Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие предпринимательства. Сущность предприятия




 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.).

Субъект, осуществляющий активную экономическую, предпринимательскую, коммерческую деятельность, называется предпринимателем (бизнесменом). Он может быть владельцем какого-либо дела или наемным работником в любой сфере. К основным функциям, выполняемым предпринимателем, относят:

1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Предприниматель является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе все ресурсы для осуществления эффективной экономической деятельности;

2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений, определяющих курс деятельности предприятия;

3) предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

4) предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли, но могут случиться убытки и, в конце концов, – банкротство. То есть предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров [84].

Предпринимательская деятельность (бизнес) может быть осуществлена в любых сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в торговом и банковском деле, в сфере услуг и внешнеэкономической деятельности. Общество от нее ждет только одного: чтобы производство было не просто прибыльным, а социально значимым, т.е. удовлетворяло социально-экономические потребности людей. Основной составляющей предпринимательской деятельности является – предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности [26].

В централизованно планируемой экономике предприятие является просто подразделением в иерархии административного управления национальным хозяйством. В рыночной экономике предприятия выступают как самостоятельные и равноправные субъекты экономической деятельности.

Под предприятием, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство. Но в условиях быстроменяющейся конъюнктуры рынка ориентация на однопрофильное производство не всегда перспективна. Поэтому главным субъектом рыночных отношений выступает фирма.

Фирма – субъект экономической деятельности, состоящий как из одного, так и нескольких предприятий и производств. Внутренняя структура фирмы представляет собой типичный пример иерархии. Фирма работает как целостная слаженная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих фирмы распоряжениям управляющего. В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Далее термины «предприятие» и «фирма» мы будем рассматривать как синонимы.

Главная цель фирмы – максимизация прибыли; подчиненные цели – увеличение доли рынка и лидерство в НТП. Группа конкурирующих фирм (предприятий) производящих (и/или продающих) схожие блага на рынке – отрасль. Отрасль предполагает свободный вход в отрасль и выход из нее. Вступление в отрасль и выход из нее определяется прибылью, получаемой после компенсации всех затрат.

В деятельности фирмы выделяют условия внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда включает продукт, структуру управления фирмой, технологии, персонал, финансы, планирование, маркетинговые решения, анализ хозяйственной деятельности и контроль. Эту внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь только целями. К целям фирмы, как правило, относятся: эффективное производство, инвестиции, достойная оплата труда персонала, выполнение социальных обязанностей перед персоналом и т.п. К целям маркетинга относят: удовлетворение потребностей и запросов клиентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпов продаж и конкурентоспособности, завоевание определенных долей и сегментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих), завоевание хорошего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и многие другие [43].

 Внешняя среда – это макроэкономические условия (система конкуренции, рынков и цен, уровни инфляции, налоги и т.д.), правовые, политические, международные и социальные условия, т.е. те условия, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата называется риском. Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей – это задача предпринимателя (управляющего) менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управления, или менеджмент. К внешней среде относят и международное окружение.

 

Факторами, обеспечивающими высокую эффективность деятельности фирмы, являются:

1) эффективное проведение сложных операций, вследствие значительного сокращения трансакционных издержек.

Трансакционные издержки – непроизводственные затраты, возникающие в ходе хозяйственной деятельности, включающие в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. В понятие трансакционных издержек входят:

– информационная составляющая издержек;

– комплекс маркетинговых и рекламных усилий;

– затраты на само заключение сделки;

– обеспечение гарантии выполнения соглашения (издержки недолжного выполнения сделки).

2) снижение риска недобросовестности партнеров путем организации системы контроля над выполнением обязательств (мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, ревизии, инвентаризация и т.д.);

3) улучшение адаптации. Существующая в ней иерархия способствует повышенной приспособляемости фирмы к возникающим неожиданным обстоятельствам.

Но границы эффективности фирмы не бесконечны. С увеличением фирмы происходит возрастание издержек на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы. Что в свою очередь выражается через:

1) феномен потери контроля (число осуществляемых трансакций превосходит физические возможности одного человека);

2) эффект искажения информации (передача по уровням иерархии задерживается, информация искажается);

3) ослабление мотивации (в гигантской корпорации менеджеры лишь наемные служащие, выполняющие свою работу без энтузиазма, в отличие от стремящегося к успеху хозяина);

4) рост издержек учета и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...