Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика центральных нарушений слуха




Исследование состояния центральных отделов слуховой системы представляет на сегодняшний день сложную задачу, особенно в детском возрасте. В настоящий момент отсутствуют единые рекомендации по выявлению центральных слуховых расстройств.

Диагностика начинается с базового обследования (импедансометрия, регистрация ОАЭ, регистрация КСВП) для исключения периферического нарушения слуха. В батарею тестов по выявлению центральных нарушений слуха входят как психоакустические (субъективные), так и электрофизиологические (объективные) методики. К последним относятся регистрация:

– стволомозговых вызванных потенциалов (КСВП)

– среднелатентных вызванных потенциалов,

– корковых (длиннолатентных) вызванных потенциалов,

– когнитивных потенциалов,

– негативности рассогласования

Электрофизиологические методы используются, если психоакустические данные являются недостоверными (т.к. зависят от внимания, мотивации, уровня когнитивного развития слушателя); требуется уточнение локализации нарушения в центральных отделах слуховой системы в том случае, если на основании субъективных методик выявляется патология центральных отделов слуховой системы; отсутствует возможность проведения психоакустических тестов на родном языке пациента.

К психоакустическим методикам относятся:

монауральные низкоизбыточные речевые тесты (это исследования речевыми сигналами, прошедшими через фильтры с различной частотой среза, или сигналами с измененными временными характеристиками, а также речью на фоне помехи.);

дихотические речевые тесты (на каждое ухо посредством головных телефонов одновременно подаются разные звуковые стимулы, например, односложные слова);

тесты оценки временной разрешающей способности (напр., тест обнаружения паузы);

тесты бинаурального взаимодействия (речевая информация поступает на каждое ухо не одновременно, а последовательно, т.е. часть информации поступает в одно ухо, а затем оставшаяся часть – в другое. Оценивается способность интегрировать сигналы и правильно воспроизводить всю поступившую информацию).

Выбор тестов для проведения диагностики должен быть индивидуальным и основываться на жалобах пациента и собранном анамнезе. Исследование должно включать как невербальные, так и вербальные методики для оценки состояния различных уровней слуховой системы. Рекомендуется пользоваться минимальным необходимым количеством тестов. Использование электрофизиоолгических методов определяется невозможностью проведения или недостоверностью психоакустичесих тестов (например, у детей раннего возраста или в случае неврологических расстройств). Большинство психоакустических тестов, используемых для диагностики центральных нарушений слуха, применяется с возраста 7 лет, при соответствии когнитивного развития этому возрасту. Это обусловлено тем, что сроки созревания центральных отделов, ответственных за межполушарные функции, различны. Миелинизация мозолистого тела, содержащего комиссуральные волокна, через которые осуществляется связь между двумя полушариями мозга, начинается в конце первого года жизни ребенка. От трех до семи лет происходит его быстрый рост. До возраста 7 лет нормативные данные большинства психоакустических тестов имеют большой разброс, что делает их недостоверными. Поэтому, для детей до 7-8 лет диагностика, основанная на использовании поведенческих методов, должна проводиться с особой осторожностью. В младшем возрасте диагностика центральных расстройств может включать использование скрининговых инструментов и опросников, по результатам которых определяется, относится ли ребенок к группе риска. В последнем случае рекомендуется постоянное наблюдение.

Подробнее о методах выявления центральных слуховых расстройств  речевой аудиометрии можно прочитать в пособии «Диагностика центральных нарушений слуха», Бобошко М.Ю. и др., 2013.

Абилитация/реабилитация

Абилитация детей с хронической тугоухостью включает в себя целый комплекс мероприятий, состоящий из выбора метода коррекции слуха, подбора и настройки устройств электроакустической коррекции (слуховых аппаратов, имплантируемых устройств); психологической и информационной поддержки семьи; регулярных занятий с педагогом; постоянного мониторинга слуха и качества настройки устройств коррекции слуха; регулярной оценки эффективности проводимой программы помощи; медикаментозного или хирургического лечения.

Программа помощи должна начинаться сразу после постановки диагноза. Подбор и настройка слуховых аппаратов (если они необходимы) – в течение месяца после выявления тугоухости.

Электроакустическая коррекция слуховой функции

При двусторонних потерях слуха более 40 дБ рекомендуется использовать слуховые аппараты для усиления звуков. Современный подход предполагает бинауральное слухопротезирование детей, начиная с возраста 2-4 месяцев [Королева И.В., 2012].

Протезирование рекомендовано детям с кондуктивной, сенсоневральной тугоухостью, слуховой нейропатией. При слуховой нейропатии решение о необходимости слухопротезирования принимается по данным поведенческой аудиометрии, поскольку результаты электрофизиологических исследований в этом случае не позволяют оценить степень снижения слуха.

На настоящий момент остается открытым вопрос о необходимости и сроках протезирования односторонней тугоухости, а также двусторонней тугоухости I степени [Harrison, 1996; Davis, 2002].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...