Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чем различается произвольное и непроизвольное внимание?




У. Джемс выделяет следующие пары внимания, руководству­ясь тремя основаниями:

1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуаль­ное);

2) непосредственное, если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное);

3) непроизвольное, или пассивное, не требующее усилий, и произвольное (активное), сопровождающееся чувством усилия.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Объекты, связанные с по­требностями, чувствами и желаниями, переживаемыми челове­ком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Так, человек, ожидающий прихода поезда, невольно прислу­шивается к гудкам, вглядывается вдаль, смотрит на вокзальные часы, т. е. выделяет все, что может сигнализировать приближе­ние поезда.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, созна­тельный, волевой характер и наблюдается при сознательном на­мерении выполнить какую-либо деятельность. Оно привлекает­ся и удерживается вопреки факторам непроизвольного вни­мания (не новым, не сильным раздражителем, не связанным с базовыми потребностями и т. д.) и обусловлено социально. Его формирование, по Л. С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внеш-них средств. Причиной, вызывающей и поддерживающей произ­вольное внимание, является осознание значения объекта внима­ния для выполнения данной деятельности, удовлетворения по­требностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Если деятельность увлекает человека, происходит переход к послепроизвольному вниманию (вторичному непроизвольному) и волевых усилий уже не требуется.

61












Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...