Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и виды координационных способностей
· Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).(Холодов) · Координационные способности - совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. Координация движений проявляется в согласованном сочетании движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременном и последовательном, соответствующем двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. · «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» (Н.А. Бернштейн, 1946). · Ловкость проявляется в двигательных действиях, которые осуществляется при внезапных изменениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, маневренности, находчивости и способности к переключению движений (двигательная находчивость). Координационные же способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы. Таким образом, понятия «координационный способностей» и «ловкости» не идентичны. Кроме того, терминологии физического фитнеса ловкость рассматривается отдельно от координации. · Основные виды координационных способностей o Способность к ориентированию в пространстве, дифференцировке различных параметров движения, к равновесию, перестраиванию движений, комбинированию движений, к рациональному расслаблению мышц, поддержанию ритма движений, управлению временем двигательных реакций; способность антиципировать (предвосхищать) признаки движений и др. Координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Критерии оценки координационных способностей Главные критерии оценки координационных способностей: · правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели; · быстрота результата; · рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно); · двигательная находчивость.
Качественные и количественные характеристики оценки координационных способностей · Качественные характеристики: адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность. · Количественные: точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. Физиологическая и биомеханическая основа координационных способностей
Биомеханические основы координационных спосбностей Биомеханическая координация движенийзаключается в устранении избыточных степеней свободы движущегося сегмента тела или всего тела. - Достигается за счёт многоуровневой иерархической системы построения движений и сенсорных коррекций (использование для регуляции движений обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения). - Достигается за счёт уравновешивания всех меняющихся во времени действующих сил– инерции, реакции опоры, мышечной тяги (+ реактивные силы и силы внешнего поля). Нервная система контролирует только силу тяги мышц. Физиологические механизмы координационных способностей В основе координационных способностей лежат различные типы координации. - Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи. - Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация управляется нервной системой. - Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. - Сенсорно-моторная - согласование деятельности ОДА и сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной, проприоцептивной, кинестетической), необходимое для организации, контроля и сенсорной коррекции движений двигательной (вестибуломоторная, зрительно-двигательная и др. виды координации). - Моторно-вегетативная координация –координация моторных и вегетативных функций в процессе выполнения двигательной активности.
Врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма, влияющие на развитие координационных способностей · Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов). · Индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов ЦНС. · Уровень развития и функциональное состояние отдельных сенсорных систем. · Особенности строения и функционирования ОДА. · Особенности психических процессов (ощущения, восприятие, память, «моторная» память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. (Ю.Ф. Курамшин). 8.5.4. Сенситивные периоды развития координационных способностей (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И) · Координационные способности: мальчики и девочки – с 7 до 11-12 лет. · Способность к ориентированию в пространстве: мальчики и девочки – с 7-10 до 13-15 лет. · Способность к динамическому равновесию: мальчики – 15 лет, девочки – 17 лет. · Способность к перестройке двигательных лействий: мвльчики 7-11, 13-14, 15-16 лет; девочки – с 7 до 11-12 лет. · Точность: мальчики – 10-11, 14-15 лет; девочки 10-11, 14-15 лет.
Тренировка координационных способностей · Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, которые имеют необходимую координационную трудность и сложность, содержат элементы новизны и необычности, отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач. Тренировка должна включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности. · Развитие координационных способностей происходит на основе развития точности дифференцирования (различения) направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий, способности к кинестетическому различению (развития «мышечного чувства»), а также «чувства пространства», «чувства времени», «чувства развиваемых усилий» и др.
Выносливость Понятие и виды выносливости Выносливость · способность выполнять работу длительное время без снижения эффективности (работоспособности); · способность организма противостоять утомлению (выносливость лимитируется процессами утомления); · способность продолжительно поддерживать заданную силу, скорость, координацию и/или гибкость движений.
Виды выносливости · В зависимости от специфичности работы: o общая (аэробная) – способность длительно выполнять циклическую работу умеренной и средней интенсивности (мощности) с участием больших мышечных групп; приобретается при разносторонней физической подготовке. Общая выносливость к аэробной нагрузке является важным компонентом физической работоспособности, физического развития и фитнес-здоровья. Она необходиима как для повседневной двигательной активности, так и является предпосылкой развития специальной выносливости. o специальная– выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности, вырабатываемая в процессе специальных тренировок. · В зависимости от проявления других физических способностей:силовая (динамическая и статическая); скоростная; координационная. · В зависимости от мощности работы (умеренная, большая, субмаксимальная, максимальная). · В зависимости от цикличности двигательных действий:выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера; · В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе: выносливость локальная (в работе принимает участие менее 1/3 общего объема мышц тела), региональная (от 1/3 до 2/3 мышечной массы) или глобальная (свыше 2/3 мышц тела); · В зависимости от ведущего источника энергии: выносливость аэробная или анаэробная; На практике различные формы выносливости взаимосвязаны. При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела (рис.). Рис. Классификация видов выносливости и их взаимодействие |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 597. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |