Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История воззрений на детское развитие. Детская психология как самостоятельная наука
Изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику ребенка Т.Д. Марцинковская связывает с анализом различных подходов к пониманию психики в истории научного знания вообще и психологической науки в частности. «Воспитание, теории развития, история — науки, практически или теоретически связанные со становлением человека, — так или иначе приходят в конце концов к ребенку и, следовательно, к детской психологии, которая, в свою очередь, обогащает эти науки». Т.Д. Марцинковская прослеживает путь становления детской психологии со времен античной психологии до наших дней, выделяя в этом историческом промежутке ряд эпох: психологические учения античности; средневековье и эпоху Возрождения; новое время; первые десятилетия XX века; современное состояние зарубежной и отечественной детской психологии. Краткий исторический очерк развития детской психологии приводит М.Г. Ярошевскии. Интерес к особенностям детской психологии он объясняет подъемом экономической жизни общества и потребностью в новых формах образования. «Не сама по себе эволюция психологических идей, а насущные потребности педагогики привели к интенсивному изучению детской психики», — подчеркивает автор. Развитие детской психологии как самостоятельной науки датируют серединой XIX века. Причиной огромного интереса в детскому развитию называют распространение в XIX веке диалектических идей в философии (Гегель), развитие естествознания (Ч. Дарвин), изучение деятельности мозга и органов чувств (И.М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.). Заслуга Ч. Дарвина состояла в том, что он перекинул мостик из мира животных к миру человека, сформулировал закон эволюции 89 животного мира. «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» — так называется основной труд Ч. Дарвина, изданный в 1859 году. Основными движущими силами эволюции органического мира, по Ч. Дарвину, являются борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности. С именем Ч. Дарвина связывают возникновение так называемого биолого-эволюционистского подхода в детской психологии, который являлся господствующим в середине XIX века. В рамках данного направления работала целая плеяда замечательных ученых: В. Прейер, Тидеман, А. Кусмауль, И. Тен. «Еще до рождения ребенка, — писал В. Прейер, — белый лист нервно-психической организации его исписан уже множеством неясных, неразборчивых и невидимых знаков, представляющих собой следы чувственных восприятий, испытанных давно минувшими поколениями»1. Свою книгу, как отмечает М.Г. Ярошевский, В. Прейер рассматривал как попытку отыскать ключ к «иероглифам души ребенка». Как бы вы прокомментировали приведенные здесь слова В. Прейера? Почему при описании души ребенка В. Прейер использует слова «множество неясных, неразборчивых знаков», «иероглифы души ребенка»? Что он хотел подчеркнуть, какую особенность? Душа ребенка — загадка? Может быть так? В своих исследованиях биологи-эволюционисты пытались доказать приспособительный характер психики человека. Они опирались на сугубо объективные методы фиксации изменений, которые происходят в поведении ребенка по мере его взросления. Наблюдения за развитием собственных детей — основной метод, к которому они прибегали. Этот период развития психологии называют описательным, в силу того что здесь происходило накопление материала без какой-либо попытки объяснить полученные данные или выявить какие- либо закономерности детского развития. Успехи в области эволюционной биологии привели к необходимости введения новых понятий в науку о психическом развитии человека. Проводником этих идей в психологии явился Г. Спенсер. Именно он ввел в психологию понятия «адаптация» и «приспособление». С. Холл в ответ на биогенетический закон, сформулированный в биологии Э. Геккелем и Ф. Мюллером для внутриутробного периода развития животного, формулирует подобный же закон для послеут-робного периода развития человека: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. С. Холл, доказывая верность своего постулата, сделал довольно интересные в педагогическом отношении выводы. Он говорил о том, 1 Прейер В. Душа ребенка. — СПб., 1891. —С. 10. 90 что ребенку необходимо предоставить возможность бесконфликтно проживать объективно заданные стадии своего развития: анимистическую, пещерную, стадию обмена, религиозную и т.д. С именами А. Гезелла и Л. Термена, учениками С. Холла, связывают возникновение нормативного подхода в психологии. Название подхода — от слова «норма». До сих пор в психологических исследованиях лишь фиксировались изменения в психике и поведении ребенка. Вопрос же о том, какое развитие можно считать нормальным, не поднимался. Эволюционно-биологический способ объяснения психического развития ребенка стал на рубеже XIX и XX веков господствующим, но не единственным, пишет М.Г. Ярошевский. Ряд психологов стремились дополнить его культурно-историческим: соотнести детскую психику с развитием общественных форм и явлений. В данном случае М.