Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рассмотреть подход Ф. Зимбардо к изучению временной перспективы, изучить особенности собственной временной перспективы при помощи опросника.




Временная перспектива –это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего (Ф. Зимбардо).

Ф. Зимбардо с соавторами выделил сбалансированную временную перспективу, - психологический конструкт, связанный с гибким переключением между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов, личностных и социальных оценок. Поведение людей, имеющих высокие показатели по данному конструкту, определяется компромиссом между содержанием репрезентаций прошлого опыта, желаниями настоящего и адекватными представлениями о будущих последствиях.

Показатели временной перспективы по Ф. Зимбардо:

· Фактор восприятия негативного прошлого – выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отношение, полное боли и разочарований. Отражает общее пессимистическое, негативное или с примесью отвращения отношение к прошлому. Предполагает травму, боль и сожаление. Такое отношение может быть из-за реальных неприятных и травматических событий, из-за негативной реконструкции положительных событий.

· Фактор восприятия позитивного прошлого – выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию. Отражает теплое, сентиментальное отношение к событиям прошлого. Характеризуется ностальгической, позитивной реконструкцией прошлого, оно представляется в «радужном» свете.

· Фактор восприятия гедонистического настоящего отражает гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни. Предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего.

· Фактор восприятия фаталистического настоящего – раскрывает фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни. Отражает отсутствие сфокусированной временной перспективы: не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, нет акцента на волнении как у гедонистов, нет ностальгии или горечи, как при высоких показателях по обеим шкалам прошлого. Раскрывает убеждение, что будущее предопределено и на него невозможно повлиять индивидуальными действиями, настоящее должно переносится с покорностью и смирением, т.к. люди находятся во власти капризной судьбы. При этом настоящее видится независимым от воли личности, изначально предопределенным, а личность – подчиненной судьбе.

· Степень ориентации на будущее выражает наличие у личности целей и планов на будущее. Отражает общую ориентацию на будущее. Предполагает, что поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Характеризуется планированием и достижением будущих целей.

 

Изучить особенности временной перспективы личности при помощи Опросника Ф. Зимбардо (ZTPI).

 

Инструкция. «Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу: 1 – совершенно не верно, 2 – скорее, неверно, 3 – нейтрально, 4 – скорее, верно, 5 – совершенно верно».

Текст опросника

Утверждение 1 2 3 4 5
1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни.          
2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.          
3. Судьба многое определяет в моей жизни.          
4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.          
5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.          
6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.          
7. Мне приятно думать о своем прошлом.          
8. Я действую импульсивно.          
9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.          
10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.          
11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.          
12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.          
13. Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.          
14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.          
15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.          
16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.          
17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.          
18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.          
19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.          
20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.          
21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.          
22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.          
23. Я принимаю решения под влиянием момента.          
24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.          
25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.          
26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.          
27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.          
28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.          
29. Я скучаю по детству.          
30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.          
31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.          
32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.          
33. Редко получается так, как я ожидаю.          
34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.          
35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.          
36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.          
37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.          
38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.          
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.          
40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.          
41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.          
42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.          
43. Я составляю список того, что мне надо сделать.          
44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.          
45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.          
46. Волнующие моменты часто захватывают меня.          
47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое.          
48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.          
49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.          
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.          
51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.          
52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.          
53. Часто удача дает больше, чем упорная работа.          
54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.          
55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.          
56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».          

 

Обработка результатов опросника осуществляется путем подсчета суммарных значений по каждой из шкал, при этом подсчет обратных значений осуществляется как «переворот» баллов, т.е. 5=1, 4=2 , 3=3 , 2=4, 1=5. Полученная сумма по каждой шкале делится на количество вопросов.

 

 

ШКАЛА ПРЯМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБРАТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СРЕДНЕЕ
Негативное прошлое(всего 10 пунктов) 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54   2,70
Гедонистическое настоящее (всего 15 пунктов) 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55   3,60
Будущее (всего 13 пунктов) 6, 10, 13, 18, 21, 30, 40, 43, 45, 51 9, 24, 56 3,51
Позитивное прошлое(всего 9 пунктов) 2, 7, 11, 15, 20, 29, 49 25, 41 3,59
Фаталистическое настоящее (всего 9 пунктов) 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53   2,29

 

Интерпретация итоговых показателей выполняется на основании указанных в таблице средних значений и характеристики шкал методики.

Рекомендованная литература

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

2. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7

«ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»

Цель:систематизировать знания относительно волевой сферы личности, рассмотреть основные проявления эмоционально-волевой регуляции поведения, изучить волевые качества личности.

Оборудование и материалы: схемы, таблицы, Опросник волевых качеств личности М.В. Чумакова.

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Сущностной характеристикой человека является самоорганизация способности «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяет выстраивать иерархию мотивов, придавая, в конечном итоге, смысл своей жизни. Эта сущностная характеристика нашла свое отражение в понятиях «воля» и «произвольность».

 

 

Рис. 1.Функциональная структура произвольного управления

 

Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, — но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявления воли — волевые качества — имеют генетическую (биологическую) основу, а не только социальную.

Компоненты системы волевой регуляции:

- планирование целей;

- моделирование (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение комплекса условий, значимых для достижения цели);

- программирование (антиципация компонентов предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуще ствления планируемых действий);

- оценивание, коррекция результатов (на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности);

Признавая волю и произвольность характеристикой человека, дающую ему возможность быть сознательным субъектом собственной жизни, хотелось бы отметить, что эта способность не возникает сразу. Как и многие другие процессы воля проходит этапы становления и развития в онтогенезе.

 

Основы эмоционально-волевой регуляции поведения

 

 

   

 

   
Возраст

Нормальное развитие

 

  Нарушенное развитие
 

 

 

 

   
Дошкольный

Интернализация норм и правил поведе-

  Избирательно сформирована внешняя
 

ния; эмоциональная саморегуляция;

 

  произвольная регуляция (реакция на яр-
 

побуждение и торможение действий

 

  кие стимулы). Сопротивление предъяв-
 

регулируются реальными внешними

  ляемым требованиям; нарушение эмо-
 

стимулами. Внешняя произвольная

 

  циональной регуляции (импульсивность,
 

регуляция сформирована; внутренняя

  лабильность), гиперактивность [8]
 

произвольная регуляция продолжает

   
 

свое развитие [8]

 

   
Младший

Инициативность при выборе цели, само-

  Неуравновешенность процессов возбуж-
школьный

стоятельность; формируются произволь-

  дения и торможения.
 

ное внимание, направленное и устойчи-

  Нарушение внимания порождает низкую
 

вое наблюдение, упорство в решении

  успеваемость в процессе обучения, в дру-
 

мыслительных задач. Преобладание

 

  гих видах деятельности (высокий уровень
 

произвольности волевой регуляции всех

  переключаемости, низкий уровень точ-
 

психических процессов [6]

 

  ности).
 

 

   

 

  Минимальный уровень осознанности ре-
 

 

   

 

  акций в момент совершения действий
 

 

   

 

  свидетельствует о дефиците эмоциональ-
 

 

   

 

  но-волевой регуляции, следствием чего
 

 

   

 

  является дезадаптивное поведение [6]
Подрост-  

Развитие самосознания и самооценки,

 

Эмоциональная неустойчивость, напря-
ковый  

появляется чувство взрослости, иденти-

 

женность, повышенная возбудимость.
   

фикация с группой значимых сверстни-

 

Трансформация эмоциональных состо-
   

ков, чувство собственного достоинства.

 

яний проецируется в устойчивых шабло-
   

Механизмы волевой регуляции недоста-

 

нах поведения, которые также носят бес-
   

точно сформированы. Преобладание

 

контрольный характер. Недостаточная
   

возбуждения над торможением, низкая

 

настойчивость в деятельности, слабо
    выдержка, самообладание  

 

 

регулируемая активность, импульсив-
       

 

 

ность. Несамостоятельность, безответст-
       

 

 

венность, трудности в организации и за-
       

 

 

вершении поручений. Формирование
       

 

 

девиантного модуса поведения
                 

 

Процесс волевой регуляции обеспечивает формирование гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели. Ввиду того, что волевое поведение осуществляется осознанно, человек должен осознать, проанализировать препятствия, составить план, основанный на личном размышлении.

Выделяют ряд этапов волевого акта:

1. осознание цели, стремление ее достичь;

2. осознание возможности достичь цели;

3. появление мотивов, поддерживающих или опровергающих эти возможности;

4. борьба мотивов;

5. принятие решения для достижения цели;

6. осуществление решения, сопровождается усилием.

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный на' бор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

 

Таблица 2.Волевые особенности личности (по К. К. Платонову, 1984)

Волевые

Цель

Возможности

Борьба и выбор

 

Осуществление

и стремление

Решение

свойства

и мотивы

мотивов

решения

к ней

 
         
Сильная воля Четкое Достаточные Обоснованные Обоснованное, Стойкое
  осознание цели.   и быстрые с интенсивным  
  Интенсивное     стремлением  
  стремление        
           
Настойчивость Отдаленная,                    Нормальные     Очень стойкое
  с интенсивным        
  стремлением        
Упрямство Объективно-

Определяются не объективным

Необоснованное, Стойкое
  неоправданная

учетом всех возможностей,

с интенсивным  
   

а предвзятым мнением

стремлением  
           
Податливость Легко

Определяются внушающим

Легко меняется Различное
  меняющаяся

влиянием других лиц

   
           
Внушаемость Отсутствуют     Дается извне То же
           
Решительность Четкое Достаточные, Быстрые, Четкое Стойкое
  осознание цели. иногда но не всегда и устойчивое  
  Интенсивное чрезмерные обоснованные    
  стремление        
           
Нерешитель- То же То же Длительные Отсутствует Отсутствует
ность       или часто  



Опросник волевых качеств личности М.В.Чумакова (взрослый вариант).

Инструкция

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте крестиком в бланке Ваш вариант ответа из четырех возможных: “Верно”, “Скорее, верно”, “Скорее, неверно”, “Неверно”.  Помните, что в опроснике нет “плохих” и “хороших” ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений.

Текст опросника

1.Если я присутствую на каком – либо собрании, то, как правило, выступаю.

2.Я немного завидую тем, кто “не лезет за словом в карман”.

3.Я редко обращаюсь к кому- либо за помощью.

4.Я плохо переношу боль.

5.Я скорее пессимист, чем оптимист.

6.Я могу быстро сосредоточится, если нужно.

7.У меня нет четкой цели в жизни.

8.Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

9.Мне стоило бы быть более решительным.

10.Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

11.Обычно у меня получается закончить дело, несмотря на трудности.

12.Я веду активный образ жизни.

13.Музыка, шум легко отвлекают меня.

14.Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

15.Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

16.Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.

17.Я совершенно не могу сидеть без дела.

18.Я не очень собранный человек.

19.Я хорошо знаю, чего хочу.

20.Мне бывает трудно сделать первый шаг.

21.Я не люблю рисковать.

22.Я бы чувствовал себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному в дальнюю поездку.

23.Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

24.У меня часто бывает упадок сил.

25. Мне не трудно концентрировать внимание.

26.Меня не пугают отдаленные цели.

27.Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

28.Когда я учился в школе, я часто вызывался отвечать на уроке.

29.Я быстро принимаю решения.

30.Мне нравится научиться чему –либо без посторонней помощи.

31.Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

32.Отдых-это просто смена деятельности.

33.Я не часто выступаю “зачинщиком” новых начинаний.

34.Я склонен к сомнениям.

35.Мне трудно идти против мнения группы.

36.Я легко поддаюсь панике.

37.В случае неудачи у меня опускаются руки.

38.Я быстро восстанавливаю силы.

39.Я могу долго работать, не отвлекаясь.

40.Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

41.Я все время выдумываю что-то новое.

42. Я часто советуюсь с другими людьми.

43.Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

44.Я – мягкий человек.

45.Я бы не сказал, что я энергичный человек.

46.Действительно, я нередко бываю рассеянным.

47.Я знаю, кем я хочу быть в жизни и стремлюсь к этому.

48.Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.

49.Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

50.Я могу быть очень настырным.

51.Я часто чувствую сонливость днем.

52.Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

53.Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

54.Мне не хватает уверенности в себе.

55.Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

56.Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

57.Обычно я жизнерадостен и полон сил.

58.Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

59.Как правило, я составляю план на неделю.

60.Я сам проявляю инициативу при знакомстве.

61.Я могу иногда прогулять работу, учебу, если знаю, что мне это “сойдет с рук”.

62.Меня нельзя назвать инициативным человеком.

63. Я люблю все делать быстро.

64.Я могу долго, “стиснув зубы”, преодолевать неприятности.

65.Я могу долго работать не уставая.

66.Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

67.Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые

наиболее важны.

68.Я вспыльчивый человек.

69.Про меня можно сказать, что я немного “ветреный”.

70.Я – внушаемый человек.

71. Я умею сдерживать гнев.

72. Я обязательный человек.

73.В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

74.Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

75. Люблю решать все сам.

76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен.

78. Я упорно достигаю своих целей.

Обработка результатов

Подсчитывается количество баллов по каждой шкале в соответствии с ключом.

Утверждение неверно оценивается в 0 баллов, скорее неверно в 1 балл, скорее верно в 2 балла и верно в 3 балла. Общий балл подсчитывается как сумма баллов по всем шкалам. В обратных заданиях баллы начисляются следующим образом. За утверждение неверно присваивается 3 балла, скорее неверно 2 балла, скорее верно 1 балл и верно 0 баллов. Для сравнения показателей по различным шкалам опросника необходимо перевести сырые баллы в стены в соответствии с нормативной таблицей.

Ключи к опроснику ВКЛ

Шкалы опросника Прямые задания Обратные задания
1. Ответственность 11, 14, 27, 53, 72, 74 61, 69
2. Инициативность 1, 15, 28, 41, 48, 60 8, 20, 33, 62
3. Решительность 29, 63 2, 9, 21,34, 49, 54
4. Самостоятельность 3, 30, 75 10, 22, 35, 42, 70
5. Выдержка 55, 64, 71, 73, 76 4,36,43, 68, 77
6. Настойчивость 23, 31, 50 16, 37, 44, 56
7. Энергичность 12, 17, 32, 38, 57, 65 5, 24, 45, 51
8. Внимательность 6, 25, 39, 66 13, 18, 46, 58
9. Целеустремленность 19, 26, 47, 52, 59, 67,78 7, 40

1. Ответственность. Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испытуемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности. У некоторых испытуемых может быть повышенная тревожность.

Низкий балл получают испытуемые, которых можно назвать ненадежными и несколько "безалаберными". Они не перегружают себя чрезмерными обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тревожностью.

Инициативность.

Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают "зачинщиками" новых начинаний, стремятся чтото изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации.

Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел, и они не склонны чтолибо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности.

Решительность.

Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью.

Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью.

Самостоятеьность.

Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного.

Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы.

Выдержка.

Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человексправляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.

Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными.

6. Настойчивость.

Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей "из колеи". Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного.В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким.

Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.

Энергичность.

Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.

Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.

Внимательность.

Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу.

Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует.

Целеустремленность.

Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.

Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.

 

ВЫВОД.

 

Рекомендованная литература

 

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

2. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

4. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 867.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...