Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы синтеза и интерпретации индивидуального биографического материала
Синтез биографических данных о конкретном человеке является целью в практической работе с человеком в психологии, педагогике, медицине. В научных исследованиях индивидуальная биография рассматривается как вариант реализации закономерностей жизненного пути вообще. Закономерности жизни можно рассматривать на уровне индивидуальности конкретного человека и на уровне индивидуальности как общечеловеческого явления. Из разнородных биографических фактов требуется создать целостную картину жизни — жизненную историю (life history в англоязычной психологии)*. (*Часто вместо полнокровной и подробной жизненной истории ограничиваются анамнезом.) Написание жизненной истории - метод синтеза биографических данных, последовательное изложение биографических фактов, отражающее логику развития личности в хронологической последовательности. В жизненной истории отражаются данные всех биографических методик, выверенные при сравнительном анализе материалов из разных источников. Жизненная история должна быть написана объективно, без вымыслов и интерпретаций, быть достаточно подробной и интересной, иметь хорошую литературную форму. Она выражает сложившееся у биографиста понимание личности и является материалом для дальнейшей интерпретации путём генетического и структурного анализа. Установление истоков тех или иных структурных особенностей личности — основная цель генетической интерпретации жизненной истории. Как писал В.С.Мерлин, "... в той степени, в какой удаётся объективное истолкование фактов, анамнез - единственный психологический метод, прямо и непосредственно раскрывающий происхождение и основные закономерности развития индивидуальных психических особенностей" (14, 74). Основными моментами генетической интерпретации жизненной истории являются: 1) определение факторов развития данного человека; 2) определение фаз его жизненного пути; 3) анализ структуры факторов развития в каждой из фаз; 4) выявление генетических связей между фазами жизни. Анализ жизни подразумевает наложение сетки биографических и общепсихологических понятий на биографический материал. Так, следует проанализировать среду (среды) развития, включая людские связи, вещи, жилище, произведения искусства, которые окружали и с которыми взаимодействовал человек. Далее, в качестве факторов развития выступают собственная деятельность субъекта, её основные виды: труд, познание и общение, а также игра, учение, ценностно-ориентационная деятельность. Сложившаяся к определенному моменту жизни структура личности также выступает фактором её развития - об этом можно судить по объективным фактам и субъективным — характеристикам, самохарактеристикам, описаниям мотивов. Выделение фаз индивидуальной жизни возможно на основе знания поворотных событий в ней. Будем считать, что между двумя соседними фазами находится важное событие жизни, под влиянием которого в последующей фазе произошло изменение образа жизни в целом или социальной ситуации развития. Воссоздание структуры личности по жизненным показаниям - биографическим данным составляет вторую линию интерпретации полученного материала. Для её осуществления необходимо иметь отчётливые теоретические представления о структуре личности вообще. Для меня - это теория Б.Г.Ананъева, согласно которой выделяются четыре структуры, которые интегрированы в структуре личности-индивидуальности. Соответственно можно выделить общую одарённость и специальные способности, характер (эмоционально-волевые, гностические, коммуникативные и рефлексивные черты), направленность личности. В завершении интерпретации жизненной истории необходимо установить главное противоречие и способ его разрешения личностью в процессе её жизнедеятельности на жизненном пути и таким образом попытаться открыть закон конкретной индивидуальности, как бы её "формулу". Индивидуальный образ жизни выражает индивидуальность в самом способе взаимодействия человека с обстоятельствами жизни так, что они сами по себе определяют его развитие, а сам человек посредством сознательной организации и укрепления адекватного своей сущности образа жизни.
1. Рекомендованная литература
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |