![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Презумпции судебного толкования
Толкование закона — это право суда. При этом суд должен следовать определенным презумпциям, т.е. исходным положениям. Все они выработаны судебной практикой. В английском правовом судебном обиходе насчитывается несколько презумпций толкования, которые имеют одинаковую силу. Теоретически любая презумпция может применяться судом в равной мере. Однако в действительности, как мы увидим ниже, одни презумпции толкования противоречат другим. Поэтому предугадать, к какому выводу придет суд, толкуя тот или иной закон на основе презумпций, зачастую оказывается очень трудно. Рассмотрим некоторые наиболее употребляемые презумпции толкования закона, встречающиеся в практике английских судов. Презумпция запрета фундаментальных изменений общего права. Это первая презумпция. Она направлена, в частности, на предотвращение внесения неожиданных и нежелательных изменений в фундаментальные принципы и нормы общего права. Говорят, что в этой презумпции находит выражение зависть английских судей по отношению к английским законодателям. Ведь Парламент номинально обладает неограниченной властью и может принимать любые законы, в том числе об изменении общего права. Суды же в силу Конституции и принципа разделения властей такими полномочиями не обладают. Итак, английский Парламент обладает властью изменять общее право. Но об этом он должен прямо заявить. Если в законе Парламента такое положение не содержится, то одного намерения законодателя окажется мало. Судьи будут рассматривать закон как намерение изменить общее право, а от этого как раз предостерегает первая презумпция толкования. Применяя закон на практике (а не применять закон судьи не могут), судьи вынуждены толковать его положения на основании презумпции, запрещающей им вносить фундаментальные изменения в английское общее право. Конечно, представить себе, что английский Парламент захочет отменить или изменить общее право, трудно, но в принципе это не исключается. Иногда встречаются ситуации, когда некоторые положения того или иного закона можно понять двояко из-за нечеткой формулировки. С одной стороны, законодателя можно понять так, что он хочет внести соответствующие изменения в общее право. С другой стороны, об этом в тексте закона прямо не говорится. Следовательно, можно сделать и противоположный вывод. Как тут быть? Надо обратиться к первой презумпции толкования. Благодаря презумпции запрета на фундаментальные изменения общего права толкование текста такого закона не вызовет особой сложности. Она гарантирует, что в судебной практике закон будет применяться так, что это не приведет к сколь-либо серьезной ревизии норм общего права. Свидетельство этому — следующий пример. Согласно нормам английского общего права, всегда считалось, что супруг не должен выступать свидетелем в суде с показаниями против своего супруга. В 1898 г. Парламент принимает Закон о доказательствах по уголовным делам, которым в суде разрешается допрашивать в качестве свидетеля обвинения и защиты супруга обвиняемого по определенным категориям дел, на что согласия обвиняемого супруга не требуется. В связи с этим в деле Leach v. R [1912] перед судом встал вопрос: означает ли это, что положения общего права были изменены Законом 1898 г. и теперь общее право предусматривает, что супруг должен давать показания в отношении своего супруга? Палата лордов решила, что супруг может давать показания, если он сам этого желает. При ином толковании Закона, т.е. признании, что теперь супруг обязан давать показания против своего супруга (например, если на этом настаивает обвинение), это будет означать внесение фундаментальных изменений в общее право, что не допускается в силу первой презумпции толкования. Презумпция против установления уголовной ответственности без вины. Вина преступника является необходимым и традиционным элементом ответственности в английском уголовном праве. Прежде чем обвиняемый будет осужден за совершение преступления, требуется доказать его вину. Поэтому на основании второй презумпции толкования суды не должны трактовать тот или иной статут в том смысле, что он устанавливает абсолютную, или строгую, уголовную ответственность, если в тексте закона не содержится прямого указания на это*. * Абсолютная, или строгая, ответственность в английском уголовном праве — это ответственность за вред или нарушение определенных правил. Она предполагает, что осуждение лица за соответствующее противоправное деяние не требует обязательного доказательства его вины в форме умысла или неосторожности. В упрощенном виде абсолютная, или строгая, ответственность может трактоваться как ответственность без вины.
Надо отметить, что английский Парламент принял довольно большое количество законов, которыми ответственность за нарушение определенных правил не связывается с необходимостью доказательства в суде вины подсудимого. Например, к их числу относятся такие правонарушения, как превышение скорости движения автотранспорта, нарушение правил парковки, отпуск крепких спиртных напитков лицам, находящимся в состоянии опьянения, незаконное хранение огнестрельного оружия, продажа табачных изделий лицу, явно не достигшему шестнадцатилетнего возраста, и др. Так, в деле Hording v. Price [1948] к уголовной ответственности был привлечен водитель транспортного средства. Он обвинялся в несообщении о дорожно-транспортном происшествии с тяжкими последствиями на основании Закона о дорожном движении (Road Traffic Act) 1930 г. Этим законом вводилась абсолютная ответственность за данный вид правонарушений. Однако суд оправдал подсудимого на том основании, что в его действиях отсутствовала вина. На самом деле обвиняемый ничего не знал о дорожно-транспортном происшествии. Его осуждение противоречило бы второй презумпции толкования о запрете введения уголовной ответственности без вины. Суд достаточно убедительно мотивировал свое решение по этому делу. В частности, было отмечено, что "уголовное право не может под страхом наказания требовать от людей совершения невозможного"*. В самом деле, если обвиняемый "не знал", то как он мог сообщить? * См.: Kiralfy A.K.R. Op. cit. P. 109. Презумпция против лишения собственности или вмешательства в законные субъективные права граждан. Эта презумпция касается права собственности и тех субъективных прав, которые получили публичное признание. Суть презумпции состоит в том, что законы, которыми предусматривается ограничение субъективных прав, судам надлежит толковать, насколько это возможно, с точки зрения уважения к этим правам. Поэтому суды обязаны исходить из предположения, что Парламент, какие бы законы он ни принимал, никогда не намеревается лишать кого-либо принадлежащей ему собственности, по крайней мере, без соответствующей компенсации или также без компенсации вмешиваться в субъективные права граждан, которые они приобретают на основе норм действующего права. Так, подданные Ее Королевского Величества могут быть лишены принадлежащей им собственности только Короной, и только на основании прямого указания об этом в законе, и только в порядке налогообложения. Если положения закона о налогообложении оказываются сформулированными недостаточно ясно, то судам надлежит толковать их в пользу налогоплательщика. Налогообложение граждан и юридических лиц допускается только в тех случаях, когда это прямо предусматривается соответствующим законодательным актом. Любое иное правомерное вторжение государства в право собственности, которое привело к уничтожению или повреждению имущества, служит основанием для предъявления исковых претензий к Короне и должно быть возмещено. Что касается субъективных прав, приобретаемых гражданами на основании норм общего права, необходимо отметить следующее. Конечно, Парламент может принять законы, требующие пересмотра того порядка, в котором субъективные права приобретаются или отчуждаются. На деле это даже может предполагать изменение норм действующего права. Презумпция против вмешательства в право собственности или в субъективные права ориентирует суды на такое толкование законодательных актов, чтобы можно было сохранить право по возможности в неприкосновенности. Презумпция против сужения юрисдикции суда.В силу конституционных положений Парламент обладает необходимыми полномочиями, чтобы исключить практически любое дело из подсудности суда общей юрисдикции. Однако на практике суды не спешат применять соответствующие положения закона таким образом, чтобы это привело к изменению подсудности дел. Так, если статут вводит новые процессуальные правила рассмотрения тех или иных категорий дел, то эти правила рассматриваются судами как дополнительные процессуальные возможности. Считается, что новая форма действует наряду и параллельно со старым процессуальным порядком. В тех же случаях, когда этот прием не проходит и суды определенно лишаются какой-то части своей компетенции, они постараются отстоять ее в другом отношении. Так, одним из законов 1948 г. предусматривалось изъятие из юрисдикции судов дел по спорам, вытекающим из отношений найма жилых помещений. По указанию законодателя такие дела подлежали рассмотрению не в судебном, а в арбитражном порядке. Однако суды, применяя положения этого законодательного акта, все же истолковали их так, что необходимо определить, какие конкретно виды споров по вопросам найма жилых помещений подпадают под действие указанных положений закона, и пока этот вопрос не решен, действует старый порядок. Презумпция, в силу которой закон не имеет обязательной силы для монарха, если иное прямо не определено в законе. Для того чтобы иметь обязательную силу в отношении монарха, закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы его текст непосредственно указывал на это. Одного предположения об обязательной силе закона для всех в отношении монарха (Короны) недостаточно. Данная презумпция имеет большое практическое значение, особенно в тех областях, в которых Корона может выступать в роли субъекта ответственности, например по вопросам ответственности владельца имущества, работодателя и др. Короне принадлежит огромное количество земель. Юридически Корона выступает нанимателем большого числа рабочих и служащих. Поэтому во многих законодательных актах предусматриваются специальные положения, устанавливающие и регламентирующие основания и порядок ответственности короля. Назовем лишь некоторые из них: Законы 1957 и 1984 гг. об ответственности владельца имущества. Закон о равной оплате труда 1970 г., Закон о соблюдении техники безопасности и медицинских норм на работе 1974 г. и др. В то же время, если прямое указание в законе отсутствует, суды исходят из презумпции нераспространения на Корону юрисдикции общих судов. Например, на основании данной презумпции на королеву и департаменты ее администрации не распространяются многочисленные законы об ограничении аренды. Статья 13 Закона об аренде 1977 г. прямо говорит о том, что на королевскую семью положения этого закона не распространяются. Поэтому королевская семья и ее администрация хотя и руководствуются законами об аренде, сдавая внаем жилые помещения в целях извлечения доходов, но в конце срока аренды они могут выселять арендатора даже в тех случаях, когда любой другой домовладелец такого права не имеет в силу ограничений, вытекающих для него из требований действующего законодательства. Другим примером действия рассматриваемой презумпции толкования может служить практика выселения жильцов из принадлежащих Короне загородных резиденций без соблюдения обязательных требований законодательства для наймодателя. Кроме того, на Корону не распространяются соответствующие положения об ответственности работодателя в случае нарушения им положений Закона о контрактах, заключаемых при найме рабочих и служащих 1972 г.. Закона о защите рабочих и служащих 1978 г. (включая положения о нечестном увольнении и исключая положения законодательства, регламентирующие ответственность за завышенную плату). Презумпция против произвола и злоупотребления властью. Презумпция предусматривает, что суды, толкуя законодательные акты, должны учитывать, что если закон наделяет соответствующие органы властными или юрисдикционными полномочиями, то эти полномочия или юрисдикция должны осуществляться непредвзято и беспристрастно. Многие дела могут служить иллюстрацией действия этой презумпции в судебной практике. Например, одним из судебных решений предусматривалось, что председатель местного муниципалитета не может быть включен в состав комиссии по рассмотрению жалоб на решения о повышении ставки налоговых сборов в отношении конкретной недвижимости, если он сам обращался с подобным заявлением в отношении принадлежащего ему строения. Ведь такой руководитель может проявить явную необъективность и заинтересованность в снижении ставки налоговых сборов даже в том случае, если его собственное заявление рассматривалось комиссией в его отсутствие. В тех случаях, когда закон предусматривает, что административные меры должны быть разумны, суд, принимая решение, должен убедиться в разумности принятого решения или совершенных действий. Исключения из этого требования допускались лишь в военное время. Так, во время войны некоторые законодательные акты Парламента предоставляли министрам и руководителям ведомств специальные полномочия, чтобы они могли принимать все необходимые для военного времени меры. При этом не требовалось проявлять заботу об обоснованности таких мер с точки зрения их разумности. После окончания войны суды уже не столь охотно шли на признание широких полномочий органов власти и чиновничества. Поэтому суды, принимая свои решения по спорам с администрацией, обычно входят в рассмотрение вопросов разумной обоснованности действий и решений органов исполнительной власти. Эта же презумпция сказывается на других решениях, принимаемых судами на основе толкования законодательства. Так, в соответствии с положениями Закона о третейском суде 1950 г. арбитры подлежат отводу, если возникнут какие бы то ни было сомнения в их беспристрастности. Однако и до принятия этого закона суды принимали решения, основываясь на презумпции о запрете произвола и злоупотреблений. Примером может служить судебная практика, которая признает справедливым ограничение полномочий третейского судьи, действующего на законных основаниях, если обнаружится, что у него есть обязательства перед одной из сторон по спору и эти обязательства могут повлиять на принимаемое им решение. Правила толкования
Правила толкования законов дополняют презумпции, о которых говорилось выше. В практике английских судов процесс толкования статутов регламентируется специальными правилами или, точнее, совокупностью специальных приемов. Их основное назначение состоит в определении тех пределов, в рамках которых английские судьи могут считать себя свободными делать то, что они считают необходимым. При этом они могут не опасаться, что вступят в конфликт с законодательной властью — Парламентом. Следует отметить, что все правила равны по своему значению, хотя в разные исторические периоды приоритет отдавался то одним, то другим. Иногда эти правила называют канонами судебного толкования законов. Они оказывают большое влияние на те выводы, которые следуют из текста законодательного акта. Выбор правила толкования зависит от усмотрения судей. Поэтому всякий раз сложно предугадать, какой прием толкования будет использован по данному делу, а следовательно, как будет применен закон. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 541. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |