Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок совершенной конкуренции




Рынок совершенной конкуренции представляет собой такую форму организации рынка, которая предполагает настолько большое число продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Так, модель совершенной конкуренции характеризуется следующими основными характеристиками:

1) однородность продукции, что означает абсолютную одинаковость всех товарных единиц с точки зрения покупателей. Это, в свою очередь, предполагает, что у покупателей нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица, то есть «продукты разных предприятий абсолютно взимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой» [15].

2) малые размеры и многочисленность субъектов рынка [43], или атомизация субъектов. Малые размеры субъектов рынка означают, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка, то есть изменения объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода настолько несущественны, что не могут повлиять на рыночную цену продукции. В то же время малые размеры субъектов рынка предполагают их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей.

3) свобода входа и выхода – все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это предполагает совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм экономической зависимости покупателей от продавцов. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше [15].

4) абсолютная информированность субъектов рынка или полная прозрачность рынка – все продавцы, покупатели, посредники обладают совершенным знанием всех его параметров. Предполагается, что информация о рынке распространяется среди них мгновенно, без каких-либо затрат времени, денег и т.д.

Таблица 9. Анализ концентрации аграрного производства сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Башкортостан в 2008 году

 

Группы сельскохозяйственных организаций со среднегодовой численностью занятых в сельскохозяйственном производстве, человек

Число сельскохозяйственных организаций

В среднем на одну сельскохозяйственную организацию

Уровень рентабельности, убыточности (–) от реализации сельскохозяйственной продукции, процентов

всего, единиц в процентах от общего числа сельскохозяйственных организаций среднегодовая численность, человек площадь сельхозугодий, гектаров посевная площадь зерновых культур, гектаров поголовье крупного рогатого скота, голов
до 60 665 72,6 24 3091 926 344 15
61–100 112 12,2 78 5279 1850 973 19
101–140 63 6,9 117 6661 2342 1429 15
141–180 29 3,2 160 9411 3528 1634 25
181–220 9 1,0 199 8593 3399 2142 35
221–260 10 1,1 235 9886 4118 2270 14
от 261 и выше 28 3,0 434 12852 4784 2242 19
Итого 916 100 58 4231 1396 633 18

 

Рынки совершенной конкуренции представляют собой идеальную рыночную структуру, практически не встречающуюся в действительности. Однако в экономической литературе общепринято считать, что наиболее приближенными к этому типу рыночной структуры являются рынки сельскохозяйственной продукции. В таблице 9 представлен отраслевой рынок сельскохозяйственного производства в Республике Башкортостан в 2008 году [1].

Из данных таблицы 9 видно, что из 916 субъектов отраслевого рынка сельскохозяйственной продукции 665 (72,6%) являются предприятиями со среднегодовой численностью занятых до 60 человек (в среднем 24 человека). При этом на долю этой группы сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится около 50% общей посевной площади зерновых культур, тогда как доля остальных групп соответственно составляет приблизительно 16; 12; 0,2; 3; 8,8 и 10% (на основе авторских расчетов). Что касается животноводческой отрасли, то на долю данной группы приходится около 40% поголовья крупного рогатого скота, тогда как доля остальных групп составляет соответственно 19; 15; 8; 3; 4 и 11% от общего поголовья КРС в республике. Это позволяет охарактеризовать структуру отраслевого рынка сельскохозяйственной продукции Республики Башкортостан как рынок совершенной конкуренции, поскольку на рынке функционируют большое число мелких предприятий, каждое из которых по отдельности в результате небольших размеров не может оказывать существенного влияния на конъюнктуру рассматриваемого рынка.

Рынок монополистической конкуренции

На рынке монополистической конкуренции, как и на рынке совершенной конкуренции много покупателей и много продавцов. Основной чертой и главной отличительной особенностью рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукта [74]. Дифференциация превращает производителя в своеобразного мини-монополиста: его фирма является единственным производителем данной разновидности продукта, но на ее долю приходится совершенно незначительная часть рынка этого продукта [42]. В связи с этим спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов.

Монополистическая конкуренция представляет собой наиболее часто встречающуюся рыночную структуру. Она характерна для банковской сферы, издательского бизнеса, мебельного производства, производства одежды и обуви, розничной торговли, многих видов услуг и др.

Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами [50].

На рассматриваемом рынке представлено небольшое количество сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Отличительной особенностью олигопольного рынка является возможность стратегического взаимодействия конкурентов [74].

Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную продукцию (как правило, сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент, технический спирт, сахар и т.д. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции – автомобилей, телевизоров, компьютеров, сигарет и.т.д.

Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства (I сфера АПК) – сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений, энергоносителей и комбикормовое производство – характеризуется олигополистической структурой.

 

Таблица 10. Сравнительная характеристика особенностей хозяйствования в условиях различных рыночных структур

 

Показатель

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция олигополия монополия
Контроль над ценой (P) Отсутствует – цена задана рынком и фирмой не определяется (фирма – «потребитель цены», или «прайс-тэйкер») Диапазон контроля цен узкий Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий Значительный – цена должна быть определена фирмой (фирма – «создатель цены», или «прайс-мэйкер»)
Спрос для фирмы (D) Абсолютно эластичен при заданной цене Эластичный спрос Эластичный или малоэластичный спрос Может быть разной эластичности, но, как правило, неэластичный
Изменение выпуска продукции одной фирмы (ΔQ) при росте объемов реализации Не влияет на рыночный объем и цену Практически не влияет на рыночный объем и цену Может существенно изменить рыночный объем и цену Изменяет рыночный объем и цену
Предельный доход фирмы (MR) при росте объемов реализации Равен цене и остается постоянным P = MR = const Падает быстрее цены P > MR Падает быстрее цены P > MR Падает быстрее цены P > MR
Общий доход при росте объемов выпуска (TR) Растет Может расти и падать – в зависимости от эластичности спроса Может расти и падать – в зависимости от ответных действий конкурентов Может расти и падать – в зависимости от эластичности спроса, но как правило, растет

К разряду неоднородной и высокодифференцированной продукции (по каждому виду продукции имеется широкий набор сортов с различными характеристиками качества) относится продукция, реализуемая на рынке продовольственных товаров высокой степени переработки. Сюда относят обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Такой рынок, как правило, также является олигополистическим.

По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии – рыночной структуры, при которой несколько фирм-потребителей контролируют основной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, например, для рынков сельскохозяйственного сырья, на которых небольшому числу продавцов (сельхозтоваропроизводителей) противостоит несколько крупных предприятий пищевой промышленности, приобретающих сельскохозяйственную продукцию в качестве сырья для его дальнейшей переработки.

Монополия

Монополия – это рынок, характеризующийся абсолютным преобладанием в экономике единоличного производителя или продавца товара, который не имеет близких заменителей. Такое преобладание предоставляет фирме, добившейся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, установления барьеров входа/выхода на рынок и оказания давления на потребителей, а также возможность устойчивого получения прибылей и сверхприбылей [23].

В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, полностью удовлетворяющий существующий спрос. Рассредоточенность производства на нескольких предприятиях нецелесообразна, так как это приведет к неоправданному росту затрат [24].

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности (на таких рынках сохранение монополии экономически оправдано) или из соображений национальной безопасности страны. Как правило – это предприятия общественного пользования – электро-, водо- и газоснабжение, телефонная служба, железнодорожные перевозки и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...