Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гипотеза 3 («второй закон Госсена»).




Функция полезности потребителя достигает максимума, если отношение предельной полезности i-го блага (MUi) к его цене (Pi) одинаково по всем (n) благам, входящим в состав набора купленных благ, и равно предельной полезности  бюджета, или денег (λ):

 

 =  = … = =

 

Данное утверждение называется «вторым законом Госсена».

Если потребитель распределяет свой бюджет в соответствии со вторым законом Госсена, то структура его покупок является оптимальной. Это состояние есть равновесие потребителя в кардиналистской концепции.

Первый и второй законы Госсена лежат в основе закона спроса: объем спроса растет при снижении цены блага и уменьшается при ее повышении.

Если при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то последний может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех благ, предельная полезность которых положительна (MUi  > 0).

Однако способность индивида количественно оценивать полезность приобретаемых им благ критиковалась многими экономистами. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида называемая ординалистской концепцией.

Ординалистская концепция потребительского поведения

Гипотезы порядкового измерения полезности

Ординалистская концепция потребительского поведения основана на гипотезах порядкового измерения полезности.

Гипотеза ненасыщения.При прочих равных условиях потребительпредпочитает большее количество блага меньшему его количеству.

Гипотеза упорядоченности. Из двух наборов благ потребитель всегда предпочитает один, или считает их равноценными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза транзитивности. Если потребитель считает набор А предпочтительным (равнозначным) набору В, а набор В – набору С, то набор А он считает предпочтительным (равнозначным) набору С. Эта гипотеза позволяет расставить в определенной последовательности (проранжировать) различные сочетания благ.

Гипотеза рефлексивности. Два одинаковых набора благ потребитель считает равноценными.

Гипотеза выпуклости. Кривые безразличия – основной инструмент анализа потребительского поведения в ординалистской концепции – выпуклы к началу координат.

Равновесие потребителя в ординалистской концепции

Кривая безразличия – это совокупность точек в пространстве количеств двух благ, представляющих комбинации различных количеств обоих благ, равнозначные для потребителя по уровню полезности (по уровню приносимой удовлетворенности, по уровню обеспечиваемого благосостояния).

По оси ординат откладываются значения количества блага A (QA), а по оси абсцисс – количество блага B (QB); U – кривая безразличия, все точки которой указывают на различные наборы благ, имеющие для потребителя одинаковую полезность (U) (рис. 7).

Из определения кривой безразличия и гипотезы выпуклости следует, что рассматриваемые блага в определенной степени взаимозаменяемы (рис. 7,а).

 

 

Рисунок 9. Кривая безразличия и карта безразличия

 

Количественной характеристикой взаимозаменяемости благ является предельная норма замещения (замены) блага A благом B (MRSBA),которая показывает, насколько можно сократить потребление блага A при увеличении потребления блага B на единицу, не изменяя при этом уровень удовлетворенности потребителя:

 

=

 

По определению предельная норма замены двух благ (MRSBA) всегда отрицательна, а ее абсолютное значение уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т. е. по мере увеличения потребления одного блага вместо другого.

Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

В терминах предельной полезности предельная норма замещения двух благ может быть представлена как отношение предельных полезностей благ:

=   =

Графически MRSBA отображается тангенсом угла наклона касательной к кривой безразличия в точке, представляющей исследуемое сочетание двух благ. На рисунке 9, а предельная норма замены блага A благом B в точке S равна tgα.

Отношения потребителя к разнообразным сочетаниям двух благ, имеющим разный уровень полезности, могут быть отражены только множеством кривых безразличия, образующих в пространстве двух благ карту безразличия (рис. 9, б).

Чем дальше от начала координат расположена кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности (уровню благосостояния, уровню удовлетворенности) она соответствует.

По определению кривые безразличия не пересекаются, но могут смещаться к одной из осей координат.

Таким образом, карта безразличия представляет собой графическую модель ранжированных предпочтений потребителя, т. е. она отображает субъективный фактор его рыночного поведения.

Объективным фактором рыночного поведения потребителя являются ресурсные ограничения, т. е. величина его потребительского бюджета и цены выбираемых благ.

Графическая модель, отображающая ресурсные (покупательные) возможности потребителя, называется «бюджетная линия». Иными словами, она отражает бюджетные ограничения, т.е. является разновидностью модели «Граница производственных возможностей».

Бюджетная линия, также как и кривая безразличия, строится в пространстве количеств двух благ и имеет отрицательный наклон (рис. 10, а).

 

 

Рисунок 10. Бюджетная линия и равновесие потребителя.

 

Все точки на бюджетной линии представляют максимально возможные комбинации количеств двух благ, которые потребитель может купить при заданных ценах благ (PA и PB), полностью истратив бюджет (M).

Бюджетное уравнение имеет вид:

M = PA· QA + PB · QB.

Чем выше бюджет, тем дальше от начала координат расположена бюджетная линия. Угол ее наклона зависит от соотношения цен на блага – чем выше цена блага, тем ближе к нулю расположена точка пересечения бюджетной линии с осью, на которой отложено количество соответствующего блага.

Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность (полезность, благосостояние) при заданном бюджете, необходимо совместить на одном рисунке карту безразличия и бюджетную линию (рис. 10,б).

Точка касания бюджетной линии наиболее удаленной кривой безразличия укажет на искомую комбинацию покупаемых благ, определяющую равновесие потребителя (точка «Е» на рис. 10,б).

Равенство абсолютного значения предельной нормы замены двух благ и соотношения их цен является признаком достижения потребителем максимума полезности при заданном бюджете и ценах.

Это условие эквивалентно второму закону Госсена и является условием равновесия потребителя в ординалистской концепции.

Объединим все отношения, количественно характеризующие равновесие потребителя:

  =   =   =

Данное выражение можно рассматривать как расширенное условие равновесия потребителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...