Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Аналитическая психология К. Юнга.




СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ДУШИ)


 

ЭГО § центр сферы сознания; § включает мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым человек чувствует свою целостность, постоянство; § основа самосознания.  
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ § результат опыта, общего для всего человечества; § «духовное наследие»; § состоит из архетипов.
                                            

ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ § прошлое индивида; § состоит из болезненных, подавленных воспоминаний; § содержит комплексы.

 




Б. Рассмотрите понятие архетипа по К. Юнгу и приведенные примеры архетипов.

Архетипы – это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они представляют собой изначальные образы, воспоминания об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного (Р.Фрейджер)

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (Л. Хьелл, Д. Зиглер).

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенные чувства и мысли в отношении некоторого объекта или ситуации (например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических атрибутах образа матери, как воспитание, плодородие, зависимость).

 

Таблица 1

Характеристика архетипов согласно теории К.Юнга

 

АРХЕТИП ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ПЕРСОНА Социальная роль человека, вытекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Одежда, инструменты деятельности/занятия (лопата, портфель), символы статуса (дом, машина, диплом).   Символ – маска.
ТЕНЬ Состоит из материала, подавляемого сознанием; включает желания, воспоминания, опыты, которые противоречат социальным стандартам и отсекаются как несовместимые с персоной. Негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть (животные инстинкты, неразвитые позитивные и негативные черты личности).   Символ – проявления во сне как фигуры карлика, бродяги; аспекты тени – образы врага, дьявола.
АНИМА Бессознательная женская сторона личности у мужчины Символы – женщина, Дева Мария, Мона Лиза.
АНИМУС Бессознательная мужская сторона личности у женщины Символы – мужчина, Дон Жуан, романтический поэт.
САМОСТЬ Воплощение целостности и гармонии, баланса различных структур психик. Сознание и бессознательное дополняют друг друга до целостности, которая называется самостью. Символы целостности: круг, мандала, великие духовные учителя (Христос, Будда)

 

Практическое применение теории поля К. Левина: описание графического изображения личности в ее жизненном пространстве.

 

1. Отделение человека от остального мира находит свое выражение в образе замкнутой фигуры. Все находящееся внутри границы обозначается Р (the person).

Р

 


Такое графическое изображение концептуализирует такие свойства человека:

- отделенность от остального мира посредством сплошной границы;

- включенность в большее пространство.

2. Далее репрезентация психологической реальности заключается в изображении другой замкнутой фигуры, окружающей личность.

                                                         Е                         


Р
Физический мир

 

Р+Е=L

Район между двумя периметрами – психологическая среда (E – environment). Все пространство внутри эллипса, включая круг – жизненное пространство (L – life).

Пространство вне эллипса представляет собой непсихологические аспекты мира (физический мир, социальные явления).

Непсихологические события могут изменять психологические. В свою очередь события в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Соответственно, граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости.

3. Среда разделяется на регионы (в виде картины пересекающихся линий). Полный и точный структурный анализ отражает всю совокупность возможных психологических событий в данный момент времени.

 Круг-в-эллипсе – репрезентация основных понятий теории К. Левина. Жизненное пространство Левин называет вселенной психолога, это вся психологическая реальность. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения личности в данной психологической среде и в данный момент времени.

Согласно К. Левину: «задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент».

4. Изобразите свою личность и ее жизненное пространство. Насколько полученная картина отражает ситуацию жизни? Что можно было бы изменить, чтобы взаимодействие с окружающим миром стало более эффективным?



Исходя из основных положений двухмерных моделей личности, дайте письменные ответы на вопросы.

А. Экзистенциальное направления называют «психологией взрослого человека». Аргументируйте этот тезис.

Б. Какие события в жизни конкретной личности и в жизни общества в целом побуждают обращаться к экзистенциальной проблематике?

В. Как Вы полагаете, экстравертированный или интровертированный психолог-консультант будет более успешен в своей профессиональной деятельности?

Г. Упражнение: если бы Вам нужно было выбрать только одно слово для описания ваших чувств и всей вашей жизни, что бы это было за слово? Напишите его. Теперь напишите противоположное ему. Можете ли Вы определить, какую роль играет этот конструкт в том, как вы интерпретируете события в различных сферах вашей жизни (например, личные взаимоотношения, обучение, работа)?

Д. Опираясь на подход Дж.Келли, опровергните тезис «В жизни людей ничего не зависит от того, как они интерпретируют события».

 

ВЫВОД.

Рекомендованная литература

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

6. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности: учебно-методическое пособие к практическим занятиям – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

«НАБЛЮДЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: изучить особенности модификации поведения испытуемого в рамках бихевиорального подхода Б. Скиннера.

Оборудование: протокол, дневник.

Ход работы

1. В течение 1 недели исследования зафиксируйте, сколько времени Вы тратите на каждый из учебных предметов. Для этого постройте график, размеченный в часах с отрезками для каждого предмета.

2. Определите, какому предмету Вы уделяете меньше всего времени – соответственно, решите, на котором стоит больше сконцентрироваться.

3. На 2 неделе исследования, занимаясь данным предметом, каждый раз создавайте для себя какое-нибудь позитивное подкрепление (прочитайте главу интересной для Вас книги, съешьте сладкое, проведите время с другом, позвоните по телефону, - в общем, делайте то, что Вам нравится). Главное, чтобы подкрепление действительно доставляло Вам удовольствие. Все подкрепления записывайте, продолжая фиксировать время, которое используете для каждого из учебных предметов.

4. Сравните количество времени, которое Вы тратите на учебные предметы в течение 1 и 2 недель исследования.

5. Дайте ответ на вопрос: «Возросло ли на 2 неделе исследования количество времени, затраченного на изучение того предмета, которому Вы уделяли меньше всего времени на 1 неделе исследования?».

6. Сделайте соответствующий вывод о влиянии/отсутствии влияния позитивного подкрепления на поведение испытуемого. Укажите причины полученных результатов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 430.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...