Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действующее законодательство




 

С 1973 г. принимаемые законы (статуты) подразделяются на два вида: во-первых, это традиционное законодательство — акты, принимаемые Парламентом; во-вторых, это акты, принимаемые Европейским Союзом.

Современное законодательство позволяет формировать, изме­нять или отменять положения действующего общего права. Во всяком случае в пределах, допускаемых системой представитель­ной демократии, могут приниматься законы, положения которых в некоторой степени могут расходиться с требованиями морали и религиозными представлениями. Нормы международного права прямого действия не имеют, поскольку для того, чтобы войти в правовую систему, они должны быть инкорпорированы в нацио­нальное законодательство.

В отдельных случаях инициаторами принятия того или иного закона могут выступать отдельные члены Парламента. Однако ос­новная масса законопроектов инициируется Короной.

Непосредственным поводом для внесения законопроекта мо­гут быть решение правительства, стремящегося проводить пар­тийную политику, или предложения Правовой комиссии, когда она обнаруживает дефекты действующего права и выступает с ре­комендациями о реформе в той или иной области правового ре­гулирования. В рабочем порядке законопроекты направляются правительству, которое вносит по ним предложения и направля­ет их в парламентскую комиссию, разработавшую законопроект.

Работа над текстом законопроекта поручается эксперту-юристу (обычно это один из барристеров — адвокатов высшего ранга) и проводится в рамках консультаций с заинтересованными мини­стерствами и ведомствами. Возможны консультации и с прави­тельством в целом, если вопрос по законопроекту оказывается важным.

Перед направлением в Парламент окончательный вариант за­конопроекта согласовывается с тем департаментом правительст­ва, к компетенции которого он относится. В процедуре согласо­вания участвует непосредственный исполнитель текста законо­проекта.

Законопроект проходит несколько обязательных стадий:

 

1) внесение законопроекта;

2) первое чтение;

3) второе чтение;

4) работа в комитетах;

5) отчет о работе над законопроектом;

6) третье чтение;

7) обсуждение поправок;

8) получение согласия короля.

 

В 1962 г. был принят Закон о нумерации и ссылках на акты Парламента, которым предусматривается, что годом принятия за­кона считается календарный год, в течение которого законопро­ект был одобрен Парламентом и получил согласие короля (коро­левы). Ранее это был год правления (по порядку) короля.

Действие статутов во времени и в пространстве

 

Законопроект становится статутом после его утверждения обе­ими палатами Парламента и получения согласия королевы. Если в статуте не указывается иная дата, он вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева. Обычной стала практика, когда в тексте статута указывается, что он вступает в силу "в на­значенный день". Назначение этой даты входит в обязанности министра правительства или это оформляется приказом в Тайном совете (приказ — документ, который издается от имени королевы и совета. См. далее).

Разные разделы статута могут вступать в силу в разное время. Эта практика, удобная с административной точки зрения, все же затрудняет работу юристов, так как осложняет определение дей­ствующего на данный момент права и применение его положений на практике. По общему правилу статут обратной силы не имеет, но в отдельных случаях такое может быть предусмотрено (это ка­сается только некоторых статутов по вопросам финансов и нало­гообложения).

Статут прекращает свое действие в следующих случаях: если он был заменен другим статутом; если в тексте статута был опре­делен период, на который он сохраняет свою силу; если была оп­ределена цель принятия статута и она достигнута. Давность при­нятия статута не может служить основанием для прекращения его действия.

С 1965 г. в Англии и Шотландии работает Правовая комиссия. Она была образована на основании Закона о Правовой комиссии 1965 г. Комиссия состоит из пяти членов. В ее задачи входит обобщение законодательства с целью его систематизации, разви­тия, реформирования и в первую очередь кодификации. Система­тический анализ законодательства призван выявить устаревшие законы, чтобы внести их в периодически издаваемые специализи­рованные законы, объявляющие об отмене устаревших статутов. По мысли учредителей Правовой комиссии, в результате ее работы в силе должны оставаться только статуты, содержащие нормы действующего права.

Принятый и вступивший в силу статут обладает действием только на территории Соединенного Королевства. Однако в необ­ходимых случаях статут может содержать специальные указания об особенностях распространения его действия вне пределов гра­ниц государства. Как правило, статуты, принимаемые в порядке правовой реформы, распространяются только на территорию Ан­глии и Уэльса, так как в Шотландии и Северной Ирландии дей­ствуют самостоятельные системы права и законодательство.

Верховенство статутов

 

Смысл этого принципа английского права состоит в том, что он призван утвердить преобладание воли выбранных народом представителей над волей назначенных судей. Верховенство ста­тутного законодательства может быть подтверждено следующими положениями права.