Г. Ярошевский делает ссылки на работы Д. Болдуина, Н. Ланге, Т. Рибо, Д. Мид. Подводя итог длительному пути развития детской психологии, М.Г. Ярошевский отмечает, что благодаря стремлению ученых к «изучению особенностей детского поведения возникла необходимость создания всеобщей теории развития психики». К ее решению стремились психологические теории последующего периода — бихевиоризм, фрейдизм и др. Каждая из них обращалась к детской психике как к объекту, на котором в первую очередь может быть испытана верность общих концепций. Таким представляет путь развития детской психологии М.Г. Ярошевский. Вопросы детской психологии в дореволюционной России А.А. Никольская свою задачу видит в том, чтобы показать «основные тенденции и направления развития российской возрастной и педагогической психологии, сосредоточив внимание на трех моментах: теоретические проблемы; формирование личности; оптимальные условия для организации обучения». В истории русской возрастной и педагогической психологии А.А. Никольская выделяет три основных этапа, ориентируясь при этом не только на особенности общеисторического процесса, характерного для данной страны, но и на состояние научной мысли в контексте общекультурного развития в тот или иной исторический период. При этом имеется в виду, что любая научная отрасль отражает соотношение мировоззренческих позиций, идейную борьбу на том или ином историческом отрезке времени, с одной стороны, и имеет свои внутренние, характерные для нее, особенности развития, вытекающие из спецификации ставящихся перед ней задач, основных проблем и направлений исследования — с другой. 91 Первый условно назван «этапом теоретического обоснования» (середина 50-х — начало 70-х годов XIX в.). Второй этап — 70-е годы —конец XIX века. В это время, по словам автора, происходят формирование основных областей исследовательской деятельности, накопление фактического научного материала в области изучения ребенка и научной организации его обучения. Третий — начало XX века до Октябрьской революции — теоретическая и методологическая работа в области возрастной и педагогической психологии, развертывание научно-организационных начинаний (организация научных учреждений, проведение съездов, выпуск печатных изданий и т.п.). Исторический путь развития детской психологии в XX веке Разнообразные подходы к пониманию психики ребенка, разработанные в период развития детской психологии как самостоятельной науки, анализирует Л.Ф. Обухова. Три ключевых принципа определила для себя Л\Ф. Обухова в изложении материала. Принцип историзма, который позволяет рассмотреть все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды. Второй принцип связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития. Третий принцип реализуется в анализе развития основных аспектов человеческой жизни — эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. На страницах работы Л.Ф. Обуховой нашел отражение сравнительный анализ подходов зарубежной и отечественной психологии к анализу психики ребенка, что имеет огромное методологическое значение. Что осталось за рамками повествования Мы коснулись лишь формальной стороны вопроса, имеющего отношение к истории развития детской психологии. Содержательный аспект проблемы остался за рамками нашего повествования. На то есть свои основания: история детской психологии — это особая область исследования со своими предметом и задачами. Мы стремились лишь назвать основные подходы к анализу исторического процесса, обозначить основные литературные источники, пользуясь которыми можно воссоздать основные этапы развития детской психологии и наполнить их содержанием. Попробуйте это сделать самостоятельно, в случае необходимости и собственной заинтересованности. 92 Наша справка Дарвин Чарлз (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора. Ждан Антонина Николаевна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Марцинковская Татьяна Давидовна — доктор психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. Никольская Александра Александровна — кандидат психологических наук. Ярошевский Михаил Григорьевич — доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Словарь понятий Биогенетический закон — перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов). История — действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества, какой-нибудь области природы, знания. Норма — установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Онтогенез (от греч. on, род. п. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его жизни. Реконструкция (ре... + лат. constructio — построение) — коренное переустройство; перестройка чего-либо с целью улучшения; восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям. Ретроспектива (от лат. retro — назад + spektare — смотреть) — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Формы проведения практических занятий по теме «Исторический очерк становления детской психологии» Цель: познакомить студентов с основными подходами к анализу исторического пути, проделанному психологической наукой. Вариант 1. Семинар «Предмет и задачи истории детской психологии» Как подготовиться к занятию Прочтите рекомендуемую литературу. Систематизируйте прочитанный материал. Сделайте рисунок-схему, своеобразное наглядное 93 пособие, в котором нашли бы отражение имеющиеся подходы к анализу исторического процесса становления детской психологии. Ход занятия На обсуждение выносятся следующие вопросы: а) предмет и задачи детской психологии в исторической перспективе; б) биогенетический принцип в психологии: история вопроса; в) нормативный подход к исследованию детского развития. Все желающие высказываются по существу вынесенных на' обсуждение вопросов. Формулируют свое отношение к прочитанному материалу, говорят о вопросах, возникших в ходе работы. Вариант 2. Коллоквиум «Изучаем и систематизируем историко-психологический материал» Как подготовиться к занятию Из предложенного списка литературы, посвященной проблемам исторического развития идей детской психологии, выберите одну. Внимательно прочтите материал и подготовьтесь обсуждать его содержание с преподавателем. Проанализируйте прочитанный материал по следующим вопросам: а) что нового вы узнали из прочитанной литературы; б) что вам показалось знакомым; в) какие новые понятия вы встретили; г) какие из них до сих пор используются в научном знании, а какие ушли из употребления; е) какие открытия, сделанные нашими предшественниками, до сих пор принимаются во внимание в современных исследованиях; ж) какие из них получили новое звучание. Ход занятия На занятии воссоздается ситуация индивидуального собеседования преподавателя с каждым студентом в отдельности или с группами студентов (по 3—4) человека. Обсуждается содержание работ, прочитанных студентами. Приблизительный план беседы: что пока- 94 залось важным и актуальным в работе для практики воспитания и обучения ребенка в современных условиях; какие идеи живы по сей день и активно используются; какие незаслуженно забыты; что нового вы приобрели при чтении работы того или иного автора. Вариант 3. Научная конференция на тему «Вопросы истории детской психологии в работах наших современников» Как подготовиться к занятию Подготовка предполагает работу с научными статьями в психологических журналах, в которых поднимаются вопросы истории развития науки. Такими журналами являются «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Вестник МГУ. Серия психология» и многие другие. Из перечня статей выберите те, которые имеют отношение к проблемам истории (см. приложение III). Прочтите несколько статей. Систематизируйте их и подготовьте доклад для выступления на импровизируемой конференции в ходе занятия. Ход занятия Перед началом занятия собирается информация о темах докладов, устанавливается очередность выступающих, из числа студентов определяется ведущий. По окончании выступлений он подводит итог проделанной работе, а все желающие обмениваются впечатлениями о представленном материале. Говорят о выводах, к которым пришли в результате этого обсуждения. Вариант 4. Тренинг личностного роста Как подготовиться к занятию Из списка рекомендуемой литературы возьмите тот источник, который кажется вам наиболее сложным для понимания. Выберите из его текста одно из положений. Поразмышляйте над его содержанием. Какие ассоциации он у вас вызывает? Как вы думаете, что хотел сказать автор этой фразой? Где подобного рода явления вы встречали? Где и как полученное знание можно использовать? Как его можно использовать в практике воспитания и обучения ребенка? 95 Ход занятия Работа в подгруппах. Поделитесь с коллегами своими размышлениями, своими находками, открытиями. Расскажите им о полученных I результатах. Все вместе подведите итог домашнему заданию. Оформите результаты обсуждения в виде небольшого сообщения. Представьте его коллегам во время общего обсуждения. Подводя итог занятию, ответьте на вопрос: что положительного было для вас сегодня на практическом занятии? Вопросы для самопроверки 1. Что такое история науки? 2. Что вам известно о выработке единой теории? 3. В чем суть принципа историзма? 4. Назовите методы истории психологии как отрасли научного знания. 5. В чем суть теоретической реконструкции исторических материалов? 6. Что такое «биографический» и «автобиографический» методы? 7. Анализ частоты научных ссылок: в чем суть данного метода? 8. Назовите основные этапы развития психологической науки. 9. В чем суть биолого-эволюционистского подхода к анализу психики ребенка? 10. В чем суть культурно-исторического подхода к анализу детского развития? 11. Перечислите основные вехи развития возрастной психологии дореволюционной России. л Литература Возрастная и педагогическая психология. — М., 1984. — С. 27—47. Ждан А.Н. История психологии. — М., 1990. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. — Дубна, 1995. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1976. — С. 273—281. 96 Глава вторая ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 614. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |