Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы проведения психологического исследования




Формы проведения практических занятий по теме «Методологические проблемы детской психологии»

Цель: усвоение учащимися понятий, раскрывающих суть методологических проблем детской

психологии.

Вариант 1. Семинар

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите рекомендуемую литературу. Выделите систему понятий, раскрывающих данный блок вопросов детской психологии. Обратите внимание на методологическое значение обсуждаемых проблем: вопроса о движущих силах психического развития; проблемы соотношения обучения и развития; проблемы возрастной периодизации. К каждому из теоретических положений подберите примеры из опыта вашей работы или ситуаций повседневного общения. 63


Ход занятия

В ходе проведения семинара предстоит обсудить следующие вопросы:

а) понятие методологии;

б) вопрос о движущих силах психического развития ребенка;

в) проблема соотношения обучения и развития;

г) проблема возрастной периодизации в детской психологии.

В своем выступлении постарайтесь представить не только основные подходы к решению каждой из проблем детской психологии, но и сформулировать свою позицию. Попытайтесь обосновать свое отношение.

Почему педагогу так необходимо знать существующие точки зрения на вопрос о движущих силах

психического развития, существующие позиции по вопросу о соотношении процессов обучения и

развития, имеющиеся взгляды на проблему возрастной периодизации? Как знание этих

закономерностей может повлиять на вашу позицию педагога? Какие изменения произошли в

вашем представлении о ребенке и основных закономерностях его развития?

Вариант 2. Научная конференция на тему «Методология и практика психологической науки»

Как подготовиться к практическому занятию

Обратитесь к литературе: статьям в психологических журналах (см. приложение III). Отберите те из них, в которых обсуждаются вышеперечисленные проблемы детской психологии или поднимаются новые вопросы, имеющие отношение к методологии науки. Прочтите и систематизируйте собранный материал. Попытайтесь составить представление о том, в какой степени современные исследования по изучению особенностей детского развития обращаются к разработке методологических основ научного знания. Насколько актуальны эти вопросы в настоящее время? Каковы тенденции современных научных исследований в этой области? Обратитесь к работам В.И. Слободчикова и В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Что вам покажется принципиально новым в обозначенных подходах к возрастной периодизации? Что вы посчитаете необходимым использовать в своей практике? Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются выступления. Слушатели задают друг другу вопросы. Уточняют позиции коллег. Выясняют прикладное значение обсуждаемых теоретических положений. 64

Вариант 3. Психологическая консультация

Как подготовиться к практическому занятию

Внимательно изучите лекционный материал, прочтите рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия. Заучите основные правила и формулировки. Подумайте над тем, где вы могли бы использовать полученные знания. Обратитесь к повседневной реальности, к своей профессиональной деятельности, к ситуациям общения взрослого с ребенком. Подумайте над тем, какие вопросы вы хотели бы обсудить на практическом занятии. Какие вопросы не дают вам покоя? Ход занятия

В течение 5—10 минут предложите преподавателю и группе студентов вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе данного практического занятия. Далее группа разбивается на подгруппы в зависимости от избранного каждым студентом вопроса. Так, в одной подгруппе окажутся слушатели, готовые обсуждать какой-то один (или два) из ряда предложенных вопросов. Затем начинается обсуждение. Единственное требование, которого необходимо придерживаться в процессе обсуждения вопроса, — опираться на материалы данного раздела (темы) детской психологии. Отвечать на поставленные вопросы необходимо в рамках методологического круга проблем детской психологии. Следует иметь в виду, что ответы на поставленные вопросы пока могут принимать лишь форму объяснения тех или иных явлений и фактов. Вариант 4. Групповая дискуссия Как подготовиться к практическому занятию

Предстоит серьезная работа по выделению основных подходов в решении тех или иных методологических проблем. Необходимо обратиться к материалам лекции, к рекомендуемой литературе, первоисточникам. Систематизируйте собранный материал. Внимательно изучите аргументацию каждого из авторов. Попытайтесь встать на позицию каждого из них. Понять позитивный смысл открытых ими закономерностей. Ход занятия

Группа студентов разбивается на подгруппы, каждая из которых представляет позицию одной из психологических школ, ту или иную

3. О. А. Шаграева

65


концепцию. Работая в подгруппе в течение 15—20 минут, сформулируйте основные положения, которые вы будете защищать (отстаивать) в ходе дискуссии. Прослушайте внимательно выступления и доводы ваших коллег в пользу той или иной концепции. Ответьте на вопрос: каково значение такого разнообразия психологических концепций во взглядах на одну и ту же проблему? Какое значение это многообразие имеет для практики воспитания и обучения ребенка? Вопросы для самопроверки по теме «Методологические проблемы детской психологии»

1. Назовите возможные уровни методологии научного познания.

2. Что такое общая и частная методология?

3. Перечислите методологические проблемы детской психологии.

4. В чем суть вопроса о движущих силах психического развития ребенка?

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития вам известны?

6. В чем суть теорий преформизма?

7. В чем суть теорий «чистой доски»?

8. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции двух факторов?

9. Сформулируйте позицию Д.Б. Эльконина в решении вопроса о движущих силах психического развития ребенка.

10. Назовите основные подходы в решении проблемы о соотношении обучения и развития.

11. Сформулируйте позицию Ж. Пиаже по данному вопросу.

12. В чем суть позиции бихевиоризма в решении проблемы о соотношении обучения и развития?

13. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о соотношении обучения и развития.

14. Объясните (как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики воспитания ребенка) методологическое значение проблемы возрастной периодизации.

15. Перечислите основные подходы к решению проблемы возрастной периодизации.

16. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о возрастной периодизации.

17. Дайте определение категории «новообразования возраста».

18. Что такое «структура возраста»?

19. Дайте определение понятию «социальная ситуация развития».

20. В чем суть кризиса в детском развитии с позиции Л.С. Выготского?

21. Сформулируйте позиции А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина в решении проблем периодизации детского развития.

22. Что такое «ведущий вид деятельности»?

23. Что отличает позицию В.И. Слободчикова—Г.А. Цукерман во взглядах на возрастную периодизацию от всех предшествующих концепций?

66

24. Объясните методологическое значение всех перечисленных проблем для теории и практики воспитания ребенка первых лет жизни.



Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1991. — С. 48—50. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. — М., 1936. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1968. Возрастная и педагогическая психология. — М., 1984. — С. 43—45. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996. — С. 224—254.

Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития //Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. — С. 3—21.

ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. —М., 1992. — Т. 1. — С. 300—341. Ждан А.Н. История психологии. — М., 1990. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. — М., 1992.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / / Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. — С. 509—537.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Хрестоматия по психологии. — М., 1977. — С. 379—386. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. докт. дис. — М., 1994.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. —

1996. — № 5. — С. 38—50.

Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Избр.

психологические труды. — М., 1989. — С. 57—77.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996. — С. 267—386.

МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные направления развития детской психологии. Теоретическое решение проблемы источников психического развития. Поиск наиболее эффективных методов изучения психики детей. Понятие «стратегия исследования». Методы воздействия и методы исследования.

Принципы изучения психики ребенка. Принцип объективности. Принцип причинности. Принцип тщательности и

регулярности. Формы проведения исследования в области детской психологии. Продольные исследования. Метод

«поперечных срезов». Основные и вспомогательные методы. Требования, предъявляемые к каждой группе методов.

Основные понятия: факты, интерпретация, объективность, причинность, лон-гитюдное исследование, диагностика,

воздействие.

3*

67


Основными направлениями развития детской психологии Л.Ф. Обухова называет два: теоретическое решение проблемы источников психического развития и поиск наиболее эффективных методов изучения психики детей.

Когда речь идет о теоретическом решении проблемы источников психического развития ребенка, то имеются в виду основные школы и направления психологии, которые так и или иначе эту проблему решали. Это основные направления зарубежной детской психологии: психоанализ, бихевиоризм, генетическая психология и т.д. Это вершинная психология Л.С. Выготского, деятельностный подход к анализу психики ребенка, отношенческая психология. Принципы изучения психики ребенка

Поиск наиболее эффективных методов изучения психики ребенка предполагает разработку методов, которые позволили бы исследователю получить более точную информацию об особенностях детского развития на том или ином возрастном этапе.

В настоящее время, когда речь заходит о методах детской психологии, имеют в виду две группы методов: методы воздействия и методы исследования. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать в них определенные изменения. Методы исследования также способны вызвать те или иные изменения. Однако эти изменения выступают как «невольное или непланируемое последствие», влияние которых не предполагается учитывать.

Принцип объективности, принципы причинности, принцип тщательности и регулярности — тот набор принципов, которыми должен руководствоваться исследователь в процессе изучения психики и поведения ребенка.

Принцип объективности требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию. Например, можно сказать, что во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя.

