Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скрининговые обследования слуха
Формирование слуховых и речевых центров невозможно без соответствующей акустической и речевой стимуляции. Наиболее активное развитие происходит в первые два-три года жизни. Именно этот факт делает раннее выявление патологии слуховой функции столь важным и необходимым этапом программы помощи детям с нарушениями слуха. В различных исследованиях было показано, что в случае врожденной тугоухости глубокой степени наиболее эффективными являются программы помощи, начатые не позднее 6 месяцев жизни. Поэтому выявление и последующая диагностика нарушений слуховой функции должны быть проведены в первые месяцы жизни [Sininger et al., 2010; Yoshinaga‑Itano C. et al., 2010; JCIH, 2007]. Аудиологический скрининг, основанный на анализе факторов риска, не позволяет своевременно выявлять всех детей со сниженным слухом. Это связано с тем, что около 50% слабослышащих детей не имеют в анамнезе никаких факторов риска по тугоухости и глухоте. Поэтому во многих странах мира, в том числе и в России, был введен тотальный (всеобщий) скрининг новорожденный. С появлением объективных, неинвазивных физиологических методов диагностики слуховой функции у новорожденных, а именно регистрации отоакустической эмиссии и коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, появилась возможность проведения скрининга слуха новорожденных прямо в родильных домах и больницах для новорожденных. Благодаря своей высокой чувствительности к патологии улитки ОАЭ широко применяется в программах аудиологических скринингов новорожденных. Однако скрининг, основанный на регистрации ОАЭ, имеет определенные недостатки: первое, зависимость от функционального состояния наружного и среднего уха; второе, ОАЭ генерируется наружными волосковыми клетками и не позволяет выявлять слуховую нейропатию и центральные слуховые расстройства. Слуховая нейропатия редко выявляется в популяции здоровых новорожденных. Это соображение в сочетании с экономическими факторами делает регистрацию ОАЭ высоко эффективным инструментом для аудиологического скрининга новорожденных в родильных домах. При этом следует помнить, что для выявления ретрокохлеарных патологий слуха, в т.ч. слуховой нейропатии, необходимо использовать регистрацию СВП, которая стала широко применяться в скрининговых обследованиях новорожденных. Это было обусловлено разработкой и внедрением в практику приборов, использующих автоматические алгоритмы, что позволило снизить длительность обследования до 5-10 минут, а также проводить регистрацию СВП среднему медицинскому персоналу. В рамках Национального проекта «Здоровье» используется двухступенчатая схема проведения аудиологического скрининга новорожденным и детям 1-го года жизни. На 1-ом этапе регистрация отоакустической эмиссии проводится всем новорожденным на 3‑4 сутки жизни в родовспомогательном учреждении. Аудиологический скрининг проводится для каждого уха, даже если при обследовании первого уха ОАЭ не соответствует норме. Повторный скрининг – регистрация отоакустической эмиссии – проходит в детской поликлинике по месту жительства в возрасте 1 месяц. 2 этап аудиологического скрининга, углубленное диагностическое исследование, должно быть проведено в возрасте до 3 месяцев в специализированных сурдологических центрах: – детям, у которых на 1-ом этапе скрининга ОАЭ не соответствовала норме; – детям, у которых ОАЭ была зарегистрирована, но в анамнезе имеются факторы риска по тугоухости и глухоте. Одной из причин проведения диагностического обследования в этой группе является исключение ретрокохлеарной патологии (слуховой нейропатии). В углубленное диагностическое обследование входит проведение регистрации КСВП, ОАЭ, импедансометрия. В случае подтверждения тугоухости целесообразно проведение регистрации частотно-специфичных СВП. Данные этих дополнительных исследований необходимы для раннего слухопротезирования. По результатам обследования определяется программа индивидуальной абилитации, которая должна начинаться не позднее 6-месячного возраста. Следует помнить, что снижение слуха бывает не только врожденное, но может возникнуть на протяжении всей жизни. Особенно критическим с точки зрения формирования центральных отделов слуховой системы и слухо-речевого развития являются первые годы жизни. Причины снижения слуха в раннем возрасте различны (генетические факторы, врожденные внутриутробные инфекции, травмы головы, частые отиты и др.) и не всегда их точно можно определить. По данным статистики с врожденными проблемами слуха рождается примерно 3 ребенка из 1000. К возрасту 1 год дополнительно еще 1-2 малыша из 1000 начинают испытывать трудности со слухом. К школьному возрасту около 6‑10 детей из 1000 имеют снижение слуха. Успешно пройденный в неонатальном возрасте аудиологический скрининг не является гарантией нормального слуха в последующем. Специалистам - педиатрам, оториноларингологам, неврологам, логопедам - следует сохранять настороженность и, если ребенок плохо реагирует на звуки, плохо понимает обращенную речь, его слухо-речевое развитие отстает от нормы, то необходимо направить такого малыша на диагностическое сурдологическое исследование. Диагностический алгоритм Задачами диагностического исследования является определение состояния слуховой функции для каждого уха. При выявлении патологии слуха определяется тип и степень тугоухости, конфигурация аудиограммы в зависимости от частоты, анализируются факторы риска возникновения тугоухости, решается вопрос о необходимости коррекции снижения и выбирается способ коррекции, определяется дальнейшая тактика (ре)абилитации, назначаются дополнительные обследования и последующие встречи. В аудиологическое обследование входят: сбор анамнеза, отоскопия, проведение необходимых аудиологических тестов. Выбор тестов полностью зависит от возраста обследуемого ребенка [JCIH, 2007]. 0-6 месяцев: основными методами обследования слуха в этом возрасте являются объективные методики: регистрация КСВП, запись частотно-специфичных вызванных потенциалов (ASSR или Chirp-тонов), импедансометрии (с высокочастотным зондирующим тоном), регистрация ОАЭ (ЗВОАЭ или ОАЭПИ). Данные поведенческой аудиометрии в этом возрасте ненадежны и используются только в качестве перекрестной проверки с данными электрофизиологических исследований. Следует помнить, что метод регистрации частотно-специфичных вызванных потенциалов не может использоваться изолировано и этому методу всегда предшествует запись КСВП на щелчок. 6 месяцев - 3 года: равноправно используются как объективные, так и субъективные методы исследования слуха. Обязательно проводится сравнение результатов разных методик. При наличии расхождения между полученными данными проводятся дополнительные, повторные обследования. Субъективные методы для детей с уровнем развития более 6 месяцев включают в себя поведенческую аудиометрию со зрительным подкреплением. При достижении 2‑летнего возраста возможно использовать игровую аудиометрию. Исследуемый частотный диапазон 250-4000 Гц; используются головные, внутриушные телефоны или костный вибратор. Объективные методы состоят из регистрации КСВП, записи частотно-специфичных вызванных потенциалов (ASSR или Chirp-тонов), импедансометрии (зондирующий тон 226 Гц), регистрации ОАЭ (ЗВОАЭ или ОАЭПИ). Запись КСВП и ASSR обязательно выполняется, если результаты поведенческой аудиометрии оцениваются как ненадежные, или невозможно получить пороги слуха для каждого уха в отдельности, или регистрация СВП никогда не проводилась для этого ребенка. старше 3 лет: поведенческая аудиометрия включает в себя тональную пороговую аудиометрию, проводимую или со зрительным подкреплением, или с использованием игровой аудиометрии, или по стандартной методике в зависимости от развития ребенка. Исследуемый частотный диапазон 250-8000 Гц; используются головные, внутриушные телефоны или костный вибратор. При необходимости проводится речевая аудиометрия в формате закрытого или открытого выбора в зависимости от развития ребенка. Регистрация КСВП и ASSR выполняется, если результаты поведенческой аудиометрии оцениваются как ненадежные, или невозможно получить пороги слуха для каждого уха в отдельности. В этом возрасте для записи вызванных потенциалов часто приходится использовать медикаментозный сон. Для оценки функционального состояния среднего и внутреннего ушей проводится импедансометрии (зондирующий тон 226 Гц) и регистрации ОАЭ (ЗВОАЭ или ОАЭПИ). В Табл. 5 приведены данные различных объективных методов исследования слуха при проведении топической диагностики. Таблица 5. Определение уровня поражения слухового анализатора
|