Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и виды координационных способностей




· Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).(Холодов)

· Координационные способности - совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двига­тельных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции. Координация движений проявляется в согласованном сочетании движений зве­ньев тела в пространстве и во времени, одновременном и последователь­ном, соответствующем двигательной задаче, внешнему окружению и со­стоянию человека.

· «Координация движений есть не что иное, как преодоление избы­точных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» (Н.А. Бернштейн, 1946).

· Ловкость проявляется в двигатель­ных действиях, которые осуществляется при внезапных изменениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, маневреннос­ти, находчивости и способности к переключению движений (двигательная находчивость). Координационные же способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и сораз­мерностью движений и с утверждением позы. Таким образом, понятия «координационный способностей» и «ловкости» не идентичны. Кроме того, терминологии физического фитнеса ловкость рассматривается отдельно от координации.

· Основные виды координационных способностей

o Способность к ориентированию в пространстве, дифференцировке различных параметров движения, к равновесию, перестраиванию движений, комбинированию движений, к рациональному расслаблению мышц, поддержанию ритма движений, управлению временем двигательных реакций; способность антиципировать (предвосхищать) признаки движений и др.

Координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные поня­тия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками.

Критерии оценки координационных способностей

Главные критерии оценки координационных способностей:

· правильность выполнения движения, т.е. когда движе­ние приводит к требуемой цели;

· быстрота ре­зультата;

· рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно);

· двигательная находчивость.

 

Качественные и количественные характеристики оценки координационных способностей

· Качественные характеристики: адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность.

· Количественные: точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движе­ний.

Физиологическая и биомеханическая основа координационных способностей

 

Биомеханические основы координационных спосбностей

Биомеханическая координация движенийзаключается в устранении избыточных степеней свободы движущегося сегмента тела или всего тела.

- Достигается за счёт многоуровневой иерархической системы построения движений и сенсорных коррекций (использование для регуляции движений обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения).

- Достигается за счёт уравновешивания всех меняющихся во времени действующих сил– инерции, реакции опоры, мышечной тяги (+ реактивные силы и силы внешнего поля). Нервная система контролирует только силу тяги мышц.

Физиологические механизмы координационных способностей

В основе координационных способностей лежат различные типы координации.

- Нервная координация - согласование нервных процессов, управля­ющих движениями через мышечные напряжения, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

- Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, пе­редающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация управляется нервной системой.

- Двигательная координация - согласованное сочетание движений зве­ньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последователь­ное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и со­стоянию человека.

- Сенсорно-моторная - согласование деятельности ОДА и сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной, проприоцептивной, кинестетической), необходимое для организации, контроля и сенсорной коррекции движений двигательной (вестибуломоторная, зрительно-двигательная и др. виды координации).

- Моторно-вегетативная координация –координация моторных и вегетативных функций в процессе выполнения двигательной активности.

 

Врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма, влияющие на развитие координационных способностей

· Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов).

· Индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрело­сти ее отдельных областей и других отделов ЦНС.

· Уровень развития и функциональное состояние отдельных сенсорных систем.

· Осо­бенности строения и функционирования ОДА.

· Особенности психических процессов (ощущения, восприятие, память, «моторная» память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. (Ю.Ф. Курамшин).

8.5.4. Сенситивные периоды развития координационных способностей (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И)

· Координационные способности: мальчики и девочки – с 7 до 11-12 лет.

· Способность к ориентированию в пространстве: мальчики и девочки – с 7-10 до 13-15 лет.

· Способность к динамическому равновесию: мальчики – 15 лет, девочки – 17 лет.

· Способность к перестройке двигательных лействий: мвльчики 7-11, 13-14, 15-16 лет; девочки – с 7 до 11-12 лет.

· Точность: мальчики – 10-11, 14-15 лет; девочки 10-11, 14-15 лет.

 

Тренировка координационных способностей

· Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядо­чиванию движений, организации их в единое целое, которые имеют необходимую координационную трудность и сложность, содержат элементы новизны и необычности, отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач. Тренировка должна включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.

· Развитие координационных способ­ностей происходит на основе развития точности дифференцирования (раз­личения) направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий, способности к кинестетическому различению (развития «мышечного чувства»), а также «чувства пространства», «чувства вре­мени», «чувства развиваемых усилий» и др.

 

Выносливость

Понятие и виды выносливости

Выносливость

· способность выполнять работу длительное время без снижения эффективности (работоспособности);

· способ­ность организма противостоять утомлению (выносливость лимитируется процессами утомления);

· способность продолжительно поддерживать заданную силу, скорость, координацию и/или гибкость движений.

 

Виды выносливости

· В зависимости от специфичности работы:

o общая (аэробная) – способность длительно выполнять циклическую работу умерен­ной и средней интенсивности (мощности) с участием больших мышечных групп; приобретается при разносторонней физической подготовке.  Общая выносливость к аэробной нагрузке является важным компонентом физической работоспособности, физического развития и фитнес-здоровья. Она необходиима как для повседневной двигательной активности, так и является предпосылкой развития специальной выносливости.

o специальная– выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности, вырабатываемая в процессе специальных тренировок.

· В зависимости от проявления других физических способностей:силовая (динамическая и статическая); скоростная; координационная.

· В зависимости от мощности работы (умеренная, большая, субмаксимальная, максимальная).

· В зависимости от цикличности двигательных действий:выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;

· В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе: выносливость локальная (в работе принимает участие менее 1/3 общего объема мышц тела), региональная (от 1/3 до 2/3 мышечной массы) или глобальная (свыше 2/3 мышц тела);

· В зависимости от ведущего источника энергии: выносливость аэробная или анаэробная;

На практике различные формы выносливости взаимосвязаны. При выполне­нии любого двигательного действия в той или иной мере находят проявле­ние различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мы­шечных групп или почти все мышцы тела (рис.).

Рис. Классификация видов выносливости и их взаимодействие










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 597.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...