Принцип причинности требует, по словам Д.Б. Эльконина, изучения по возможности всех условий, определяющих возникновение новых качеств личности ребенка, его сознания. Так, если замечено, что ребенок во время занятия постоянно стремится направить свой взор в сторону окна, необходимо найти как можно больше воз- 68 можных объяснений такого поведения: что-то за окном привлекло его внимание; слова воспитателя вызвали какую-то ассоциацию, которую ребенок попытался увидеть за окном; движение было непроизвольным в ответ на какие-то размышления, вызванные сообщением воспитателя; материал, рассматриваемый на занятии, ребенку давно известен. Среди причин могут быть названы также усталость и неустойчивость внимания, что в дошкольном возрасте рассматривается вполне обычным явлением.

Принцип тщательности и регулярности предполагает тщательное прослеживание процесса формирования психики детей при активном специально организованном руководстве этим процессом со стороны психологов и педагогов. Принцип тщательности и регулярности требует от исследователя не только тщательного отбора методов исследования. Заранее должны быть а) определены место и время проведения исследования; б) составлена выборка исследования. Так, еще до начала исследования необходимо определить список детей, особенности развития которых следует изучить. Необходимо определить, когда именно будет проводиться исследование (на занятии, во время свободной игры детей, на прогулке), с указанием временных интервалов и конкретных дней недели. Определив все перечисленные параметры, не следует от них отступать в ходе исследования. В ином случае будет нарушен принцип объективности. Не следует под влиянием каких-либо субъективных причин, сделав преждевременные выводы, останавливать или вовсе прекращать дальнейшее изучение детского развития.

Например, вы решили выяснить истинную причину, по которой ребенок смотрит в окно во время занятий. Для этого, в соответствии с принципом причинности, необходимо составить достаточно длинный перечень возможных причин такого поведения ребенка. Далее тщательному изучению должна быть подвергнута каждая причина, названная вами. Следует подумать о методах исследования. Так, можно использовать метод наблюдения, чтобы ответить на вопрос о том, как часто такая форма поведения ребенка имеет место, на каких именно занятиях, у какого именно воспитателя она появляется. Можно использовать специальные диагностические методики (о них речь пойдет дальше) для того, чтобы выявить особенности внимания данного мальчика (или девочки), изучить уровень его утомляемости, уровень его знаний в той или иной области действительности.


Формы проведения психологического исследования

Изучение развития ребенка проходит в двух основных формах: в форме «продольного исследования» и в форме исследования, названного методом «поперечных срезов». 69


При продольном исследовании изучается развитие одного, двух или более детей на определенном отрезке их жизни. Задача исследования состоит в том, чтобы выяснить изменения, происходящие в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к Другой.

Например, вам необходимо оценить влияние той или иной программы, по которой работает ваше дошкольное учреждение, на детское развитие. Для этого к участию в исследовании вы приглашаете детей, только что пришедших в ваш детский сад. В течение 4—5 лет, пока дети посещают его, вы отслеживаете их развитие. По истечении данного временного срока, собрав полученные результаты, выявив обнаруженные тенденции в развитии ребенка, вы в праве сделать заключение о позитивном или негативном влиянии данной программы на детское развитие. Такие исследования достаточно трудоемки и требуют значительных временных затрат. Считается, что этот недостаток продольных, или как их еще называют лонгитюдинальных (или лонгитюдных), исследований способны устранить исследования, проводимые в форме поперечных срезов. В этом случае исследование проводится на отдельных и различных по возрасту группах детей.

К исследованиям такого рода могут быть отнесено исследование Д.Б. Эльконина, в ходе которого он выяснял особенности, основные линии развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Наблюдение велось над играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Сравнив полученные результаты, он установил общую закономерность развития детских игр.

Вернемся к нашему примеру.

Для оценки эффективности влияния той или иной образовательной программы на детское развитие тоже можно использовать данную форму проведения психологического исследования. Для этого вам необходимо в случайном порядке составить выборку исследования. В нее войдут дети из каждой возрастной группы: младшей, средней, старшей и подготовительной. Проведя диагностику детей, принявших участие в исследовании, вы можете обнаружить специфику влияния программы на детское развитие. Наверное, можно предположить, что чем больший интервал времени провели дети у вас в саду, тем более высокий уровень развития они демонстрируют.

При организации исследования в форме поперечных срезов необходимо обратить внимание на один из ключевых моментов в организации исследований. Таким моментом является учет возрастных различий у групп детей, привлекаемых к исследованию. Как отмечает Д.Б. Эльконин, можно брать группы, отличающиеся в возрасте на полгода, на год, на два-три и т.д. Чем меньше временной промежуток, тем больше возможностей имеет исследователь, чтобы проследить все существенные переломы в развитии психики и личности ребенка. Вы- 70

бор возрастных групп будет зависеть от характера исследуемого процесса и от общей продолжительности изучаемого периода. Д. Б. Эль-конин предлагает пользоваться следующим принципом: чем выше темп развития исследуемого процесса, тем меньшими должны быть временные промежутки между отдельными «срезами». Основные и вспомогательные методы исследования

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Это деление не случайно. Только основные методы — наблюдение и эксперимент — способны дать нам достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования — тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности — дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных в этом случае можно лишь построить гипотезы и предположения. Наблюдение.

По определению, наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение — специально организованное восприятие в соответствии с задачами деятельности. Наблюдение должно отвечать ряду требований.

1. До начала наблюдения должна быть четко сформулирована его цель: требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.

2. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным толкованием субъективных состояний ребенка».

3. Наблюдение должно проводиться систематически, без больших перерывов. Именно так, по словам Д.Б. Эльконина, можно получить данные, характеризующие действительный процесс развития, а не отдельные состояния ребенка.

4. Наблюдение нужно проводить таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.

5. Исследователь должен владеть техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов. Различают: а) наблюдение внутреннее, внешнее и включенное; б) наблюдение стандартизированное и свободное; в) наблюдение сплошное и выборочное.

71


К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что невозможно повторно воспроизвести с достаточной точностью условия, в которых наблюдался тот или иной процесс, невозможно варьировать условия протекания наблюдаемого явления.

Метод наблюдения первым пришел в область научного исследования. Достаточно активно он использовался в период накопления психологических фактов. Это были первые шаги детской психологии как самостоятельной науки. Наблюдение как метод можно использовать и в плане психотерапевтического воздействия. Случай из консультативной практики

К психологу обратилась женщина, мать двоих детей: мальчиков — восьми и десяти лет. Ее волнует то обстоятельство, что мальчики не могут найти между собой общий язык, не умеют договариваться. Мы попросили маму в течение вечера понаблюдать, как развернутся события, если она позволит себе не вмешиваться в их ход. На следующий день мы услышали удивленный рассказ мамы: «Вечером, когда все усаживались смотреть телевизор, братья почти одновременно бросились к креслу. Какое-то время они выясняли отношения. Мне стоило большого труда не вмешиваться в этот процесс. Но мальчики спорили недолго. Они быстро пришли к согласию и утихомирились. Вечер прошел спокойно».



Эксперимент

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Лабораторный эксперимент

Различают эксперименты лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. В качестве примера можно привести экспериментальные работы, выполненные в русле бихевиоризма. При помощи лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для исследования изучались реакции животных. Закономерности поведения, открытые в ходе подобных экспериментов над голодными животными, распространялись на поведение человека. По сути, это классический пример лабораторного эксперимента. 72

Еще один пример. Нам необходимо проследить, умеют ли дети дошкольного возраста сотрудничать между собой. Для этого мы приводим их в кабинет психолога, где есть специально подобранный для такого исследования материал. Даем задание и отслеживаем, способны ли дети предлагать друг другу помощь, принимают ли помощь друг друга и т.д. Словом, прослеживаем наличие тех поведенческих актов, которые включены нами, исследователями, в понятие «сотрудничество». Естественный эксперимент

Это особый вид психологического эксперимента. Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.

Само понятие «естественный эксперимент» был предложен А.Ф. Ла-зурским. Это было сделано для того, чтобы, по словам самого А.Ф. Лазур-ского, обозначить особый род исследований, занимающих «среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента, — с другой»

Прочтите работу А.Ф. Лазурского, обратив внимание на различие между естественным экспериментом и наблюдением.

Здесь имеет место более тонкое различие, чем между экспериментом естественным и лабораторным.

Для исследования особенностей запоминания у ребенка дошкольного возраста можно пригласить

его в специально отведенную для этих задач комнату. Ребенку предлагают запомнить ряды слов и

просят их воспроизвести. Но эта ситуация для ребенка не естественна, поэтому полученные

результаты могут не соответствовать истинным показателям объема памяти.

З.М. Истомина ставила перед детьми задачу запомнить и припомнить ряд слов один раз в

ситуации лабораторных экспериментов, в другой раз в ситуации игры, когда ребенок осуществлял

роль «покупателя». В соответствии с ролью ребенок должен был выполнить поручение и купить в

«магазине» необходимые предметы. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что

эффект запоминания в ситуации игры заметно выше.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...