Никакой суд не вправе подвергать сомнению законность приня­тых Парламентом актов. В деле Cheney v. Conn (1968) истец воз­ражал против того налога, который он должен был выплатить в соответствии с Законом о финансах 1964 г. Свои возражения он основывал на том, что правительство израсходовало часть налого­вых поступлений на создание арсенала ядерных вооружений. По мнению истца, это было сделано в нарушение требований Закона об общих конвенциях 1957 г. и норм международного права. Тем не менее суд решил, что Закон 1964 г. предоставляет все полно­мочия собирать налоги и должен применяться как акт, принятый позже Закона 1957 г. В судебном решении было, в частности, от­мечено: "Не дело суда заявлять о незаконности принятых Парла­ментом положений, имеющих верховенство в этом государстве".

Статут, принятый Парламентом, может прямо отменять статут, принятый им ранее, или это может подразумеваться.В деле Vauxhall Estates v. Liverpool Corporation (1932) суд встретился с ситуацией, в которой истцу надлежало получить компенсацию за покупку, которую он был вынужден совершить против своего же­лания. Если бы компенсация определялась в соответствии с Зако­ном 1919 г., истец получил бы 2370 ф. ст., а если в соответствии с Законом 1925 г., — то 1133 ф. ст. Более того, Законом 1919 г. предусматривалось, что любой закон, не согласующийся с ним, не подлежит применению. Суд решил, что данное положение За­кона 1919 г. не может применяться в отношении тех законов, ко­торые были приняты после его принятия: Парламент данного со­зыва не может связывать по рукам и ногам решения Парламента последующих созывов. Закон 1925 г., подразумевает отмену поло­жений Закона 1919 г. на том основании, что последний не соот­ветствует первому. Следовательно, истец должен был получить компенсацию в размере 1133 ф. ст.

Целью принятия статута может быть внесение изменений, или отмена нормы общего права, или даже пересмотр уже состоявше­гося судебного решения. Так, Закон об ущербе, причиненном воен­ными действиями, 1965 г. применялся, чтобы отменить законное право на компенсацию от Короны. Положения закона были сформулированы таким противоречивым образом, что новым нормам могла быть придана обратная сила. Это позволило рас­пространять действие нового закона даже на те судебные реше­ния, которые состоялись до его принятия. Так, на основании За­кона 1965 г. было пересмотрено решение Палаты лордов по жа­лобе в деле Burman Oil v. Lord Advocate (1965).

Строение статута

 

Основными структурными компонентами любого статута яв­ляются наименование, подтверждающая формулировка, преамбу­ла, текст статута и дополнительные статьи.

Наименование статута. Любой статут, принятый Парламен­том, должен содержать наименование. Оно состоит из краткого титула (Short title), официальной цитации (Official citation) и полно­го титула (Long title), если законодателю требуется обратить вни­мание на общие цели и особенности данного закона. Здесь же указывается дата получения согласия королевы.

Подтверждающая формулировка. Это стандартный официаль­ный текст, которым подтверждается, что данный акт был одобрен Парламентом в соответствии с конституционным порядком.

Преамбула. Это необязательная часть статута. Преамбула мо­жет предварять его текст. Она может содержать положения, рас­крывающие причины принятия закона, поставленные перед ним цели, то, к чему стремился законодатель, и т.д.

Текст статута. Обычно текст статута организуется по стать­ям (sections). В каждой статье излагается отдельный вопрос или положение. В свою очередь статья может подразделяться на час­ти (subsections) и пункты (paragraphs)*. Если текст статута имеет небольшой объем, то статьи в нем могут отсутствовать. Статуты с более объемным текстом могут содержать разделы (parts). Статьям статута дается единая и сквозная нумерация. Поэтому, напри­мер, раздел 1 статута может начинаться со статьи 1 и заканчивать­ся статьей 50, а раздел II будет начинаться со статьи 51 и закан­чиваться статьей 100. Разделы могут иметь свои наименования.

* В ссылках статья обозначается как "s.", часть статьи - цифрой в круглых скобках.

 

Дополнительные положения. Многие статуты содержат специ­альные дополнительные положения. Они располагаются в конце текста закона. В них может быть дано объяснение тех или иных терминов, использованных законодателем в тексте закона (special definition section), а также указаны те законодательные акты, кото­рые утрачивают силу в связи с принятием настоящего статута (repealing sections), и определено действие статута в пространстве и времени (operation sections).

Положения, разъясняющие отдельные термины статута, редко бывают полными и исчерпывающими. Основное их предназначе­ние состоит в том, чтобы предупредить нежелательное понима­ние. Дополнительные положения статута, посвященные тем зако­нам, которые утрачивают силу, помимо соответствующих законо­дательных актов могут содержать также указание на другие дета­ли, связанные с действием настоящего закона, например на раз­меры обязательных сборов; названия конкретных территорий Соединенного Королевства, на которые распространяется дейст­вие тех или иных положений статута; дату вступления статута в законную силу; полномочия отдельных должностных лиц по при­нятию соответствующих ведомственных нормативных актов, ко­торые необходимы для организации исполнения статута и вступ­ления его в силу, и т.п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...