Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучите представления о проявлениях и механизмах функционирования личности, схемы изобразите в тетради.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Н.В. Голышева, А.В. Квасник
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ» Донецк – 2017 УДК ББК Н.В. Голышева, А.В. Квасник Методическое пособие по дисциплине «Практикум по психологии личности: Учебн.-метод.пособие. – Донецк, 2017. – 42 с.
Учебно-методическое пособие содержит необходимы материал для выполнения лабораторных работ по курсу «Практикум по психологии личности»: теоретические аспекты рассматриваемых вопросов, упражнения, проблемные вопросы, схемы и таблицы, а также вопросы контрольной работы, список рекомендованной литературы. Предлагаемые задания направлены на выработку навыков глубокого анализа психологической реальности личности. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология», «Психология служебной деятельности»
Рекомендовано к печати кафедрой психологии ДонНУ
Рецензенты к.пс.н, доцент Т.Б. Ильина к.пс.н, доцент А.В. Гордеева
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3 Лабораторная работа №1. Одномерные модели личности……………….4 Лабораторная работа №2. Двухмерные модели личности………………..9 Лабораторная работа №3 Наблюдение и модификация поведения……..12 Лабораторная работа №4 Полная процедура биографического метода для изучения индивидуальности………………………………………………..14 Лабораторная работа №5 Формализованная биографическая анкета…...22 Лабораторная работа №6 Временная перспектива личности……………27 Лабораторная работа №7 Волевая сфера личности………………………33 Вопросы к итоговой аттестации …………………………………………..42 Список литературы…………………………………………………………43
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ОДНОМЕРНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ Цель:систематизация подходов к изучению личности, выработка умений применения теоретических знаний для анализапсихологической реальности личности. Оборудование и материалы:схемы, таблицы, практические задачи. ХОД РАБОТЫ ЧАСТЬ 1 – «ОБЪЕКТНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ». Изучите представления о проявлениях и механизмах функционирования личности, схемы изобразите в тетради. А. Концепция идентичности Э. Эриксона. Понятие идентичности включает чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущение единства и социальной солидарности. В контексте изучения жизненного цикла личности Э. Эриксон рассматривает кризис идентичности – период времени, в течение которого молодые люди решают такие вопросы, как «что я собой представляю?», «куда я иду?». Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли.
Б. Бихевиоральный анализ личности Б. Скиннера
2. Исходя из основных положенный объектных моделей личности, дайте письменные ответы на поставленные вопросы. 2.1. Основная идея Э. Эриксона связана с понятием идентичности. Приведите примеры ситуаций, в которых может нарушаться групповая или личностная (эго) идентичность. 2.2. Существует ряд профессий, которые требуют от личности обрести новую «автобиографическую память», т. е. новую идентичность. Примерами могут являться профессии актера, разведчика. Их представители одновременно должны проживать чужую жизнь, сохраняя при этом самоидентичность. «Сколько жизней можно прожить одновременно? Муж-изменник одержим страхом случайно проговориться и назвать свою жену чужим именем. Греховная, по мнению Церкви, притягательность актерской Как Вы полагаете, в чем основная сложность такого совмещения различных жизненных историй в личности человека? Что помогает этим людям сохранять эго-идентичность? 2.3. Рассмотрите представленные ситуации. Предложите приблизительный план диагностики и коррекции с каждым случаем в рамках поведенческого подхода. · Мальчик 10 лет не хочет учиться, отказывается посещать занятия в школе, не выполняет домашнее задание, на замечания учителей реагирует агрессивно. · Женщина 37 лет беспокоится по поводу того, что ее 17-летний сын часто возвращается домой позже положенного времени. Каждое его опоздание заканчивается конфликтом. 2.4. Опираясь на имеющиеся у вас сведения о бихевиоризме, опровергните утверждение «Бихевиоризм как теоретическое направление не имеет практического применения».
ЧАСТЬ 2 – «СУБЪЕКТНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ». Изучите представления о проявлениях и механизмах функционирования личности, схемы изобразите в тетради. А.Стратегии межличностных отношений в социокультурной теории личности К.Хорни.
2. Исходя из основных положенный субъектных моделей личности, дайте письменные ответы на поставленные вопросы. 2.1. Познакомившись с концепциями личности указанных авторов, заполните таблицу:
2.2. Согласно представлениям Э. Фромма, существуют продуктивная и непродуктивная жизненные ориентации, которые определяют следующие типы характера: рецептивный, накопительский, эксплуататорский, рыночный, продуктивный. В группах по 4-5 человек создайте психологический портрет человека с тем или иным типом характера. Что человек получает, благодаря соответствующей ориентации? Какие сложности у него могут возникать при взаимодействии с другими людьми? Придумайте или вспомните высказывание (лозунг, эпитет, девиз и т. п.), которое отражает сущность того или иного типа характера. 2.3. С позиций теории К. Хорни, соотнесите стратегии межличностных отношений с основными типами невротических потребностей. 2.4. Известно, что А. Адлер уделял особое внимание таким понятиям, как «комплекс неполноценности» и «компенсация». В этой связи он обратился к изучению особенностей людей, имеющих физические недостатки. Какие психологические особенности людей с физическими недостатками вы можете назвать? Какими особенностями обладает человек с такого рода проблемами, если он: а) стремится к адекватной компенсации; б) не стремится компенсировать свой дефект; в) гиперкомпенсирует его? 2.5. Предположите, будут ли отмечаться личностные различия между инвалидами с детства и людьми, приобретшими инвалидность в результате травмы или тяжкого заболевания во взрослом возрасте. 2.6. Как Вы думаете, в чем причина возникновения «виртуального мира» с точки зрения гуманистической психологии? Почему люди участвуют в создании livejournals в сети Интернет? В чем могут заключаться опасности этого виртуального мира? 2.7. Подумайте о 4 или 5 самоактуализирующихся людях, которых Вы знаете или о которых слышали. Что у них общего? Каковы их самые важные качества? Каким образом эти люди подтверждают теории А. Маслоу? Чем каждый из них отличается от людей, изображенных Маслоу в его описании самоактуализирующейстя личности?
ВЫВОД. Рекомендованная литература
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ДВУХМЕРНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ
Цель: систематизировать теоретические знания о личности в рамках двухмерных моделей, отработать навыки применения теоретических знаний на практике. Оборудование и материалы: схемы, таблицы, практические задачи.
Ход работы
1.Изучите представления К. Юнга о личности, схемы и таблицы изобразите в тетради. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 501. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |