Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




История психологии: ее предмет и задачи. Закономерности историко-психологического процесса. Принципы историко- психологического анализа. Методы истории психологии. Исторический путь развития воззрений на детское развитие. Развитие детской психологии как самостоятельной науки. Вопросы детской психологии в дореволюционной России. Исторический путь развития детской          >

психологии в XX веке.

Основные понятия: история, кризис в психологии, единая теория, теоретическая реконструкция. В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты научных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются.

В истории психологии различаются два больших периода: пер-         i

вый — когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй —

86

когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени. Первый период (VI в. до н.э. — середина XIX в.) охватывает около 2,5 лет. Второй — чуть больше столетия (середина XIX в. — настоящее время). В работе А.Н. Ждан мы находим анализ основных закономерностей и принципов историко-психо-логического процесса; основных методов истории психологии.

Историко-психологический процесс: закономерности, принципы анализа

Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. В русле материалистического подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления о том, что психические явления обусловлены материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялась материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX века, когда психологи осознали, что найти общий объяснительный принцип — вопрос жизни и смерти психологии как науки. Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, геш-тальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Анализируя их судьбу, Л.С. Выготский выявил общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов, распространение их на всю психологию и превращение в философскую систему и даже мировоззрение. Однако, по мнению Л.С. Выготского, ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. И тем не менее объективная потребность в такой единой теории остается важной движущей силой исторического процесса.

Принцип историзма требует смотреть на каждый изучаемый вопрос с точки зрения того: как известное явление возникло; какие 87


главные этапы в своем развитии это явление проходило; чем данная вещь, теория или концепция стали теперь.

В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. Он требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий. Он (этот период) детерминируется общей ситуацией в науке и должен рассматриваться в сопоставлении с предшествующим знанием.

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание соответствующих источников. Источниками истории психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего это труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

В учебном процессе источниками информации об историческом процессе развития детской психологии являются вышедшие в последнее время достаточно серьезные работы ведущих специалистов в области истории развития психологической науки — А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, А.А. Никольской, Л.Ф. Обуховой, М.Г. Ярошевского. Обзор развития возрастной психологии как в России, так и за рубежом можно найти в учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология».

Далее следует внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования.

Основным методом истории психологии являются «теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого». Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т.п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.п.

В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Прочтите, например, интервью с Ю.Б. Гиппенрейтер, опубликованное в журнале «Семейная психология и семейная терапия» (1998. № 3. С. 108—114), в котором речь идет об истории становления академической и практической психологии, о традициях их развития за рубежом и у нас в стране.

Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. 88

Биографический метод, например, использовали в своих работах Т.Д. Марцинковская и Л.Ф. Обухова.

Анализ научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Так, из-за языковых барьеров отечественная психология недостаточно известна за рубежом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...