Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ




Появление государственного долга является неизбежным порождением многолетнего дефицита государственного бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита. Возрастающее влияние на государственный долг также оказывает необходимость выплаты его с процентами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности государства своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств (облигаций, займов краткосрочных и долгосрочных, региональных займов и т.д.).

Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку при его погашении государству приходится рассчитываться высоколиквидными активами и выплачивать большие проценты.

Наличие государственного долга создает обязанность по его управлению, т.е. совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. При конверсии иностранным кредиторам предлагается приобрести государственную собственность или участвовать в совместном вложении капитала. Последствием конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением срока погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов увеличивает неравенство в доходах различных социальных групп населения;

· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства;

· привлечение займов на внутреннем рынке капиталов для выплаты процентов по государственному долгу, может привести к сокращению капиталовложений внутри страны;

· наличие государственного долга подрывает деловую активность экономики в целом и каждого гражданина в отдельности;

· бремя государственного долга и его оплата ложатся на последующие поколения.

ТЕМА 9. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога:

· Субъект налога, или налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог;

· Объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);

· База налога, т.е. расчетная величина объекта налога (размер дохода, стоимость недвижимого имущества, величина собственности и т.д.);

· Источник налога – это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества;

· Ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик. Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Организационные принципы налоговой системы:

· Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков.

· Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

· Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных сборщикам налогов и налогоплательщикам.

· В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Сборы налогов производятся только на основе государственного законодательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...