Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через учреждения финансовой инфраструктуры. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды пенсионного, социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства: Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) – это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением). Децентрализованные финансы находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и реализуются посредством взаиморасчетов, исключающих бартерные сделки. Финансы населения образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют отложенный спрос населения, а поскольку они размещаются на сберегательных вкладах в банковских структурах, то могут служить источником внутренних инвестиционных ресурсов. Государственные финансы (централизованные финансы) являются центральным звеном и формируют сложную структурную часть финансовой системы, включающую в себя бюджеты различных уровней, государственное пенсионное и социальное страхование, государственный кредит и государственный бюджет, являющийся основным звеном централизованных финансов. Государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста. Совокупность государственных мер по оптимизации развития экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП и контроль со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА Совокупность входящих в государственный бюджет организационных структур образует бюджетную систему. Структура бюджетной системы зависит от модели государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия, Россия) имеются промежуточные звенья – местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций, В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы. Контрольная функция проявляется в осуществлении, контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственное казначейство, центральный банк и другие органы. Помимо государственного бюджета существуют также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Посредством их, государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии дотационных регионов, стимулирует инвестиционные процессы. Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику. Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Основной принцип формирования государственного бюджета заключается в том, что сначала формируются статьи бюджетных расходов, которые достаточно стабильны по своему составу, а объемы их финансирования рассчитываются исходя из темпов роста ВВП и направления государственной экономической политики, а только затем определяются статьи доходов, основную часть которых составляют налоговые поступления. Значительное место среди бюджетных расходов занимают так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Особое значение имеют расходы на развитие аграрного сектора, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Важное место в расходных статьях бюджета приходится на институциональные расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, напрямую влияя на национальную конкурентоспособность продукции на мировых ранках. Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала, стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от государственной собственности и т.д. Если общая сумма доходов покрывает запланированные расходы статей бюджета, то такой бюджет носит название сбалансированного. В случае, если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется дефицитный бюджет, если доходы превышают расходы – профицитный бюджет. Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на непредусмотренные расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года). Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% от ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов во внебюджетных фондах. В целях поддержания устойчивой экономической конъюнктуры, оплаты внешнего долга и смягчения последствий бюджетного дефицита формируется двухканальная система бюджета, включающая собственно бюджет текущего года и стабилизационный фонд, который представляет собой определенный запас средств, накапливаемых в условиях благоприятной конъюнктуры и используемых для стабилизации экономики или для выплат по внешнему долгу. Подобная структура бюджетного планирования применяется в странах, экономика которых в значительной степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов: нефти, газа, золота, алмазов, меди и т.д. Источником доходов стабилизационного фонда служит изъятие части дополнительной ренты при реализации сырья по ценам выше, чем предусмотрено бюджетом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |