Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое консультирование




и профориентация

Как известно, для обеспечения организаций и предпри­ятий кадрами необходимой квалификации и профессий проводится профориентацией ная работа. Прежде всего она проходит среди учащихся средних общеобразовательных школ и касается деятельности школьных психологов и психологов-консультантов центров профориентации и пси­хологической поддержки населения.

Профессиональная ориентация состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального от­бора и профессиональной адаптации.

В рамках курса по психологическому консультированию нас интересует прежде всего профессиональная консуль­тация, ее отличия от иных направлений психологического консультирования и возможные сходные черты.

Задачами профессиональной консультации являются ока­зание помощи молодежи в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности в сфере обще­ственного производства, выдача конкретных рекомендаций о выборе профессии и возможных путях овладения ею (Профессиональная ориентация..., 1990).

Профессиональная консультация также имеет целью установление соответствия индивидуальных психологичес-


Консулътирование по проблемам, связанным с работой   153

ких и личностных особенностей специфическим требова­ниям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций:

1)справочные, в ходе которых учащиеся выясняют ка­налы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сро­ки подготовки, систему оплаты труда, перспективы про­фессионального роста;

^диагностические, направленные на изучение личнос­ти, интересов, склонностей, способностей консультируе­мого с целью выявления соответствия избираемой или близкой к ней профессии;

3)медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося или трудоустраивающегося, его пси­хофизиологических свойств в отношении избираемой про­фессии и др. (Профессиональная ориентация..., 1990).

Справочно-диагностические консультации являются дос­таточно директивными и, на наш взгляд, справедливо кри­тикуются за то, что рассматривают индивидуальность как нечто застывшее и неизменное, «намертво» связанное с про­фессиональными требованиями. Но главный психологичес­кий просчет, который допускают приверженцы директив­но-диагностического подхода, состоит в том, что сам чело­век, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия жизненно важного решения (Шмелев (ред.), 1996).

Здесь мы видим нарушение основных принципов пси­хологического консультирования, применяемых обычно в консультировании по другим проблемам. Однако профес­сиональная консультация может быть и не так далека от привычных консультативных действий и в ней также мо­гут быть использованы принципы и теории, близкие лич­ностному консультированию и психотерапии.

Так например, классическими типами недирективной профконсультации являются психоаналитическая, гумани­стическая и активизирующая (или развивающая). Психо­аналитическая консультация строится на принципах вы­явления подсознательных импульсов человека и подбора ему таких профессий, в которых они могли бы проявить­ся в наибольшей степени.


154

Консультирование по проблемам, связанным с работой   155

Глава 11


 


Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах создания осо­бой ситуации взаимодействия клиента (оптанта) с кон­сультантом. Применяется ориентированный на клиента подход, включающий полное «принятие» консультируемо­го, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и само­стоятельному принятию решения (Шмелев (ред.), 1996).

Однако и такая схема не привилась на практике, так как требует значительного времени и часто переходит гра­ницы профконсультации, превращаясь в психотерапию. Что, впрочем, вполне допустимо, особенно если клиент обратился за помощью не в профслужбу, а в психологи­ческий центр, оказывающий разнообразные консультатив­ные услуги.

Некоторые принципы гуманистической психологии ис­пользуются при построении активизирующей профкон­сультации. Развивающая (активизирующая) профконсуль­тация лишена главных недостатков директивной: она не исключает активности самого клиента из процесса реше­ния жизненно важной задачи, а рассматривает ее как глав­ный фактор правильного выбора. Важнейший момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного форми­рования необходимых качеств, свойств личности (Там же). Для этого используются коррекционные и тренинговые программы.

В литературе выделяется 5 типов запроса оптанта: Обращение к психологу за подтверждением правиль­ности выбора профессии.

Родители или (реже) сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, поскольку не обнаружи-1 вают выраженных интересов и способностей, ко­торые могли бы помочь в ходе профессионально­го самоопределения.

Обращение к психологу вызвано трудностями выбо­ра профессии, которые обусловлены многообра- *\


зием интересов и способностей. (Эта ситуация характерна для тех семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способ­ностей ребенка, иногда упуская при этом ту ли­нию развития, которая может иметь выход на про­фессию.)

Наблюдается расхождение между интересами и спо­собностями. (Это довольно редкий случай.)

Запрос вызван расхождением мнения ребенка и его родителей относительно профессионального выбо­ра (Шмелев (ред.), 1996).

В целом можно сказать, что профконсультация прохо­дит те же стадии психологического консультирования, что и при другого типа проблемных ситуациях, требующих выбора и принятия решения: контакт с клиентом, сбор информации и осознание желаемого результата, перебор альтернативных решений, обобщение и выход из контак­та; однако роль консультанта здесь ближе к роли эксперта нежели к какой-либо другой. В то же время в практике встречаются ситуации, когда профконсультация является только поводом обращения к психологу (на самом деле волнуют, например, проблемы взаимоотношения с под­ростком), либо в процессе консультации выясняются про­блемы оптанта. Например, родители настойчиво толкают юношу (девушку) к выбору профессии, которая нравится только им самим, служит для удовлетворения их нереали­зованных интересов и потребностей. В этом случае возможно перетекание профконсультации в консультацию по пово­ду детско-родительских отношений или личностно-направ-ленную. При отсутствии у профконсультанта соответству­ющей подготовки и опыта возможно направление клиента (клиентов) к другому специалисту.

Особое направление составляет работа психологов-кон­сультантов, связанная с управлением персоналом, его на­бором, оценкой, развитием и т.п. Подробнее ознакомить­ся с этой обширной темой читатель может в соответству­ющей литературе (Управление персоналом, 1998).


\


156

Глава 11

11.2. Проблемы безработицы

Безработица в России с начала 1990-х годов преврати­лась в реальное явление. По данным федеральных органов государственной службы занятости, к концу мая 1998 года на учете состояло 2.1 млн незанятых трудовой деятельно­стью граждан, при этом статус безработного имели 1,9 млн человек. Численность безработных продолжает постоянно увеличиваться.

Проблема безработицы вызывает множество тяжелых переживаний. По результатам исследований Л.Пельцман выделяется несколько фаз развития специфических стрес­совых состояний у безработных:

Фаза 1 — состояние неопределенности и шока.

Это тяжелое субъективное переживание, при котором страх и другие негативные эмоции выступают как факто­ры риска (точнее было бы, наверное, сказать, что это фак­торы провоцирующие), при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям.

Фаза 2 — наступление субъективного облегчения и кон­структивное приспособление к ситуации.

Эта фаза длится 3—4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия сво­бодного времени. Некоторые отмечают улучшение состоя­ния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы.

Однако в некоторых случаях стрессовые состояния ока­зываются стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых.

Фаза 3 — утяжеление состояния.

Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия ра­боты. Обнаруживаются деструктивные изменения, которые касаются здоровья, психики, социального положения. На­блюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостояния неприятностям. Особенно велики


Консультирование по проблемам, связанным с работой   157

деструктивные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черновой работе. Не менее не­приятны для человека колебания, связанные с появлени­ем надежды найти работу и потерей этой надежды. Они могут вести к прекращению поисков.

Фаза 4 — беспомощность и примирение со сложившей­ся ситуацией.

Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безрабо­тице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. От­сутствие даже минимальных успехов в поиске работы ве­дет к потере надежды. Человек прекращает попытки изме­нить положение и привыкает к состоянию бездеятельности (Пвльцман, 1999).

Безработица, конечно, была и остается актуальной про­блемой не только для нашей страны. И на Западе, и в Рос­сии она имеет общие черты. Так, Коринн Свит пишет, что при увольнении человек вынужден начинать все сначала, возможно с потерей социального статуса. Безработица мо­жет быть причиной сильных стрессов, потому что:

1) у вас мало денег или их совсем нет. Современные
нормы материальной поддержки по безработице ничтож­
ны, а жизнь дорожает настолько быстро, что финансовая
брешь между существованием работающего и безработно­
го сегодня очень велика. Понятно, что без денег сложно
хорошо питаться и практически невозможно путешество­
вать, бывать в гостях, покупать одежду и получать удо­
вольствия, за которые нужно платить;

2) отныне у вас низкий социальный статус. Вопреки
популярному мнению, немногие люди выбирают безрабо­
тицу как образ жизни. Работа дает человеку возможность
вести активное существование, особенно если данный вид
Деятельности востребован обществом — например, уход за
больными или обучение детей. А безработные не имеют
возможности проявить себя и свои способности;

3) если вас уволили, вы страдаете не только от потери
статуса, но и от страха перед необходимостью проходить


158

Глава 11

переобучение в солидном возрасте. В 40 лет каждому хо­чется иметь работу с реальными перспективами;

4) отношения в семье становятся напряженными. Жизнь
отравляют обиды, страхи, поиск виноватого в том, что
семья бедствует. Изменяется повседневный распорядок
жизни;

5) изоляция. Отныне вы не член группы, не участник
рабочей жизни. Вы впустую тратите время, пытаясь хоть
как-то пристроиться, но нигде не можете закрепиться. Это
не означает, что вы используете свое время неконструк­
тивно, но если вы не являетесь членом хотя бы самой
маленькой группы, трудно считать себя полноправным
членом общества;

6) перед лицом нищеты и в отсутствии перспектив без­
работные уязвимы для зависимостей различных видов. Вы­
пивка, курение, сидение перед телевизором становятся
способом убить время, «удовольствием», скрашивающим
монотонность жизни. Проблема использования зависимос­
тей заключается в том, что лежащие в их основе болез­
ненные эмоции не поддаются управлению, поэтому ваша
тревога и неуверенность могут только возрастать;

7) некоторые люди становятся безработными, потому
что, как им кажется, презирают работу. На самом же деле
они просто боятся принимать участие в жизни общества.
Это еще один способ спрятаться от реальности и жить в
фантазиях. Такая философия изоляции может быть осно­
вана на беспочвенном убеждении, будто вы в любом слу­
чае достойны социальных благ. Зависимости сохраняют
иллюзию, что можно прекрасно жить, абсолютно ничего
не делая (Свит, 1997).

Все, перечисленное К. Свит, встречается в жизни и рос­сийских безработных. Наступает социальная, а за ней и психологическая дезадаптация. Отсутствие работы являет­ся огромным стрессогенным фактором, ведущим к деп­рессии и деструктивным изменениям личности, особенно для тех, кто не мыслит себя без работы. Людям, потеряв­шим работу, свойственны повышенная тревожность, кон­фликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадек-


Консулътирование по проблемам, связанным с работой   159

ватная самооценка, скептицизм. Безработные более под­вержены психосоматическим заболеваниям. Они чаще стра­дают от бессонницы, потери аппетита, головных болей, что зачастую понуждает их к чрезмерному применению обезболивающих и снотворных средств, которое может при­вести к возникновению лекарственной зависимости и опосредованно сказаться на «израненной» психике безра­ботного. Таким образом, безработным нужна и социальная, и психологическая помощь.

Консультирование безработных может носить характер как кризисного, так и проблемного. В последнем случае это могут быть проблемы семейных отношений, алкого­лизации и др.

Помимо обычных консультативных целей, задача кон­сультанта заключается также в том, чтобы выяснить ре­альные нужды людей. При исследовании стресса, про­исхождение которого имеет экономическую основу, осо­бенно важно сконцентрироваться на способах его преодоления, найти специфические пути управления им. Некоторые специалисты считают, что эффективным ан­тистрессором может быть только сильная социальная под­держка, которая существенно снижает негативные по­следствия стресса. В этом случае необходима совместная работа психологов-консультантов и специалистов по со­циальной работе. В наше время решение данной пробле­мы требует индивидуального подхода с учетом социально-психологических особенностей и статуса безработного. Большая роль в этом принадлежит центрам занятости, которые должны обращать внимание на правильный подбор места работы, должности для каждого безработ­ного, заниматься организацией курсов переподготовки или получения смежной специальности, по которым впоследствии большинство безработных могут трудоуст­роиться. При службах занятости целесообразна и работа психологов, владеющих методами психологического кон­сультирования и разнообразными тренинговыми формами Работы. Например, ряд безработных нуждаются в тре­нинге уверенности в себе, поведенческих программах найма на работу и т.п.


160

Глава 11

Учитывая опыт зарубежных стран, стоит обратить вни­мание на досуг безработных, стараясь привлечь их для какой-либо общественной работы, например для оказа­ния помощи различным социально отягощенным груп­пам населения. Они смогут оказать посильную помощь, общаясь с пожилыми людьми, детьми-инвалидами, деть­ми из детских домов и приютов, — домов ребенка, школ-интернатов. Развивая социальную службу (в наше время это достаточно актуальная тема), возможно, следует опи­раться на федеральные программы, с помощью специа­листов разрабатывать программы «на местном уровне», использовать помощь заинтересованных лиц, спонсоров, зарубежных специалистов, и находить точки взаимодей­ствия в решении проблем различных социально незащи­щенных слоев общества.

Еще одно из направлений коррекции психосоциаль­ных проблем безработных — создание клубов по интере­сам, где люди, владеющие каким-либо «ремеслом», лю­бящие и знающие его, могли бы обучить этому других. Следует привлекать к этой работе психологов, психоте­рапевтов, социологов, использовать активные формы обучения (в том числе различные виды тренинга) и про­ведения досуга, чтобы по возможности уменьшить отри­цательные психоэмоциональные воздействия на безра­ботного.

В то же время стоит учесть следующее. Например, Л. Пельцман пишет: «Было бы напрасно думать, что эко­номические, культурные и экологические условия явля­ются надежными показателями благополучия общества. Психологи давно отмечали, что объективно хорошие ус­ловия жизни не обеспечивают удовлетворенности насе­ления. Нет и прямой зависимости между внешними ус­ловиями жизни и ее психологическим качеством. Также не существует надежных статистических показателей со­стояния психологического здоровья общества. Однако можно назвать важные показатели психосоциальной па­тологии: алкоголизм, самоубийства, разводы, преступле­ния. Эти явления — как причина, так и следствие соци­ального стресса» (Пельцман, 1999).


Консультирование по проблемам, связанным с работой   161



















































Вопросы

1. Назовите этапы профессиональной ориентации.

2. Какие виды консультаций выделяются в профориен-
тационном консультировании?

3. В чем суть гуманистической, психоаналитической и
активизирующей парадигм в профессиональном кон­
сультировании?

4. С какими запросами приходится работать психологу-
профконсультанту?

5. Перечислите фазы развития стрессовых состояний у
безработных.

6. Какие структуры могут привлекаться к помощи без­
работным?


 


6- Зак.











715


Глава 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...