. Гальперин; Ж. Пиаже — А. А. Венгер. Основные понятия: умственные конструкции, интеллектуальное развитие; аккомодация, ассимиляция, «задачи Ж. Пиаже», «феномены Ж. Пиаже», глобальность восприятия, эгоцентрическая речь. Наиболее доступно и просто концепция Ж. Пиаже изложена в работе К. Флэйк-Хобсона. В изложении К. Флэйк-Хобсона она выглядит следующим образом. В поле внимания Ж. Пиаже — проблемы 115 мышления и процессы усвоения знаний. Согласно Ж. Пиаже, мышление детей существенно отличается от мышления взрослых. Дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом:— по мере того как происходит «общее развитие детского организма» и «расширяются горизонты изучаемого ребенком мира». Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Ж. Пиаже рассматривал как «непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, предметов, явлений». Он считал, что такая форма обучения в процессе деятельности необходима для нормального развития ребенка и успешного процесса его взросления. По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит четыре больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный), охватывающий период от рождения до 2 лет; 2) дооператорный период — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления — от 7 до 11 лет; 4) период формально-логического, абстрактного мышления — от 11 —12 до 18 лет и старше. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Однако, согласно Ж. Пиаже, не каждый человек способен достичь четвертой стадии развития мышления. Л.Ф. Обухова о концепции Ж. Пиаже Л.Ф. Обухова — автор целого ряда работ, посвященных развитию детского мышления. Большое внимание в связи с этим она уделила концепции Ж. Пиаже. В ее работах вы найдете глубокий анализ трудов выдающегося психолога. Л.Ф. Обухова выделила и раскрыла содержание основных понятий концепции Ж. Пиаже. Идея трансформации, идея конструкции, схема действия, группировка, аккомодация и ассимиляция, равновесие — описание этих и других категорий вы найдете в работах Л.Ф. Обуховой. Она же обратила внимание на уникальные слова Ж. Пиаже о том, что человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии»; «познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур». 116 Д.Б. Эльконин о концепции Ж. Пиаже Д.Б. Эльконин вступает в полемику с Ж. Пиаже по поводу его размышлений относительно роли и функций эгоцентрической речи у ребенка дошкольного возраста. В соответствии со своей общей концепцией развития сознания у детей Пиаже различает речь социализированную, выполняющую функцию общения, и речь эгоцентрическую, которая не выполняет функции общения, являясь речью для себя. С точки зрения Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в дошкольном возрасте составляет значительную часть всех высказываний ребенка. Эгоцентрическая речь занимает преобладающее положение в младших возрастах и постепенно вытесняется социализированными формами. Это вытеснение происходит в силу приспособления ребенка к «социализированной мысли взрослых». Концепция Ж. Пиаже, по свидетельству Д.Б. Эльконина, исходит из первичного аутизма детского сознания. Для Ж. Пиаже эгоцентрическая речь является симптомом эгоцентричности сознания, вырастающего из аутизма младенца, его направленности на собственные внутренние переживания и состояния. Эгоцентризм — это переходная ступень от аутизма к социализации, показатель того, что ребенок не отделяет себя достаточно четко от внешнего мира, а «проецирует в этот мир содержание своего субъективного мира». Однако общность интересов между ребенком и его товарищами и усиление влияния со стороны взрослых Ж. Пиаже называет в качестве факторов, способствующих уменьшению эгоцентризма. В своей работе Д. Б. Эльконин достаточно подробно прослеживает основные линии заочных диалогов Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — А.А. Венгер. Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог По мнению Ж. Пиаже, в дошкольном возрасте эгоцентризм мышления, неотделенность «я» ребенка от среды приводят к тому, что ребенок не выделяет «реальных причинно-следственных связей». Только к 7—8 годам снижается эгоцентризм, вычленяется «я» и как следствие появляются интерес к действительной причинности и первые формы ее объяснения. К этому времени приходит к ребенку понимание относительности своей точки зрения при сравнении ее с точкой зрения других людей. Индивидуальная точка зрения заменяется, а точнее, «вытесняется» социальной. Последняя навязывает ребенку свои законы, законы логического мышления. В этом возрасте впервые появляется возможность усвоения человеческого опыта. По Ж. Пиаже, 117 обучение и другие воздействия взрослых могут по настоящему влиять на развитие ребенка, начиная лишь с 7—8-летнего возраста. А.А. Венгер в собственных экспериментальных исследованиях предприняла попытку изучить вопрос понимания причинности детьми дошкольного возраста. Детям даже самого младшего дошкольного возраста (3—4 года) в известной степени доступно понимание причинности. Понимание причинности неуклонно растет на протяжении дошкольного детства. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в 5 лет. Понимание причин зависит от: особенностей явлений и лежащих в их основе причинных зависимостей; способа знакомства с явлением. А.А. Венгер доказала в своих исследованиях, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений. Повторите исследование А.А. Венгер и проведите экспериментальное исследование с тонущими и плавающими предметами. Ход эксперимента описан в работе Д.Б. Эльконина и в пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Ж. Пиаже — Л.С. Выготский Согласно Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь возникает из-за недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. Л.С. Выготский занимает позицию, согласно которой речь ребенка изначально является социальной. Возникновение эгоцентрической речи — результат недостаточного обособления, дифференциации, выделенное™ индивидуальной речи. Эгоцентрическая речь — речь социальная по своей природе. Она вышла из недр социальной речи. Это выделившаяся речь из социальной речи, но окончательно не отделившаяся от нее. Эгоцентрическая речь — это особая форма речи для себя. Исследования Л.С. Выготского, проведенные совместно с А.Р. Лу-рия и А.Н. Леонтьевым, показали, что «коэффициент эгоцентризма при затруднительном течении деятельности возрастает почти вдвое по сравнению с коэффициентом, вычисленным в ситуации деятельности без затруднений». По мнению Л.С. Выготского, которое сформировалось на основе целого ряда экспериментальных исследований, эгоцентрическая речь помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, она легко становится средством мышления. Обратитесь к работе Л.С. Выготского «Мышление и речь». Познакомьтесь с чрезвычайно интересной полемикой Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, представленной на страницах этой книги. 118 Л.С. Выготский о концепции Ж. Пиаже Одну из глав своей работы «Мышление и речь» Л.С. Выготский специально посвящает подробному анализу концепции Ж. Пиаже. Л .С. Выготского интересует вопрос: как Ж. Пиаже представляет себе путь, по которому приходит ребенок к осознанию своих собственных понятий? Осознание, по Пиаже, считает Л.С. Выготский, совершается путем вытеснения социальной зрелой мыслью остатков вербального эгоцентризма. Осознание не возникает как необходимая высшая ступень развития из неосознанных понятий, оно привносится извне. Выготский не согласен с такой постановкой вопроса. В доказательство он проводит достаточно глобальное исследование по выяснению генетических корней мышления и речи. Результаты этого исследования представлены в вышеназванном труде Л.С. Выготского. Ж. Пиаже об основных закономерностях развития интеллекта Ж. Пиаже различает довербальный интеллект и операциональное мышление. Довербальное мышление — это непременный атрибут стадии сенсомоторного интеллекта. Сенсомоторный интеллект находится, по Ж. Пиаже, у истоков мышления. Но в течение всей жизни он воздействует на него через восприятие и практические ситуации, ситуации взаимодействия ребенка с миром предметов. Перцептивная деятельность и моторные функции — именно та питательная среда, которой «располагают в своем генезисе операции интеллекта». Моторные и перцептивные функции составляют нерасторжимое единство. И тем не менее между довербальным интеллектом и операциональным мышлением пролегает, по мнению Ж. Пиаже, длительный путь. Ж. Пиаже выделяет еще четыре основных периода, идущих непосредственно за тем периодом, который описан как стадия сенсомоторного интеллекта. С появлением языка начинается период, который характеризуется «развитием символического и допонятийного мышления». Возрастные границы периода — от 1,5—2 до 4 лет. Далее следует этап интуитивного (наглядного) мышления, «прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям». Возрастные границы — от 4 до 7—8 лет. Стадия конкретных операций — «операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватить в интуиции». Возрастные границы — с 7—8 до 11 —12 лет. И наконец, с 11 —12 лет и в течение всего 119 юношеского периода вырабатывается формальное мышление, «группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект». Обобщая размышления Ж. Пиаже, Л.Ф. Обухова и И-Ю. Кулагина приводят в своих работах классификацию стадий развития мышления (таблица). По мнению Ж. Пиаже, социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). Что осталось за рамками повествования За рамками повествования остались удивительные работы Ж. Пиаже, пересказать которые, сохранив язык автора, просто невозможно. Ж. Пиаже надо просто читать. Обратитесь к работе Ж. Пиаже «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное», опубликованную в «Вопросах психологии» (1996. № 6). О сложных взаимодействиях интеллекта ребенка и социальных воздействий вы прочтете в работе Ж. Пиаже и в работе А.-Н. Перре-Клермон «Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей». Прочтите в работе Л.Ф. Обуховой параграф, посвященный диалогу двух великих психологов XX века — П.Я. Гальперина и Ж. Пиаже. Непосредственной участницей этой дискуссии была сама Л.Ф. Обухова. Таблица Классификация стадий развития интеллекта
Подпериод
1. Упражнение рефлексов 2. Первые навыки и первые круговые реакции
3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции 0—1 мес. 1—4,5 мес. 4,5—9 мес. 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта
5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств 9—12 мес. 11 — 18 мес. 120
Пиаже Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Словарь понятий Аутизм (от греч. auto — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Вербальный (от лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку). Интеллект (от лат. intellektus — разумение, понимание, постижение) — способность мышления, рационального познания, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях. Операции — интериоризированное действие. Теория познания — раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Эгоцентризм (от лат. ego — я; centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Эпистемология — теория познания. Формы проведения практических занятий по теме «Генетическая психология о закономерностях развития интеллекта» Цель: усвоение категориального аппарата генетической психологии Ж. Пиаже и формирование умений по использованию установленных им закономерностей в практике обучения ребенка. Вариант 1. Семинар «Концепция Ж. Пиаже: основные положения концепции» Как подготовиться к семинару В поле вашего внимания должны оказаться основные понятия, введенные Ж. Пиаже в психологию. Среди них категории: структура мысли, 122 группировка, схемы действия. Вы можете прочесть литературу, в которой разные авторы с разных сторон анализируют исследования Ж. Пиаже. После того как вы ознакомитесь с ними, прочтите работы самого Ж. Пиаже. Вы получите огромное удовлетворение от стиля мышления и логики изложения материала самим Ж. Пиаже. Определите набор понятий, с которыми работал Ж. Пиаже, и попытайтесь раскрыть их содержание. Ход занятия На обсуждение выносятся следующие вопросы: а) основные понятия концепции Ж. Пиаже; б) основные закономерности развития мышления; в) основные этапы развития интеллекта; б) основные характеристики развития мышления ребенка дошкольного возраста. Вариант 2. Психологический практикум «Методы исследования детского мышления» Как подготовиться к практическому занятию Широко известны задачи Ж. Пиаже. Найдите их описание у Пиаже, Л.Ф. Обуховой. Определитесь с базами исследования и количеством детей, с которыми вы сможете провести работу. Проведите беседы в духе самого Ж. Пиаже. Как отвечают дети на ваши вопросы? Как решают задачи Ж. Пиаже? Не забудьте в протоколах ваших исследований зафиксировать возраст каждого из детей. Подготовьте сообщение, с которым вы выступите на практическом занятии. Ход занятия Слушаем отчеты коллег о проделанной работе. Что позитивного было для вас сегодня на практическом занятии? Что нового вы узнали? Где можно использовать полученные знания? Вариант 3. Психологическая консультация «Решаем насущные проблемы детского развития с позиции концепции Ж. Пиаже» Как подготовиться к практическому занятию На занятии вам придется играть роли консультанта, клиента и наблюдателя. К каждому из ролей предъявляются свои требования. 123 Однако выполнить их все можно успешно лишь в том случае, когда вы свободно будете владеть понятийным аппаратом того направления детской психологии, в русле которого собираетесь работать. Прочтите лекционный материал и рекомендуемую литературу. Соберите и уясните содержание основных понятий генетической психологии Ж. Пиаже. Научитесь произносить их вслух. Вам придется говорить на этом языке. Обратитесь к своей профессиональной деятельности и подумайте о проблемах и вопросах, которые часто встают перед вами. Запишите их в тетрадь. Ход занятия Работа в группах по 3 человека. Поочередно участники импровизированного консультационного процесса играют роли «клиента», «консультанта», «наблюдателя». Задача «клиента» — предложить вопрос для обсуждения. Задача «консультанта» — на языке концепции Ж. Пиаже дать объяснение и предложить возможные пути выхода из создавшейся ситуации. Задача «наблюдателя» — проследить, чтобы и консультант и клиент оставались в рамках понятийного пространства концепции Ж. Пиаже и не переходили на язык простых житейских рассуждений. Вариант 4. Коллоквиум по работам Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» Как подготовиться к практическому занятию Просмотрите рекомендуемую для изучения литературу. Отберите для прочтения одну из работ Ж. Пиаже, руководствуясь исключительно собственными интересами. Прочтите ее. Как всегда в поле своего внимания держите основные понятия и категории, которые использует Ж. Пиаже в своей работе. Эти понятия во многом новы для детской психологии. Обратите внимание и на те положения Ж. Пиаже, которые явились для вас своеобразным открытием, которые являются чрезвычайно важными и полезными с позиции вашей профессиональной деятельности. Запомните и запишите их в тетрадь. О них вам надо будет рассказать преподавателю во время коллоквиума. 124 Ход занятия На занятии проводится индивидуальное собеседование преподавателя с каждым из студентов. К работе можно привлечь студентов старших курсов, преподавателей. Вариант 5. Тренинг личностного роста «Цитата дня» (читая работу Ж. Пиаже «Психология интеллекта») Как подготовиться к практическому занятию Проработайте лекционный материал, познакомьтесь с рекомендуемой литературой. Прочтите вышеназванную работу Ж. Пиаже. Не бойтесь трудностей. То, что сначала кажется трудным, в дальнейшем окажется чрезвычайно интересным и полезным. В работе Ж. Пиаже подберите небольшую цитату, которая содержит, с вашей точки зрения, нечто глубокое и чрезвычайно важное. Подготовьтесь ее прочесть на практическом занятии. Попросите ваших коллег объяснить ее содержание. Ход занятия В ходе занятия обсуждаются цитаты, предложенные слушателями. По окончании работы ответьте на вопрос о том, что было для вас полезного на этом занятии. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные работы Ж. Пиаже. 2. Перечислите основные понятия концепции Ж. Пиаже. Раскройте их содержание. 3. Назовите основные этапы развития интеллекта, объясните их название. 4. Как понимал Ж. Пиаже интеллектуальное развитие? 5. Что такое «эгоцентризм мышления»? 6. Что такое «эгоцентрическая речь»? 7. В чем суть заочной полемики между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже? 8. В чем суть экспериментальных исследований А. А. Венгер? 9. В чем суть полемики между П.Я. Гальпериным и Ж. Пиаже? 10. Назовите основные характеристики мышления ребенка на стадии, соответствующей дошкольному возрасту. 11. В чем специфика суждений и рассуждений ребенка с позиции Ж. Пиаже? 12. Каково влияние социальных факторов на развитие интеллекта ребенка? 125 Литература Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996. — С. 21—78. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. — М., 1981. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.— С. 133—176. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.— М., 1991. Пиаже Ж. Психология интеллекта / / Пиаже Ж. Избр. психологические труды. — М., 1994. — С. 55—233. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 125—131. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. — СПб., 1997. Флэйк-Хобсон К. и др. Мир входящему. — М., 1992. — С. 152—157; 205—211; 226—228; 286—295; 360—365; 454—460. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. — С. 199—206; 273—278. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |