Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика фирмы-виолента




Причины кризиса

1. Появление значительных разногласий в коллективе.

2. Организация в коллективе оппозиции.

3. Ограниченность ресурсов.

4. Зависимость от рыночной конъюнктуры.

5. Организационная инертность структуры.

6. Консерватизм в нововведениях.

7. Сложные коммуникационные связи.

8. Большая численность управленческого персонала.

9. Слабая приспособленность и слабая реакция на прин­
ципиально новую продукцию.

10. Нединамичные научные структуры.

Факторы развития

1. Наличие коллектива, работающего над имиджем
фирмы.

2. Высокое качество кадрового состава.

3. Финансовая устойчивость.

4. Низкие удельные затраты (в том числе накладные
расходы).

5. Высокая техническая оснащенность.


 


176

Глава 12

6. Сформированная и стабильная номенклатура про­
дукции.

7. Единство научных и производственных процессов.

8. Большие производственные мощности.

9. Возможность значительных прибылей.

 

10. Конкурентоспособность продукции.

11. Высокая социальная обеспеченность кадров.

Четвертый этап называется коммутантным. Это состоя­ние в период упадка, старения, свертывания структуры и Деятельности.

Характеристика фирмы-коммутанта

Причины кризиса                                                     :

1. Сужение рынка.

2. Большие недогруженные мощности.

3. Стабильная номенклатура продукции.

4. Организация в коллективе оппозиции.

5. Высокие удельные затраты.

6. Зависимость от рыночной конъюнктуры.

7. Организационная инертность.

8. Усложнение маркетинговых исследований.

9. Большая численность управленческого аппарата, дос­
тавшегося в наследство от виолента.

 

10. Невозможность вносить значительные усовершенство­
вания в продукцию.

11. Нединамичные научные структуры.

Факторы развития

1. Наличие лидера, хорошо понимающего специфику
национального рынка.

2. Умение удержать своего покупателя.

3. Конкурентоспособность продукции.

4. Нетребовательность кадров к их социальной обеспе­
ченности.

5. Высокая техническая оснащенность.


Психологическое консультирование организаций   177

Наконец пятый и последний этап называется лета-лентным. «Летальный» исход неизбежен. Фирма (органи­зация) деструктуризируется и прекращает свое существо­вание, по крайней мере в прежнем виде (Тобиас, 1997). Правда, стоит заметить, что существует масса организа­ций-долгожителей, которые бесконечно обновляются и развиваются.

Так можно описать проблемы организации с точки зре­ния «глобального», системного подхода. Соответственно, консультант занимается изучением кризиса в системе, ищет причины кризиса и работает (совместно с руковод­ством и персоналом организации) над их устранением. При этом выявляются внутренние ресурсы, факторы развития.

Другая точка зрения, или может быть другой угол зре­ния, ограничивает работу консультанта более частными проблемами и задачами. Например, причина обращения за консалтингом — конфликты в организации23. По источни­ку они могут подразделяться на:

1) структурные — например, отдел маркетинга пред­
лагает что-то изменить в выпускаемом товаре, а произ­
водственные отделы сопротивляются, т.к. не хотят ломать
сложившиеся схемы;

2) инновационные — неизбежно возникают, когда в
организации что-то меняется. Например, изменилось рас­
пределение функций, появились новые задачи и т.п.;

3) позиционные (конфликты значимости) — на тему
«кто главнее»;

4) конфликты справедливости — например, в связи с
неясностью, неопределенностью критериев оплаты труда
и премирования;

5) соперничество за ресурсы — конфликт из-за рас­
пределения компьютеров между юридическим отделом и
аудиторским отделом;

6) динамические (групповая динамика) — динамичес­
кий конфликт (борьба за лидерство и сплоченность груп­
пы). Группа быстрее сплачивается в борьбе против общего

23 Кстати, конфликты в организации могут быть как раз выраже­нием кризиса какого-либо этапа.


178


Глава 12


Психологическое консультирование организаций


179


 


врага. Если не удается найти врага вне группы, то канди­дат выдвигается из своих рядов, превращаясь в козла от­пущения, виновника всех неудач.

Консультант в данных ситуациях может работать как индивидуально, так и с группами людей, командами внут­ри организации. Применяются различные конфликтологи­ческие, посреднические приемы.






























Внутренний и внешний консалтинг

Организационные консультанты могут находиться как внутри организации, так и снаружи. Под первыми — внут­ренними консультантами — обычно понимаются люди, работающие в службах персонала, и не обязательно на должности психолога. Под вторыми — внешними консуль­тантами — понимаются представители консультативных фирм (реже — одиночки, частники). И те, и другие име­ют свои преимущества и невыгодные стороны. Основным достоинством внутреннего консалтинга является возмож­ность сэкономить средства, не теряя при этом качество. Внутренний консультант (штатный) может иметь большие полномочия и организовать систематическое наблюдение, обучение и т.д. Психология становится постепенно частью организационного мышления.

Внешний консультант может оказаться более объектив­ным, беспристрастным и, возможно, более компетентным. Он имеет опыт работы и с другими организациями, из­вестен другим. Такой консультант — не должностное лицо организации и ему трудно приписать личные мотивы. Ав­торитет его основан на качестве работы.

В заключение хочется добавить, что во многих случаях более продуктивно работает не единичный консультант, а команда консультантов, возможна также и совместная ра­бота внутреннего и внешнего консультантов.



Вопросы

1. Какие направления консалтинга в организациях мо­
гут быть выделены?

2. Что входит в задачи психолога-консультанта (кон­
сультанта по управлению) в организации?

3. Какие формы работы могут быть использованы в
организационном консультировании?

4. Как можно назвать роли консультанта в организации?

5. В чем отличия деятельности психолога-консультанта,
работающего над индивидуальными проблемами, и
консультанта по проблемам организации?

6. Приведите примерный алгоритм (схему) работы с
организацией.

7. Какие циклы развития организации могут быть вы­
делены? Проблемы, характерные для каждого цикла
развития.

8. Назовите преимущества и недостатки внутреннего и
внешнего консалтинга.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...