Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протокол для фиксации результатов




День недели

Учебные дисциплины

Общ. психол. Анатомия ЦНС Мат.стат. Философ.
Понедельник 1 час 1,5 часа 40 мин. 0      
…………..              
Воскресенье              
Сумма часов за неделю 1              

График временных затрат на учебные предметы

(для 1 и 2 недель исследования, а также – их сравнения в виде двух графиков)

 

 

Ведение записей дневника

Дата Время занятия учебным предметом Используемое позитивное подкрепление
01.04.17 г. с 12:00 до 13:30 Прогулка в парке
     

 

Рекомендованная литература

 

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

9. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

ПОЛНАЯ ПРОЦЕДУРА БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

(Логинова Н.А. Психобиографический метод исследований и коррекции личности. Алматы, 2001)

           

Биографическое исследование индивидуальности наиболее выявляет природу самого биографического метода. Процедура метода - последовательная развёртка соответствующих частных методик исследования — включает не только описанные выше личныедокументы, в которых жизнь отражена целостно и в большом диапазоне времени. Есть и другие, аналитические техники, высвечивающие отдельные стороны или моменты биографии личности. Их можно назвать квазиэксперимен­тальными, поскольку они стимулируют разные по форме биографические высказывания, позволяющие квантифицировать биографические данные.

       В этой главе речь пойдёт о конкретном опыте изучения индивидуальности биографическим методом, когда используются разнообразные методики сбора, упорядочения, обработки, описания и интерпретации биографической информации о конкретном человеке. В моем опыте в основном это были молодые люди, студенты-психологи, но также зрелые и пожилые, с которыми я проводила более или менее полную биографическую процедуру*. (*Данные были собраны в период 1973-1999 гг., но полная процедура была применена в 1973-1975 гг.)

       Биография составляет важную часть информации об индивидуальности при комплексном её изучении. Другая часть состоит из психодиагностических и экспериментальных данных об изучаемом. Синтез всего разнородного психологического материала об одном человеке оформляется в виде психографии.Биография при этом раскрывает генезис индивидуальности и дает материал для дополнения и подкрепления реконструкции её структуры.

       В психологии известны опыты психографии (например, (1)). В школе Б.Г.Ананьева под его руководством психографией занималась Н.М.Владимирова. Она проводила свод данных о конкретных людях, которые всесторонне изучались в комплексном психологическом исследовании (2; 3). Синтез разнородного психологического материала об индивидуальности остаётся проблематичным, и метод психографии нуждается в дальнейшем развитии.

 

Процедура сбора биографических данных об индивидуальности

       Для монографического изучения индивидуальности и её жизненного пути необходимо, чтобы изучаемые осознанно пошли на сотрудничество с психологом-биографистом и согласились бы стать экспертом своей жизни. Поэтому психолог проводит предварительные разъяснения и мотивирует изучаемых, заинтересовывает их, располагает к себе, но вместе с тем предупреждает, что исследование будет трудоемким, задания - нелёгкими. Как правило, удаётся вовлечь людей в биографическую работу, поскольку они интересуются мнением психолога о себе и своей жизни, хотят вспомнить былое или разобраться в себе и своей судьбе.

       В процедуре биографического исследования, как сказано выше, используются два рода методик — аналитические и синтетические. Описательность синтетических методов отчасти нейтрализуется более формализованными аналитическими методиками. Но и в том, и другом случае желательны и возможны элементы количественной обработки данных.

       Процедура монографического исследования строится по принципу последовательного углубления в изучаемый предмет - от внешних, более формальных моментов, к внутренним, психологически содержательным. Сначала следует как бы пунктиром наметить весь жизненный путь изучаемого человека, потом представить его в целом, а затем более подробно - отдельные аспекты - они могут быть оценены и правильно поняты лишь в контексте целого.

       Конкретные методы далее описываются в порядке их применения в процедуре монографического исследования личности (4).

1. "Личное дело"

       Это официальные биографические документы, в которых содержатся основные сведения о личности, с социальной точки зрения. Все данные из этих документов, заверенные официально, могут  служить опорой для проведения дальнейшей биографической работы.

       Уже на первом этапе исследования и на всех последующих полезно проводить систематизацию данных. Для этого предлагается заносить их в хронологическую таблицу. Она содержит несколько колонок (в моём исследовании их было пять), первая из которых заполняется датами упомянутых в документе, или в других источниках событий и прочих моментов жизни. В отличие от исторических хронологических таблиц в психологии важно отразить в таблицах психологическую информацию, связанную с указанным событием-датой. Поэтомув ней выделяются колонки о субъективных состояниях изучаемого, характеристиках и самохарактеристиках в соответствующий момент времени, субъективных оценках события или периода жизни.

Таблица 1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...