Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опрос (вспомогательный метод)




Обычно опрос определяют как метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и 75


исследователем. Опрос — это специально организованное общение с целью, заданной извне. Все опросные методики могут быть разделены на две большие группы — анкетирование и интервью. Их отличие — в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов (так называемой анкеты), с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера. Основные фазы опроса

Первая фаза — «эпиграф». Эпиграф выполняет настраивающую функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Хорошо, если эпиграф подчеркивает роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждений общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна.

Вторая фаза — «инструкция». Это своеобразное обращение исследователя к участнику опроса. Любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким- либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «коллега», «дорогой друг», «уважаемые родители», «мамы и папы». Помимо обращения в инструкции должна содержаться следующая информация:

а) цель проведения исследования;

б) кем проводится исследование;

в) как будут использованы полученные результаты.

В случае анкетирования следует дать разъяснения о том, как необходимо заполнять анкету. В случае опроса взрослых им можно гарантировать анонимность полученных результатов. Все это задает общую мотивацию участия респондентов в опросе.

Интерес респондента может быть вызван не только самим содержанием исследования в целом, но и его первым вопросом. Впоследствии, при установлении контакта, предмет первоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия должен быть сохранен. Третья фаза — «адаптация к опросу». Ее задача:

— ввести респондента в ситуацию опроса;

— выработать у него определенную установку на работу; 76

— вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы;

— наладить доверительные отношения;

— создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы. Здесь используются, как правило, простые, эмоционально-нейтральные вопросы. Первые (контактные) вопросы должны отвечать определенным требованиям.

Во-первых, они должны быть очень простыми. Они могут касаться сведений чисто событийного характера, например стажа работы, района проживания. Уместны вопросы о привычках. Некоторые отвечают вполне откровенно о занятиях в свободное время и т.п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам. Во-вторых, вопросы необходимо делать настолько общими, чтобы на них мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.

Четвертая фаза опроса — «достижение цели». Задача данной фазы исследования — получение основной информации. А потому и вопросы здесь могут быть эмоционально нагруженные и значимые как для респондента, так и для исследователя.

Пятая фаза — «снятие напряжения, выражение чувств по поводу проблем, затронутых в опросе, и самого анкетирования. Вопросы, адресованные респонденту на данном этапе опроса, должны быть легкими, заряженными положительными эмоциями. Здесь можно расположить блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.

Таким образом, подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. В середине анкеты располагают наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Работа с такими вопросами — кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т.д. Последовательность вопросов в анкете

Вопросы, обращенные к респондентам, не изолированы — они звенья одной цепи. И как звенья, каждый из них связан с предыдущим и 77


последующим. Анкета — не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов. А потому необходимо следить за тем, чтобы предшествующие вопросы и ответы на них не оказывали влияние на последующие. Важно подумать и о том, как поддерживать у респондентов постоянный интерес к работе с анкетой.

Дело в том, что, когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения, или эффектом эха. Проявляются они в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляет ход мыслей респондентов в определенное русло. Создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Для того чтобы снять этот эффект, вводятся буферные вопросы. Буферные вопросы предназначены для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения. В таком случае в качестве буферных вопросов могут выступать любые содержательные вопросы, не связанные непосредственно с тем предметом, который обсуждался в вопросах, взаимовлияние которых предполагает исследователь.

Неблагоприятное впечатление на респондентов могут произвести и резкие неожиданные переходы с одной темы на другую. Ведь в обычной беседе «перепрыгивание» с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к человеку. В таком случае также используют буферные вопросы, подготавливающие респондента к переходу к новой теме.

Оформление анкеты должно быть таким, чтобы вызывать желание у респондентов участвовать в работе с ней (разные цвета, юмористические картинки и т.д.).

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины: от 3—5 вопросов до 100 и более. В психологическом опросе, опросе родителей лучше использовать небольшие анкеты (5—6 вопросов).

Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо за помощь», «Благодарим за участие в исследовании». Можно спросить респондентов о том, насколько важным они считают проведение данного опроса. 78

Проективные методы (вспомогательный метод)

Проективный метод — один из методов исследования личности. Он основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

К группе проективных методов относят: «Тесты детской апперцепции (САТ.САТ-Н, CAT'S)», «Метод фрустрации Розенцвейга», «МД-решетка Шмальта» и др. Для диагностики внутрисемейных отношений, ориентации ребенка на общение со сверстниками и ряда других характеристик отношения ребенка к миру предназначен тест Р. Жиля. Анализ продуктов деятельности (вспомогательный метод)

Говоря об анализе продуктов деятельности как методе исследования особенностей детского развития в психологии, прежде всего имеют в виду изобразительную деятельность ребенка. А группу методов, в которых исследователь обращается к результатам этой деятельности, принято называть графическими. Сюда же входят так называемые рисуночные методы. Случай из консультативной практики На приеме мама и ее 10-летняя дочь Юля.

«Нарисуй то, что тебе хотелось бы сейчас нарисовать», — обращаемся мы к девочке. Внизу листа, где обычно рисуют землю и траву, Юля рисует облака. Потом она рисует стены замка. «Что это у тебя?» — спрашиваем мы девочку. «Это загробное царство», — отвечает она. Дальше свой рисунок она сопровождает рассказом: «У меня была маленькая сестричка. Когда она еще была у мамы в животике, мама болела желтухой, и у сестрички в головке образовался грибок. В два месяца она умерла. Она сейчас в загробном царстве, в раю и молит бога, чтобы и меня он взял в рай». Она рисует облака. Над ними — замок. Рядом она рисует трон, а на нем бога.

«Бог смотрит на Катеньку (так назвали ее сестричку), которая улыбается и играет с Муркой (их домашней кошкой). Он и сам улыбается, радуясь тому, что кому-то весело». На наш вопрос о том, что же за воротами, Юля отвечает: «Райский сад, который невозможно нарисовать, потому что такой красоты, которой обладает этот сад, на самом деле не представить».

Рисовать реальную жизнь Юля не хочет. «А чем бы такой рисунок мог отличаться?» — спросили мы девочку. Глядя на сделанный рисунок райской жизни, 79


она ответила: «Там были бы другие краски, более темные: коричневые, черные. Облака были бы потемнее. Например, темно-синие. Ворота вместо розового цвета имели бы цвет красный, даже скорее цвет крови», — уточняет она. «Чем мир загробный отличается от нашего реального мира?» — спросили мы Юлю.

«В реальном мире никто не радуется тому, что тебе весело. Наоборот, только завидуют. В загробном мире нет холода, не хочешь кушать. Там ты сыт молитвой. Когда у нас умерла Катя, мама просила меня читать молитву. Я очень долго читала молитву. И казалось, что больше ничего не хочу, кроме того, чтобы читать и читать молитву опять. Даже есть не хотела».

Так может выглядеть на практике использование метода, названного «анализ продуктов деятельности». Детский рисунок в данном случае выступил и в качестве способа разговорить девочку, услышать и понять ее переживания. Список разработанных в этой области методик чрезвычайно широк.

Рисуночные методы — «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Свободный рисунок», «Картина

мира», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи», «Дом, дерево, человек».

Группу графических методов составляют «Конструктивный рисунок человека из геометрических

фигур», «Графический тест "Дерево"», «Графический диктант» и др.

Каждый из вышеназванных методов достаточно подробно описан в литературе.

Обратитесь к литературе, подберите интересующую вас методику. Проведите исследование. Обработайте материал.

Подведите итоги проделанной работы. Обратите внимание на качество полученных результатов.

Тестирование (вспомогательный метод)

Тест — система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Процедура тестирования обладает рядом достоинств. Она не требует больших временных затрат. Исследование можно проводить в группе испытуемых (респондентов). Способ обработки результатов достаточно прост. К серьезным недостаткам тестирования относят неспособность теста предсказать дальнейший ход развития ребенка.

Имеются целые батареи тестовых испытаний, позволяющих получить информацию: об особенностях личности ребенка (самооценке, уровне притязаний); об особенностях его мотивационно-потребност-ной сферы; о специфике эмоционально-волевой сферы дошкольника; об индивидуально-типологических особенностях дошкольника; об уровне развития познавательных процессов. 80

Сейчас издается обширная литература по различным группам методов, хотя в основном в ней представлена группа вспомогательных методов. Исключением служит сборник Г.А. Урунтаевай, Ю.А. Афонькиной «Практикум по детской психологии». В этом сборнике представлен широкий набор экспериментальных методов исследования, достаточно подробно описаны возможные процедуры проведения наблюдения. Методы, представленные в этом учебном пособии, ориентированы на исследование личностных особенностей ребенка, его деятельности и общения, специфике познавательных процессов.




Наша справка

Урунтаева Галина Анатольевна — автор ряда учебных пособий по детской психологии. Афонькина Юлия Александровна — автор ряда учебных пособий по детской психологии. Растянников Павел Викторович — психолог.

Истомина Зинаида Михайловна — доктор психологических наук, ученица А.Н. Леонтьева. Известный специалист в области исследования особенностей и закономерностей развития памяти в дошкольном возрасте. Лазурский Александр Федорович (1874—1917) — русский врач и психолог, придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал характерологию — психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров.

Словарь понятий

Воздействие — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Выборка — состав участников исследования.

Выбрать — отобрать, извлечь; найти для какой-нибудь цели.

Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики, выявление возможных отклонений в психическом развитии.

Интервьюер — человек, проводящий анкетирование или интервью. Интерпретация (interpretatio) — истолкование, объяснение.

Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Респондент — человек, отвечающий на вопросы.

Стандарт (от англ. standart — норма, образец) — образец, эталон. Модель, принимаемая за исходную для сопоставления с ней других подобных объектов. 81


Стратегия изучения психологического развития — общий принципиальный путь организации исследования.

Факты (factum — сделанное совершившееся) — истина, событие, результат; знание, достоверность которого доказана.

Формы проведения практических занятий по теме «Методы детской психологии»

Цель: отработать навыки по сбору информации об особенностях детского развития с помощью

основных и вспомогательных методов.

Вариант 1. Семинар

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал. Обратите внимание на принципы изучения психики ребенка, возможные формы проведения исследования. Запомните основные требования и процедуры использования каждого из методов. Все перечисленные вопросы и примеры к ним вам придется обсуждать на практическом занятии.

Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

а) принципы изучения психики ребенка;

б) формы проведения психологического исследования;

в) методы детской психологии и их классификация. Вариант 2. Творческая лаборатория

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал. Уделите особое внимание принципам изучения психики ребенка. Что такое принцип объективности? Как бы вы стали описывать поведение ребенка в соответствии с принципом объективности? Подумайте.

Ход занятия

Участники разбиваются на команды по 3—4 человека. Каждая из команд готовит задачу-загадку для соперников: описывает какое-либо из качеств психики ребенка, которые обычно приписываются взрослыми людьми детям. Например, «агрессивный», «необщительный», 82

«неспособный», «капризный», «избалованный». Или наоборот — «хорошо воспитанный», «послушный», «внимательный».

Следует проследить за тем, чтобы описания были выдержаны в духе принципа объективности. После того как работа будет выполнена, члены команд читают друг другу подготовленные описания и пытаются угадать качество, скрывающееся за описанием.

Как вы думаете, совпадут ли мнения членов различных команд? Как вы думаете, почему они совпали (или не совпали)? Какое значение такое совпадение (или не совпадение) мнений взрослых людей о ребенке имеет значение для детского развития; для практики воспитания каждого конкретного ребенка?

На таком пересечении оценок ребенок находится довольно часто. С другой стороны, несовпадение оценок — достаточно серьезное основание и для возникновения разногласий между взрослыми (отцом и матерью; воспитателем и родителями; психологом и педагогами и т.д.). В этом кроется и причина непонимания между родителями и работниками детского сада во взглядах на детское развитие.

Вариант 3. Научная конференция на тему «Методы исследования психики ребенка на современном этапе»

Как подготовиться к практическому занятию

Предмет вашего теоретического исследования — методы, к которым прибегают исследователи на современном этапе изучения психики ребенка. Обратитесь к психологическим журналам за последние год-два. Найдите в перечне опубликованных статей статьи, в которых решаются актуальные проблемы детского развития. Прочтите их, обратив особое внимание на методы исследования, описание хода исследований, принципов, которыми руководствуются авторы работ, и формы проведения исследования, которые обычно избираются. Рассчитайте процентное соотношение работ, в которых используются экспериментальные методы исследования (или наблюдение), к общему числу научных исследований.

Л. Ф. Обухова использует в своей работе понятие «стратегии». В чем вы видите принципиальное отличие понятий «стратегия» и «метод»? Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются сообщения учащихся о проделанной работе. Что позитивного для себя вы приобрели в процессе проведения исследования? Какие открытия сделали? 83


Вариант 4. Психологический практикум «Особенности детского развития ребенка в дошкольном возрасте»

Как подготовиться к практическому занятию

Обратитесь к работе Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Подберите в перечне предлагаемых методов методы, с которыми вы хотели бы поработать. Подумайте о той стороне психики и личности ребенка, которую вы хотели бы исследовать. Проведите исследование. Не забудьте о принципах построения выборки исследования. Выборка строится по принципу случайных выборов. Обработайте полученный материал. Подготовьте сообщение, в котором вы расскажете о проделанной вами работе. А может быть, вы хотите сравнить, насколько полученные вами результаты соотносятся с теми, которые на данный момент имеются в научном знании? Тогда обратитесь к психологическим исследованиям (статьям, монографиям, учебным пособиям или учебникам) и проведите такое сравнение. Ход занятия

На занятии идет обсуждение представленных исследований. Обсуждаются трудности, с которыми можно встретиться в ходе таких исследований. Выявляются особенности детского развития в дошкольном возрасте. Где полученные результаты проведенных исследований можно использовать?

Вариант 5. Деловая игра — «Работа по подбору кадров»

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал. В соответствии с принципами организации проведения опроса разработайте небольшую анкету. Ваша задача — по полученным ответам понять, может ли человек, которого вы опрашивали, быть хорошим воспитателем. Взяли ли бы вы его на работу, если бы были заведующей?

Проведите опрос ваших сокурсников. Опрос должен быть анонимным. Вы не забыли об инструкции? Обработайте полученный материал. Какие выводы вы можете сделать относительно профессиональной пригодности будущих специалистов? Какие характеристики такой пригодности принимались вами во внимание? Что с вашей точки 84

зрения должно быть присуще «хорошему воспитателю»? Подготовьте сообщение.

Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются сообщения учащихся о проделанной работе. Что позитивного для себя вы приобрели в процессе проведения исследования? Какие открытия сделали? Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные направления развития детской психологии.

2. В чем суть теоретического решения проблемы источников психического развития?

3. На какие две группы делят методы детской психологии?

4. В чем отличительная черта методов воздействия?

5. В чем особенность методов исследования?

6. Какие принципы исследования психики ребенка вам известны?

7. В чем суть принципа объективности? Где знание этого принципа можно использовать?

8. В чем суть принципа причинности? Где знание этого принципа можно использовать?

9. В чем суть принципа тщательности и регулярности? Где знание этого принципа можно использовать?

10. Какие формы проведения исследования вам известны?

11. Назовите достоинства и недостатки продольных исследований.

12. В чем суть метода «поперечных срезов»?

13. Почему наблюдение и эксперимент относят к группе основных методов исследования?

14. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования?

15. Как строится процедура экспериментального исследования?

16. Что такое формирующий эксперимент? Назовите основные этапы его проведения.

17. Каковы предназначение и основные задачи вспомогательных методов исследования психики ребенка?

18. Назовите основные требования к процедуре опроса.



Литература

Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская ЕМ. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. — М., 1989.— С. 3—31.

БутенкоИ.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М., 1989. 85


Годфруа Дж. Что такое психология: В 2 т. — М., 1992. — Т. 1. — С. 300—347.

Жуков ЮМ., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — С. 6—8.

Методы диагностики в работе детского психолога. — М., 1999.

Ноель Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. — М., 1978.— С. 381.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. — С. 28—32.

Овчаров Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1999.

РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. — С. 5—38, 132—147.

Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. — С. 23—30.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...