Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Линия жизни (методика В.Н.Куницыной)




       Осознание времени жизни лежит в основе графической методики "Линия жизни", предложенной В.Н.Куницыной (11). В моем собственном исследовании она не применялась, но её вполне можно включить в биографическую процедуру**. (**В дипломной работе М. Камара, выполненной под нашим руководством в 1994 году, она позволила получить интересные факты о зависимости длительности и структурировании будущего в сознании респондентов от их возраста.)Методика отчасти повторяет "События", но ставит упор на временном аспекте субъективной картины жизни. Суть её в том, что изучаемый отмечает на горизонтальной прямой основные даты своей жизни, отграничивает прошлое, настоящее и будущее.

       Инструкция: Начертите горизонтальную линию, которая будет означать Ваш жизненный путь от рождения до смерти. Затем поставьте на ней две точки ("рубежи"), отграничивающие Ваше прошлое от настоящего и настоящее от будущего.     

       Повторите эту линию с отметками на ней и датируйте рубежи.

       Напишите, какие события, причины, факты послужили для определения "Рубежа". Подчеркните главные события.

 

Свидетельства окружающих

       Для работы со свидетелями, т.е. теми, кто имел возможность наблюдать изучаемого в разных жизненных ситуациях, предлагается методика "Мнения". По инструкции свидетель должен был вспомнить конкретные факты из жизни данного человека и изложить своё мнение о нём (письменно или устно).

       Свидетельства дополнили и сделали более объективной биографическую картину данного человека. В их мнениях выразился общий итог многих впечатлений от контактов с ним. Из мнений многих людей слагается репутация того или иного человека, в ней содержится как бы инвариант многих мнений о нём, что обычно соответствует его сущности. В то же время она является жизненным показателем социально-психологического положения человека в группе, социальном окружении. Чтобы выявить это, можно провести сравнительный анализ свидетельств: выписываются все характеристики личности и против каждой из характеристик ставится количество респондентов, которые упомянули её. Но главное - это сравнение свидетельств с автобиографическими высказываниями.

 

Пракисметрия

       В моём опыте биографирования в качестве продуктов деятельности изучаемых были использованы их дипломные работы, литературные сочинения, рисунки, студенческие конспекты. Знакомство с ними позволяло представить более объективно уровень и направленность их личности, тем самым, дополнив образ человека, полученный на основе автобиографических источников. Также в этом плане учитывался уровень успеваемости в школе и вузе по разным предметам и в целом.

 

Обработка биографической информации об индивидуальности

       В результате проведения всех возможных биографических методик на одном и том же изучаемом человеке накапливается большой объём биографической информации. Её, как уже сказано, надо постоянно упорядочивать в хронологическую таблицу. На этой основе появляется возможность количественной обработки и отображения жизни в графической форме.

       Мы воспользовались идеей Ш.Бюлер об "измерениях жизни", что означает всякую деятельность, занятие, социальную связь, статус, которые имели место в тот или иной период жизни. Например, обучение в школе в течение 10 лет, увлечение спортом в 12-15 лет, жизнь в родительской семье — с рождения до 18 лет, путешествие по Алтаю в 17 лет и т.п.

       Каждое измерение отображалось в виде отрезка прямой, длина которого соответствовала длительности данного измерения. Отрезки размещались в системе координат: на абсциссе отмечались годы жизни (возраст), а на ординате - названия "измерений". Принцип графического изображения здесь такой же, как в методике "Круг общения", а результаты последней тоже входят в обобщённую картину жизни как "измерения" в плане общения.

       Подсчёт количества "измерений", приходящихся на определенные годы жизни, в среднем по группе изучаемых представляет собой график жизни (жизненную кривую) и показывает закономерный рост их числа по мере развития личности (рис. 2). По моим данным о студентах, достижения максимума приходятся на годы учения в университете, в период поздней юности - ранней зрелости. Но уже здесь намечается тенденция некоторой стабилизации количества измерений на высоком уровне, что означает спецификацию развития благодаря профессионализации и самоопределения в главных сферах жизни. Если же исключить из общего объема измерений общение, которое имеет свою историю, то перелом в количестве измерений наступает ещё раньше — в 15 лет, что означает более раннюю спецификацию развития личности в связи с сознанием необходимости выбора профессии и общего самоопределения на жизненном пути на пороге окончания школы.

       Биографические источники в основном представляют собой тексты, поэтому закономерно применять для их обработки технику контент-анализа (12).

      

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 568.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...