Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рыночная власть и показатели ее оценки




Для оценки уровня монополизации рынка необходимо определить уровень рыночной власти продавцов, под которой понимают способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах. Главными признаками использования фирмами рыночной власти являются рост цен и снижение объемов продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене, нежели это возможно при конкуренции продавцов.

О степени монопольной власти предприятия можно судить, основываясь на некоторых показателях.

 

Рисунок 13. Показатели рыночной власти

 

Одним из основных и наиболее часто применяемых показателей, характеризующих степень рыночной власти, является коэффициент Лернера, который рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:

 

 = – ,

где L – значение коэффициента Лернера;

P – цена продукции;

MC – предельные издержки выпуска продукции;

Ed – ценовая эластичность спроса.

Данный коэффициент может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение (т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек), тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для рынка совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю.

 

Таблица 11. Значения коэффициента Лернера

 

Тип рыночной структуры Коэффициент Лернера Наличие рыночной власти
Совершенная конкуренция 0 нет
Монополистическая конкуренция 0,3–0,5 незначительна
Олигополия 0,6–0,8 есть, значительная
Рынок с доминирующей фирмой 0,8–0,9 есть, значительная
Монополия 1,0 неограниченная

 

Также в мировой практике используются индексы Бейна, Тобина и Папандреу. Коэффициент Бэйна, или «норма экономической прибыли», показывает экономическую прибыль, получаемую на доллар инвестированного капитала:

,

где Пб – бухгалтерская прибыль;

Пн – нормальная прибыль;

Кс – собственный капитал фирмы.

Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

,

где p – рыночная стоимость активов фирмы; 

     c – восстановительная стоимость активов фирмы.

Коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цены конкурента на аналогичную продукцию на 1 %:

PI = ,

где ΔQDy – изменение объема продаж фирмы (в процентном выражении);

ΔPx – изменение цены конкурента на товар-субститут (в процентном выражении).

Также коэффициент Папандреу можно рассчитать как:

,

где Qdi – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

     Pj – цена конкурента;

     λj – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены.

Однако в связи со сложностью расчетов индексы Бейна, Тобина и Папандреу редко используются в практической деятельности антимонопольных органов, как в России, так и за рубежом.

Показатели рыночной концентрации.Рыночная власть производителя может быть различной силы. Сильная рыночная власть отдельного производителя означает его доминирующее положение на отраслевом рынке, то есть такое положение производителя (или группы производителей) на рынке определенной продукции, которое позволяет оказывать решающее влияние на условия реализации продукции, устранять с отраслевого рынка других производителей или препятствовать доступу на рынок новых производителей.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» в нашей стране доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% [77]. Таким образом, доминирующее положение на рынке означает концентрацию рыночной власти у одного производителя, что в свою очередь означает высокую степень монополизации отраслевого рынка. Для количественной оценки уровня рыночной концентрации применяется ряд показателей (рисунок 14 [23]).

 

 

Рисунок 14. Показатели экономической концентрации

 

Однако в статистической практике и деятельности антимонопольных органов как в России, так и в промышленно развитых странах из всех обозначенных измерителей чаще всего используются коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент концентрации – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему отраслевому объему продаж.

,

где CRi – индекс концентрации i фирм, %;

   Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %;

   n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.

В большинстве развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статистическом мониторинге состояния рынка, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Великобритании, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться в официальной статистике с 1992 г. для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6) и восьми (CR-8) крупнейших продавцов [24].

Также одним из наиболее часто применяемых показателей является коэффициент Герфиндаля-Гиршмана, который при характеристике уровня монополизации рынка учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршманарассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм в определенной отрасли:

 

,

где HHI – индекс Герфиндаля-Гиршмана,

Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %;

n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.

Максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (HHI = 1002 = 10000). Чем меньше HHI (значение коэффициента стремится к единице), тем меньше концентрация, тем при прочих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий.

 

Таблица 12. Значения коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана при оценке различных типов рыночных структур

 

Типы рынков

Значения CR-3 и HHI Значения CR-4 и HHI

Монополия

На рынке монополии только 1 производитель, потому показатели CR-3 и CR-4 рассчитать не представляется возможным

CR-1 = 100%

HHI = 10000

Олигополия:

высококонцентрированная олигополия При 70% < CR-3 < 100% 2000 < При 80% < CR-4 < 100% 1800 < HHI < 10000
среднеконцентрированная олигополия При 45% < CR-3 < 70% 1000 < HHI < 2000 При 45% < CR-4 < 80% 1000 < HHI < 1800

Монополистическая конкуренция

При CR-3 < 45% HHI < 1000 При CR-4 < 45% HHI < 1000

Совершенная конкуренция

CR-3 → 0% HHI → 1 CR-4 → 0% HHI → 1

 

В качестве альтернативного показателя концентрации при оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках предлагается использование индекса Линда [18]. Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара:

,

где k   – число крупных продавцов (не менее двух);

  i   – число ведущих продавцов среди k крупных продавцов;

  Qi  – отношение между средней долей рынка i продавцов и долей k продавцов, которое рассчитывается по следующей формуле.

,

 

где Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.

Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается для k=2, k=3 и т.д., пока L >Lk+1, т.е. не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. На основе полученных данных устанавливается характер олигополии: если на рынке господствуют 2-3 фирмы, то олигополия является «жесткой», если 6-7 фирм занимают 70-80% рынка – олигополия считается «расплывчатой».

Коэффициент Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления относительных рангов фирм на рынке:

 

,

где HT – индекс Холла-Тайдмана;

qi  – рыночная доля i-той фирмы;

Ri – ранг i-й фирмы;

n – число предприятий в отрасли.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное – 1/n (на рынке совершенной конкуренции). По экономическому смыслу данный коэффициент сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, однако к достоинствам коэффициента Холла-Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров предприятий – крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры.

Коэффициент энтропии – представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

 

,

где E – индекс энтропии Теиля,

si – рыночная доля i-й фирмы;

ln(1/si) – натуральный логарифм величины, обратной рыночной доли i-й фирмы;

n – число предприятий в отрасли.

Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке [24].

Современная конкуренция является регулируемой, причем ее правительственное регулирование является одним из важнейших компонентов системы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование конкурентных отношений может осуществляться в двух формах: конкурентной и антимонопольной политики. Поскольку «конкурентная политика – это, прежде всего, формирование системообразующих правил, а также соответствующих механизмов, которые делают данные правила жизнеспособными» [80], а «антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений» [75], то различия их заключаются в том, что первая предполагает создание условий, «правил» для поддержания соперничества на рынках, в то время как вторая представляет собой реализацию мер по выявлению, пресечению и наказанию субъектов, нарушивших правила конкуренции. При этом общей целью конкурентной и антимонопольной политики является создание условий для формирования эффективной конкурентной среды. Таким образом, в регулировании конкуренции выделяют следующие направления:

1) меры по созданию и развитию конкурентной среды;

2) меры по ограничению монополизма, доминирующего положения на рынке;

3) меры по защите конкуренции, пресечение действий, направленных на ограничение конкуренции.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели государственного антимонопольного регулирования: американскую и европейскую [17].

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода (структуралистский) утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, обязательно будет негативной с общественной точки и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели незаконной провозглашается только та монополия, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер.

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, основанного на Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (посл. ред. 01.03.2011) [77], в котором определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Главным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, которая выполняет следующие основные функции [53]:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем выражается эффективность конкурентных рынков?

2. К чему стремится любой субъект рынка: к действию в условиях свободной конкуренции или к завоеванию монопольного положения на рынке?

3. Что такое рыночная структура и каковы ее основные признаки?

4. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной?

5. Что такое барьеры входа/выхода на рынок?

6. Что такое монополия? Назовите основные типы монополий. На Ваш взгляд, монополия – это «зло» или «благо»?

7. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

8. Каковы особенности рынка монополистической конкуренции?

9. Что, на Ваш взгляд, означает дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции?

10. Каковы основные положения политики антимонопольного регулирования и методы ее реализации в различных странах мира?

 

Тесты

 

1. Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а) свобода входа на рынок;

б) свобода выхода с рынка;

в) диверсификация производства;

г) большое число продавцов и покупателей.

2. Одной из основных черт монополистической конкуренции является то, что:

а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирма, действующая на рынке, выпускает дифференцированную продукцию;

г) на рынке имеется свободный доступ к информации.

 

3. В условиях совершенной конкуренции спрос на товар:

а) совершенно неэластичный;

б) совершенно эластичный;

в) неэластичный;

г) эластичный.

4. Фирма в условиях монополистической конкуренции производит:

а) уникальный продукт;

б) дифференцированный продукт;

в) стандартизированный продукт;

г) обычный продукт.

5. Общей чертой рынков совершенной и монополистической конкуренции является:

а) выпуск дифференцированных товаров;

б) наличие множества покупателей и продавцов;

в) выпуск однородных товаров;

г) зависимость рыночного поведения каждой фирмы от реакции конкурентов.

6. Целями государственной антимонопольной политики являются:

а) снижение уровня рыночных цен;

б) увеличение объемов продаж товаров;

в) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке;

г) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет.

7. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Герфиндаля-Гиршмана:

а) отрицателен;

б) стремится к нулю;

в) стремится к единице;

г) тоже стремится к бесконечности.

8. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:

а) положителен;

б) отрицателен;

в) равен нулю;

г) равен единице.

9. Какое из следующих утверждений справедливо для продавца, работающего на рынке совершенной конкуренции:

а) он не станет рекламировать свою продукцию;

б) долгосрочное равновесие для него означает наличие экономической прибыли;

в) продаваемые им товары имеют фирменный знак;

г) продаваемые им товары несколько отличаются от товаров конкурентов.

10. В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж. К какому типу рыночной структуры можно отнести авиастроительный рынок в США?

а) совершенная конкуренция;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) монополия.

11. Предельный доход монополиста снижается быстрее цены. Так как:

а) снижается эластичность;

б) снижается цена продукта;

в) снижение цены происходит не на каждую дополнительную, а на все единицы товара, выпущенные в данный период.

12. В отличие от совершенного конкурента монополист:

а) защищен от конкуренции входными барьерами;

б) не зависит от спроса;

в) выпуская больше продукта, получает более высокий доход;

г) не сталкивается с проблемой убытков;

д) не может получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

13. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополией.

14. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют:

а) рыночной структурой;

б) инфраструктурой производства;

в) экономической моделью;

г) все ответы верны.

15. Ценовая конкуренция предполагает:

а) увеличение расходов на рекламу;

б) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента;

в) продажу товаров более высокого качества и надежности;

г) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов.

16. Условиям совершенной конкуренции наиболее соответствуют рынок:

а) автомобилей;

б) сельскохозяйственной продукции;

в) теплоснабжения в городах;

г) парикмахерских услуг.

17. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что:

а) производимые товары являются уникальными;

б) существуют высокие барьеры входа на рынок;

в) осуществляется дифференциация товаров;

г) предельные издержки равны предельным доходам.

18. Рынок, на котором присутствуют несколько крупных потребителей и множество мелких производителей, обладает рыночной структурой:

а) олигополия;

б) монополия;

в) олигопсония;

г) полипсония.

19. Примером естественной монополии является:

а) ОАО АНК «Башнефть»;

б) ОАО «Альфа-банк»;

в) ЗАО «Издательство «Российская газета»;

г) ОАО «Российские железные дороги».

20. Олигополия – это рыночная структура, где функционирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

 

 

Задачи

 

1. На рынке действуют три фирмы. Удельный вес в общих продажах на рынке у фирмы А составляет 40%, у фирм В и С – по 30%.

Определите значение индекса Герфиндаля-Гиршмана.

2. Монопольная цена равна 100 рублям, предельные издержки – 90 рублей.

Определите индекс монопольной власти (индекс Лернера).

3. Вы – совершенный конкурент («ценополучатель»).

Если рыночная цена на помидоры установится на уровне 50 рублей за 1 кг, каков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг?

Определите, чему будет равен Ваш средний доход (AR)? Как изменятся предельный и средний доход при снижении объема продаж до 20 кг?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...