![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическое консультирование
и профориентация Как известно, для обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимой квалификации и профессий проводится профориентацией ная работа. Прежде всего она проходит среди учащихся средних общеобразовательных школ и касается деятельности школьных психологов и психологов-консультантов центров профориентации и психологической поддержки населения. Профессиональная ориентация состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. В рамках курса по психологическому консультированию нас интересует прежде всего профессиональная консультация, ее отличия от иных направлений психологического консультирования и возможные сходные черты. Задачами профессиональной консультации являются оказание помощи молодежи в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности в сфере общественного производства, выдача конкретных рекомендаций о выборе профессии и возможных путях овладения ею (Профессиональная ориентация..., 1990). Профессиональная консультация также имеет целью установление соответствия индивидуальных психологичес- Консулътирование по проблемам, связанным с работой 153 ких и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды консультаций: 1)справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; ^диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей консультируемого с целью выявления соответствия избираемой или близкой к ней профессии; 3)медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося или трудоустраивающегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др. (Профессиональная ориентация..., 1990). Справочно-диагностические консультации являются достаточно директивными и, на наш взгляд, справедливо критикуются за то, что рассматривают индивидуальность как нечто застывшее и неизменное, «намертво» связанное с профессиональными требованиями. Но главный психологический просчет, который допускают приверженцы директивно-диагностического подхода, состоит в том, что сам человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса принятия жизненно важного решения (Шмелев (ред.), 1996). Здесь мы видим нарушение основных принципов психологического консультирования, применяемых обычно в консультировании по другим проблемам. Однако профессиональная консультация может быть и не так далека от привычных консультативных действий и в ней также могут быть использованы принципы и теории, близкие личностному консультированию и психотерапии. Так например, классическими типами недирективной профконсультации являются психоаналитическая, гуманистическая и активизирующая (или развивающая). Психоаналитическая консультация строится на принципах выявления подсознательных импульсов человека и подбора ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. 154
Глава 11
Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия клиента (оптанта) с консультантом. Применяется ориентированный на клиента подход, включающий полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения (Шмелев (ред.), 1996). Однако и такая схема не привилась на практике, так как требует значительного времени и часто переходит границы профконсультации, превращаясь в психотерапию. Что, впрочем, вполне допустимо, особенно если клиент обратился за помощью не в профслужбу, а в психологический центр, оказывающий разнообразные консультативные услуги. Некоторые принципы гуманистической психологии используются при построении активизирующей профконсультации. Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главных недостатков директивной: она не исключает активности самого клиента из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривает ее как главный фактор правильного выбора. Важнейший момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности (Там же). Для этого используются коррекционные и тренинговые программы. В литературе выделяется 5 типов запроса оптанта: Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии. Родители или (реже) сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, поскольку не обнаружи-1 вают выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессии, которые обусловлены многообра- *\ зием интересов и способностей. (Эта ситуация характерна для тех семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская при этом ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.) Наблюдается расхождение между интересами и способностями. (Это довольно редкий случай.) Запрос вызван расхождением мнения ребенка и его родителей относительно профессионального выбора (Шмелев (ред.), 1996). В целом можно сказать, что профконсультация проходит те же стадии психологического консультирования, что и при другого типа проблемных ситуациях, требующих выбора и принятия решения: контакт с клиентом, сбор информации и осознание желаемого результата, перебор альтернативных решений, обобщение и выход из контакта; однако роль консультанта здесь ближе к роли эксперта нежели к какой-либо другой. В то же время в практике встречаются ситуации, когда профконсультация является только поводом обращения к психологу (на самом деле волнуют, например, проблемы взаимоотношения с подростком), либо в процессе консультации выясняются проблемы оптанта. Например, родители настойчиво толкают юношу (девушку) к выбору профессии, которая нравится только им самим, служит для удовлетворения их нереализованных интересов и потребностей. В этом случае возможно перетекание профконсультации в консультацию по поводу детско-родительских отношений или личностно-направ-ленную. При отсутствии у профконсультанта соответствующей подготовки и опыта возможно направление клиента (клиентов) к другому специалисту. Особое направление составляет работа психологов-консультантов, связанная с управлением персоналом, его набором, оценкой, развитием и т.п. Подробнее ознакомиться с этой обширной темой читатель может в соответствующей литературе (Управление персоналом, 1998). \
Глава 11 11.2. Проблемы безработицы Безработица в России с начала 1990-х годов превратилась в реальное явление. По данным федеральных органов государственной службы занятости, к концу мая 1998 года на учете состояло 2.1 млн незанятых трудовой деятельностью граждан, при этом статус безработного имели 1,9 млн человек. Численность безработных продолжает постоянно увеличиваться. Проблема безработицы вызывает множество тяжелых переживаний. По результатам исследований Л.Пельцман выделяется несколько фаз развития специфических стрессовых состояний у безработных: Фаза 1 — состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, при котором страх и другие негативные эмоции выступают как факторы риска (точнее было бы, наверное, сказать, что это факторы провоцирующие), при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Фаза 2 — наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3—4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени. Некоторые отмечают улучшение состояния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы. Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Фаза 3 — утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. Обнаруживаются деструктивные изменения, которые касаются здоровья, психики, социального положения. Наблюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостояния неприятностям. Особенно велики Консультирование по проблемам, связанным с работой 157 деструктивные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черновой работе. Не менее неприятны для человека колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Они могут вести к прекращению поисков. Фаза 4 — беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности (Пвльцман, 1999). Безработица, конечно, была и остается актуальной проблемой не только для нашей страны. И на Западе, и в России она имеет общие черты. Так, Коринн Свит пишет, что при увольнении человек вынужден начинать все сначала, возможно с потерей социального статуса. Безработица может быть причиной сильных стрессов, потому что: 1) у вас мало денег или их совсем нет. Современные 2) отныне у вас низкий социальный статус. Вопреки 3) если вас уволили, вы страдаете не только от потери
Глава 11 переобучение в солидном возрасте. В 40 лет каждому хочется иметь работу с реальными перспективами; 4) отношения в семье становятся напряженными. Жизнь 5) изоляция. Отныне вы не член группы, не участник 6) перед лицом нищеты и в отсутствии перспектив без 7) некоторые люди становятся безработными, потому Все, перечисленное К. Свит, встречается в жизни и российских безработных. Наступает социальная, а за ней и психологическая дезадаптация. Отсутствие работы является огромным стрессогенным фактором, ведущим к депрессии и деструктивным изменениям личности, особенно для тех, кто не мыслит себя без работы. Людям, потерявшим работу, свойственны повышенная тревожность, конфликтность, неуверенность в себе, замкнутость, неадек- Консулътирование по проблемам, связанным с работой 159 ватная самооценка, скептицизм. Безработные более подвержены психосоматическим заболеваниям. Они чаще страдают от бессонницы, потери аппетита, головных болей, что зачастую понуждает их к чрезмерному применению обезболивающих и снотворных средств, которое может привести к возникновению лекарственной зависимости и опосредованно сказаться на «израненной» психике безработного. Таким образом, безработным нужна и социальная, и психологическая помощь. Консультирование безработных может носить характер как кризисного, так и проблемного. В последнем случае это могут быть проблемы семейных отношений, алкоголизации и др. Помимо обычных консультативных целей, задача консультанта заключается также в том, чтобы выяснить реальные нужды людей. При исследовании стресса, происхождение которого имеет экономическую основу, особенно важно сконцентрироваться на способах его преодоления, найти специфические пути управления им. Некоторые специалисты считают, что эффективным антистрессором может быть только сильная социальная поддержка, которая существенно снижает негативные последствия стресса. В этом случае необходима совместная работа психологов-консультантов и специалистов по социальной работе. В наше время решение данной проблемы требует индивидуального подхода с учетом социально-психологических особенностей и статуса безработного. Большая роль в этом принадлежит центрам занятости, которые должны обращать внимание на правильный подбор места работы, должности для каждого безработного, заниматься организацией курсов переподготовки или получения смежной специальности, по которым впоследствии большинство безработных могут трудоустроиться. При службах занятости целесообразна и работа психологов, владеющих методами психологического консультирования и разнообразными тренинговыми формами Работы. Например, ряд безработных нуждаются в тренинге уверенности в себе, поведенческих программах найма на работу и т.п.
Глава 11 Учитывая опыт зарубежных стран, стоит обратить внимание на досуг безработных, стараясь привлечь их для какой-либо общественной работы, например для оказания помощи различным социально отягощенным группам населения. Они смогут оказать посильную помощь, общаясь с пожилыми людьми, детьми-инвалидами, детьми из детских домов и приютов, — домов ребенка, школ-интернатов. Развивая социальную службу (в наше время это достаточно актуальная тема), возможно, следует опираться на федеральные программы, с помощью специалистов разрабатывать программы «на местном уровне», использовать помощь заинтересованных лиц, спонсоров, зарубежных специалистов, и находить точки взаимодействия в решении проблем различных социально незащищенных слоев общества. Еще одно из направлений коррекции психосоциальных проблем безработных — создание клубов по интересам, где люди, владеющие каким-либо «ремеслом», любящие и знающие его, могли бы обучить этому других. Следует привлекать к этой работе психологов, психотерапевтов, социологов, использовать активные формы обучения (в том числе различные виды тренинга) и проведения досуга, чтобы по возможности уменьшить отрицательные психоэмоциональные воздействия на безработного. В то же время стоит учесть следующее. Например, Л. Пельцман пишет: «Было бы напрасно думать, что экономические, культурные и экологические условия являются надежными показателями благополучия общества. Психологи давно отмечали, что объективно хорошие условия жизни не обеспечивают удовлетворенности населения. Нет и прямой зависимости между внешними условиями жизни и ее психологическим качеством. Также не существует надежных статистических показателей состояния психологического здоровья общества. Однако можно назвать важные показатели психосоциальной патологии: алкоголизм, самоубийства, разводы, преступления. Эти явления — как причина, так и следствие социального стресса» (Пельцман, 1999). Консультирование по проблемам, связанным с работой 161 Вопросы 1. Назовите этапы профессиональной ориентации. 2. Какие виды консультаций выделяются в профориен- 3. В чем суть гуманистической, психоаналитической и 4. С какими запросами приходится работать психологу- 5. Перечислите фазы развития стрессовых состояний у 6. Какие структуры могут привлекаться к помощи без
6- Зак. 715 Глава 12 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |