Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка




· Кроме моторных компонентов,двигательный навык характеризуется формированием вегетативных компонентов, связанных с регуляцией кровообращения, дыхания и других систем, оуществляющих вегетативное обеспечение движений.

· Моторные и вегетативные компоненты двигательного навыкаформируются и утрачиваются не одновременно.

o При относительно простых движениях (бег, ходьба на лыжах и т. п.) раньше формируется двигательный компонент, затем вегетативный (связанный с регуляцией функции кровообращения, дыхания и др.), а утрачивается в обратном порядке.

o В навыках со сложными движениями быстрее формируются вегетативные компоненты.

Этапы формирования двигательного навыка

 

1. Возникновениемотивации изамысла действия, формирование эталона и общего плана осуществления движения.

2. Непосредственное освоение разучиваемого действия(упражнения) включает три основных стадии.

o Стадия генерализации

§ Широкая иррадиация возбуждения по различным зонам мозга, приводящая к обобщённому (малакоординированному, неэкономичному) характеру двигательных реакций.

§ Напряжение и продолжительное сокращение большого числа скелетных мышц; одновременное вовлечение в движения мышц-антагонистов.

§ Значительные энерготраты, излишне выражен­ные вегетативные реакции.

o Стадия концентрации

§ Концентрация возбуждения в необходимых нервных центрах; развитие дифференцировочного внутреннего условного торможения в посторонних нервных центрах.

§ Включение необходимых мышечных групп в определённые моменты времени, координированное выполнение двигательного акта.

§ Закрепление условнорефлекторных связей с формированием нестойкого двигательного стериотепа и двигательной доминанты.

o Стадия стабилизации и автоматизации

§ Формирование стойкой рабочей доминанты и двигательного стериотипа с высокой помехоустойчивостью, стабильностью и надёжностью.

§ Снижение сознательного контроля – автоматизация навыка, который не нарушается при усложнении внешних условий.

Можно также добавить дополнительную стадию вариабельность навыка и его применения.

Устойчивость двигательного навыка

Двигательные навыки, как и другие проявления временных связей, недостаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем становятся более стойкими: чем проще навык по структуре, тем он прочнее.

Угасания навыкапроявляется, когда длительное время не повторяется действие и происходит по­степенно. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

 

Взаимодействие (перенос) двигательных навыков

Перенос двигательных навыков – влияние одних двигательных навыков на усвоение других.

Виды переноса двигательных навыков

· Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык облегчает и ускоряет процесс фор­мирования последующего (основное условие - наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий); отрицательный перенос - взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего (происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене).

· Односторонний - формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается; взаимный перенос.

· Прямой перенос - формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого; косвенный (опосредованный) перенос - ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового.

· Ограниченный (частичный) перенос – наблюдается при сходной структуре действий (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья); обобщенный перенос - ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним; перекрестный перенос - перенос навыков на симметричные орга­ны тела (например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой).

Глава 10

Базовые концепции физической тренировки

Физическая и функциональная подготовка и подготовленность

 

    Согласно федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физическая подготовка является составной частью физической культуры и одним из способов достижения её целей. Таким образом, термин «физическая подготовка» акцентирует прикладную направленность физической культуры. Следует подчеркнуть, что «физическая подготовка» является процессом, результат которого обозначается как «физическая подготовленность».

 

Понятия физической подготовки

· «Физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик» (Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации")

o Различают общую физическую подготовку, направленную на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности для различных видов деятельности. Данный вид подготовки не связан с соревновательной деятельностью и направлен на гармоничное физическое развитие. Специальная физическая подготовка является специализированным процессом, содействующий достижению наивысших результатов в конкретной профессиональной или спортивной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. (Холодов, Кузнецов, 2003, Васильков, 2008)

· Физическая подготовка - вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физичес­ких способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, студента и т.п.). (Курамшин).

Оба определения подчёркиваютпрофессионально-прикладной (включая спортивный) характер физической подготовки. При этом общая физическая подготовка является базой для специальной.

Кроме физической подготовки выделяют функциональную, техническую, тактическую, теоретическую, соревновательную и др., т.е. подготовка в целом (как и подготовленность) является комплексным понятием.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...