Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное регулирование




 

Все усилия предпринимателя по организации идеального производственного процесса, который бы позволил производить большое количество товара с минимальными издержками, станут абсолютно бессмысленными, если произведенный товар не найдет своего покупателя на рынке и не будет реализован. Во многом успех или неудача предпринимательской деятельности зависят от условий выхода на рынок, от характера рыночной конкуренции на нем.

Конкуренция представляет собой соперничество экономических субъектов за наиболее выгодные условия хозяйственной деятельности.В результате конкурентной борьбы оживляется рыночная конъюнктура, возрастает общая конкурентоспособность продукции, улучшается ее качество, снижаются реализационные цены и в целом экономика «очищается» от неэффективных производителей. В таблице 6 представлена классификация основных видов конкуренции.

 

Таблица 6. Классификация основных форм конкуренции

 

Классификационный признак Основные формы Определение

По субъектам конкуренции

между покупателями соперничество между покупателями, каждый из которых стремится максимизировать свой потребительский доход путем приобретения товаров и услуг по наиболее низким ценам
между продавцами соперничество между продавцами, каждый из которых стремится максимизировать свою прибыль путем реализации товаров и услуг наиболее выгодным способом

По методам конкуренции

ценовая действия фирм, направленные на привлечение покупателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен (одной из разновидностей является демпинг – продажа товара по заниженным ценам, не покрывающим бухгалтерские издержки) [42].
неценовая действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением ценности товаров для потребителя [42].

По характеру развития конкуренции

свободная экономическое соперничество, не ограничиваемое никакими институциональными единицами (ни государством, ни какими-либо другими субъектами рынка)
регулируемая экономическое соперничество, на возможность осуществления которого влияют либо государство, либо другие институциональные единицы

По конкурентному поведению

добросовестная экономическое соперничество между товаропроизводителями, осуществляемое законными способами
недобросовестная экономическое соперничество между товаропроизводителями, осуществляемое способами, противоречащими антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, причиняющее экономические убытки конкурентам и наносящее вред их деловой репутации [34].

По масштабам конкуренции

внутриотраслевая экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями одной отрасли за получение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных условий сбыта [91].
межотраслевая экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за получение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных сфер приложения капитала [91].

 

 

Классификация рынков по степени конкурентного напряжения.

Соперничество – это поведение субъектов хозяйственной деятельности на рынке. В перечне рыночных условий, которые могут влиять на осуществление соперничества, экономическая теория выделяет:

1) число соперников;

2) наличие барьеров входа/выхода на рынок;

3) тип продукта (наличие товаров-субститутов, то есть взаимозаменяемых товаров), реализуемого на рынке.

Число соперников на рынке как со стороны спроса (количество потребителей/покупателей), так и со стороны предложения (количество производителей/продавцов) определяет уровень рыночной концентрации, которая является одним из важнейших факторов, влияющих на степень конкурентного напряжения на рынке.

Под барьерами входа/выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовать прибыльное производство в отрасли либо уже функционирующим фирмам – уйти из отрасли без существенных потерь [11].

Продукт, реализуемый на рынке, может быть либо однородным, либо дифференцированным, что связано со степенью его замещаемости. Так, однородность означает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием [62].

Совокупность рассмотренных условий формирует конкурентную среду, в рамках которой и осуществляется соперничество. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обычно называют рыночной структурой. При классификации типов рынка используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono – один, duo – два, oligos – несколько, poly – много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию (таблица 7).

 

Таблица 7. Этимология терминов, обозначающих различные рыночные структуры

 

Численность субъектов рынка

Принадлежность субъектов рынка к стороне

предложения (poleo – продаю) спроса (psoneo – покупаю)
mono – один монополия монопсония
duo – два дуополия дуопсония
oligos – несколько олигополия олигопсония
poly – много полиполия полипсония

 

Таким образом, в зависимости от состояния конкурентной среды, которое определяется её элементами, рыночные структуры подразделяются на различные типы, которые представлены в таблице 8.

 

Таблица 8. Классификация типов рыночных структур

 

Тип рыночной структуры

Элементы конкурентной среды

Наличие рыночной власти










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...