Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какова роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка?




Ролевая игра является выражением возрастающей связи ре­бенка с обществом. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию его в жизни взрослых, которое не может быть непосредственно реализовано в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка (Д. Б. Эльконин). Этнографиче­ские исследования показали, что в более примитивных обще­ствах, где дети могут рано принимать участие в трудовой деятель­ности взрослых, отсутствуют объективные условия для возник­новения сюжетной ролевой игры. С 3—4 лет дети овладевают орудиями труда и работают вместе со взрослыми, а не играют. Следовательно, ролевая игра возникает в ходе исторического раз­вития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.

Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятель­ности и отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра не только черпает свои сюжеты из жизни, окружающей де­тей; игра социальна по своему внутреннему содержанию, проис­хождению и природе (Д. Б. Эльконин).

В период дошкольного детства игра становится ведущей дея­тельностью ребенка— не потому, что за игрой он проводит боль­шую часть свободного времени, а потому, что она вызывает каче­ственные изменения в психике ребенка.

Игровые отношения детей. Вигровой деятельности ребенок не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего ребенок играет роль взрослых людей — мамы, воспитательницы, шофера, продавца. Ребенок стремится исполнить обязанности по отношению к другим, окружающим его людям. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно исполнил эту роль. На­пример, при исполнении роли покупателя ребенок узнает, что он не может уйти из магазина, не уплатив за покупку. Исполняя роль, ребенок получает и определенные права по отношению к другим лицам. Роль в сюжетной игре заключается в том, чтобы исполнять обязанности, налагаемые ролью и осуществлять права по отношению к другим участникам игры.

Сюжет игры составляет отражаемая в детских играх действи­тельность. Чем шире сфера действительности, тем шире и разно­образнее сюжеты игр. Поэтому младший дошкольник имеет до-

98


статочно ограниченное число сюжетов. С возрастом увеличива­ется длительность игры. Для малышей важно само действие, а для старших детей приобретает особое значение социальная иерархия (кто главнее), для самых старших важнее моральные соображения.

Содержание игры. Содержанием любой игры становится то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников это сами действия с предметами.

— Для первого года жизни ребенка характерна ознакоми­тельная игра. Она заключается в обследовательских, ориен­тировочных действиях с игрушками.

— В начале второго года наблюдается отобразителъная игра. Ребенок в своих игровых действиях с предметами воспро­изводит то, чему он научился, подражая взрослым (на­пример, кормит куклу).

— Весь третий год жизни развивается и усложняется сю-жетно-отобразителъная игра. Здесь отдельные отобрази-тельные действия объединяются сюжетом и устанавлива­ется логическая связь между действиями (кукла ест, спит, гуляет). Основные конфликты у детей 2-3 лет возникают из-за обладания предметами, поэтому на одной машине часто едут сразу два водителя.

— В середине дошкольного возраста (3—4 года) содержани­ем игры становятся отношения между людьми. Игра ста-новтся сюжетно-ролевой.

— В дальнейшем содержание сюжетно-ролевой игры разви­вается и обогащается. Содержание ролевой игры старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой роли. Поэтому дети этого возраста особенно при­дирчиво относятся к выполнению правил.

Таким образом, содержание игры меняется от предметных действий до отношений между людьми, а затем переходит к вы­полнению правил, регулирующих отношения между людьми. Возраст 4—5 лет — считается возрастом расцвета игры. В 6—7 лет роль уходит, уступая место правилу; дети уже самостоятельно способны организовать игру. Итак, развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с четко обозначенной ролью и скры­тыми правилами до игр с четко обозначенными правилами и скрытой ролью.


Роль игры в психическом развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности (обусловленности це-

99


лью) психических процессов. Так, в игре у детей начинают раз­виваться произвольное внимание и произвольная память. Созна­тельная цель — сосредоточить внимание, запомнить, припом­нить — выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

— На основе действия с предметами-заместителями (роль
ложки может играть простая палочка, роль стола — короб­
ка и т. д.) ребенок учится мыслить о реальном предмете.
Когда игровые действия с предметами сокращаются, ре­
бенок способен представлять эти предметы и представ­
лять действия с ними.

- Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка
в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой­
ства мышления, позволяющего встать на точку зрения
других людей, предвосхитить их будущее поведение,
строить свое собственное поведение.

— Ролевая игра имеет определяющее значение для развития
воображения. Способность замещать предметы другими
предметами, брать на себя различные роли ложится в ос­
нову развития воображения - главного новообразования
дошкольного возраста.

- Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции
поведения, так как игра подчиняется правилам.

Игровая деятельность влияет целиком на развитие личности ребенка. Через игровые отношения ребенок знакомится с пове­дением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания.
















В чем специфика учебной деятельности?

Поступление в школу знаменует собой начало нового возраст­ного периода в жизни ребенка младшего школьного возраста. У ребенка к 6—7 годам благодаря расширению познавательных интересов формируется потребность в учебной деятельности и появляется потребность в усвоении теоретических знаний. В млад­шем школьномвозрасте учебная деятельность является основной иведущей среди других видовдетской деятельности. Ее выполне­ние младшими школьниками определяет развитие у них главных психологических новообразований, и прежде всего основ теоре­тического мышления, нацеленного на раскрытие закономерностей происхождения и развития предметов. В процессе учебной дея­тельности у ребенка возникает такое отношение к действитель­ности, которое связано с формированием у него соответствую-

100


щих способностей: рефлексии, анализа, планирования. Эти спо­собности являются психологическими новообразованиями млад­шего школьного возраста.

Результатом учебной деятельности является не получение гото­вого продукта, а овладение способами и знаниями, которые в даль­нейшем позволят получить какой-либо продукт. Главная задача на­чальной школы, следовательно, — научить ребенка учиться.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...